Главная страница
Навигация по странице:

  • Сенсорная основа изображения. Организация обследования.

  • Обучение обобщенным способам изображения животных.

  • Средства выразительности при изображении животных.

  • Практическое задание Сравнительный анализ программных задач в старшей группе детского сада


    Скачать 20.31 Kb.
    НазваниеПрактическое задание Сравнительный анализ программных задач в старшей группе детского сада
    Дата12.04.2023
    Размер20.31 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла6.docx
    ТипДокументы
    #1056488

    Практическое задание

    Сравнительный анализ программных задач в старшей группе детского сада.

    Обучение изобразительной деятельности детей дошкольного возраста имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для формирования творческой натуры. В процессе обучения детей рисованию педагоги используют различные темы: семья, дом, родной город, природа, времена года, праздники и т.д. Одной из самых любимых тем в творчестве юных художников является рисование животных.

    Мир животных очень интересен для ребенка. Животные двигаются, обладают характером, отличаются своеобразным поведением и в связи с этим вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркий эмоциональный отклик. Необходимо с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.

    Особенности дошкольного возраста обуславливают необходимость подкрепления любого продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением, проигрыванием и т.д. Без этого ребенка сложно раскрыть задуманный образ. В силу возраста ребенок легко перевоплощается, активно общается, с интересом включается в игру. Игра занимает ведущее место в организации детской деятельности. Поэтому занятия с дошкольниками должны быть наполнены играми различной направленности от дидактических до сюжетно-ролевых.

    Техника рисунка должна осваиваться ребенком в начальный период обучения рисованию так, чтобы приобрести полную свободу действий при выполнении более сложных задач, которые придётся решать в течение следующих этапов овладения рисованием. Старшие дошкольники могут самостоятельно изображать животное, анализируя форму, цвет, расположение частей тела, их размер и пропорции, а также моделировать движение и повадки. Усвоив способы изображения одного четвероного, дети могут изобразить любое животное, сравнив их по изображению на картинках, в игрушках и т.д. Техника не сковывает возможности выразительной передачи образа, не навязывает детям одинаковую манеру исполнения, не принуждает к однообразному решению образа. Овладев техникой работы, разными материалами, дети используют их по-своему, выразительно раскрывая образы животных в рисунке.

    Дети старшего дошкольного возраста умеют смешивать краски; рисовать по представлению с натуры, передавая форму, пропорции, цвет предметов; передавать различные сюжеты: сцены из жизни, движения животных, ситуации из сказок.

    На занятиях рисования дети должны научиться передавать изображения по памяти, выполнять задания творчески, научиться грамотно размещать рисунок на листе. В старшем дошкольном возрасте дети умеют хорошо работать карандашом и кистью; в этом возрасте совершенствуются графические навыки и умения детей по рисованию предметов, в основе которых лежат вертикальные и горизонтальные, дугообразные линии. Дети умеют изображать предметы, используя различные геометрические фигуры.

    Все это предоставляет большие возможности при обучении детей рисованию животных, используя различные приемы и техники.

    При обучении старших дошкольников рисованию животных воспитатель сначала предлагает назвать форму туловища и головы животного, затем показывает последовательность рисования, называя части тела и их форму (туловище – овальное, голова – круглая, клюв, хвост и т.п.). За образец животных берутся простые по форме и строению игрушки.

    Анализ строения тела животного педагог проводит, показывая игрушку или рисунок.

    В старшей группе воспитатель рассказывает детям не только о животных, но и о насекомых птицах. Он показывает общее строение жучков, бабочек, затем показывает последовательность их изображения. Эти навыки дети могут использовать, рисуя по своему замыслу на определенную тему.

    В старшем дошкольном возрасте дети также часто рисуют животных с натуры. Для того чтобы умело работать с натуры, совсем не обязательно рисовать всех зверей. Вполне достаточно изучить формы двух, наиболее совершенных представителей животных, которых не так уж сложно заполучить в натурщики. Речь идет, во-первых, о кошке. Она дает ключ к рисованию всего семейства кошачьих, например, львов, тигров.

    Сенсорная основа изображения. Организация обследования.

    Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания -запоминание, мышление, воображение -строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития, достигаемом в ранние периоды детства. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.

    Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человечеством (общепринятые представления о цвете, форме и других свойствах вещей). Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства -музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.

    Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах - общепринятых образцах внешних свойств предметов. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию.

    Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей:

    Аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. Для изобразительной деятельности очень важно научить детей видеть в сложных формах предметов их основу -геометрическую форму. Такие же эталоны помогают совершенствованию чувства цвета, пропорций и др.

    Обследование - целенаправленное аналитико-синтетическое восприятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем. Метод обследования разрабатывался в контексте исследований по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста. Цель сенсорного воспитания - формирование у детей способов рационального, чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов форм, цвета, величин. Благодаря обследованию предмета у детей формируется представление о нем, которое ложится в основу изображения. То есть смысл обследования в формировании представления об изображаемом предмете.

    При обследовании предметов с детьми старшего возраста в связи с усложняющимися задачами изображения следует обращать внимание на отношение частей в предмете по ширине, длине, высоте. Основную форму дети передают еще обобщенно, приближая к соответствующей форме геометрической фигуры (круг, овал, треугольник и т.п.) Характерный облик предмета создается благодаря включению в изображение некоторых деталей, элементов движения. Однако дошкольники испытывают трудности при изображении прямоугольных и округлых форм разной величины и пропорций. Поэтому целесообразно обращать внимание на линии прямого и округлого характера. Это должно быть сделано и при обследовании. Обследующий жест подчеркивает и фиксирует внимание на пропорциях. С более старшими детьми устанавливается отличие форм предмета, его частей от геометрических эталонов форм (характерная форма рыбки - карася, щуки и др.).

    При обследовании предметов с детьми старшего возраста (в том числе и подготовительной группы) часто используют прием сравнения при рассматривании частей одного предмета и сравнение подобных предметов между собой с целью формирования обобщенных представлений, а на их основе - и обобщенных способов изображения.

    Обучение обобщенным способам изображения животных.

    В системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

    В 5-6 лет обычно возникает тяга к предметному рисованию. В этом возрасте у детей уже достаточно умений (они знают, что такое пятно и линия), чтобы создать такой выразительный образ, о котором иные взрослые художники могут только мечтать.

    Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима.

    Современные требования, предъявляемые для усвоения знаний, выдвигают необходимость обучения детей обобщенным способам действия, которые должны быть пригодны для решения целого класса задач. Решение возможно при условии, если ребенок овладеет формообразующими движениями. Иными словами, овладевая способом изображения одного предмета, он одновременно усваивает способ изображения любого сходного по форме предмета, т.е. усваивает обобщенный способ действия. Обобщенность детского рисунка идет от двигательного опыта. Повторяя одно и то же рисовальное движение для изображения разных предметов, ребенок постепенно приобретает опыт. Начинать формирование обобщенного способа изображения надо с момента организации восприятия предмета. Владение обобщенными способами изображения обеспечивает ребенку самостоятельность и умение творчески решать любую изобразительную задачу.

    Средства выразительности при изображении животных.

    Процесс обучения изображению животных проходит в двух направлениях: осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных и обучение изображению животных. После проведенной целенаправленной работы дети передают наиболее характерные особенности животного; проявляют инициативу в выборе техники приемов рисования.

    Животный мир разнообразен и очень интересен маленьким детям – животные двигаются и тем самым олицетворяют жизнь. Для дошкольника способность к движению – это самый «сильный» признак в понимании живого. Животные, обладают поведением и этим они интересны для детей. Изменчивость животных и некоторые их сходства с человеком вызывают у детей познавательный интерес, активное восприятие, яркий эмоциональный отклик. Необходимо с детства прививать любовь к животному, обращать внимание ребенка на красоту животного, на его пользу, на материнскую заботу о детёнышах, на то чувство привязанности, которым оно отвечает на всякое доброе отношение.

    Знакомство детей дошкольного возраста с анималистическим жанром позволяет решать, как познавательные (внешний облик, повадки и поведение животных, их характер), так и воспитательные задачи (любовь и внимательное, чуткое отношение к животному миру, желание защитить, сберечь природу). Формирование эстетического отношения к животному миру происходят и на занятиях по экологическому воспитанию при знакомстве с домашними и дикими животными, при наблюдении за живыми объектами, в других видах деятельности. В результате у детей накапливаются разнообразные впечатления, которые они стремятся выразить в своём творчестве. Помочь им в этом позволяет обучение изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ. Создавая рисунок, ребенок применяет изобразительные действия, контролируя их представлением изображаемого образа, и оценивает их как правильные или неправильные. Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения. Способам рисования детей следует учить.

    Процесс обучения изображению животных длительный, его можно условно разделить на два направления:

    Осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных и обучение изображению животных.

    Осуществление деятельности по развитию знаний детей о животных, компетентности дошкольника по отношению к природе, складывается в различных видах деятельности: на занятиях «Познаю мир», «Учусь говорить», в труде, проектировании, в деятельности по уходу за растениями и животными, в наблюдениях. Содержание рассказов о природе, стихов, сказок о животных, наблюдения во время прогулок, экскурсий дают богатый материал для изображения домашних и диких животных, для уточнения их особенностей.  Правильно организованное педагогом наблюдение, обследование игрушки, картина, иллюстрации, где изображено животное, позволяет сформировать представление о строении животного, особенностях его внешнего вида. 

    Старшие дошкольники могут самостоятельно изображать животное, анализируя форму, цвет, расположение частей тела, их размер и пропорции, а также моделировать движение и повадки. Усвоив способы изображения одного четвероного, дети могут изобразить любое животное, сравнив их по изображению на картинках, в игрушках и т.д. Техника не сковывает возможности выразительной передачи образа, не навязывает детям одинаковую манеру исполнения, не принуждает к однообразному решению образа. Овладев техникой работы, разными материалами, дети используют их по-своему, выразительно раскрывая образы животных в рисунке. Последовательность обучающих занятий определялась тем, что дети, изображая однородные предметы на нескольких занятиях, следующих одно за другим, прочно усваивали способы изображения.

    Заключение

    В процессе обучения рисованию животных используются самые разнообразные техники и материалы.

    В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники: рисование песком; рисование мыльными пузырями; рисование мятой бумагой; кляксография с трубочкой; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная; пластилинография.

    При обучении детей рисованию животных необходимо использовать разные методические приемы, старалась подобрать такие, которые максимально бы помогли детям реализовать свои творческие способности, в том числе в изобразительной деятельности.

    Рисование животных позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности.

    Использование в процессе обучения детей рисованию животных разнообразных нетрадиционных приемов позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

     


    написать администратору сайта