Культурология кармин флиер. Кармин флиер. Практическая работа по культурологии Кратко законспектировать вопросы по учебникам Кармина и Флиера
Скачать 47 Kb.
|
Практическая работа по культурологии Кратко законспектировать вопросы по учебникам Кармина и Флиера. Выполнила: Ларченко Е.В. студент 1 курса заочного отделения экономического факультета 14 гр. экономика-менеджмент «Регулятивно - нормативная система культуры». 1.Типы культурных норм. Выделяется 4 типа культурных норм: 1.Институциональные. 2.Статистические(Этнографические) 3.Конвенциональные. 4.Эталонные. Институциональные нормы – играют важную роль в поддержании общественного порядка, представляют собой систему разрешений и запретов на совершение каких-либо действий или высказывание каких-либо суждений, оценок. Статистические нормы – нормы, которые складываются стихийно в виде массового обычая поступать так, а не иначе, оценивать и осмысливать нечто в этом ракурсе, а не в каком-то другом. Конвенциональные нормы – нормы, рожденные в процессе общественного договора, но не имеющие силу закона. Эталонные нормы – специально созданные нормы в качестве образца для подражания. 2.Понятия и функции культурных норм. В культурном пространстве могут одновременно существовать разнородные и противоречащие друг-другу регулятивы. Выполнение разных регулятивов порождает разные формы поведения. В каждой культуре одни формы поведения считаются нормальными, общепринятыми – нормативные, другие же «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов – девиантные. «Норма» - имеет два определения: 1.Признанный обязательный порядок. 2.Установленная мера. Культурные нормы узаконены прежде всего, в том смысле, что поддерживаются силой традиций, общественного мнения, но нередко их фиксируют документально и утверждают инстанциями. Существует общественное мнение и административная система. В общественном мнении основными средствами контролирующего воздействия являются процедуры убеждения, морально-психологические вознаграждение за культурное поведение и морально-психологические наказания за неодобряемое некультурное поведение. Административная система, опирающиеся на закон и властные структуры государства использует материальные и «силовые» средства воздействия. Отсутствие контроля за соблюдением норм – отсутствие культуры. Культурные нормы возникают уже на самых ранних этапах истории человеческого общества. С помощью знаковых систем культуры они передаются из поколения в поколение и превращаются в привычки общества. В первобытные времена культурные нормы образуют системы правил, регламентирующих разделение труда в племени, формы отношений между полами, организацию коллективных действий, быта, управления. Важнейшую роль в архаических обществах приобретают специфические комбинации культурных норм – обряды, ритуалы, церемонии. Во всех примитивных племенах большими ритуальными церемониями обставлялись похороны. Этот обряд требовал сбора всех соплеменников умершего. Кроме требований в архаических обществах существовало табу – запретах и ограничениях. Табу выступали, как средства защиты от возможного вреда, предотвращали нарушения обычаев, охраняли от неосторожного обращения огонь, жилище, орудие труда. У первобытных народов существовали табу племенные, родовые, семейные, индивидуальные. У каждого были свои запреты и ограничения. Однако главную роль в жизни общества играют не столько обряды и ритуалы, сколько культурные норму, которые регулируют отношения между людьми. У русских крестьян общепринятой нормой была взаимопомощь. Они помогали друг-другу в сборке урожая и других делах, которые не занимали большое количества времени. Помощь обычно заканчивалась угощением. Культурные нормы с одной стороны унифицируют поведение людей, обеспечивают единообразие и согласованность коллективных действий. Следование культурным нормам – как необходимое условие для организации совместной деятельности и поддержания общественного порядка. Совместная жизнь была бы невозможна, если не было бы норм, которые регулируют их поведение и взаимоотношения. С другой стороны, культурные нормы представляют собою процедурные, правила, способы и программы деятельности, нацеленные на получение желаемого результата. В этом заключается их технологическая функция. Существуют культурные нормы, которые несут только социальную функцию. Они устанавливают правила социально-одобряемого поведения, но они совсем не технологичны т.к. не указывают конкретных норм и процедур, с помощью которых в каждом отдельном случае эти правила должны быть выполнены, а нормы технологические (например: методики решения задач) – не социальны т.к. определяют лишь решения конкретных алгоритмов. Однако существует множество культурных норм, которые обусловливают как технологическую функцию, так и социальную. Социальная и технологическая функции культурных норм сочетаются в единую регулятивную систему, если результат технологических процедур непосредственно служит решению социальной задачи – сплочению коллектива, упорядочению общественных отношений и т.п.. Множество культурных норм подразделяется на три основных слоя: 1.Общекультурные – распространяются на всех членов общества. К ним относятся правила поведения в публичных местах. Многие из общекультурных норм являются специфичными для определенной культуры и представителям других культур могут казаться странными. Однако из общекультурных норм есть немало таких, которые одинаковы для всех. 2.Групповые – регулируют поведение представителей какой-либо группы людей, составляющие лишь часть общества. Они отличаются большим разнообразием. Могут быть как стандартами поведения, характерными для некоторого класса, так и особыми правилами, которые устанавливают у себя отдельные группировки. Бывает, что групповые нормы вступают в противоречие с общекультурными нормами или нормами более широкой группы. 3.Ролевые – предписывают, как должен вести себя человек в соответствии с выполняемой им социальной ролью. Они определяют характер поведения людей, которое мы ожидаем от человека находящегося в заданной социальной позиции. Поскольку культура обязывает каждого человека следовать определенным ролевым нормам, постольку мы, зная в какой роли выступает человек, вправе ожидать от него действий, соответствующих этой роли. «Причины девиантного поведения». Где есть нормы, там есть и отклонении от них. О норме имеет смысл говорить только тогда, когда предполагается, что она может нарушаться. Это относится и к культурным нормам: наряду с нормативным поведением возможно поведение ненормативное, девиантное. Отклонения от норм – в любом обществе являются постоянными спутниками нормативного поведения. Девиантное поведение имеет место во всякой культуре. Единственная причина девиантного поведения – каждый сам волен выбирать, будет ли он подчинять своё поведение существующим в обществе нормам или нарушать их. Следовательно, причины такого поведения носят индивидуальный характер. Их нужно искать в психических особенностях и нравственных установках личности. Одни люди в любых обстоятельствах пытаются стремиться к общепринятым нормам, другие же обладают же такими чертами ума и характера, которые толкают их к отступлению от принятых норм. Несомненно, у каждого человека есть свобода выбора регулятивов своего поведения и каждый должен нести лично ответственность за свои поступки. Нельзя не согласиться и с тем. Что есть индивиды, потенциально предрасположенные к нарушению социокультурных норм и к преступлениям. Однако всё же невозможно объяснить причины девиантного поведения лишь тем, что существуют люди, психологически предрасположенные к нему. Во-первых: девианты не отделены ничем от законопослушных людей. Все мы когда-то нарушали какие-то культурные нормы. Отсюда делаем вывод, что мы не можем разделить людей на «нормальных» и «девиантных». Во-вторых, совершенно неоправданным является мнение «конформизм представляет собою единственный тип недевиантного поведения». Конформизм, согласно общепринятому определению, есть «изменение поведения или убеждений человека в результате реальногоили воображаемого давления группы». Соблюдение норм совсем не обязательно сопряжено с конформизмом. Причины, заставляющие людей следовать в своём поведении существующим в культуре социокультурным нормам могут быть различными. В одних случаях эти нормы выступают как само собою разумеющиеся. В других случаях социокультурные нормы могут приниматься и выполняться человеком потому, что он осознанно и обдуманно признаёт их отвечающими его собственным взглядам и убеждениям. |