Эссе. Практическое задание 1. Практическое задание 1 по учебному курсу Философия права
Скачать 1.29 Mb.
|
М ИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет» (наименование института полностью) Кафедра /департамент /центр __________________________________________________ (наименование кафедры/департамента/центра полностью) 40.04.01 Юриспруденция (код и наименование направления подготовки, специальности) (направленность (профиль) / специализация) Практическое задание №1 по учебному курсу «Философия права» (наименование учебного курса) Вариант ____ (при наличии)
Тольятти 2022 Причины происхождения государства. Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки. А. Гафуров Прошлое и настоящее — наши средства; только будущее — наша цель. Б. Паскаль Введение Прогнозирование есть специфический вид научного анализа – научное предвидение, предсказание будущего – моделирование гипотезы как наиболее вероятной альтернативы развития какого-либо явления, процесса. «Социально-философский анализ тенденций общественного развития предусматривает исследование перспектив и модедей прогресса грядущей цивилизации».1 Вопрос причин возникновения государства был актуален на всех этапах развития юридической наки потому как люди во все времена стремились, осмысливая «следы» прошлого в настоящем определить основные тенденции развития их настоящего в будущее. В качестве основных причины возникновения государства упоминается: - Необходимость совершенствовать управление обществом, связанная с его усложнением в результате развития производства, разделения труда, изменения условий распределения продуктов, ростом численности населения и расслоением общества. Органические концепции происхождения государства появились в середине XIX в. в трудах основоположников органического направления в философской (социологической) мысли Э. Дюркгейма и Г. Спенсера. Согласно этим концепциям, общество представляет собой живой организм, государство – часть организма, его мозг, который выполняет четко заданные функции. Государство здесь представляет собой продукт социальной эволюции, которая, в свою очередь, является производной эволюции биологической. Закон естественного отбора, обоснованный Ч. Дарвином для живых организмов, действует и в обществе. Выживают те социальные системы и соответствующие им политические институты, которые лучше приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям среды. В процессе борьбы людей за свои права, за безбедную и достойную жизнь, в процессе войн и революций происходит форматирование новых форм политического правления, государственного устройства и политических режимов - одна форма государства заменяется другой, более современной. Марксистские концепции происхождения государства XIX в. (К. Маркс и Ф. Энгельс основываются на том, что вся история человеческого общества представляет естественно-исторический процесс последовательной смены первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической общественоэкономических формаций. В основе перехода от менее совершенной формации к более совершенной лежит противоречие между производительными силами и производственными отношениями (формами собственности), в рамках которых эти производительные силы развиваются. В результате совершенствования орудий труда и самого человека в условиях первобытного общества, происходит процесс разделения труда (выделяют три всемирноисторические формы – отделение скотоводства от земледеления, земледелия от ремесла, ремесла от торговли), которое ведет к возникновению излишков продуктов труда и формированию института частной собственности. Психологические концепции происхождения и сущности государства связывают появление государства с особыми свойствами человеческой психики и соответствующим поведением в коллективе. Проповедниками идей этого направления можно считать З. Фрейда, Г. Тарда, Л. Петражицкого. По их мнению, люди от рождения, по природе своей делятся на организаторов и исполнителей, на управляющих и управляемых. Одни любят организовывать и управлять, другие – подчиняться чужой воле. - Необходимость поддерживать в обществе порядок, обеспечивающий его социальную устойчивость, что достигается с помощью общеобязательных социальных норм. Согласно теологической теории (Ф. Аквинский), государство — продукт не непосредственной Божественной воли, а последствий грехопадения первозданных людей. Люди нуждались в общественном противодействии порокам и потому стали устанавливать законы, ограничивающие зло и поддерживающие добро. Государство как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждаются в ограждении от опасных проявлений греха, благословляется (санкционируется) Богом. Поэтому каждый обязан подчиняться государственной власти во всём, что касается земного порядка "отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мк.12,17). В патриархальной концепции возникновения государства Конфуций обосновал теорию «сыновей почтительности», в которой подданные императора – его дети, они послушны, прилежны и покорны своему отцу. Всякое сопротивление власти императора недопустимо, так как недопустимо сопротивление отцу, забота которого о своих детях (подданных) способна обеспечить необходимые условия для счастливой жизни. Данная установка применима также и к обоснованию возникновения государства как необходимость подавлять сопротивление эксплуатируемых масс. Согласно договрной теории возникновения государства у государства и его граждан возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а также ответственность за их невыполнение. Так, например, государство имеет право издавать законы, взимать налоги, карать преступников, но при этом оно обязано защищать свою территорию, жизнь своих граждан и охранять их собственность. Граждане, в свою очередь, обязаны соблюдать законы, платить налоги и т. д., а потому имеют право на защиту своей жизни, свободы и собственности. Концепции насилия активно развивавшиеся в XIX в. (Е. Дюринг, К. Каутский, Л. Гумплович) устанавливали, чтогосударство развивается в результате насильственного порабощения одной части населения другой, одного племени другим. Для управления завоеванным народом или народами необходим разветвленный аппарат насилия и подчинения – государство. Марксистские концепции происхождения государства С появлением частной собственности связано образование классов и появление первого рабовладельческого государства. Сущность государства, согласно марксистским концепциям, заключается в поддержании господства одного класса (экономически имущего) над другим (неимущим) и организации жизни общества в интересах экономически-господствующего класса. Поддержание государства одного класса над другим происходит с помощью силы, которая, по мере развития человеческой цивилизации и перехода от одной общественно-экономической формации к другой, оформляется в систему права, согласно марксизму, это воля экономически-господствующего класса. - Необходимость подавлять сопротивление эксплуатируемых масс, возникшее в результате расслоения общества. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей, согласно теологической теории происхождения государства (Ф. Аквинского), предопределено божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему. Патриархальные концепции возникновения государства дают упрощенный взгляд на процесс возникновения государства и определение его сущности. Они создают ореол святости и уважения государственной власти, а также формируют в гражданах чувства семейственности и родственных отношений, сознательно замалчивая проблемы социальноэкономического и правового неравенства. - Необходимость защищать территорию и вести войны, как оборонительные, так и захватнические. Теологической теорией (Ф. Аквинский), начиная с IХ - Х вв. формулируется так называемая теория двух мечей, согласно которой для защиты христианства богом были даны два меча - церковный и светский. Оба они передаются церкви, которая, сохранив для себя духовный меч, светский передала монарху. (Здесь можно привести в пример Кресто́вые походы, провозглашаемые римскими папами, направленные на освобождение святынь христианства и более поздние, проводившиеся с целями обращения в христианство язычников Прибалтики и подавления еретических и антиклерикальных течений в Европе. В патриархальных концепциях возникновения государства (Аристотель, Конфуций) философы обосновывали свои взгляды тем, что основу любого государства составляет крепкая семья, несколько семей объединяясь образуют селение, а несколько селений, расположенных на одной территории образуют государство, главными задачами которого являются организация порядка на этой территории, защита селян от любых внешних агрессий. Договорные концепции происхождения государства возникли и развивались в XVII–XVIII вв. (Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо, Ж. Л. Монтескье). Согласно этим концепциям, государство представляет собой результат договора между людьми, проживающими на одной территории. До возникновения этого договора (государства) люди находились в так называемом естественном состоянии и реализовывали свои естественные права (право на жизнь, свободу, имущество) по своему усмотрению и желанию. Результатом этого произвола стала «война всех против всех» (Ж.-Ж. Руссо). Для того чтобы положить конец этой войне, люди договорились отторгнуть часть своих прав в пользу органа, который будет стоять над обществом и регулировать взаимоотношения между членами общества, охранять их жизнь и имущество от любых посягательств как внутренних, так и внешних [Синчук Ю., Синчук И. 2012]. Этим органом стало государство. Концепции насилия активно развивавшиеся в XIX в. (Е. Дюринг, К. Каутский, Л. Гумплович) устанавливали, что государство развивается в результате насильственного порабощения одной части населения другой, одного племени другим, с освоением, захватом новых территорий. При этом состояние «войны» является нормой. Психологические концепции происхождения и сущности государства связывают появление государство с потребностью по мере развития первобытного общества организаторов и управленцевы (вождей племен, воинов, шаманов) создавать государственную машину с целью реализации своих властолюбивых устремлений, с одной стороны, а с другой – желаний большинства населения подчиняться чужой воле, а также для пресечения агрессивных действий небольшого круга недовольных лиц, что также находило отражение в ещё одной предпосылке создания государства, необходимости организовывать крупные общественные работы, объединять для этой цели большие группы людей (в ряде стран Азии и Африки). Заключение В большинстве случаев указанные выше причины нашли своё отражение практически во всех основных концепциях возникновения государства. Они действовали совокупно, в различных сочетаниях, при этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин, при этом явно начинаю прослеживаться тенденции в исключении некоторых из этих причин, на современном этапе, из перечня основных. На современном этапе развития (экономическом и производственном), следует говорить, часть из этих причин, связанных с необходимостью обороны, перераспределения ресурсов, организации глабальных работ и обеспечением пропитанием плавно будет отходить на второй план по мере гомогенизации мира (всеобщей глобализации). Из основных этапов становления государства усматривается принцип эволюции государства от животности к очеловеченности (нравственности), что будет обуславливать грядущее государство как кооперацию людей, т.к. человек в своей сущности коллективен, в связи с чем можно выделить новую перспективную причину появления нового государства – «необходимость координации, субординации, кооперации как в любой сложной самоорганизующейся системе»1 в достижении абсолютной нравственности, что потребует определенного состояния институтов, права, механизмов, порядков, процедур в деятельности государства, и это уже предмет для осмысления и начала движения в этом направлении. 1 Моргунов Г.В., Зелинский Н.Е. Социальная прогностика: начало пути.//Идеи и идеалы.-2012.-№ 1(11), т.2.-С. 122-129 1 Сулакшин С.С. Институт государства в мегаистории: Современное состояние и перспективы развития.//Социум и власть. -2013. - №1 (39) - с.51 |