Главная страница

Социология. Практическое занятие 2 Национальный вопрос в современном мире. Социальные, этнические, конфессиональные и культурные особенности представителей тех или иных социальных общностей


Скачать 83.46 Kb.
НазваниеПрактическое занятие 2 Национальный вопрос в современном мире. Социальные, этнические, конфессиональные и культурные особенности представителей тех или иных социальных общностей
АнкорСоциология
Дата14.01.2023
Размер83.46 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаP2 - soziolog.docx
ТипЗанятие
#886242
страница2 из 3
1   2   3
Предметом социологии деревни (села) является система социальных отношений на селе, которая воссоздается в сельской социальной среде. Это не только биологическое воспроизведение индивидов, но и процессы социализации личности в семье, учебно-воспитательных учреждениях, трудовых коллективах, социальных группах, воспроизведение и классов, слоев, профессиональных, поселенческих, этнических групп и общностей, а также отношения между ними. Это конкретные формы, которые приобретают социальные отношения на селе. Вряд ли можно перечислить абсолютно все, так как социальная жизнь крестьянства чрезвычайно сложна. Она включает:

  • социальную структуру современного села, которая в последнее время приобрела заметный динамизм. Социологи отмечают и сельских предпринимателей — собственников средств производства, и тех, кто работает в качестве сельскохозяйственных рабочих, фермеров, арендаторов, работников коллективных, кооперативных, ассоциированных, паевых и других хозяйств и объединений, которые отличаются своим социальным статусом, интересами, материальным благосостоянием;

  • социально-демографическую ситуацию, которая сложилась на селе. За последние десятилетия село первым ощутило процессы депопуляции (физического сокращения) населения. Неблагоприятный характер приобретают половозрастные характеристики сельского населения;

  • проблему трудовых ресурсов, которая тесно связанна с демографической ситуацией на селе. На каждую тысячу трудоспособных жителей села приходится почти 1050 нетрудоспособных, что в 1,5 раза больше, чем в городах. В растениеводстве почти 60%, а в животноводстве 40% работников старше 45 лет. Правда, в последнее время ситуация начала немного улучшаться за счет возвращения в село бывших сельчан, которые в разные годы из него выехали, но это коренным образом не снимает проблему;

  • особенности сельскохозяйственного труда, тесно связанного с естественной средой и естественными циклами. Земледельческий труд всегда считался не только одной из важнейших и почетных сфер человеческой деятельности, но одновременно и одним из тяжелейших. Плохие условия работы, недостаточная энерговооруженность, доминанта ручного труда — все это в последнее время объединяется со сложным финансовым положением крестьянства. Под сомнение попадает трудовая мотивация и вера в благополучие завтрашнего дня.

Социология города - специальная социологическая теория, объектом познания которой является город как социально-пространственная общность, исторически конкретная поселенческая структура, основная форма расселения людей; предметом изучения - механизм городского устройства как способ взаимосвязи и взаимодействия подсистем и их свойств, которые составляют структуру социально-пространственной системы города.


  1. Назовите основные критерии городских и сельских поселений.


Сельское поселение – это публично-властная организация, созданная на территории одного или нескольких сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков и других сельских населенных пунктов), объединенных общей территорией.

Федеральный законодатель предусматривает пять видов ситуаций, организации местного самоуправления на территории, где расположены сельские населенные пункты:

1) сельский населенный пункт с численностью населения более 1000 человек, как правило, должен законом субъекта Российской Федерации наделен статусом самостоятельного сельского поселения;

2) сельский населенный пункт численностью населения менее 1000 человек, находящийся рядом с иным поселением, можно включать в состав этого городского или сельского поселения;

3) несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый, расположенные рядом, допустимо объединять в одно сельское поселение;

4) сельский населенный пункт с численность населения менее одной тысячи человек, который в связи с его удаленностью от других населенных пунктов если его нельзя присоединить к иному поселению (второй вариант) или объединить с другими (третий вариант), может также получить статус сельского поселения;

5) населенный пункт, находящийся в труднодоступных и удаленных местностях с низкой плотностью населения, с численностью населения менее 100 человек, может без статуса муниципального образования включен региональным законодателем непосредственно в состав муниципального района. В исключении из правил о двухуровневой системе местного самоуправления на территории таких населенных пунктов создается одноуровневое управление, поскольку здесь и вопросы ведения поселений и ведения районов будут решать органы власти последних.

На территориях с высокой плотностью населения порог «жизнеспособности» сельских населенных пунктов как сельских поселений повышен с одной тысячи до трех тысяч человек.

Вторая часть дефиниции поселения требует для ситуаций присоединения и объединения сельских населенных пунктов в одно поселение обязательное наличие общности территории у этих населенных пунктов. Только при этом условии возможно сообща решать вопросы местного значения без ущерба для традиций и особенностей всех членов местного сообщества. Федеральный законодатель использует формализованный критерий для установления наличия общности территории – пешеходной доступности. Последняя раскрывается через возможность от административного центра сельского поселения со всех входящих в его состав населенных пунктов добраться туда и обратно пешком в течение одного рабочего дня.

Городское поселение – это публично-властная организация, образованная на территории одного города (или одного поселка) с прилегающей к ним территорией. В состав городского поселения может входить сельский населенный пункт, или поселок, которые самостоятельно не имеют статус муниципального образования. На территории Красноярского края в настоящее время создано 39 городских поселений.



  1. Раскройте сущность и содержание понятия «социально-территориальная общность».


Социально-территориальные общности – это совокупность людей, обладающих единством отношения к определенной хозяйственно освоенной территории. Они отличаются устойчивыми экономическими, социальными, духовными и экологическими связями и отношениями.

Типы социально-территориальных общностей определяются соответствующими формами расселения людей (город, село, регион). Территориальные общности представляют собой совокупность людей, которые объединены проживанием на одной территории (поселении), единством территориальных условий жизнедеятельности, сходством образа жизни.

Формы расселения (город, деревня (село), регион) различаются демографическим  и социальным составом населения, природными особенностями, уровнем развития хозяйственной  среды.

Социально-территориальная общность - это тип социальной общности, представляющий собой эмпирически фиксируемое сообщество людей, проживающих на определенной территории (населенного пункта, региона, страны), включенных в системы социокультурных и политико-экономических взаимодействий и отношений, сложившихся на данной территории и переживающих чувство солидарности, основанное на территориальной идентичности и территориальных интересах.

Территориальные общности — это совокупности людей, характе­ризующиеся общностью отношения к определенной хозяйственно-освоенной территории, системой экономических, социальных, поли­тических и других связей, выделяющих ее в качестве относительно самостоятельной единицы пространственной организации жизнедея­тельности населения. Социология изучает закономерности воздей­ствия соответствующей социально-территориальной общности (горо­да деревни, региона) на социальные отношения людей, их образ жизни, их социальное поведение.

Ядро той или иной единицы социально-пространственной орга­низации общества, даже в наш век интенсивной миграционной подвижности, довольно устойчиво. Поэтому оно хранит специфические черты, приобретенные под влиянием своеобразных обстоятельств формирования и развития территориальной общности. Среди этих обстоятельств необходимо назвать следующие:

историческое прошлое. Именно с историей территориальной общ­ности связаны устойчиво сохраняющиеся определённые трудовые навыки населения, традиции, некоторые особенности быта, взглядов, отношений и т. д.;

Экономические условия, а именно структура народного хозяйства, фондо- и энерговооруженность труда, продолжительность функционирования производств и предприятий, развитость услуг и т. д. Они, определяют социальный и профессиональный состав населения, уровень его квалификации и культуры, образования, структуру досуга, характер жизнедеятельности и т. д.;

Природные условия, оказывающие существенное влияние на условия труда, содержание и уровень материальных потребностей, организацию быта, формы межличностного общения и многие дру­гие черты образа жизни населения.

В каждой территориальной общности имеются все элементы и отношения общей структуры конкретно-исторического социального организма — производительные силы, технолого-организационные и производственные отношения, классы и социальные слои, социаль­ные отношения, социальное управление, культура и быт и т. д. Благодаря этому данные общности могут функционировать как от­носительно самостоятельные социальные образования.

Территориальная общность объединяет людей, имеющих, несмотря на все многообразие классовых, профессиональных, демографи­ческих и иных различий, некоторые общие социальные черты. Взя­тые в совокупности характеристики всех групп населения, проживающих на определенной территории, позволяют судить об относи­тельном уровне развития конкретной общности.

Территориальные общности бывают разных уровней. Высший – советский народ, новая историческая общность людей. Она является объектом изучения общесоциологической теории и научного коммунизма, а отдельные компоненты ее изучаются специальными социологическими дисциплинами. Следующий уровень— национальные территориальные общности, являющиеся объектом этносоциологии и теории наций.

Исходной в системе территориальных единиц является первич­ная территориальная общность, которая обладает свойствами це­лостности и неделимости по функциональному критерию. Другими словами, ее составные части не могут выполнять те специфические функции, которые присущи данной социально-территориальной единице. Из числа разнообразных функций первичной, территориальной общности системообразующей является функция устойчивого социально-демографического воспроизводства населения. Последнее обеспечивается повседневным обменом основными видами деятельности людей и тем самым удовлетворением их потребностей.


  1. Опишите эволюцию локальной общности в трансформирующемся российском обществе (советский и постсоветский периоды развития).


В советский период Россия имела так называемый этакратичсский (от фр. etat - государство) тип социальной структуры, которая характеризовалась тем, что дифференциация между группами проводилась по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, административно-хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы имели в зависимости от своего ранга в структурах власти.

В этот период в обществе образовалась своя классовая структура на профессионально-производственной основе, которая складывалась, по утверждению официальной советской науки, из двух основных классов - рабочего класса и колхозного крестьянства, а также социальной прослойки -интеллигенции (модель «2+1»). Согласно такой точке зрения, в советском обществе отсутствовало властное измерение, а также не было какого-либо привилегированного правящего слоя.

Показательным примером стратификационного анализа советского общества 30-50-х гг. может служить работа американского социолога А. Инксльса: «Социальная стратификация и мобильность в Советском Союзе 1940-1950 гг.», в которой оно представляет собой многослойное образование (коническое или пирамидальное по форме), состоящее из следующих групп населения:

1. правящая элита - номенклатура - руководители партии и правительства, высшее военное и чиновничье руководство;

2. высший слой интеллигенции - выдающиеся ученые, деятели литературы и искусства, обладатели наиболее престижных наград и премий, знаний;

3. аристократия рабочего класса - ударники пятилетки, стахановцы, квалифицированные и высококвалифицированные рабочие;

4. основная масса интеллигенции - управленцы среднего звена, руководители небольших и средних предприятий, дипломированные специалисты и офицеры, профессора и доценты высшей школы;

5. «белые воротнички» - мелкие управленцы, основная масса служащих, бухгалтерские работники, врачи, учителя;

6. преуспевающие работники передовых колхозов и совхозов.

7. особо многочисленный слой средне- и малоквалифицированных рабочих и других работников города;

8. основная масса средних слоев крестьянства;

9. заключенные трудовых лагерей (численностью в несколько миллионов) - стояли вне формальной классовой структуры.

Таким образом, в реальности советское общество оставалось неоднородным, в нем наблюдались значительные различия между социальными слоями по параметрам власти и престижа; экономические различия были, но определяющей роли не играли.

В постсоветский период в 1990-е гг. в российском обществе с переходом на рыночную экономику стала формироваться классовая структура в ее классической форме - с высшим, средним и низшим слоями. Экономические реформы начала 90-х годов привели к формированию слоя собственников, что сопровождалось падением уровня жизни большинства населения страны. Экономические различия, помимо параметров власти, престижа и образования стали определяющими, обострив до огромных размеров социальное неравенство и приведя к сильнейшей поляризации российского общества.

Согласно модели социальной структуры социолога Горшкова М.К., на 2008 г. в российском обществе выделяются как минимум 10 социальных слоев (страт):

9-10 страты (6-8%) - богатые или благополучные слои;

5-8 страты - (1/3 населения) - средние слои - относительно благополучные;

4-я страта (27%) - малообеспеченные;

3-я страта (16%) - на грани бедности или нуждающиеся;

1 -2 страты (16%) - за чертой бедности.


  1. Охарактеризуйте урбанизацию как социокультурный процесс, назовите основной показатель уровня урбанизации.


Урбанизация (от лат. Urbanus городской) - процесс повышения роли городов в развитии общества. Главное социальное содержание урбанизации заключено в особых городских отношениях, охватывающих социально-профессиональную и демографическую структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение производительных сил, расселение. Предпосылки урбанизации рост в городах индустрии, развитие их культурных и политических функций, углубление территориального разделения труда. Для урбанизации характерны приток в город сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и мелких ближайших городов в крупные города.

Урбанизация представляет сложное комплексное явление, измерить которое с помощью одного показателя практически невозможно. Урбанизация рассматривается учеными и общественным мнением как, в общем, позитивная тенденция развития мира, как некий объективный процесс, связанный с обеспечением для всё большего числа жителей планеты условий для более удобной и комфортабельной жизни, для более полного развития способностей, для более защищенной и здоровой жизни.

Несомненно, степень урбанизированности разных стран и регионов сильно отличается друг от друга. Для определения насколько та или иная страна, местность или регион включены в процесс урбанизации, на какой ступени они находятся, существует рад показателей.

Основной показатель уровня урбанизации - рост количества городских поселений (в том числе крупных), концентрацию населения в них, увеличение численности и доли городского населения. В совокупности они характеризуют степень урбанизированности общества.


  1. Определите направления влияния субурбанизации, информатизации на трансформацию городской и сельской общности, образ жизни населения, сферу труда.


Один из этапов урбанизации — субурбанизация. Растущее благосостояние позволяет людям строить дома «сельского типа» в пригородах, избегая таких «прелестей» больших городов как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т. д. Однако население пригородов ни в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе. Субурбанизация невозможна без массовой автомобилизации, т. к. в пригородах практически отсутствует инфраструктура (магазины, школы и др.), а главное — места приложения труда.

Мироощущение сельского жителя всегда было и остаётся неразрывно связанным с природой. Это проявляется в характерной для него естественной среде жизнедеятельности, где объектом служит живая природа. Однако он стремится понять, научиться применять и информационные новшества, которыми постоянно насыщается современная жизнь, ведь для того чтобы выжить, необходимо идти «в ногу со временем». Таким образом, у него происходит конфликт «внутри себя», что с точки зрения экзистенциализма означает, с одной стороны, стремление к познанию нового для получения возможности использования этого «нового» в своей обыденной жизни, с другой – нежелание отказываться от природного начала, традиционного, которое, собственно говоря, является основой его экзистенции.

Способ существования сельского жителя зависит от его бытийных потребностей. Объем научных знаний сельчанина в реалиях информационного общества минимален по сравнению с городским жителем, в связи с чем, для сельского образа жизни характерно наличие универсальных специалистов (когда, например, один сельский учитель преподает многие школьные предметы – и физику, и физкультуру, да к тому же ведет хозяйство), оптимально адаптирующихся к сельским условиям жизни, для городского – наличие развитых форм общественной и технологической специализации труда. Поэтому быт сельского жителя, его бытийное сознание, овладевает потребностями существовать, так скажем, для себя – не для общества. Экзистенция в таком случае ориентирована непосредственно на его эго.


  1. Проанализируйте взаимосвязь типа поселения (территориальный признак) и социального статуса индивида.


Город и деревня выступают в совокупности поселений скорее как собирательные понятия, которые в основном охватывают многообразие имеющихся форм расселения и выражают отличия населенных пунктов. Исторический рост города (деревни) не может быть непрерывным процессом эволюции. Между античным полисом, средневековым и современным городом есть много сходства, но наслоение эпох в процессе развития расселения рассматривается лишь в наследуемых материально - пространственных вещных формах, а не в их социально - экономическом содержании.

При исследовании города и деревни социологи чаще всего утверждают, что функционирование и развитие обусловлено территориально-вещественной средой. Специальные социологические теории города и деревни рассматривают города и села как единицы, ячейки социального организма, часть конкретного исторического общества. В них рождаются целостные общественные структуры, также представлены элементы и отношения всей системы конкретного социального организма (государства, группы стран). В деревни и в городе существуют:

· производительные силы,

· производственные отношения,

· технологические и организационно-управленческие структуры,

· классы и социальные слои,

· социальные и идеологически-духовные отношения,

· своя культурно-нравственная среда и атмосфера.

Отделение города от деревни возникает на изменениях в производстве и носит собственное содержание. Промышленные виды труда связаны с природой в отличие от сельского хозяйства. Природа не является непосредственным предметом труда, а ремесленный труд может быть там, где имеется рынок. Когда труд разделяется на духовный (физический и умственный) и материальный - это тоже процесс отделения города от деревни.


  1. Дайте определение агломерации, приведите примеры крупнейших агломераций мира, в том числе России.


Агломерацию можно определить как скопление определенного числа населенных пунктов как городского, так и сельского типа, объединенных в одно целостное территориально-экономическое образование внутри агломерационными хозяйственными, трудовыми и социально-культурными связями.

Крупнейшие агломерации мира:

Токио - 31 036 000 чел (Япония) :

Нью-Йорк—Филадельфия - 29 936 000 (США)

Мехико 20 965 000 (Мексика)

Сеул - 19 845 000 (Южная Корея)

Сан-Паулу - 18 505 000 (Бразилия)

Крупнейшие агломерации России:

Москва - 12,52 млн.чел

Санкт-Петербург 5,1 млн.чел

Самара 2,30 млн. чел

Екатеринбург 2,06млн.чел

Нижний Новгород 2,02 млн.чел


  1. Охарактеризуйте шкалу людности поселений, применяемую в российской градостроительной практике, приведите соответствующие примеры (города РФ, РТ).


Шкала людности поселений – система классификации поселений согласно их людности. В практике градостроительства РФ наибольшее распространение имеет следующая шкала людности городских поселений: поселки городского типа и малые города - до 50 тыс.жителей; средние города – 50-100, большие – 100-250, крупные - 250-500, крупнейшие – от 500 тыс. до одного млн.жителей;  города – миллионеры – свыше 1 млн. В мировой практике обычно к большим относят все города с населением свыше 100 тыс.жителей.

Труды классиков мировой социологии целесообразно рассматривать с позиции применимости их положений к современным реалиям российской жизни. Например, теория концентрических зон Э.Берджесса может быть использована для характеристики городов РТ, в частности г. Казани. Концепция урбанизма Л.Вирта и взгляды ее критиков (Г.Ганса и К.Фишера) могут быть применены при сравнительном анализе сельского и городского образов жизни в современном российском обществе. Метод картографирования, разработанный в свое время Ч.Бутом, может быть применен для визуального отображения специфики расселения горожан и селян на той или иной территории.


  1. Проанализируйте специфику расселения россиян по сравнению с жителями США, укажите причины различий.


Природные условия, история заселения территории России, а также целый ряд экономических причин определили большую неравномерность размещения населения страны. Территория наиболее плотного заселения образует клин, широкое основание которого западная граница России – от Санкт-Петербурга до Ростова-на-Дону. Северная граница этой полосы проходит примерно по линии Санкт-Петербург – Череповец – Вологда – Киров – Пермь – Екатеринбург – Красноярск, а южная – от Ростова-на-Дону на Саратов – Самару – Уфу – Челябинск – Красноярск. Восточнее клин превращается в узкую полоску, которая идет вдоль Транссибирской магистрали и заканчивается во Владивостоке. Территория плотного заселения называется Главной полосой расселения. Она занимает только 1/3 территории, но концентрирует 93% населения России. За пределами Главной полосы выделяют район Северного Кавказа. Почти вся остальная территория относится к экстремальной по условиям проживания – районы Севера и Северо-Востока – и имеет очаговый характер заселения. Таким образом, природные условия, определяющие степень комфортности проживания людей, – это первый фактор размещения. Очаговое заселение 65% территории России объясняется как суровостью природных условий, так и экономическими причинами. Люди живут около разрабатываемых месторождений полезных ископаемых, в транспортных узлах, в районах переработки природных ресурсов (Норильск, Магадан, Мурманск, среднее и нижнее течение Оби и т.д.). На концентрацию населения в Главной полосе оказали влияние и исторические причины. Нашествия кочевых племен вынудили население перемещаться из степи и лесостепи к северу и северо-востоку, под защиту лесов.

В связи с особенностями естественных условий Северной Америки население размещено крайне неравномерно. Средняя его густота в США — 29,9 чел/км2, в Канаде — 3 чел/км2, на Аляске — 0,6 чел/км2, а некоторые северные районы Канады вообще не имеют постоянного населения. Высочайшая густота - в районах концентрации больших городов, где городские агломерации, слившись, образовывают гигантские мегалополисы.

Северная Америка - один из наиболее урбанизованных регионов мира: уровень урбанизации представляет в США 76 %, Канаде - 77 % .Здесь находятся три наибольших мегалополиса:

Босваш (Бостон — Вашингтон), или Северо-восточный, Приатлантический — расположенный в узкой полосе северо-восточного побережья Атлантики, состоит из метрополитенов Бостона, Нью-Йорка, Балтимор, Филадельфии и Вашингтона! Протяженность почти 960 км, имеет площадь 130 тыс. км2, объединяя свыше 40 городских агломераций с общим количеством жителей свыше 45 млн. человек. Средняя густота населения превышает 450 чел/км2, расстояние между городами не больше 20 км;

Чипиттс (Чикаго — Питтсбург), или Приозерный — охватывает южное побережье озера Мичиган от Чикаго и Милуоки, протягивается широкой полосой через штат Мичиган к Детройту и дальше возвращается на юг к Питтсбургу. В него входят 35 городских агломераций, в которых живут до 30 млн человек;

Сан-Сан (Сан-Франциско — Сан-Диего), или Калифорнийский, Тихоокеанский — протягивается вдольТихоокеанского побережья от Сан-Франциско через Лос-Анджелес к Сан-Диего и состоит из 15 агломераций. По площади почти равняется Приатлантическому, но по количеству жителей уступает ему почти вдвое (25 млн. человек).

На территории США формируется четвертый мегалополис — Техасский (от Далласа — Форт-Уэрта к Хьюстону).
11. Попробуйте сформулировать вопросы, которые позволят определить значимые признаки в установлении этничности, а также критерии границ «своей» и «другой» группы.
Одной из форм идентичности выступает этническая идентичность, которую сближают с понятием этничности.

Под этничностью понимают осознаваемое индивидом чувство принадлежности к той или иной этнической группе в отличие от других людей, которое выражается в наборе определенных культурных признаков.

В. А. Тишков вслед за Ф. Бартом определяет этничность как «форму социальной организации культурных различий». Ж. Девосе и Л.Романуччи-Росс дают следующее определение: «В конечном счете этничность есть социальная форма лояльности и экзистенциальное значение, проистекающее из человеческой потребности иметь преемственную принадлежность. Последнее есть дополнение к использованию этничности в ситуациях, когда определяется отличительность от других». Этничность является «коллективным чувством социальной принадлежности и высшей формой лояльности, связанной с родством и верой в общее происхождение».

При этом мы пока не уточняем, как понимать этническую группу — как этнос, нацию и т. д. В данном случае это не столь важно, принципиальным при рассмотрении понятия этничности является сама постановка вопроса об определении идентичности через некие групповые этнические признаки, этногруппы.

Понятие этничности — переходное и носит скорее инструментальный, чем эвристический характер. Вокруг терминов, которыми ученые обозначают этнические общности, — племя, народ, нация, этнос и т.д., очень много споров. Сегодня в науке не существует консенсуса, что же под ними понимать, когда появляется та или иная общность, какими характеристиками она обладает. Чтобы не вести «вечный спор о терминах», и возникла категория этничности, как некое компромиссное понятие, обозначающее бесспорные вещи: 1) обладание индивидом чувством идентичности, связанным с принадлежностью к той или иной этнической общности (а это есть у всех); 2) существование таких общностей, созданных на основе характеристик, которые люди считают этническими.
12.Заполните таблицу. Укажите народы, проживающие на территории РФ, которые соответствуют этническим группам; обозначьте территорию расселения этнических групп (локация РФ), родной язык; уточните особенности традиции, обычаев, уклада жизни и мифа, который лежит в основе этнической идентичности.


Этническая группа

Народы РФ

Территория расселения

Язык

Традиции, обычаи, уклад жизни

Миф

Славянская

Русские

Белорусы

украинцы


В настоящее время славяне расселены на обширной территории Южной, Центральной и Восточной Европы и далее на восток — вплоть до Дальнего Востока России.

русский язык,

украинский язык,

 белорусский язык 

Традиционная культура славян является типичной для Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы

Славянская мифология формировались на протяжении долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности народов во 2-м — 1-м тысячелетии до н. э. и взаимодействия с мифологией и религией соседних народов. Поэтому в славянской мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и ЯрилихаИван-да-марья) и божества Неба-Отца (Стрибог). 

Тюрская

чуваши, башкиры, карачаевцы, балкарцы, кумыки, ногайцы, татары, тувинцы, хакасы, якуты, алтайцы


татары и чуваши в Поволжье, кумыки, ногайцы, карачаевцы и балкарцы на Северном Кавказе, башкиры в Приуралье, татары в Западной Сибири, хакасы, тувинцы, алтайцы, кумандинцы, шорцы и тофалары в Южной Сибири, якуты и долганы в Восточной Сибири.


Тюрский

Гостеприимство и отзывчивость ― главная черта тюркских народов


Довольно много мифологических сюжетов у алтайцевхакасовтувинцев и шорцев. Здесь и почитание земли и рек, неба и жертвоприношения ему, почитание Йер-суг и Умай. У алтайцев, хотя и несколько изменёно, существует миф о происхождении древних тюрок

Финно-угорская

мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы

Живут преимущественно в Западной СибириЦентральнойСеверной и Восточной Европе

Финно-угорский

У финно-угров было немало традиционных обычаев и обрядов, сопровождавшихся приуроченными только к ним кушаньями.
Каждый праздник у народов в прошлом был не столько праздником в современном понимании этого слова, сколько целенаправленным молением, с исполнением того или иного комплекса магических обрядов. Они посвящались определенным «языческим» божествам, от которых якобы зависело благополучие людей.

в качестве основного космогонического мифа финно-угров выделяют легенду о нырянии водоплавающей птицы (обычно утки) за землёй на дно первородного океана. Реже (обычно у западных финно-угров) встречаются легенды о сотворении Земли из яйца, снесённого подобной птицей. Водоплавающие птицы явно имели большое значение (в том числе промысловое) для предков финно-угров, и вполне возможно, что эти мифы восходят ещё к мальтинско-буретинским традициям верхнего палеолита

Нахско-дагестанская

аварцы, чеченцы, цахуры, ахвахци, каратинцы, лезгины, лакцы, рутульцы, агулы, табасаранцы

Этнический ареал этих народов Восточный Кавказ, территория современных Дагестана, Чечни и Ингушетии.

Аварский

Андийский

Даргинский

Лезгинский

Табасаранский

Агульский

Кубачинский

кайтагский

Этнокультурные традиции дагестанцев складывались ещё с периода древности, однако окончательно закрепились с принятием Ислама во времена средневековья. Ислам и адаты сформировали современный дагестанский характер присущий всем дагестанским народам.

Среди дагестанцев сильно развито чувство собственного достоинства и чести. Все культурные ценности, традиции и обычаи дагестанцев в той или иной мере нацелены на сохранение чести дагестанской женщины.


Величайшими образцами мифологии наха являются легенды о Пхармате, озере Галанчоге, эпической войне гномов пхагалбери (наездников на зайцах) против нартов, озере Кезанои и мифы о том, как появились солнце, луна и звезды

Осетинская

Иронцы,

Дигорцы,

Кударцы

Туальцы

Осетины составляют большинство населения Южной Осетии (89 % или около 48 тыс. человек)

Иранский

Осетинский

Одна из свято соблюдающихся традиций осетин – безусловное уважение и почтение к старшим. Все важные для семьи вопросы решаются с учетом их мнения, когда в дом заходит отец или дед, сыновья и внуки должны встречать их стоя.К национальным особенностям осетинского народа относится также соблюдение множества магических обрядов и ритуалов, посвященных святым покровителям. Считается, что духи-покровители есть и у каждого человека, и у каждого поселения.


Считается, что сама религия имеет скифское происхождение, но содержит много более поздних элементов христианства, например, осетинских богов часто отождествляют с христианскими святыми. Боги играют определенную роль в известных историях о расе полубожественных героев, называемых нартами.

Иранская

Осетины

Езиды

Таты

Северная Осетия

Иранский,

Осетинский

Православное христианство — среди осетин

Главным источником для реконструкции Иранской мифологии служат сведения "Авесты", священного писания зороастризма на сакральном авестийском языке, и в меньшей степени древнеперсидские клинописные надписи. "Авеста" состоит из отдельных книг - насков. 

Вайнахская

Чеченцы

Ингуши

Исторические земли вайнахов - Чеченская республика и Ингушетия, и земли в нескольких районах северного Дагестана и Северной Осетии

Ингушский

чеченский

Отношение к женщине

Честь семьи

Родственные обязанности

Гостеприимство

Взаимопомощь, взаимовыручка.

Мужской этикет

Основой служили языческие верования ингушей и чеченцев (до принятия ислама). Предания, легенды, обряды и фольклор записаны этнографами со слов старцев

Монгольская

Буряты,

калмыки

 республики Бурятия и Калмыкия, а также Усть-Ордынский Бурятский округ (Иркутская область) и Агинский Бурятский округ (Забайкальский край)

Монгольский
Среди монголов был очень развит культ гор. Каждая гора или долина имела своего покровителя. Путник всегда старался умилостивить их. Среди праздников особо выделяется надом - народные игрища (конские скачки, стрельба из лука, борьба). Богаты и разнообразны песенное и танцевальное искусства, жанры устного народного творчества.







Высший пласт мифологии был представлен Вечным Синим Небом (Хухе Мунхэ Тэнгэр). Небо воспринималось как источник власти и первопричина необходимости. При этом единое Небо часто выступало в виде множества отдельных небесных духов - Тенгри: Багатур-тэнгэри (бог храбрости), Дайчин-тэнгэри (бог войны), Дзаягачи-тэнгэри (покровитель скота), Лу-тэнгэри (бог грома). Антиподом Вечного Неба в мифологии древних монголов была Мать Земля (Этуген).

Палеазиатская

Чукчи

Коряки

Айны

населяют Северную и Северо-восточную Сибирь, а также Курильские и Японские острова.

Чукотский

Традиционные религиозные представления чукчей выражают амулеты (подвески, повязки, ожерелья в виде ремешков с бусами). Обрядовое значение имеет и раскрашивание лица кровью убитой жертвы, с изображением наследственно-родового знака — тотема. Оригинальный узор на колчанах и одеждах приморских чукчей — эскимосского происхождения; от чукчей он перешёл ко многим полярным народам Азии.

Исконные верования — анимизм;


Пантеон северо-восточных палеоазиатов имеет аморфный, незавершённый характер. Основными его элементами выступают: пассивное верховное небесное существо; активный культурный герой, имеющий черты плута-трикстера (Ворон); ряд небесных существ; различные духи-хозяева (данная категория менее развита, чем в других сибирских традициях); различные виды злых духов и противостоящих им шаманских духов, а также сделанных человеком амулетов-заместителей. Эти духи неразрывно связаны с амулетами и ритуальной функцией. Большинство персонажей имеют двойную (зооантропоморфную) природу, и антропоморфные черты более стабильны.

Тунгусо-маньчжурская

Орочи,

Ульчи

Удэгейцы

Негидальцы

Нанайцы

Ороки

Эвенки

Территория расселения тунгусо-маньчжурских народов в XIX - XX вв. охватывает обширный ареал в пределах Восточной Азии и Сибири. Этот регион Дальнего Востока Китая и России, объединяет Маньчжурию, Приамурье, Приморье, о.Сахалин, Охотское побережье, Якутию, Забайкалье, бассейн Енисея до притоков Оби

Тунгусо-маньчжурский

Традиционным занятием тунгусо-маньчжурских народов была таежная охота с помощью особого «тунгусского лука». Также в качестве оружия использовалась алебарда (пальма). Во время войн защитным вооружением тунгусов были куяки и шишаки. Традиционным жилищем был чум. Развита была верховая езда — на севере на оленях, на юге — на лошадях. У жителей Амура важную роль играло рыболовство (промысел кеты и горбуши)

Выделяются два слоя: дошаманский и шаманский. Дошаманский пласт охватывает представления о происхождении вселенной и сотворении земли и всего живого на ней. Древний вариант эвенкийского мифа о сотворении мира рассказывает, что вначале были только вода и два брата (или птицы в более древнем варианте). Значительно позже появились шаманские космогонические мифы. Верхний мир находится выше истоков и вершины горы (или выше семи туч), нижний мир — ниже устья реки энгдекит, начинающейся в верхнем мире и кончающейся в нижнем. Всякий попавший в нижний мир, даже шаман, обратно не возвращается.
1   2   3


написать администратору сайта