папка философа. Практическая работа Тема наследие философа иммануил Кант огсэ. 01Основы философии
Скачать 49.99 Kb.
|
практическая работа
г.Набережные Челны 2020 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Иммунуила Канта принято называть "основоположником немецкой классической философии". Его труды заложили основы европейского духовного развития. Для Канта проблема человека стоит на первом месте, и главная тема для него – человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе развития человеческого общества – в период гуманизации всех отраслей естествознания и гуманитарных наук, в том числе и философии. В «докритический» период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом. В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Актуальность темы заключается в том, что философия Канта оставила колоссальное наследие в истории и играет значительную роль в современном мире. Для того чтобы написать работу, посвященный философии Иммануилу Канту необходимо осмыслить и понять его взгляды, мысли и идеи. Целью работы является изучение грандиозных философских учений Иммануила Канта. Основными задачами будут являться: рассмотреть основные этапы жизни И.Канта; выделить основные взгляды философа; изучить докритический и критический период. ГЛАВА 1 Биография Иммануила Канта Иммануил Кант – крупнейший немецкий ученый, философ, основатель немецкой классической философии, человек, чьи труды оказали огромное влияние на развитие философской мысли XVIII и последующих столетий. В 1724 г., 22 апреля, Иммануил появился на свет в прусском Кенигсберге. С этим городом будет связана вся его биография; если Кант и покидал его пределы, то на небольшое расстояние и ненадолго. Будущий великий философ родился в небогатой многодетной семье; отцом его был простой ремесленник. Одаренность Иммануила заметил доктор теологии Франц Шульц и помог ему стать учащимся престижной гимназии «Фридрихс коллегиум» [4]. В 1740 г. Иммануил Кант становится студентом Кенигсбергского университета «Альбертину», однако смерть отца помешала ему отучиться полностью. В течение 10 лет Кант, материально обеспечивая семью, работает домашним учителем в разных семьях, покинув родной Кенигсберг. Непростые житейские обстоятельства не мешают ему заниматься научной деятельностью. Так, в 1747–1750 гг. в центре внимания Канта была собственная космогоническая теория происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, актуальность которой не утрачена до настоящего времени. В 1755 г. состоялось его возвращение в Кенигсберг. Канту наконец удалось не только закончить университетское образование, но и, защитив несколько диссертаций, получить степень доктора и право заниматься преподавательской деятельностью как доцент и профессор. В стенах своей альма-матер он проработал четыре десятка лет. До 1770 г. Кант трудился экстраординарным доцентом, после – ординарным профессором кафедры логики и метафизики. Философские, физические, математические и другие дисциплины Иммануил Кант преподавал студентам вплоть до 1796 г. В 1796 г. Иммануил Кант перестал читать лекции, в 1801 г. уволился из университета, но не прекращал научной деятельности до 1803 г. Мыслитель никогда не мог похвастаться железным здоровьем и нашел выход в четком распорядке дня, неукоснительном следовании собственной системе, полезным привычкам, которые удивляли даже педантичных немцев. Кант так и не связал свою жизнь ни с одной из женщин, хотя не имел ничего против прекрасного пола. Размеренность и аккуратность помогли ему прожить дольше, чем многие его ровесники. Скончался в родном Кенигсберге 12 февраля 1804 г.; похоронили его в профессорском склепе городского кафедрального сбора. [12] ГЛАВА 2 Взгляды философа 2.1 Теория идей Иммануил Кант считал, что человек может решать свои проблемы, опираясь не только на разум. В целом, творчество философа, выражающие его идеи делится на 2 периода – докритический (1746-1781) и критический (1781-1804). Докритический период, до 1770 года. В это время Кант развивал идеи о гравитационном взаимодействии Луны и Земли. Он выдвинул гипотезу, что Солнечная система возникла из газовой туманности естественным путем. Ему удалось создать динамичную картину мира, не соответствующая господствующей метафизико-механистической модели мира. Эти идеи позволили Канту сформулировать новое учение диалектики о внутренних источниках развития. Критический период, с 1770 года. Выделил основные познавательные способности: Чувственность. Хаос ощущений можно упорядочить временем и пространством. Рассудок. Он обладает априорной способностью к продуцированию категорий и понятий, формированию суждений. Также рассудок наделен продуктивным воображением, благодаря которому осуществляется синтез рационального и чувственного. Разум. Способен формировать предельные цели познания в виде идей души, Бога и природы (в сфере внутреннего опыта, общего опыта и сфере внешнего соответственно). [4] В ней мыслитель анализирует высший философский разум и утверждает, что и в этом случае разум запутывается в неразрешимых противоречиях, которые исключают возможность познания сущности вещей. Эти противоречия Кант называл «антиномиями», включающими в себя взаимоисключающие суждения, каждое из которых может быть доказано как истинное. Кант привел 4 примера таких антиномий (каждое из которых содержит тезис и антитезис): 1) «Мир имеет начало во времени и ограничен только в пространстве» (тезис); «Мир не имеет начала во времени и безграничен в пространстве. Он бесконечен в пространстве и во времени» (антитезис); 2) каждая сложная субстанция и состоит, и не состоит из простых частей; 3) существуют два рода причинности – один соответствует законам природы, другой – свободе (тезис); существует одна причинность, соответствующая законам природы (антитезис); 4) существует и не существует абсолютно необходимое существо.[1] Таким образом, Кант явился представителем агностицизма. Ему принадлежит разделение моральных законов на 2 класса: Гипотетические, которые оцениваются последствиями и они диктуют поступки. Категорические, которые побуждают к самоценным поступкам. И человек должен в своих поступках ориентироваться только на моральные нормы, независящие от природных законов и субъективных представлений. Познающее сознание, за Кантом, являет собой некую машину, обрабатывающую чувственный материал и придающую ему форму суждений и представлений. Деятельность познающего сознания ограничивается сферой опыта. Хотя Кант в сфере разума не нашел доказательств существования Бога, но его существования философ не отрицает. В точности так же, как и возможности свободы, бессмертие души. 2.2 Теория познания Человек, этика и право – вот главные темы философского учения Канта. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной – метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различай воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. [11] В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него – лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы. В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сипа суждения», позволяющую осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта. Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания – не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек используег в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения. В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для обьединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя. Согласно Канту, мы познаем только явления – мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия. [11] Скрупулезно разрабатывая свою концепцию о «вещах в себе», Кант имел в виду, что в жизни индивида, в нашем отношении к миру и человеку есть такие глубины тайн, такие сферы, где наука бессильна. По Канту, человек живет в двух мирах. С одной стороны, он часть мира явлений, где все детерминировано, где характер человека определяет его склонности, страсти и условия, в которых он действует. Но с другой, помимо этой эмпирической реальности у человека есть иной, сверхчувственный мир «вещей в себе», где бессильны привходящие, случайные, непостижимые и непредвидимые ни импульсы у самого человека, ни стечение обстоятельств, ни диктующий свою волю нравственный долг. 2.3 Диалектика Имманиула Канта У Канта диалектика является не чем иным, как разоблачением иллюзий человеческого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. Так как научным знанием, по Канту, является только такое знание, которое опирается на чувственный опыт и обосновано деятельностью рассудка, авысшие понятия разума(бог, мир, душа, свобода) этими свойствами не обладают, то диалектика обнаруживает неминуемые противоречия, в которых запутывается разум, желающий достигнуть абсолютной цельности. Однако эта чисто негативная трактовка диалектики имела огромное историческое значение, так как обнаружила в человеческом разуме его необходимую противоречивость. Это привело в дальнейшем к поискам путей преодоления данных противоречий, что и легло в основу диалектики в положительном смысле. Следует отметить также, что Кант впервые в новой философии указал на большое и самостоятельное философское значение диалектики. Но даже Кант бессознательно поддался впечатлению от той огромной роли, которую диалектика играет в мышлении. И все же вопреки своему дуализму, метафизике и формализму он незаметно для самого себя весьма часто пользовался принципом единства противоположностей. Так, в главе «О схематизме чистых понятий рассудка» своего основного труда «Критика чистого разума» он вдруг задает себе вопрос: каким образом чувственные явления подводятся под рассудок и его категории? Ведь ясно, что между тем и другим должно быть нечто общее. Это общее, которое он называет здесь схемой, есть время. Именно время связывает чувственно протекающее явление с категориями рассудка, так как оно и эмпирично, и априорно (доопытно). [1] Тут у Канта, конечно, путаница, потому что, согласно его основному учению, время не есть нечто чувственное, так что эта схема отнюдь не дает объединения чувственности и рассудка. Однако несомненно и то, что бессознательно для самого себя Кант понимает здесь под временем становление вообще, а в становлении каждая категория в каждый момент возникает и в тот же момент возникает и в тот же момент снимается. Так, причина данного явления, характеризуя собой его происхождение, обязательно в каждый момент проявляет себя по-разному, то есть постоянно возникает и исчезает. Даже знаменитые антиномии Канта (как, например: мир ограничен и безграничен в пространстве и во времени) в конце концов тоже снимаются Кантом при помощи метода становления: фактически наблюдаемый мир конечен. Однако найти этот конец во времени и в пространстве мы не можем. Поэтому мир и не конечен, и не бесконечен, а существует только искание этого конца согласно требованию разума. Таким образом, диалектический синтез (например, чувственности и рассудка) фактически строился самим Кантом, но метафизически-дуалистические предрассудки помешали ему создать здесь ясную и простую концепцию. [13] 2.4 Учение о праве и государстве Государство – объединение множества людей, подчинённых правовым законам. В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных. Кант признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чём угодно, только повинуйтесь». Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Он высказывается за создание равноправного союза народов. Кант считал, что такой союз приближает человечество к осуществлению идеи вечного мира. [9] ГЛАВА 3 Анализ пяти высказываний Иммунила Канта Был проведен анализ высказываний Иммануила Канта: «Если наказывать ребёнка за дурное и награждать за доброе, то он будет делать добро ради выгоды». А вот эта мысль свежая. В капиталистическую эпоху методика выгоды добрых поступков очень популярна. Но суть добра – в том, что ты тратишь ресурсы – время и деньги, не рассчитывая на отдачу. Ты ее все равно получишь – добро творить приятно, а благодарность окружающих приводит к всплеску дофамина. «Мужчина ревнует, когда любит. Женщина – даже когда не любит. Ведь поклонники, завоеванные другими женщинами, исчезают из круга её поклонников». Тонкое наблюдение. Это объясняет знаменитое пушкинское «Чем меньше женщину мы любим тем больше нравимся мы ей». Уход даже нелюбимого мужчины сильно уязвляет женщину, потому что она теряет ресурс. В дикой природе в ходе эволюции выработан этот рефлекс. Поклонники помогают женщине достичь своих целей. Они – ее армия! Главное умело ими управлять. «Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё не есть всё». Дело не в человеческой жадности. Просто желать и прилагать усилия ради этого – неотъемлемые свойства нашей натуры. А счастье - кратковременно. Нас увлекает и мотивирует именно погоня за счастьем. «Человек может стать человеком лишь благодаря воспитанию». Мысль, на первый взгляд, проста. Но именно ее мы недооцениваем. Мы часто полагаемся на генетику и удачу. Но все главные человеческие качества нужно воспитывать. И в себе и в других. Иначе первобытные чувства, как жадность, могут брать вверх. Но в современном обществе, чаще всего, это заводит в тупик. «Мудрый может менять мнение; глупец – никогда». Почему-то в нашей культуре неизменность мнения часто наделяется положительными свойствами. Если человек не меняет мнения – значит, мол, он уверен в себе, принципиален и тверд. ЗАКЛЮЧЕНИЕ «Письмо философу» Здравствуйте уважаемый Иммануил Кант! Меня зовут Валерия, я студентка НТТ и живу в 21 веке. Я хочу Вам сказать, что Ваши теории, мысли, которые Вы поведали миру в 18столетии, актуальны не только сегодня. Но и будут современными и в будущем. Я считаю, что Ваши некоторые высказывания – это вопросы на все времена, ответы на которые люди будут искать во все времена и на протяжении своей жизни. Особенно это актуально сегодня, в веке очень стремительной, динамичной жизни, в вашем 18 веке жизнь была более размеренной. На первый взгляд может показаться, что Ваши учения очень сложны в восприятии, однако это совсем не так. Достаточно лишь поразмыслить над ними и каждому станет ясно, что Вы полностью правы! Ведь на самом деле нашему знанию доступны только те факты, которые являются объяснимыми нашими знаниями. Ваши некоторые высказывания я слышала и ранее, и я с вами согласна. Пожалуй, для меня, Вы – философ, который заставил меня о многом задуматься. Ведь Ваши работы произвели на меня наибольшее впечатление, в сравнении с остальными теориями, освещёнными на теоретических занятиях. По причине того, что, будучи выдающимся учёным своего времени, Вы оставили после себя колоссальное наследие в философии. Спасибо Вам, что заставили задуматься!!! СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Асмус В. Ф., "Диалектика Канта", 2 изд., М., 1930 г. Асмус В. Ф., "Философия И. Канта", М., 1957 г. Гриненко Г. В. История философии. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 688с. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - М.: Рольф, 2001. - 416с. Деброхин А. М., "Диалектика у Канта" в книге: Архив К. Маркса и Ф. Энгельса., М., 1973 г. Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. - СПб: Университетская книга, 1997. - 448с. Суслова Л. А. Философия Иммануила Канта М. Просвещение 1991 г. Учебное пособие / А.И. Демидов, А.Ф. Бичехвост, Т.А. Алексеева; Отв. ред. А.И. Демидов. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 432 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-91768-342-3, 1000 экз. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юристъ, 1998. — 163 с. 2. Философский энциклопедический словарь. М., 1983 Шашкевич П. Д., "Теория познания И. Канта". М., 1961 г. [Электронный ресурс]: http://ovseytsev.trinitas.pro/2013/04/12/dialektika-v-novoe-vremya/ [Электронный ресурс]:https://www.wisdoms.one/biografiya_immanuil_kant.html |