Главная страница
Навигация по странице:

  • Факультет дистанционного обучения ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

  • ФИО студента Горбач Анна Сергеевна Направление подготовки

  • Группа ЭКН-Б-5-З-2020-1_ДИСТАНТ Москва

  • Список литературы

  • Софисты и Сократ. Сходства и отличия их задач. Горбач АС_Философия_ПЗ1. Практическое задание 1 по дисциплине Философия


    Скачать 32.85 Kb.
    НазваниеПрактическое задание 1 по дисциплине Философия
    АнкорСофисты и Сократ. Сходства и отличия их задач
    Дата26.06.2022
    Размер32.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГорбач АС_Философия_ПЗ1.docx
    ТипДокументы
    #615825






    Российский государственный социальный университет
    Факультет дистанционного обучения



    ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1

    по дисциплине «Философия»

    «Софисты и Сократ. Сходства и отличия их задач.»

    (тема практического задания)


    ФИО студента

    Горбач Анна Сергеевна

    Направление подготовки

    38.03.01 Экономика

    Группа

    ЭКН-Б-5-З-2020-1_ДИСТАНТ


    Москва


    Введение



    Софисты — условное обозначение группы древнегреческих мыслителей середины V — первой половины VI века. ДО Н.Э. Первоначально оно было синонимом слова «мудрый» и означало авторитетное лицо в различных вопросах частной и общественной жизни.

    Переворот в античном мышлении начал происходить с появлением афинянина Сократа, сына Софрониска. Он становится известным в Афинах уже в зрелом возрасте. И в то время, когда он начал свой настоящий философский путь, он оказался духовно более могущественным, чем политические лидеры страны, чем многие завоеватели. Говоря об этом времени, мы говорим: эпоха Сократа.

    Жизненный путь Сократа, нравственные и политические конфликты в его жизни, народный стиль философствования, воинская доблесть и гражданское мужество, трагический конец - окружили его имя красивым ореолом легенды.

    В основе сократовской мысли лежит тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, прав и обязанностей, свободы и ответственности, личности и общества. И рассуждения Сократа — поучительный и авторитетный пример того, как ориентироваться в лабиринте этих всегда актуальных вопросов. Обращение к Сократу все время было попыткой понять себя и свое время.

    Софизм



    Софизм — это логическая инверсия, умышленно имитирующая формальную правильность мышления с целью выдать ложные рассуждения за истинные.

    Софисты - древнегреческие философы V-IV вв. до н.э. Искусство красноречия занимало главное место в учении софистов. Что связывает софистов, так это радикальная переориентация с натурфилософских проблем на проблемы этико-политические и эпистемологические. Принципы релятивизма и скептицизма, разработанные софистами, были одним из истоков древнегреческого идеализма.

    При оценке взглядов софистов мы встречаемся с большими трудностями. Из их сочинений почти ничего не сохранилось, а изучение с помощью косвенной информации затруднено, поскольку они не стремились создать некую целостную систему знаний. При обучении они придавали большое значение систематическому получению знаний учащимися, их целью было научить учащихся использовать полученные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому они уделяют много внимания риторике.

    Как философское течение софисты не представляют собой вполне однородного явления Наиболее характерной общей чертой всей софистики является утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок; оно выражено Протагором в его знаменитой фразе: «Человек есть мера всех вещей: сущего в том, что они существуют, и того, чего нет, в том, что они не существуют».

    Софисты не только разрабатывали материалистическое объяснение происхождения природы и происхождения ее тел и элементов, но и пытались критиковать явления культуры, отстаивая преимущества природы над созданием культуры и над искусством. Софисты распространяют учение об относительности на социальные и этические нормы и сводят справедливость к тому, что полезно сильному, утверждая, что каждая власть устанавливает полезные для себя законы.

    В античной софистике почти невозможно найти законченные школы или течения. Наоборот, для него характерно разнообразие взглядов и учений отдельных его представителей. Общей чертой представителей софистики является их социальное положение.

    Пик деятельности софистов приходится на период Пелопоннесской войны. При жизни Аристотеля софистика уже находилась в упадке. Горгий, Протагор, Гипний, Продик и Антифон — одни из самых видных представителей так называемых софистов, ставших софистами. Старшая группа софистов была крупными юридическими и социально-политическими мыслителями. Протагор написал законы, определявшие демократическую форму правления в афинской колонии Фурии на юге Италии, и обосновал идею равенства свободных народов. Те же софисты старшей группы пытались критически исследовать религиозные верования. Работа Протагора о богах была публично сожжена и стала причиной изгнания философа из Афин, несмотря на крайне осторожную формулировку религиозного скептицизма. Продик, развивая взгляды Анаксагора и Демокрита, стал трактовать религиозные мифы как олицетворение сил природы.

    Горгий , наиболее вероятно, был учеником Эмпедокла.Он является виднейшим сторонником релятивизма среди софистов. Его релятивизм граничит со скептицизмом. Как свидетельствует Секст Эмпирик, в сочинении «О несущем. или О природе» Горгий последовательно приводит три тезиса:
    Первый: ничего не существует

    Второй: если что-то и существует, его нельзя познать

    Третий: если это и можно познать, то нельзя его передать и объяснить другому
    При доказательстве этих тезисов он использует аргументацию, отсылающую к элейской. Вся структура доказательства каждого из этих тезисов состоит в принятии определенной посылки, из которой выводятся следствия, приводящие к спору.

    Релятивизм проявляется и в творчестве другого представителя более древней софистики — Протагора, выходца из Абдеры и, как считается, ученика Демокрита. Его взгляды наиболее ярко проявляются в материалистической ориентации старых софистов. Протагор утверждал, что любому предложению можно разумно противопоставить предложение, которое ему противоречит. Материализм Протагора также связан с атеизмом. Приписываемый ему трактат «О богах» начинается со следующей мысли: «Я ничего не могу знать о богах, ни о том, что они существуют, ни о том, что их нет, ни о том, какое у них подобие». По сохранившимся сведениям, Протагора обвинили в нечестии и заставили покинуть Афины.

    Большинство мыслей Протагора относятся непосредственно к человеку, его жизни, к практической и познавательной деятельности. Софисты переносят центр тяжести с царства природы на человека. Это связано и с направленностью всей их деятельности на просвещение людей. Вот почему они придают такое большое значение языку как средству передачи мнений и проверки человеческих «знаний».

    Софисты решают вопрос о возникновении общества с точки зрения стихийного материализма. Они предпочитают естественный порядок вещей, предпочитая его закону как социальной норме. Гиппий также говорит, что закон, управляющий людьми, многое противопоставляет природе. Софисты защищают идею о том, что люди равны по своей природе, и эта точка зрения, развитая Антифонтом и Алкидамом, становится отчасти критикой основного принципа рабовладельческого общества. Утверждение Антифона, что «все мы одинаково во всем рождены природой — и варвары, и греки», значительно опережает свое время, как и тезис Алкидама о том, что «Бог дал всякую свободу, природа не сделала раба».

    Этические воззрения софистов отличались, в частности, от релятивизма, доходя до цинизма. Однако они отражают социальную реальность своего времени. Ничто так не характеризует греческое рабовладельческое общество в конце Пелопоннесской войны, как утверждение Фрасимаха, что «только оно есть не что иное, как благо сильнейшего», или тезис о том, что добро и зло — понятия относительные и что для одного оно благо. потому что другие могут быть злыми.

    Софисты преподавали не только риторику и философию, но и математику, поэзию, музыку, астрономию и т. д. Протагор, например, первым определил род существительных, он разделил речь на четыре типа: просьбу, вопрос, ответ и предписание... и назвал их корнями речи. Продик был известен своими речами о синонимах.

    Известная демократическая направленность виднейших представителей софистики вызвала против них очень живое выступление со стороны известного числа мыслителей, стоявших на стороне аристократии. Такую позицию занимал и один из виднейших философов не только того времени, но и древности вообще, Сократ.

    Сократ(Биография)



    Во времена Сократа не было принято писать биографии. Они ставили на первый план общественную деятельность человека как гражданина полиса и уделяли мало внимания его личной жизни; полноценным гражданином полиса они считали того, кто активно участвовал в общественной жизни и заботился о благе полиса как единого целого.
    Возможно, историки мало знали бы о жизни и личности Сократа, если бы его деятельность не стала предметом судебного разбирательства, в результате которого ему был вынесен смертный приговор. Само же судебное преследование и осуждение Сократа приобрели характер принципиального общественно-политического вопроса, вокруг которого вскоре после его смерти разгорелась острая идейная борьба между теми, кто считал преследование философа правомерным, и теми, кто был с этим в корне не согласен.
    Достоверно известно, что Сократ был казнен в 339г. до н. э., когда ему было 70 лет. Это значит, что он родился в 469 г. до н.э. или годом раньше. Сократ—первый афинский философ.
    По имущественному положению Сократ скорее был беден, чем богат; он получил небольшое наследство и, по словам современников, вел неприхотливый образ жизни и не жаловался на свою судьбу. Сократ был человеком оригинальным в быту, чудаком в философии, поведение его было не всегда обычно. Внешне философ был лыс, приземист, со знаменитой впоследствии шишкой на лбу. Нос был приплюснут, губы толстые, глаза навыкате, а одевался едва ли не хуже, чем рабы и одеяния своего не менял в зависимости от погоды.
    Об общественно-политической деятельности философа ученые собрали достаточно полные сведения. В период Пелопоннесской войны Сократ принимал участие в трех военных операциях в качестве и проявил себя мужественным и выносливым воином, не теряющим присутствия духа при отступлении войска и верным по отношению к боевым соратникам. За год до начала Пелопонесской войны Сократ участвовал в осаде Потидеи, которая объявила о своем выходе из Афинского союза.
    Сократ проявил не только военную доблесть на полях сражений, но и гражданское мужество в сложных перипетиях общественно-политической жизни своей родины. Правда, в вопросе об участии в политике государства, в деятельности его учреждений Сократ избрал весьма своеобразную позицию. Он сознательно избегал участия в государственной жизни, мотивируя это принципиальным расхождением его внутреннего убеждения относительно справедливости и законности с наблюдаемым множеством «несправедливостей и беззаконий, которые совершаются в государстве». В то же время он не считал себя вправе уклоняться от выполнения гражданских, налагаемых на него законами государства.
    Так Сократ исполнял свои общественные обязанности, которые в условиях античной демократии исполняли все свободные афиня­не. Однако Сократ не стремился к активной общественной дея­тельности. Он вел жизнь философа: жил непритязательно, но имел досуг. Был плохим семьянином, не заботился ни о жене, ни о трех своих сыновьях, родившихся у него поздно. Все свое время Сократ посвящал философским беседам и спорам. У него было много учеников. В отличие от софистов Сократ не брал денег за обучение.
    СОКРАТОВСКИЕ ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ.

    ОТ ПРИРОДЫ К ЧЕЛОВЕКУ
    В центре внимания Сократа — человек. Но он рассматривается Сократом только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа—это этический антропологизм.
    Сократ сконцентрировал свое внимание на человеке и человеческом поведении и считал эти проблемы важнейшими для философии. Для Сократа знания и человеческие поступки, теория и практика составляют единство: знание определяет ценность «дела», а «дело» – ценность знания. Отсюда и уверенность в том, что истинные знания и подлинная мудрость, доступные человеку, неотделимы от справедливых дел и других проявлений добродетели. С точки зрения Сократа, не может быть назван философом тот, кто обладает знаниями и мудростью, но, если судить по его образу жизни, лишен добродетели. Таким образом, одним из отличительных признаком истинной философии и подлинного философа, по Сократу, является признание единства и добродетели; и не только признание, но также стремление к реализации этого единства в жизни. Ориентация на этические проблемы и новое содержание, внесенное им в понятие «философия», определили его отношение к натурфилософии, к изучению «космоса» и явлений природы вообще. В глазах Сократа науки о человеке обладают огромным преимуществом перед науками о природе. Это преимущество состоит в том, что первые, изучая человека, дают ему то, в чем он более всего нуждается – познание самого себя и своих дел, ясное осознание того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение.
    Самопознание имело для Сократа вполне определенный смысл. Познать самого себя — значит познать себя как общественное и нравственное существо, притом не только и не столько как лич­ность, а как человека вообще. Главное содержание, цель филосо­фии Сократа —этические вопросы.
    Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, "столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение". Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли. И в этом отношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного жителя Афин. Он следовал указаниям дельфийского оракула и советовал делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды.
    Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.
    Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека.
    Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методологически направленного к определенной цели спора. Не ограничиваясь руководящей ролью в пределах своего философско-политического кружка, Сократ бродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах, в местах общественных собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел беседы с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские, религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную пропаганду своего этического идеализма.


    МОРАЛЬ, КАК ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ СОКРАТА
    Основное содержание сократовских рассуждений посвящено проблемам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Философия, с точки зрения Сократа – это есть подлинный способ познания добра и зла. Это познание Сократ осуществляет в процессе своих бесед. В них Сократ исходит из фактов частной жизни, из конкретных явлений окружающей действительности. Он сравнивает отдельные моральные поступки, выделяет в них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить предшествующие их объяснению противоречивые моменты и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе вычленения каких-то существенных признаков. Целью критической работы ума, по Сократу, должно быть получение понятия, основанного на строго научном определении предмета.
    Сократ учил, что философия – любовь к мудрости, любовь к знанию – может рассматриваться как нравственная деятельность в том случае, если знание само по себе есть добро. И это положение является движущей силой всей его деятельности. Сократ верил, что если человек знает что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идет от незнания, значит знание это источник нравственного совершенства. Истина и нравственность, для Сократа – совпадающие понятия. Можно утверждать, что существует истинная нравственность.
    Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа. Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели.
    Когда говорят, что учение Сократа было по преимуществу этическим, то это верно во всех отношениях. Определение позитивного смысла жизни, иначе говоря, высшего нравственного идеала, его существа и путей его достижения, составляло главное содержание этого учения, и самая теория познания Сократа была совершенно подчинена этой высшей этической цели.
    Истина и нравственность для Сократа - понятия совпадающие. Между мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководствуется этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его. Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо такого, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые, а не мудрые не могут и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость.
    СОКРАТОВСКИЙ МЕТОД ВЕДЕНИЯ ДИАЛОГА
    Сократ, опираясь на элейскую школу и софистов, впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления.
    "Сократический" метод - это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская ирония. Однако Сократ ставил своей задачей не только ироническое раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться истины. Поэтому продолжением и дополнением иронии служила "майевтика" - "повивальное искусство" Сократа. Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию "всеобщего" как основы истинной морали.
    Диалектика, в понимании Сократа, есть метод исследования понятий, способ установления точных определений. Для Сократа диалектика, вопросно-ответный способ обнаружения истины, была прежде всего методом определения этических понятий, т.е. методом нахождения в данном понятии общих и существенных признаков, выражающих его сущность.
    Свою задачу Сократ видел в том, чтобы «навести» собеседника на путь раскрытия содержания тех понятий, которыми владеет определяющий, но настолько смутно, что не в состоянии дать им точное определение. Это и есть «индукция» Сократа, его «индуктивные» рассуждения.
    Ирония – отличительная черта диалектического метода Сократа, его способа ведения диалога и поиска общих определений. Сократовская ирония двуедина: с одной стороны, она связана с его «скептицизмом», с тезисом о знании им своего незнания, с другой – с его майевтикой, основанной на уверенности, что человек скрыто обладает правильным знанием и задача заключается в том, чтобы с помощью искусных вопросов и ответов извлечь из него это знание. Сократ, иронизируя, утверждает – возбуждает в собеседнике потребность в самопознании и самосовершенствовании. Таким образом, отрицание, сопровождающее иронию Сократа, не будучи самоцелью, не является позицией нигилизма.

    Заключение



    В период своего формирования человеческое познание направлено «вовне», к объективному миру. И первые греческие философы стремятся построить образ мира, раскрыть всеобщие основы существования этого мира. Накопление объема знаний посредством философии, разработка инструментария осмысления эволюции общественной жизни, под влиянием которой формируется человеческая личность, формирование новых социальных потребностей привели к новому этапу в развитии философские проблемы. Происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека, его жизни во всех ее различных проявлениях, в философии зарождается субъективистско-антропологическое направление. Основоположниками этого течения являются софисты и Сократ: именно с их деятельности начинается переход от философии как любви к мудрости вообще, как «перво науки» к философии в собственном смысле этого слова. Потому что философия в буквальном смысле слова есть переосмысление, переживание мыслителем своего места, своей роли, своего предназначения в бытии. В философии софистов и Сократа человек становится единственным существом.

    Смещение акцентов в философской рефлексии с природы на человека означало не только более широкую и полную разработку второго по значимости компонента мировоззренческого комплекса, но и коренной перелом в разработке мировоззренческих проблем. С тех пор возникла проблема отношения человека к миру. Уже софисты подчеркивали субъективный характер человеческого бытия, его влияние на восприятие и оценку мира как объекта. Следовательно, начиная с софистов и Сократа, философия впервые формулирует основной вопрос мировоззрения как вопрос об отношении субъекта к объекту, духа к природе, мысли к бытию. Для философии характерно не отдельное рассмотрение человека и мира, а их постоянное соотношение. Философское восприятие мира всегда субъективно, личностно окрашено, его невозможно абстрагировать от присутствия человека знающего, оценивающего и эмоционально прожитого. Философия есть само сознательное мышление.

    Сократ - великий античный мудрец,ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

    Список литературы


    1. Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Прогресс-Традиция. Гайденко, М.А. Солопова, С.В. Месяц, А.В. Серегин, А.А. Столяров, Ю.А. А. Шичалин. 2007 г.

    2. Асмус В. Ф. Античная философия (история философии). - М.: Высшее. Школа, 2002 г.

    3. Ахманов А.С., Логическое учение Аристотеля, М., 1961.

    4. Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. - М., 1961.

    5. Белкин М.В., Плахоцкая О. Словарь Древние писатели. СПб.: Издательство Лань, 1997.

    6. Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1984.

    7. Большая Советская Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1968-1977 гг.

    8. Брадис В.М., Минковский В.Л., Харчева Л.К. Ошибки в математических рассуждениях. - М., 1966.


    написать администратору сайта