Главная страница
Навигация по странице:

  • Анализ рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

  • Анализ произведения А.П. Чехова

  • Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Пророк»

  • Практическое задание 3. Практическое задание 3


    Скачать 35.73 Kb.
    НазваниеПрактическое задание 3
    Дата14.11.2018
    Размер35.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое задание 3.docx
    ТипАнализ
    #56396






    Практическое задание 3


    Задание проверяется преподавателем. Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание 25 баллов.

    Цель: уяснить особенности родовидовой и жанровой специфики художественного произведения в их историческом и современном аспектах; продемонстрировать  умение анализировать художественные тексты различной видовой, родовой, жанровой специфики в соответствии с научной концепцией современного литературоведения.

    Задание:

    Изучите в Библиотеке документ «Структура анализа прозаического текста»  (в этом документе Вы также найдете структуру анализа поэтического и драматического текстов), посмотрите в нем структуру анализа художественных текстов, а также образцы филологического анализа поэтических произведений. Подготовьте анализ трех выбранных Вами произведений соответствующих родов по образцу. 

    Анализ рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет»,

    Данный рассказ, это отражение натуры Куприна-романтика. Это история необычайной трагической любви, наполненная загадочными символами и мистическим настроением.

    Действие рассказа начинается на даче княжеской семьи Шеиных, во время подготовки к празднованию именин Веры Николаевны, супруги князя. Уже здесь писатель наполняет рассказ символами. Изменчивость погоды, как изменчивость жизни. Сначала она была серой и пасмурной, и вдруг резко сменилась на теплую и ясную. Как и жизнь главной героини, сначала серые будни, и вдруг из ряда вон выходящее происшествие.

    Во время застолья гости начинают играть в покер, а князь Шеин, Василий Львович начинает развлекать гостей рассказами, в которых правды нет ни на грош. И среди них рассказ об одном ухажере Веры Николаевны, который якобы посылал ей каждый день страстные письма, а потом постригся в монахи; умерев, завещал Вере две пуговицы и флакон духов с его слезами.

    На именины муж подарил Вере Николаевне серьги с грушевидными жемчужинами, он положил их рано утром на ночной столик супруги. В середине празднества княгиня получила от горничной сверток, в котором был подарок и записка от неизвестного поклонника. Подарком оказался низкопробный золотой дутый браслет украшенный гранатом, а в центре его находился редчайший зеленый гранат.

    В записке неизвестный Г. С. Ж. признается Вере Николаевне в искренней и безответной любви. Говорит о том, что просит принять подарок, сделанный от чистого сердца, и подчеркивает, что даже не пытается завоевать симпатию княгини. Также поклонник обращает внимание на сам браслет, который носила его прабабка, якобы заключенный в нем зеленый гранат дает женщинам дар предчувствовать будущее. Княгиня решает показать записку и браслет мужу, после того как гости разъедутся.

    Ближе к вечеру, когда большинство гостей разъехалось, дедушка Аносов (военный товарищ отца Веры) начинает рассказывать историю своей семейной жизни. Его жена сбежала от него с актером, а когда попыталась вернуться, то Аносов ее не принял. Он говорит о том, что истинная любовь должна быть всепрощающей, скромной, самоотверженной, героической, она всегда отдает себя всю и ничего не требует взамен. Он также поинтересовался историей, которую рассказывал гостям князь. И услышал от Веры Николаевны о некоем мелком чиновнике, который пишет ей письма любви и всегда знает, чем она занимается. Аносов предполагает, что возможно это и есть та самая романтическая любовь, которой жаждут все женщины мира, но которую мужчины не в состоянии дать.

    Брат Веры Николаевны убеждает ее и князя, в том, что они могут попасть в неловкое положение, если Г.С.Ж. вдруг начнет хвастать своим друзьям и знакомым что княгиня принимает его подарки. И мужчины решают вычислить поклонника по инициалам в списках городских чиновников.

    Загадочным поклонников оказывается мелкий чиновник Желтков, много лет, живущий под крышей одного из бедных домов. Во время встречи с Желтковым, брат Веры Николаевны, Николай Николаевич в силу своего темперамента ведет себя надменно, резко, он даже пытается запугать Желткова полицией. Василий Львович, наоборот ведет себя очень спокойно и рассудительно, даже с некоторым пониманием относится к чувствам чиновника.

    Сохранить чувство собственного достоинства во время этой встречи Желткову помогает чистая и искренняя любовь к Вере, это великое чувство поддерживает его изнутри и вселяет веру в свою правоту.

    Вечером этого дна Вера Николаевна сказала, что у нее предчувствие, будто этот человек собирается себя убить. И действительно через несколько дней она прочитала в газете о самоубийстве мелкого чиновника Желткова, якобы из-за растраты казенных денег. На самом же деле Желтков просто не хотел мешать жизни Веры Николаевны своими чувствами, а так как не могу убить в себе любовь, то решил убить себя.

    Но его любовь не умерла, она жила и после его смерти. Она была в воспоминаниях Веры, она жила рядом с ней, но ни как укор, а как нежный ангел хранитель.

    И гранатовый браслет, с редчайшим зеленым гранатом выступает здесь как символ редчайшей и прекраснейшей любви, единственной за всю жизнь, которая так и прошла безответной, потерявшись в дешевой оправе.

    Анализ произведения А.П. Чехова «Тоска»,

    Главный герой рассказа Иона Потапов - старый извозчик, недавно похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и холодности.

    Писателю мастерски удается передать образ и настроение героя, который кажется маленьким заблудившимся мальчиком, на которого всем окружающим просто наплевать. Дворянам, озабоченным своими проблемами, нет никакого дела до какого-то бедного извозчика. Их души и сердца пусты, холодны и неспособны к состраданию. И даже коллега Ионы Потапова - молодой извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному порыву старика.

    По мере развития сюжета чувства извозчика открываются нам все больше и глубже. Читателю передается его одиночество, особенно ближе к концу произведения, когда автор делает упор на том, что Ионе Потапову НАДО рассказать о болезни сына, о похоронах, о дочери в деревне и много о чем еще. «Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать…» В этом предложении открывается вся потребность бедного старика в стороннем участии, в поддержке и сострадании. И пусть это сострадание и не будет идти от самого сердца, но даже малейшая его видимость может помочь человеку справиться со своим горем.

    В итоге Иона открывается своей лошадке, и этим Чехов показывает, что в нашем мире животные гораздо участливее человека. И пусть не сможет эта лошаденка ничего сказать, но зато не отвернется от тебя, не упрекнет, не уйдет в трудную минуту.

    Рассказ, как большинство произведений Чехова, пропитан духом реализма. Действительность предстает перед нами такой, какая она есть, без всяких прикрас. И, к сожалению, эта действительность оставляет желать лучшего. С одной стороны, это несправедливость социального устройства: возможно, если бы извозчик был богат, то его сына смогли бы вылечить, и трагических последствий можно было бы избежать. С другой - человеческая черствость: прояви хоть один из попутчиков Ионы Потапова участие к его горю, и на душе у обоих стало бы чуточку светлее.

    Рассказ «Тоска» еще раз доказывает, что Антон Павлович Чехов настоящий мастер слова. Несмотря на небольшой объем произведения, автор не забывает о деталях. С первых секунд чтения настолько погружаешься в обстановку рассказа, что как наяву представляешь кружащиеся в свете фонаря снежинки, неподвижного заснеженного извозчика с его лошадкой, слышишь уличный шум и крики прохожих. Невозможно не проникнуться участием к главному герою, не получается остаться равнодушным.

    Данное произведение классика актуально и по сей день. Люди в суматохе дней, под гнетом собственных забот забывают о тех, кому необходимо простое человеческое тепло. А насколько проще было бы жить, если бы у каждого из нас нашлось хотя бы одно ласковое слово для человека, нуждающегося в поддержке...

    Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Пророк»
    «Пророк» — стихотворение А.С.Пушкина, написанное им в Михайловском, в 1826 году. Эта работа — важная поэтическая декларация, которая прямым образом отражает представление, взгляд автора на призвание поэта.

    Главная тема стиха – это тема поэта и поэзии, тема высокого назначения поэта. Жанр  поэтической работы – легенда. В основе стихотворения лежит аллегория: поэт – пророк.

    В стихотворении «Пророк» А.С. Пушкина говорится о качествах, свойствах, которыми должен обладать поэт в сравнении с обычным человеком, чтобы полностью оправдать высокое назначение поэта. Если в других поэтических работах, говоря о миссии поэзии и поэта, Александр Сергеевич использует  аллегорически образы античной мифологии (Аполлон, Парнас…), то здесь он обращается к библейской мифологии. В этом произведении: не поэт, а пророк, не Аполлон, а бог, не муза, а шестикрылый серафим (то есть ангел). Посланник бога, серафим, преобразует природу человека, чтобы сделать из него поэта (пророка). И открываются у человека глаза («зеницы») – он способен всё видеть и понимать, глядеть на  солнце, подобно орлу. Он способен узреть, как в небе летают ангелы, и растёт трава.  Всё это чуткое и мудрое понимание и осознание реальной действительности невозможно передать обычной речью – «и празднословной и лукавой». И серафим вручает поэту вместо языка жало мудрой змеи; а вместо обыкновенного «трепетного сердца» он вкладывает ему в грудь «уголь, пылающий огнём».

    Ведь только в изменённом состоянии, на накале чувств поэт готов творить, способен создавать высокие произведения. Но дело не только в полном преображении. Должна быть цель, высокая цель, во имя чего творит поэт, которая придаст смысл работе, и истинное содержание всему тому, во что он так глубоко верит; и верно видит, слышит, чувствует, и умеет передать словом. Такая «цель» обозначена, как «бога глас», обращенный к «пророку» и призывает его «жечь сердца людей» своим мудрым словом («глаголом»). И демонстрировать людям подлинную, без украшательств, правду жизни.

    Этот образ пушкинского поэта-пророка восходит к поэтике декабристов. Безусловна и связь между состоянием Пушкина, горестно пережившего в Михайловском весть о казни своих друзей и товарищей, и его работой «Пророк». Ведь это стихотворение увидело свет осенью 1826 года, после безжалостной расправы над декабристами.

    Проводя анализ стихотворения «Пророк» и сравнивая его с другими поэтическими декларациями, можно сказать, что это творение автора крайне принципиально, так как в нём Пушкин отстаивает ведущую роль искусства. «Жечь глаголом» сердца людей – вот истинное предназначение поэта-пророка, не оставаться в стороне, реагировать на происходящее в обществе.

    Быть настоящим поэтом – это значит нести людям подлинную, верную, неприкрашенную правду жизни, откликаться на злобу дня, понимать, что происходит в жизни и что тревожит людей. Поэт-пророк – выше обыденного.

    Какие средства поэтической выразительности использует автор? Метафоры – «неба содроганье», «глаголом жги сердца людей»;  эпитеты – «жало мудрыя змеи», «язык празднословный», «духовной жаждою томим»; сравнения – «как сон», «как труп в пустыне я лежал», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы»; старославянизмы – «зеницы», «персты», «внял».

    Образ пророка связан и с господством библейского стиля в стихотворении «Пророк»: «божественный глагол», «шестикрылый серафим», «персты легкие» и т.д. Такого обилия церковнославянизмов мы не обнаруживаем ни в одном из стихотворений Пушкина. В этой поэтической работе главенствует не только библейская образность и лексика, но и торжественно-суровая интонация речей пророка, а также небогатый библейский синтаксис малых предложений. Список признаков и свойств ясновидения пророка построен по принципу нагнетания интонации в предложениях, он гипнотизирует господством лаконичных фраз. Анафорическое библейское построение периода с помощью союза «и» вносит эмоциональную напряженность. Анафоры: строки начинаются с союза «И» 16 раз. Стихотворение написано четыхстопным ямбом без деления на строфы.

    В «Пророке» передана языковая система Библии.

    Проводя анализ стихотворения «Пророк», мы понимаем, что по своему построению – это монолог, ему присущ торжественный ораторский стиль.

    Среди лирических произведений Пушкина «Пророк» занимает особое место. В непростых условиях гнетущей и мстительной реакции он подтверждал правоту взглядов казненных, провозглашал верность идеалам декабристов.

    Слушатель Балабас Татьяна Васильевна.



    написать администратору сайта