Практическое задание 2 1. Заполните таблицу краткими сведениями об античных философах:
Философ
| Годы / время жизни
| Взгляды (кратко)
| Фалес
| 640/624 —
548/545 до н. э.
| Первоначало – вода, от которой произошло все, что есть в мире. При этом вода одушевлена, она божественна; это связано с населенностью мира богами. Вода постоянно находится в движении, поэтому все вещи изменчивы. Божественность воды выражается в душевной жизни человека.
Под душой Фалес понимал тонкое (эфирное) вещество, которое позволяет человеку чувствовать; именно она является носителем разумности и справедливости. Фалес считал, что все знание нужно сводить к единой основе, а познание основывать на чувственном восприятии вещей. Причем познание мира неотделимо от человека.
| Гераклит
| около 544 года до н. э. — около 483 года до н. э.
| Гераклит считал первоосновой огонь, поскольку именно он наиболее подвижен и динамичен из всех стихий. Путем сгущения огонь может превращаться в воздух, воздух — в воду, вода — в землю. Сама Земля также была частью раскаленного огня, но потом остыла. Огонь у Гераклита обожествлен. Это понятие имеет и нравственное значение, потому что у него есть некое воздающее начало, обладающее нравственной силой. Огонь связан с «логосом», который в рассуждениях Гераклита и слово, и порядок, сущность, закон, мера. Логос имеет функцию управления вещами, процессами, космосом.
Одна из идей Гераклита — идея всеобщей изменчивости и движения («все течет, все изменяется»; река, в которую невозможно войти дважды), которая связана с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием («все едино и все состоит из противоположностей», «все рождается благодаря борьбе»). Гармония также состоит из противоположностей, представляя собой их единство. Сущность и смысл вещей, единство и борьбу противоположностей можно постигнуть с помощью разума, мышления, а также с помощью соединения разума и чувств. Именно последнее и ведет к истинному познанию.
| Сократ
| 470/469 г. до н.э. – 399 г. до н.э.
| Полагал, что познать космос невозможно. Однако человек может познать свою душу (требование «познай самого себя»). Главными для Сократа стали проблем гносеологические и этические, причем первые — как дополняющие этику. Сократ впервые указал на значение понятий, на важность их определения, на роль индукции в их формировании.
Главным способом постижения истины Сократ считал
|
|
| майевтику (диалогический способ рождения нового знания).
Философ считал душу антиподом тела: тело природно и состоит из частиц, душа состоит из понятий. Высшие понятия — добро, справедливость, истина. Благодаря душе человек познает вещи, их место в мире, отношение человека к человеку и к самому себе.
Истина нужна, чтобы действовать, а действия должны быть добродетельны и справедливы.
| Демокрит
| ок. 460 до н. э. — ок. 370 до н. э.
| Демокрит полагал, что существует бесконечное множество миров. Все они состоят из атомов и пустоты. Сами же атомы неделимы и лишены пустоты. Атомы также неизменны и не имеют внутри себя никакого движения; они вечны и неуничтожимы. Число атомов бесконечно, они различаются по четырем признакам: по форме, по величине, по порядку и по положению. Душа человека, по Демокриту, также состоит из атомов, они самые маленькие и шарообразные.
Человек способен проникнуть в глубину предметов; для этого требуются ум и мышление. Демокрит разграничивал чувственное (познание «мнению») и рациональное познание (познание «по истине»). Много внимания Демокрит уделял проблемам этики, в частности вопросам справедливости, честности, человеческого достоинства. Был сторонником демократического устройства общественной жизни.
| Платон
| между 429 и 427
г. до н.э. – 347 г до н.э.
| Разработал идеал государства. Полагал, что управлять государством должны философы, поскольку все современные ему политические режимы считал плохими.
Центральное место в философии Платона занимала проблема идеального. Согласно учению философа, бытие разграничивается на несколько родов бытия: мир идей (вечный, подлинный), мир материи (вечный, мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов; мир временных явлений, а поэтому ненастоящий) и Бог (космический разум, Демиург). Идея выступала как общность, целостность. При этом у каждой вещи, каждого явления был идеальный прообраз. Так, вода может закипеть или замерзнуть, а идея воды не может ни того, ни другого. Она всегда неизменна, целостна. Конкретная вещь погибает, а идея постоянна, она воплощается в других аналогичных конкретных вещах.
Важным свойством идей является их совершенство.
Все множество идей представляет единство.
Центральной идеей является идея блага, высшего добра. Это идея всех идей, источник красоты, гармонии, счастья. Лишь при руководстве идеей блага знание, имущество и все другое становится пригодным и полезным. Без идеи блага все человеческие знания были бы бесполезны. Человек имеет непосредственное отношение ко всем
|
|
| сферам бытия: его физическое тело — от материи душа способна вбирать в себя идеи и устремляться к Демиургу. Душа бессмертна, вечна и способна переселяться из тела в тело. Душа имеет следующую структуру: разум, воля, вожделение У разных людей преобладают разные слои души, а потому выделяются следующие типы людей: разумный, мужественный, вожделенный. Первому типу соответствует сословие правителей, второму — сословие стражников и воинов, третьему — сословие производителей (ремесленников, крестьян, торговцев).
| Аристотел
ь
| 384 г. до н.э. – 322 г. до н.э.
| Философия Аристотеля охватывал всю сумму внерелигиозных знаний, научное знание в целом в противоположность вере. Подразделял философию на теоретическую (метафизика — термин введен Андроником Родосским, натурфилософия, математика), практическую (этика, экономика, политика) и изобразительную (поэтика, риторика, искусство). В собственном же своем значении философия была метафизикой («первой философией»). В нее же включалась логика, которая считалась Аристотелем инструментом любого познания.
Целью любой науки является установление истины, объективного знания о сущем и вещах природы.
Для Аристотеля существовало только множество индивидуальных предметов, заключающих в себе сущность; нет никаких самостоятельных сущностей, пребывающих вне конкретных образований. В разрыве сущности и индивидуальных вещей Аристотель усматривал один из самых серьезных недостатков концепции идей Платона («Платон мне друг, но истина дороже»).
Важное место в мировоззрении Аристотеля отводилось представлениям о форме и материи. Форма очень близка к сущности. Но форма — это внутреннее состояние, принцип каждой вещи; с ней соотносится и смысл вещи. Материя — это неоформленный субстрат, она пассивна, неспособна сама из себя что-то породить. Материя и форма друг без друга не существуют. Единство формы и материи в каждом конкретном случае есть превращение возможности в действительность, есть актуализация возможности.
Для достижения целей человек может объединяться к другими людьми, поскольку он есть политическое животное. Для достижения блага люди создают государство. Если гражданин обязан повиноваться властям и законам, то политик должен быть нравственно совершенным. Все формы государственного устройства Аристотель классифицировал по количеству правящих и по цели правления. По первому признаку он выделял монархию, аристократию и политию (республику) — это
|
|
| правильные формы правления; с другой стороны существовали тирания, олигархия и демократия — это неправильные формы правления. По второму признаку Аристотель выделяя государства, в которых власть имущие заботятся о всеобщем благе, и те государства, где правители пекутся лишь о собственном благе. Указывал на преимущество частной собственности, считал естественным рабовладение. В политическом устройстве различал три части: законодательную, административную и судебную.
| Эпикур
| 342/341 г. до н.э. – 271/270 г. до н.э.
| Систему Демокрита Эпикур дополнил гипотезой о произвольном отклонении атомов от вертикального падения. Именно это делает возможным их столкновение и образование миров. Индивид представляется Эпикуру социальным атомом, который обладает свободу и часто подчинен случаю.
Задачей этики Эпикур считал определение цели человеческой жизни. Целью же жизни является счастье, а счастье — это удовольствие (наслаждение, избавление от физической боли, страдания, страха смерти всякого принуждения). Этика Эпикура обосновывает свободное поведение, не связанное с природной необходимостью. Философия для Эпикура — это путь к счастью, ведь именно с помощью размышлений человек достигает счастливой жизни. Чтобы определить границу между удовольствием и страданием, необходимо вмешательство разума. Эпикур большое значение придавал добродетелям, поскольку только добродетельный человек может познать духовные наслаждения. Чтобы быть добродетельным, необходимо быть мудрым. Философское познание освобождает от трех основных страхов: страха перед богами, страха перед смертью, страха перед необходимостью.
| Сенсуализм
| Рационализм
| Эмпиризм
| Джонн Локк
| Рене Декарт
| Томас Гоббс
| Джордж Беркли
| Барух Спиноза
| Фрэнсис Бэкон
| Дэвид Юм
| Готфрид Лейбниц
| Джон Стюарт Милль
| 2. Распределите имена известных вам философов Нового времени по трем направлениям: |