Главная страница

Практические приёмы проектной деятельности. практические приёмы проектной деятельности. Практические приёмы проектной работы с научнопознавательными сказками на уроках литературного чтения в младших классах


Скачать 18.07 Kb.
НазваниеПрактические приёмы проектной работы с научнопознавательными сказками на уроках литературного чтения в младших классах
АнкорПрактические приёмы проектной деятельности
Дата20.11.2022
Размер18.07 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлапрактические приёмы проектной деятельности.docx
ТипСказка
#801077

Практические приёмы проектной работы с научно-познавательными сказками на уроках литературного чтения в младших классах
При работе с текстами научно-познавательных сказок на уроке литературного чтения используем последовательность в работе учителя и обучающихся над произведениями о природе.

Литературно-творческая деятельность протекает в определённой последовательности, которая постепенно усваивается и запоминается детьми. Первое время при освоении данной деятельности они пользуются памяткой.

При работе над научно-познавательными сказами мы находим различные жанровые признаки, помогающие отличить сказку от других видов произведений о природе.

1. Использование приёмов устного народного творчества:

– наличие элементов сказочной композиции: зачин, троекратные повороты и так далее («Росянка – Комариная смерть» В.В. Бианки);

–животные, которые говорят человеческом («Лесные шорохи Н.И. Сладкова; «Люля, «Приключения муравьишки» В.В. Бианки»);

– диалог («Лесные шорохи Н.И. Сладкова);

– юмор;

– прозрачная мораль;

– сказочный стиль повествования: сочетание с союзом «да», особая последовательность слов в предложении (инверсия), употребление уменьшительно-ласкательного суффикса, стишки-песенки, обилие глаголов, просторечная лексика, образно-устойчивые обороты, имена-прозвища у животных («Чей нос лучше?» В.В. Бианки, «Неслух» Н.И. Сладкова).

2. Имеется главный герой, получающий какие-либо сведения об окружающем мире.

3. Особенность пейзажа, отображение природы, её видов в сказочно-познавательной форме («Тропинка», «Лесные тайнички» Г.А. Скребицкого)

4. Научная информация излагается в доступной форме без специальных терминов.

5. Эмоциональность и передача внутреннего мира персонажей автором произведения (психологизм).

6. Ясность и краткость и выраженной мысли (лаконичность).

7. Перенесение на предметы, животных, явления природы психических свойств, свойственных человеку (антропоморфизм).

8. Нравственное воспитание.

9. Повествование в произведении идёт от первого лица («Лесные тайнички» Ю.Д. Дмитриева, «Лесной голосок» Г.А. Скребицкого).

10. Разнообразная тематика научно-познавательной сказки:

– о явлениях природы («От чего бывают приливы?» С.В. Сахарова);

– о труде («Про дедушку Само» Е.А. Пермяка);

– о вещах («Рукавицы и топор», «Волшебные краски» Е.А. Пермяка);

– о жизни животных («Чей нос лучше?» В.В. Бианки).

Кроме того выделяем жанровые разновидности научно-познавательной сказки:

– сказки-несказки («Чей нос лучше?», «Росянка – Комариная смерть», «Первая охота» и другие В.В. Бианки);

– сказки-диалоги ( «Лесные шорохи» Н.И. Сладкова);

– сказки-повести («Если посмотреть вокруг Ю.Д. Дмитриева);

– сказки-загадки («Лесные тайнички» Ю.Д. Дмитриева);

– циклы («Сорочьи тараторки» Н.И. Сладкова, «Синичкин календарь» В.В. Бианки).

Такой разбор текста помогает в проектной деятельности по научно-познавательным сказкам.

В работе со сказкой можно использовать самые разнообразные формы. Они могут осуществляться в беседе о сказке, в задаваемых учителем вопросах, в качестве творческих заданий, проектов, которые предлагаются детям после знакомства с познавательной сказкой. Такие задания позволяют более внимательно изучать произведения, подробно рассматривая эпизоды и диалоги, знакомиться с биографией авторов. Кроме того, при помощи учителя дети научатся творчески подходить к изучению научно-познавательных сказок.

Целенаправленно метод проектов применяю со второго класса, так как именно в этом возрасте наиболее эффективно происходит развитие творческого мышления, воображения. Дети хотят что-то создать, поднять личный имидж, показать свои способности. Учителю нужно внимательно отнестись к творческим проявлениям каждого ребёнка, вовремя стимулировать его деятельность.

При чтении сказки «Родничок» В.И. Белова проводились следующие приёмы: слушание, разбор произведения, чтение по ролям, создание модели обложки, инсценировка.

Прослушав сказку, детям было предложено составить схемы, с кем и в какой последовательности встречался родничок, при этом вводим «замещение» героев начальными буквами их названия:

Р – родничок; З – зайчик; К – комар; П – пчёлка; М – Маша; С – синичка; Д – дедушка.

В итоге был составлен следующий схематический план:

Р Р и П Р и С Р и З Р и М Р и Д Р и К.

После чтения по ролям дети выполнили модель обложки:


В. Белов

В.И. Белов






Родничок

Затем дети распределились по ролям и инсценировали сказку, при этом нужно было не только правильно говорить слова, но и передать повадки героев сказки, интонацию голоса, как изменилось настроение до встречи с комаром и после неё.

На дом было задано прочитать книжки-малышки с научно-познавательными сказками и принести их на следующий урок.

На следующем уроке дети пересказывали прочитанные дома сказки, совместно составляли к ним модели обложек.

В третьем классе изучается научно-познавательная сказка В.В. Бианки «Люля». Чтобы заинтересовать детей и включить их в творческую деятельность, был разработан проект «В.В. Бианки – любитель природы».

Класс был поделен по желанию детей на три группы: биографов, актёров, сказочников.

Биографы искали из различных источников сведения о писателе, интересные факты из его жизни, которые не отражены на страницах учебника. Отобранный материал был оформлен в виде презентации.

Актёры распределили между собой роли героев сказки, сделали маски, показали инсценировку сказки.

Так как всем было жалко маленькую храбрую птичку, сказочники придумали свои варианты заключения сказки со счастливым концом и рассказали одноклассникам.

Дима рассказал свой вариант, в котором зверям стало стыдно за свой поступок, они по крошечке отдали землю птичке, обогрели её. Так как она была очень маленькая, ей было достаточно горстки земли.

Маше захотелось оживить добрую птичку по-своему. Когда птичка уже не могла дышать от усталости и холода, с неба опустилось пушистое облако и подняло бездыханное тельце поближе к солнышку. Птичка согрелась от солнечных лучей, понежилась в пуховом облаке и так как она была очень доброй, то превратилась в птицу счастья и делала очень много добрых дел.

Таким образом, работая над проектом, обучающиеся глубже постигают особенности данного жанра, знакомятся с произведениями, не входящими в программный перечень, расширяют свой словарный запас, выясняют появление многих крылатых выражений.

Со своей стороны стараюсь помочь детям самостоятельно интерпретировать научно-познавательные сказки (комментировать, толковать), использовать читательскую фантазию, при этом приучаю их к самостоятельной поисково-творческой работе с учётом их возраста, интересов, возможностей.


написать администратору сайта