Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Этапы творчества по Г. Уоллесу.

  • 1. Определите и объясните, какой вид воображения проявляется в каждом из отрывков.

  • Общая психологиия. Общая психология. Практических заданий по дисциплине общая психология


    Скачать 257.13 Kb.
    НазваниеПрактических заданий по дисциплине общая психология
    АнкорОбщая психологиия
    Дата22.09.2022
    Размер257.13 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаОбщая психология .pdf
    ТипСеминар
    #690765
    страница3 из 3
    1   2   3
    2. Мечты и грезы: сравнительная характеристика (с примерами).

    Особенностью воображения в виде мечты является построение образов желаемого будущего, пока еще неосуществленного, а иногда в ближайшем будущем и неосуществимого.
    В своих мечтах люди рисуют яркие картины этого будущего в самых различных областях своей деятельности: мечтают о будущих межпланетных и звездных перелетах, строят в своем воображении необходимые для этого космические корабли, оснащают их пока еще несозданными сложными приборами и двигателями, представляют себе реальную обстановку и условия этих полетов; мечтают об открытиях и способах применения новых видов энергии, об изобретении еще невиданных мощных машин, которые навсегда освободят человека от тяжелого физического труда; о научных открытиях, призванных дать человеку неиссякаемую власть над силами природы; о создании замечательных произведений искусства, способных облагородить человека; о переустройстве человеческого общества на справедливой социальной основе, об уничтожении на земле навечно нищеты, имущественного неравенства, всяких форм эксплуатации человека человеком и т. д.
    Образы, которым отдается человек в своих мечтах, имеют следующие особенности:
    • яркий, живой, конкретный характер образа, со многими деталями и частностями;
    • слабая выраженность конкретных путей к осуществлению мечты, воображение этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции);
    эмоциональная насыщенность образа, его привлекательность для мечтающей личности;
    • соединение мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность;
    • творческий характер образа, ярко выраженные черты нового, ждущего своего осуществления.
    Эти особенности делают мечты важным средством пробуждения инициативы, поддержания энергии человека в
    самых трудных условиях жизненной борьбы, могучим стимулом к деятельности на благо.
    Строя в своих мечтах картины будущего, человек лучше и определеннее представляет себе жизненные перспективы, мечты помогают ему определить и конкретизировать цели своей жизни. И этому не мешает то, что пока еще эти мечты не реализуются сразу и немедленно, что для их осуществления человечество должно пройти еще долгий и трудный путь. Если эти мечты вытекают из интересов общества и основаны на научном предвидении, они рано или поздно найдут применение в практической жизни и так или иначе будут осуществлены.
    От положительных видов мечты следует отличать оторванные от жизни грезы, а также пустые, беспочвенные мечтания, даже отдаленно не имеющие связи с реальной действительностью, насущными задачами, властно выдвигаемыми жизнью перед работниками науки, искусства, техники, политическими деятелями. Такие беспочвенные грезы и бесплодные мечтания лишь расслабляют энергию человека, делают его пассивным членом общества, уводят в сторону от действительности.
    Одним из основных признаков грез является эгоцентричность их содержания. В этом отношении они похожи на историческую память. Однако если эта последняя касается прошлого Я, то мечтания подразумевают будущее, то есть то, что произойдет или может произойти в будущем, причем картины мечтаний касаются судьбы Я. Поэтому понятно, что содержание мечтаний предопределено, с одной стороны, желаниями субъекта и его опасениями и скромностью -- с другой.
    Чем сильнее наши желания и чем меньше возможность их удовлетворения в условиях существующей реальности, тем легче мы, пользуясь любым предлогом, начинаем мечтать об осуществлении наших желаний.
    То, чего нам недостает и что восполнить в условиях существующей действительности невозможно - всем этим мы овладеваем в мире грез. Пленный мечтает о жизни на свободе, эмигрант - о возвращении на Родину, голодный - о пище. Можно сказать, что ничто столь тесно не увязано с мечтами, как наши неосуществленные желания. Поэтому неудивительно, что Фрейд грезы, подобно сновидениям, считал осуществлением желаний.
    Одним из основных признаков грез является эгоцентричность их содержания. В этом отношении они похожи на историческую память. Однако если эта последняя касается прошлого Я, то мечтания подразумевают будущее, то есть то, что произойдет или может произойти в будущем, причем картины мечтаний касаются судьбы Я. Поэтому понятно, что содержание мечтаний предопределено, с одной стороны, желаниями субъекта и его опасениями и скромностью - с другой.
    Однако для учета особенностей содержания наших мечтаний только лишь понятия желания недостаточно.
    Как происходит удовлетворение наших желаний в наших мечтах,
    какие появляются картины, как мы действуем, как и какие преграды преодолеваем - все это зависит как от основных установок личности, так и
    от той установки, что сначала же выработалась у нее в связи с этим желанием. Например, отнюдь не все заключенные какой-либо тюрьмы, мечтающие о жизни на свободе, рисуют себе одинаковую картину своего освобождения. Один может мечтать об амнистии в связи с каким-то большим праздником, которая дарует ему свободу; другой рисует себе картину того, как ему удается вырваться из рук тюремной охраны и бежать; третий представляет себе, что произойдет революция, крушение старого строя, которое влечет его освобождение, после чего он энергично включается в борьбу за укрепление нового порядка.
    В содержании воображения нам даются не только образы удовлетворения желания, а иногда, наоборот, картины, изображающие совсем противоположное положение дел. Общеизвестно, что то, чего опасаешься и что в действительности не происходит и может вообще не произойти никогда, сбывается в воображении.
    Скажем, студент, готовясь к экзамену, начинает представлять: пришла его очередь, он начинает отвечать, но экзаменатор спрашивает его именно то, что он знает плохо, а потому он проваливается на экзамене.
    Разумеется, трудно понять, почему наши грезы обращаются к тому, что совершенно не отвечает нашим интересам, ведь невозможно, чтобы такие картины вызывали у человека удовольствие. Какой же смысл могут иметь мечты, если созданная ими действительность менее благоприятна, чем та реальная действительность, в которой протекает наша повседневная жизнь?!
    Некоторые пытаются решить данный вопрос следующим образом: наши опасения на самом деле выражают наши скрытые желания, следовательно, выполнение в мечтах того, чего боишься, означает выполнение желания (Фрейд).
    Другие авторы, например Штерн, указывают на то, что в жизни встречается множество таких случаев, когда человек не в состоянии выносить неопределенность положения. Поэтому постоянному опасению, что нечто случится, он в конце концов предпочитает, чтобы то, чего он так боится, действительно произошло, прекратив тем самым его мучения. Иногда страх выносить труднее, чем то, чего боишься (Штерн). Это наблюдение совершенно правильно. Однако оно все равно не объясняет, каким образом выполнение в мечтах того, чего боишься, может оказаться хоть как-то полезным, освобождая, пусть даже незначительно, от страха.
    Представляется правильнее усматривать смысл грез, как и фантазии в целом, не в том, что они непременно предназначены для выполнения определенных целей субъекта, а иначе: у субъекта под воздействием определенных условий появляется отрицательная установка относительно определенного явления, эмоционально проявляющаяся в виде переживания страха. Естественно, что если бы данная установка реализовалась, страха, что может произойти то-то и то-то, быть не могло. Следовательно, данная установка нуждается в реализации, а поскольку в реальности это не удается, она перемещается в мир мечтаний.
    То, что это так, хорошо видно и из того, что не все люди в своих мечтах одинаково часто обращаются к картинам осуществления своих опасений. Твердый и сильный, уверенный в себе человек, в целом оптимистически настроенный, о страшном не грезит. Зато в мечтах нерешительных, боязливых и пессимистично настроенных субъектов преобладают именно опасения.
    Картины грез обычно реалистичны. Они касаются нашей судьбы, повествуют о наших приключениях, и понятно, что в них вообще невозможное и фантастическое для человека не фигурирует. Правда, вышеупомянутые заключенные мечтают о выходе на свободу такими путями, о которых в их условиях говорить серьезно не приходится. Однако в принципе обретение свободы таким образом все же не является совершенно невозможным, хотя в тех условиях, в которых находятся эти заключенные, они кажутся фантастическими, совершенно невозможными, но в надлежащих условиях это вполне осуществимо.
    Одним словом, грезы касаются того, что хотя бы умозрительно осуществимо, ведь в мечтах мы не встречаемся ни с кентаврами, ни с химерами, ни с иными нереальными существами. Как бы то ни было, мечта все-таки имеет дело с действительностью. Исследования Смита, опирающиеся на большой материал, показывали, что мечты нормального взрослого человека чаще всего касаются его будущих планов. Поэтому понятно, что в грезах полностью игнорировать действительность невозможно.
    III. Выполнить одно из предложенных заданий (на выбор студента) – письменно.
    2. Этапы творчества по Г. Уоллесу.
    В 1926 году английский психолог Грэм Уоллес в книге «Искусство мыслить» выделил четыре этапа (стадии) любого творческого процесса:
    1. подготовка,
    2. инкубация,

    3. озарение,
    4. проверка.
    Подготовка
    Человек начинает расширять свой кругозор. Здесь предмет его интересов может быть и очень широк, и довольно узок. Как правило, на этапе подготовки субъект творчества идет от более широкого предмета изучения к более узкому. Постепенно формулируется проблема. Иногда просто для корректной формулировки проблемы требуется продолжительное время, на протяжении которого предмет продолжает интенсивно исследоваться.
    Так накапливаются интеллектуальные ресурсы, многие из которые лягут в основу решения. Но большинство, обычно, пропадет зря.
    Для фазы подготовки важно:
    • не стесняться проявлять интерес в какой бы то ни было сфере,
    • осознавать свою исследовательскую деятельность, планировать ее,
    • управлять своим настроением (иногда может потребоваться изучать скучнейший материал для понимания интересного),
    • управлять вниманием (иногда полезна именно длительная концентрация на предмете для глубокого, полного его понимания).
    Инкубация
    Слово происходит от латинского incubatio - высиживание. Имеются в виду птицы, высиживающие яйца до вылупления из них птенцов.
    На периоде инкубации творческая мысль производит бессознательную (в основном) переработку имеющихся данных. К этим данным относятся знания, умения, навыки человека, его разного рода идеи, образы и т.д.
    На этапе инкубации человек не совершает прямых усилий по решению проблемы. Внешне это может напоминать что-то вроде свободного полета фантазии, смешения впечатлений, разных образов, эмоций и т.д.
    Для этого периода в творческом процессе важно:
    • добровольно воздерживаться от сознательных размышлений по данному предмету (можно работать над другой проблематикой или же просто отдыхать, пассивно или активно)
    • иногда можно поддаваться внутреннему соблазну немного пофантазировать по данной проблематике, но ни в коему случае нельзя себя заставлять, как-то побуждать, мучиться поисками решения.
    Озарение
    Рано или поздно возникает момент, когда (обычно) в совершенно случайной ситуации, не имеющей отношения к решаемой задаче, все идеи и мысли, проработанные на стадии подготовки, вдруг преображаются в сознании. В итоге появляется на свет нечто новое, что и предоставляет человеку ключ к решению проблемы.
    Здесь важно:
    • не побуждать себя к озарению (считается, что важное озарение не может быть форсировано и искусственно вызвано);
    • не упустить момент и «зацепиться мыслью» за возникшую идею
    Проверка
    Иногда наша интуиция и мышление могут нас подвести. Нам кажется, что мы чего-то добились, а на деле это оказывается совсем не тем. Часто это бывает просто потому, что нам хочется, очень хочется, чтобы озарение нас наконец посетило, и даже плохая идея нам на время может показаться гениальной.
    Поэтому очень важен этап проверки. Здесь важно направить усилия на проверку правильности своих идей и приступить к оформлению их.

    IV. Практическое задание (письменно).
    1. Определите и объясните, какой вид воображения проявляется в каждом из отрывков.
    а) … Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой.
    Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги, где маленькими кружочками были отмечены безыменные фактории, повторял, как стихи, звучные названия – Югорский шар и Гебриды, Гвадаррама и
    Инвернесс, Онега и Кордильеры.
    Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам (К. Паустовский.
    «Золотая роза»).
    Воссоздающее воображение.
    Оно имеет место в тех случаях, когда, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который им никогда раньше не воспринимался.
    Так, глядя на географическую карту, изучая её как книгу, герой отрывка произведения представляет себе то,что никогда не видел. "Изучал течения неведомых рек..." б) …Неожиданно вспомнились Ромашову недавняя сцена на плацу, грубые окрики полкового командира, чувство пережитой обиды… И в нем тот час же, точно в мальчике… закипели мстительные мысли…
    … И Ромашов поразительно живо увидел себя ученым офицером Генерального штаба, подающим громадные надежды…
    …Вот начались маневры. Большой двусторонний бой. Полковник Шульгович не понимает диспозиции, путается, суетит людей и сам суетится, – ему уже делал два раза замечание через ординарца командир корпуса. «Ну, капитан, выручайте, – обращается он к
    Ромашову. – Знаете по старой дружбе. Уж, пожалуйста». Лицо сконфуженное и заискивающее.
    Но Ромашов, безукоризненно отдавая честь и подавшись на седле, отвечает спокойно- высокомерным видом:
    «Виноват, господин полковник… Это Ваша обязанность распоряжаться передвижениями полка. Мое дело – принимать приказания и исполнять их…» А уж от командира корпуса летит третий ординарец с новым выговором.
    Блестящий офицер Генерального штаба Ромашов идет все выше и выше по пути служебной карьеры…
    (А. Куприн. «Поединок»).
    Произвольное творческое воображение, воображение в ходе которого самостоятельно создаются образы, имеющие личную ценность.
    Образы возникающие в сознании связаны с сильным эмоциональным переживанием, в представленной ситуации участвуют реальные люди, но у них противоположный статус.
    Ромашов таким образом компенсирует нанесенную ему начальником обиду, хотя бы в воображении, потому, что в действительности сделать этого не может.
    1   2   3


    написать администратору сайта