ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ ММУ. История искусств ММУ практические задания. Практических заданий по дисциплине история искусств
Скачать 26.97 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИСТОРИЯ ИСКУССТВ Группа 21Ж191 Студент МОСКВА 2022 Практическое задание №1 Охарактеризуйте основные этапы эволюции наскальных изображений в первобытном искусстве Первобытное искусство - это искусство эпохи первобытнообщинного строя. Возникло в каменном веке около 35 тысяч лет назад, с появлением человека современного типа (Хомо Сапиенс - человека Разумного). Первобытное искусство делиться на три основных этапа: палеолит, мезолит и неолит. В каждый их этих этапов изобарзительное искусство имеет свои характерные особенности. Этапы развития наскальной живописи палеолита Прежде, чем начать рисовать, древний человек пытался освоить приемы изобразительного искусства, подражая следам, оставленным дикими зверями. 1. "Макароны" - подражательные знаки, имитировавшие следы когтей пещерного медведя. 2. Контурные изображения зверей. Это самые первые изображение животных, выполненные первобытными людьми. Очень примитивные, упрощенные, схематично передающие фигуру зверя. Изображались только те животные, на которых охотилось племя, так как рисунки носили магический характер и должны были помогать охотникам в удачной охоте. 3. Силуэтное изображение зверя. Это следующий этап в эволюции изображения зверей. Силуэты полностью закрашивались краской, а сами животные передавались более детально и в движении. 4. Объемное изображение зверя. Наивысший расцвет палеолитической живописи. Изображения выполнялись несколькими цветам и с помощью усиления или ослабления тона передавался объем. Рисунки этого периода часто выполнялись в натуральную величину и имели высокую проработку деталей. Опишите пирамиды Древнего Египта. Египетские пирамиды — древние каменные сооружения пирамидальной формы, расположенные в Египте. Количество объектов, идентифицируемых как египетские пирамиды, варьируется от 118 до 138 (по данным ноября 2008 года). Большая часть пирамид была построена в качестве усыпальниц для фараонов Древнего и Среднего царств. Древнейшие из известных пирамид находятся в Саккаре. Самой древней считается пирамида Джосера, построенная архитектором Имхотепом в период с 2667 по 2648 гг. до н. э. Древние пирамиды Египта, например Хеопса, как и постройка Хафра, включают по пять погребальных ям, соединенных переходами. Вместе с моргом, Долиной храмов и соединительной дамбой это составляет 430 метров в длину, вырезанных в скале. Погребальная камера, которая находится под землей, сохраняла красный гранитный саркофаг с крышкой. Опишите храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Древнеегипетский храм в Карнаке – это ансамбль, состоящий из трёх частей, посвящённых разным божествам фиванской триады: верховному богу Амону-Ра, его супруге, царице Мут, их сыну Хонсу, богу Луны. Храмовый комплекс в Луксоре (Ипет-Рес) – культовый памятник. Построен в честь бога Амон-Ра. Начало строительства – XIV век до н.э. при фараоне Аменофисе. Размер храмового комплекса – 208 метров в длину и 54 метра в ширину. Описание изучаемого архитектурно-художественного памятника. Луксорский храм – храмовый комплекс, построенный в честь бога Амон-Ра. Перечислите основные памятники гробницы Тутанхамона Но в основном искусство времени Тутанхамона представлено памятниками его гробницы. Это скульптурные и рельефные изображения богинь и богов, сопровождавших погребальный обряд, а также многочисленные портретные изображения фараона. Ряд из них имеет чисто канонический характер (золотая маска Тутанхамона, статуи «ка»); другие отличаются более свободной трактовкой традиционных сюжетов (фараон в священной ладье, изображения Тутанхамона и царицы на спинке парадного трона; сцены охоты в росписях ларца). Основные архитектурные памятники Возрождения Кафедральный собор Святого Петра в Ватикане (Италия) – один из лучших образцов архитектуры эпохи Возрождения. Крупнейшая и одна из самых значимых христианских церквей мира была построена в XVII веке культовыми зодчими, скульпторами и художниками Высокого Возрождения (частично барокко), среди которых можно выделить Джованни Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), Карло Мадерно (Carlo Maderno), Микеланджело (Michelangelo Buonarroti), Донато Браманте (Donato Bramante) и Рафаэля (Raffaello Santi). Палаццо Медичи-Риккарди (Palazzo Medici Riccardi) – первый родовой замок семьи Медичи, который является образцом раннего Ренессанса. Он также считается первым зданием построенном в стиле эпохи Возрождения на территории Флоренции, превратившийся в эталон, который никто так и не решился превзойти. Понадобилось 20 лет, чтобы строгое и величественное снаружи здание, внутри превратилось в изысканный дворец, где до сих пор можно увидеть работы итальянских мастеров – Микеланджело, Донателло, Беноццо Гоццолии Боттичелли и Микелоццо ди Бартоломео, который и спроектировал палаццо для знаменитого семейства. Сикстинская капелла (Capilla Sixtina) в Апостольском дворце задумывалась, как оборонительное сооружение и внешне выглядит более чем просто и обыденно, но переступив ее порог сразу понимаешь, почему ее называют «жемчужиной Ватикана». Преображением капеллы и созданием бессмертного восхитительного образа занимались одни из крупнейших мастеров эпохи Возрождения – Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Роселли и Рафаэль. Но больше всего пришлось приложить усилий Микеланджело Буонарроти, который хоть и тяготел к скульптуре, но пришлось взяться за создание гигантских размеров фресок на потолке и алтарной стене. Невероятной красоты фрески с Библейскими мотивами не одно столетие вызывали и восхищение, и яростную критику из-за обнаженной натуры, но все же разум восторжествовал и творение великого мастера сохранилось до наших дней. Дворец-особняк для семьи Фарнезе, построенный в 1517 году, часто называют образцом высокой архитектуры эпохи Возрождения. И это неспроста, ведь величественный Palazzo Farnese (он же Палаццо Фарнезе) на протяжении многих веков считается образцом дворцовой архитектуры. Это тот случай, когда лаконичность форм и монументальность впечатляет больше нежели объекты с изобилием декоративных элементов и вычурных деталей. Замок Шамбор (Château de Chambord) был задуман как охотничий домик для короля Франциска I (годы правления 1515-1547 гг.). Но со временем планы были кардинально пересмотрены и вместо хижины появился огромный замок, который превратился в образец архитектуры французского Ренессанса. Особенно примечательным элементом стала центральная лестница. Ее двойная спираль, или лестница ДНК очень быстро превратилась в культовую дизайнерскую идею, которую разрабатывал сам Леонардо да Винчи. Несмотря на то, что Замок Шамбор является уникальным памятником архитектуры и образцом экстравагантности, после Французской революции многие предметы мебели, произведения искусства и декора были или разворованы, или проданы. Чуть позже ущерб был возмещен из запасников Лувра и Компьенского замка. Практическое задание №2 Творчество Андрея Рублева Андрей Рублев воспринял традиции классицизма византийского искусства 14 века, которое он знал по работам греческих мастеров, находившихся в Москве, и особенно по созданиям Феофана Грека московского периода (Донская икона Богоматери, иконы Деисуса в Благовещенском соборе). Другим важным истоком формирования искусства Андрея Рублева является живопись московской школы 14 века с ее проникновенной душевностью и особой мягкостью стиля, опирающаяся на традиции владимиро-суздальской живописи 12 — начала 13 веков. Образы Андрея Рублева в целом адекватны образам византийского искусства около 1400 и первой трети 15 века, но отличаются от них большей просветленностью, кротостью и смирением; в них нет ничего от аристократического благородства и интеллектуального достоинства, воспеваемых византийским искусством, зато предпочтение отдается скромности и простоте. Лица — русские, с некрупными чертами, без подчеркнутой красивости, но всегда светлые, благообразные. Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением»; какие-либо внутренние аффекты им не свойственны. Особенности архитектуры Владимиро-Суздальского княжества Особенность владимиро-суздальской архитектуры: чувство гармонии и вытянутости вверх полуколонки на стенах, усиливающие ощущение вертикали (так называемый аркатурно-колончатый поясок), перспективный портал (со множеством арочек и углублений), высокий цоколь, материал – местный белый известняк. Архитектурный ансамбль Московского Кремля Ансамбль Кремля в Москве включает в себя саму крепость с мощными стенами и башнями, а также храмы и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания. Это ансамбли площадей — Соборной и Ивановской, Сенатской и Дворцовой, Троицкой, а также улицы — Спасская, Боровицкая и Дворцовая. Сюрреализм и С. Дали. Сам Дали так пишет о том, как начиналось его сюрреалистическое творчество: "Но вот случилось то, чему суждено было случиться, — явился Дали. Сюрреалист до мозга костей, движимый ницшеанской "волей к власти", он провозгласил неограниченную свободу от какого-либо эстетического или морального принуждения и заявил, что можно идти до конца, до самых крайних, экстремальных пределов в любом творческом эксперименте, не заботясь ни о какой последовательности или преемственности". Для сюрреализма в том виде, как его исповедовал Дали, нет ни политики, ни интимной жизни, ни эстетики, ни истории, ни техники и ничего другого. Есть только Сюрреалистическое Творчество, которое превращает в нечто новое все то, к чему оно прикасается. Дали прикасался буквально ко всему, что было существенно для человека его времени. Его картины не обошли таких тем, как сексуальная революция ("Загадка желания" и гражданские войны ("Лицо войны", "Предчувствие гражданской войны"), атомная бомба ("Расщепление атома") и нацизм ("Загадка Гитлера"), католическая вера ("Corpus hupercubus", "Христос святого Хуана де ля Крус") и наука, классическое искусство музеев и даже приготовление еды. И почти обо всем он высказывал что-то немыслимое, что-то шокирующее практически всех здравомыслящих людей. И этот вызов был не только его личным делом, это было целью сюрреализма. Дали действительно был сюрреалистом до мозга костей. В сюрреалистические образы превращалось все, что он делал или говорил. Дали всерьез пестовал и культивировал свое сюрреалистическое "Я" теми самыми способами, которые особенно ценились и почитались всеми сюрреалистами. В глазах "разумных и нравственных" людей радикальная философия сюрреализма, взятая совершенно серьезно и без всяких оговорок (как у Дали), вызывает протест. В той или иной степени Дали обошелся дерзко, провокационно, парадоксально, непочтительно буквально со всеми теми идеями, принципами, ценностями, явлениями и людьми, с которыми он имел дело. Это относится к политическим силам ХХ века, к собственной семье, к правилам приличий, к картинам старых мастеров. Он взял идеи сюрреализма и довел их до крайности. В таком виде эти идеи действительно превратились в динамит, разрушающий все на своем пути, расшатывающий любую истину или принцип, если они опираются на основы разума, порядка веры, добродетели, гармонии, идеальной красоты — всего того, что стало в глазах радикальных новаторов искусства и жизни синонимом обмана и безжизненности. Парадоксальные суждения Дали об искусстве приводили в ярость как сторонников радикального авангардизма, так и консерваторов-традиционалистов. С одной стороны он проповедовал "музейный стиль" в живописи, а с другой стороны — предлагал разрушить исторический центр Барселоны, чтобы постоить на этом месте город будущего. Дали настроил против себе своих друзей-сюрреалистов, которые стали его всерьез отрицать и опровергать. Но бессмысленно упрекать Дали в непоследовательности, т.к. алогизм и иррациональность — его программа и его стихия. Именно таков был метод творчества Дали и в жизни, и в искусстве. Он похож на рискованный эксперимент со смыслами и ценностями европейской традиции. Дали словно испытывает их на прочность, сталкивая между собой и причудливо соединяя несоединимое. Но в результате создания этих чудовищных образных и смысловых амальгам явно распадается сама материя, из которой они состоят. Дали опасен для тихого и уютного устройства человеческих дел, для человеческого "благосостояния", потому что он дискредитирует смысл и ценности культуры. Он дискредитирует и религию и безбожие, и нацизм и антифашизм, и поклонение традициям искусства, и авангардный бунт против них, и веру в человека и неверие в него. Сюрреализм в действительности есть не течение в искусстве, а именно тип мышления, система ментальности, способ взаимодействия с миром и, соответственно, стиль жизни. Когда один из журналистов спросил Сальвадора Дали, что же такое сюрреализм, художник ответил: "Сюрреализм — это Я". Основные направления в развитии современного искусства Современное искусство (англ. contemporary art) — совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине XX века, в период постмодернизма. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением, отделяя его от понятия «актуальное искусство», имеющее оценочный, а не хронологический характер. Тем не менее, существует взаимодействие или даже смешение этих понятий. Не случайно, существуют Museum of Modern Art и Museum of Contemporary Art, в коллекциях которых часто можно обнаружить работы одних и тех же авторов. Видами современного искусства можно назвать: абстрагирование, реализм, авангардизм, андерграунд, модернизм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм, реди-мейд, инсталляция, энвайронмент, хэппенинг. |