Тема 3.3 Музыкально-ритмическое творчество дошкольников. Практикумом Тема Музыкальноритмическое творчество дошкольников Лекцию читает преподаватель канд пед наук, доцент
Скачать 0.96 Mb.
|
Теория и методика музыкального воспитания с практикумом Тема 3.3. Музыкально-ритмическое творчество дошкольников Лекцию читает преподаватель канд. пед. наук, доцент ИННА ВИКТОРОВНА ГРУЗДОВА СОДЕРЖАНИЕ: 1. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО- РИТМИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В РИТМИКЕ Вопрос 1. СТРУКТУРА ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО- РИТМИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ Структура процесса музыкального творчества рождение замысла, накопление впечатлений, их обобщение, возникновение идеи; разработка плана деятельности, сбор информации, поиски средств выразительности; реализация плана деятельности, воплощение замысла, рождение художественного произведения. Этапы творческой деятельности дошкольников возникновение, развитие, осознание и оформление замысла; воплощение замысла, процесс создания творческого продукта; анализ результата творчества. Музыкальное творчество ребенка выражается в: а) умении составить свой оригинальный замысел на основе собственных представлений и опыта музыкальной деятельности; б) умении довести замысел до конца и получить нестандартный результат. Особенности музыкально-ритмического творчества детей музыкально-ритмическое творчество детей связано с опытом восприятия музыки; присутствует тесная связь между музыкой и движением; с помощью движений ребенок выражает содержание музыкального образа; движения детей выступают выразительно-изобразительным средством воплощения содержания музыкального произведения. Импровизация как основа музыкально- ритмического творчества Основой творчества выступает импровизация (от лат. improvisus – неожиданный, внезапный ) - это музыкально-творческая деятельность, в которой объединены два одновременно протекающих процесса - создания и воспроизведения творческого замысла. Ребенок, естественно проявляя свои чувства и мысли в танцевальных и ритмопластических движениях, интуитивно комбинирует движения, согласуя их со звучащей музыкой. В импровизации проявляется и развивается творческое мышление и воображение, обогащается опыт музыкально-ритмического и танцевального творчества. Условия развития музыкально- ритмического творчества Создание эмоционально-насыщенной атмосферы на музыкальных занятиях. Обогащение музыкальных впечатлений и музыкального опыта детей, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Формирование музыкально-ритмических умений и навыков: в основных и танцевальных движениях, обогащение образных движений. Развитие эмоционального компонента музыкального слуха с помощью разнообразных движений: ладового чувства и чувства ритма. Использование музыкальной игры и развития образных движений, побуждение к музыкально-игровому творчеству. Художественность, выразительность музыкального репертуара, соответствие содержания музыкальных произведений образовательной программе музыкально-художественного развития детей дошкольного возраста, возрастным особенностям музыкально-эстетического и духовно-нравственного развития дошкольников. Принципы отбора репертуара по ритмике Выводы Элементы детского музыкального творчества можно наблюдать в раннем детстве, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку. Детское музыкально - ритмическое творчество проявляется в двигательных импровизациях, объединяющих в единство процесс создания и воспроизведения творческого замысла ребенком. Музыкально-ритмическое творчество связано с восприятием музыки, в движениях ребенок передает художественный образ музыкального произведения. Условиями развития музыкально-ритмического творчества детей дошкольного возраста являются обогащение опыта восприятия музыки, освоение разнообразных музыкально-ритмических движений, развитие музыкальности и чувства ритма, использование игровых методов и художественного по содержанию музыкального репертуара. Вопрос 2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО- РИТМИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Этапность в развитии музыкально- ритмического творчества детей дошкольного возраста Содержание работы по развитию музыкально- ритмического творчества на подготовительном этапе - развитие воображения и эмоциональной отзывчивости на музыку: выполнение упражнений с воображаемыми предметами, упражнение «Угадай ,что мы показываем»; - овладение умением вступать в игровые контакты, свободно общаться во время игровых импровизаций и танцевальных композиций – например, упражнение «Зеркало»; - пластическое фантазирование – придумай движения к песне, выразив в образных движениях, ритмо-пластической импровизации, жестах и мимике, характер музыки. Основной этап в развитии музыкально- ритмического творчества дошкольников Заключительный этап в развитии музыкально-ритмического творчества самостоятельное сочинение композиции музыкальной игры или танца, например, «Жили у бабуси», русская народная песня; «Где был Иванушка» р.н.п., «Кто построил дом?» музыка Е. Тиличеевой и т. д.); создание импровизационно-творческой игры-балета, сочетающей музыку, речь, движения, например: ❖ «Карнавал животных» К. Сенс- Санса ❖ «Арлекин» (Р. Щедрин «Юмореска») ❖ «Утренняя сюита» (Э. Григ «Утро») ❖ «Ночное приключение» (Р. Шуман «Всадник») ❖ «Морская история» (Н.А. Римский-Корсаков «Океан-море синее»), ❖ «Путешествие в сказку» (Г. Свиридов «Колдун») и др. Сюжеты, появлявшиеся в результате фантазирования и сочинения, становятся основой игр-инсценировок или игр-сказок. Игра-балет строится на основе ритмопластических и танцевальных импровизаций детей. Выводы: Музыкально-ритмическое творчество детей развивается поэтапно на основе включения в процесс обучения постепенно усложняющихся творческих заданий. Подготовительный этап в развитии музыкально-ритмического творчества связан с развитием способности выразительно передать движения одного персонажа в игре, комбинированием движений в танце. Основной этап предполагает усложнение творческих действий: развитие способности детей передавать музыкально-игровой образ в развитии, сочинять композицию танца. Заключительный этап в развитии музыкально-ритмического творчества заключается в самостоятельном сочинении композиции характерных танцев, развитии сюжета игры, основанного на взаимодействии персонажей Вопрос 3. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В РИТМИКЕ Задания на развитие двигательных импровизаций Ритмическое, интонационное, пластическое воплощение окружающего ребенка мира: шелест листьев, щебет птиц, звон дождя, цокот копыт и т.п. Например , упражнение «Цветы и бабочки» (музыка В.Золотарева, композиция движений И.В.Лифиц) Педагог инициирует ситуацию « Путешествие на опушку сказочного леса ». Детям предлагается: - присесть, после чего пластичными движениями правой и левой рук изобразить, как из-под земли показался первый цветочек (поднимается правая рука, кисть опущена вниз); - затем второй (ребенок, постепенно выпрямляясь, поднимает левую руку, кисть опущена); - показать в движениях как на глазах распускаются бутоны (кисть правой руки мягко поднимается вверх и отводится в сторону, аналогичные движения делаются левой рукой); - цветы тянутся к солнышку (дети поднимаются на носочки, глядя на поднятые вверх руки); - но, неожиданно налетает ветер (дети раскачивают руками вправо и влево, согласуя амплитуду движения с динамикой музыки), и цветы плавно наклоняются к земле (постепенно опуская руки, дети возвращаются к исходному положению, приседая на корточки); - на поляну прилетают бабочки (изображая бабочек, ребенок по образцу педагога «рисует» руками крылышки и усики), бабочки приседают на цветы, взлетают вверх (дети присаживаются и постепенно поднимаются, размахивая «крылышками») и беззаботно порхают вокруг цветочков (детям предлагается покружиться вправо и влево). Творческая музыкально-ритмическая игра Музыкальная игра «Звонкий колокольчик» для младшего дошкольного возраста муз. Ф. Лист «Кампанелла» Педагог: Сегодня к нам в гости пришел Петрушка (демонстрирует игрушку). Ребята, наш Петрушка очень любит слушать музыку, особенно ему нравится «Кампанелла», что означает – колокольчик. Посмотрите, у Петрушки есть колокольчики. Они звенят радостно и звонко (педагог демонстрирует способ игры). Звучит «Кампанелла» Ф. Листа, дети играют с колокольчиками, подстраиваясь под ритм и темп звучания музыкального произведения. Варианты игры: дети двигаются под музыку вместе с Петрушкой, играя с колокольчиками (с погремушками, ленточками и др.) Выводы: Двигательные импровизации составляют основу музыкально-ритмического творчества. Импровизация в своем содержании и ролевом поведении декларирует правило - проявлять музыкально-ритмическую активность, когда никто никого не повторяет, а каждый из участников создаёт совершенно новый продукт творчества. В процессе музыкально-ритмической импровизации у ребенка появляется уникальная возможность прочувствовать, прожить, осмыслить музыкальный образ и «высказать» свое понимание (ощущение) музыки в общем детском «хоре» мыслей и идей. Импровизируя, сочиняя, воображая, дошкольник познает свои творческие возможности и особенности музыкальной речи. Вступая в процессе двигательной импровизации в диалог с музыкой, дошкольник творчески выражает мысли, эмоции, интересы, желания. Выводы по содержанию лекции: В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости с мышлением, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение. Музыкально-ритмическое творчество дошкольников тесно связано с процессом восприятия музыки и способностью детей с помощью движений передавать художественно-образное содержание музыки. Развитие музыкально-ритмического творчества требует обогащения опыта восприятия музыки на основе освоения «алфавита» ритмических движений (танцевальных, образных, основных движений и др.). Этапность в развитии музыкально-ритмического творчества предполагает постепенное услужение способов творческих действий от создания персонажа в однотипных движениях к способности передавать образ в развитии и во взаимодействии с несколькими персонажами в игре и танце. Танцевальное и музыкально-игровое творчество имеет импровизационную природу, следовательно, требует включения в процесс музыкального воспитания заданий на создание музыкально-ритмических импровизаций, в том числе с предметами и атрибутами. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! |