Главная страница
Навигация по странице:

  • Практическое работа

  • Домашнее задание

  • Задание: Познакомится с материалом: https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-filimonovskaya-igrushka-klass-2674874.html

  • Выполнить практическую работу.

  • Выполнение рисунка Каргопольской игрушки. 31 ДО 17 октября. Практическое занятие 18 Выполнение рисунка Каргопольской игрушки


    Скачать 264.91 Kb.
    НазваниеПрактическое занятие 18 Выполнение рисунка Каргопольской игрушки
    АнкорВыполнение рисунка Каргопольской игрушки
    Дата19.11.2022
    Размер264.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла31 ДО 17 октября.docx
    ТипЗанятие
    #798486

    17.10.2020 г.

    Тема: Практическое занятие № 18 Выполнение рисунка Каргопольской игрушки

    Задание:

    1. Познакомится с материалом:

    https://yandex.ru/video/preview/?filmId=9571604206634191813&from=tabbar&text=каргопольская+игрушка

    https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-kargopolskaya-igrushka-1870943.html

    1. Выполнить практическую работу.

    Каргопольская глиняная игрушка — традиционный промысел в Архангельской области. О том, сколько лет самой старой фигурке, как в давние времена мастера лепили и украшали игрушки и как в Каргополе возродилось ремесло — читайте в нашем материале.

    История каргопольского промысла


    Гончарный народный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. В этих местах добывали красную глину, она хорошо подходила и для ручной лепки, и для работы на гончарном круге. Своего расцвета это ремесло достигло в XIX веке.

    Сначала гончарное дело не было основным занятием каргопольских крестьян и служило лишь дополнительным источником дохода. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. Готовую посуду отвозили на рынки и ярмарки. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму для XIX века.

    Посуду в Каргополье делали все — мужчины, женщины, дети начиная с 8–9 лет. А из остатков глины лепили разные фигурки. Мастера их особо не ценили: стоили такие игрушки очень мало, чаще всего их просто раздаривали детям. Некоторые торговцы расписывали свистульки натуральными красками и использовали как своеобразную рекламу: ребенок, увидев на прилавке яркую игрушку или услышав переливчатый свист, тянул к ней родителей: «Купи, купи свистульку!» А взрослые заодно могли приобрести и нужный в хозяйстве горшок, квашню или крынку.

    Как выглядели средневековые каргопольские игрушки, неизвестно. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, которую сделали примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» (так здесь называют игрушки) не раскрашивались, отличались простой формой и условностью деталей. Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века.

    От птицы до кентавра: самые популярные фигурки


    Изображали в основном одиночные фигурки: женщин в широких юбках-колоколах, мужчин с окладистыми бородами, домашних и диких животных — оленей, медведей, лошадей, коров, птиц. В начале XX века появились сюжетные глиняные игрушки, которые показывали сценки из деревенской жизни: охоту и рыбалку, стирку белья и работу в кузнице, сбор урожая и праздничные гулянья.

    Многие фигурки сохраняли оттенок древних верований. Например, женщина с младенцем или птицей в руках напоминала старинные изображения матери-земли, олицетворяла плодородие и достаток. Примерно такое же значение имела и фигурка медведя — популярного героя народных сказок, песен и преданий.

    Некоторые игрушки изображали фантастических существ. Самое известное из них — Полкан, или Полихан, некое подобие кентавра, верхняя часть тела у которого человеческая, нижняя — конская (в самых старых вариантах — собачья). В былинах Полкан часто фигурировал как добрый богатырь, защитник слабых, бедных и обиженных.

    Другое необычное существо, которое лепили каргопольские мастера, — Тянитолкай, похожий на двухголового коня. Одну голову ему красили в черный цвет, другую — в белый, а между ними сажали глиняного всадника. В такую игрушку вкладывали глубокий смысл: белая сторона Тянитолкая олицетворяла свет, добро и жизнь; черная — зло, тьму и смерть. Всадник между ними воплощал вечные метания человеческой души, однако некоторые фигурки все же изображали его прильнувшим к белой половине Тянитолкая — как бы сделавшим выбор.

    Практическое работа: выполнить рисунок Каргопольской игрушки.

    Формат листа А4, гуашь.



    Домашнее задание: выполнить пособие элементов росписи Каргопольской игрушки.
    17.10.2020 г.

    Тема: Практическое занятие № 19 Выполнение рисунка Филимоновской игрушки.

    Задание:

    1. Познакомится с материалом:

    https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-filimonovskaya-igrushka-klass-2674874.html

    https://www.youtube.com/results?search_query=филимоновская+игрушка

    1. Выполнить практическую работу.

    Филимоновская игрушка — старейший народный художественный промысел России. Родина промысла - деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, впервые упоминается в древних летописях XVI века. На протяжении многих лет мужчины в деревне Филимоново изготовляли на гончарных кругах посуду, печные трубы, различную домашнюю утварь. Это было серьезное мужское дело, использовалась для этой цели местная глина, дающая после обжига светло терракотовый цвет. Лепить игрушки считалось делом легким, занимались им женщины, а обучать начинали девочек уже с семи лет. Для игрушки использовали нежирную, но пластичную глину «синику», которая после обжига приобретала белый цвет. Уникальная по своим свойствам глина, позволяла мастерице всю скульптурку лепить из одного куска, добиваясь красивых по пластике, выразительных форм. Высушенные изделия прежде обжигались в горне, который каждый мастер вырывал на склоне бугра недалеко от дома. Сейчас для обжига мы используем муфельные электрические печи. «Советский период» в жизнь промысла не внес чуждые сюжеты, но появились многофигурные композиции, созданные не для игры, а для любования и коллекционирования.

    Условно все игрушки можно разделить на несколько групп:

    1) люди – солдат, барыня, гармонист, мальчик на петухе, всадник, солдат с гусем, любота.

    2) животные – олень, корова, конь, баран, козел, собака, кот, лиса.

    3) птицы - петух, наседка, павлин, утка.

    4) многофигурные композиции – чаепитие, тройка, карусель, древо, на лавочке, Георгий со змеем.

    Сюжеты игрушек разнообразны, насчитывают более пятидесяти наименований, но стилистические особенности, выработанные многими поколениями народных мастеров, остаются неизменными. В лепке - вытянутые пропорции фигур, длинные шеи у людей и животных, в росписи - трехцветный геометрический орнамент. Удлиненные изящные силуэты фигур, гармонично сочетаются с жизнерадостной, яркой, лаконичной росписью. Расписывают игрушку анилиновыми красителями на лаке. Орнамент из зеленых и малиновых полос, солнышек, елочек, решеток наносится на белый или желтый фон. Люди и птицы раскрашиваются в малиновые, реже - в желтые рубашки. Почти все филимоновские игрушки свистульки, не свистят петухи и индюки.

    Практическое работа: выполнить рисунок Филимоновской игрушки.

    Формат листа А4, гуашь.



    Домашнее задание: выполнение элементов Филимоновой игрушки


    написать администратору сайта