Главная страница
Навигация по странице:

  • СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

  • ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

  • СТАТУС ЛИЧНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЕГО ЗАЩИТЫ

  • ПОНЯТИЕ МОРАЛИ

  • ХАРАКТЕРИСТИКИ МОРАЛИ

  • ФУНКЦИИ МОРАЛИ

  • ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ

  • ПОНЯТИЕ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • ПРОФЭТИКАРЕФ. Права человека в международном и внутригосударственном праве


    Скачать 45.91 Kb.
    НазваниеПрава человека в международном и внутригосударственном праве
    Дата12.07.2019
    Размер45.91 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПРОФЭТИКАРЕФ.docx
    ТипРеферат
    #84012

    СОДЕРЖАНИЕ

    Стр.

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2

    1. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В МЕЖДУНАРОДНОМ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОМ ПРАВЕ………………………………...3

      1. Соотношение международного и внутригосударственного права и права человека………………………………………………………………….3

      2. Источники международного права……………………………………………………...........................4

      3. Статус личности в международном праве и внутригосударственные юридические механизмы его защиты…………………………………………………………………...8

    2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОРАЛИ

      1. Понятие морали………………………………………………………...13

      2. Характеристики морали………………………………………………..14

      3. Функции морали ……………………………………………………….15

      4. Принципы морали……………………………………………………....16

      5. Проблема моральной ответственности личности…………………….18

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....21

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…….....……………………………………………...22

    ВВЕДЕНИЕ
    Сегодня, как никогда раньше, происходит «сращивание» международного и внутригосударственного права в области прав человека, их взаимопроникновение и усиление влияния друг на друга.

    В юридической же литературе эти вопросы обычно рассматриваются изолированно. Работы, выходящие как в нашей стране, так и за рубежом, посвящаются либо международной защите прав человека, либо правам личности в законодательстве государств. Поэтому представляется особенно актуальным показать взаимосвязь и взаимозависимость международного и внутригосударственного права, их взаимное влияние на положение личности, что и попытался сделать автор настоящей работы.

    Не менее важно переосмысление автором некоторых постулатов и теорий международного права, сложившихся в период холодной войны и обострения отношений между государствами, рассмотрение проблем прав человека без спекулятивных попыток увязать их решения с абсолютизацией принципов суверенитета и невмешательства во внутренние дела государств.

    Проблема прав человека сложна и многопланова. Она имеет политические, экономические, социальные, юридические и иные аспекты. В предлагаемой вниманию читателя работе рассматриваются узловые международно-правовые проблемы регулирования прав человека, тенденции развития и совершенствования межгосударственных отношений в этой области, связь и взаимное влияние международного и внутригосударственного права на положение личности в современном обществе, международные и государственные механизмы его защиты.

    Современное общество невозможно представить без этических норм. Каждое уважающее себя государство составляет свод законов, которым граждане обязаны следовать.


    СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

    Международное и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворчество в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы. Нормы национального права регулируют осуществление внешней политики государства, а международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.

    В вопросе соотношения международного и внутригосударственного права в науке международного права имеют место различные точки зрения которые можно условно свести к двум основным направлениям:

    • Дуалистическое;

    • Монистическое;

    Сторонники дуалистического направления придерживаются точки зрения, в соответствии с которой признается параллельное существование системы международного права и внутригосударственного права. Сторонники такого подхода считают, что правовые системы государств и международное право развиваются относительно независимо, но, одновременно, и во взаимосвязи друг с другом.

    Сторонники монистического направления считают, что внутригосударственная правовая система и международное право находятся в определенном соподчинении, а именно или внутреннее право господствует над международным или международное доминирует над внутренним правом. Теория примата международного права над внутренним правом получила широкое распространение.

    Как представляется, в практике международной жизни, в той или иной степени, имеют место и первый и второй варианты соотношения внутригосударственного и международного права. С одной стороны, международно-правовые нормы закрепляют права и обязанности только для субъектов международного права, и прежде всего для государств, которые суверенны в осуществлении внешней политики и самостоятельно, независимо и добровольно приобретают права и возлагают на себя обязанности при заключении международного договора. Однако чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство.
    ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

    За время своего существования ООН приняла свыше 100 международных документов в области прав человека: пактов, конвенций, протоколов, деклараций, рекомендаций, правил, кодексов, принципов и т.д.

    Каждый из этих видов международных документов имеет свои особенности в смысле их юридического значения и возможности реализации.

    Декларации (заявления, объявления) - международно-правовые документы, в которых провозглашаются какие-либо принципы. Декларации в строгом смысле слова не носят обязательного характера. Они являются лишь рекомендациями, пожеланиями. Однако эти документы обладают большой морально-политической силой и по отношению к ним судят о позициях государств. Декларации вступают в силу сразу после их принятия и не предусматривают как отказа государств, голосовавших «за» данную декларацию, от своей позиции, так и присоединения воздержавшихся или голосовавших «против».

    Пакт о правах человека - это международный договор, участники которого, - то есть, государства, которые официально согласились придерживаться его положений, - заключили с тем, чтобы уважать, гарантировать и принимать меры для полного осуществления широкого спектра (группы) прав человека.

    Конвенция - международный договор, соглашение по какому-либо специальному вопросу.

    Пакты и конвенции вступают в силу не после их принятия и подписания, а лишь после ратификации (утверждения) оговоренным количеством государств. Государства, участники пактов и конвенций, берут на себя содержащиеся в этих международных документах обязательства и должны их строго выполнять. Для наблюдения за реализацией соответствующих договоров и соглашений в рамках соответствующих международных организаций создаются, как правило, соответствующие комитеты или комиссии. Комитеты и комиссии обычно создаются в соответствии с протоколами, являющимися приложениями к пактам и конвенциям, или согласно положениям самого пакта или конвенции.

    К открытым конвенциям и пактам могут присоединиться государства, не участвовавшие в их подготовке и принятии. Государства могут отказаться от своих обязательств и выйти из данного международного договора, то есть денонсировать (уведомить о выходе) его.

    В частности, Международные пакты и протоколы к ним имеют обязательную юридическую силу для ратифицировавших их государств, то есть предполагается, что признаваемые этими государствами права, закрепленные в ратифицированных пактах, являются для них законом.

    Среди всех этих международно-правовых документов существует ряд основополагающих международных договоров и соглашений, которые сами стали источником международного права, опираясь на которые мировое сообщество разработало другие нормы в области прав человека.

    В первую очередь, к ним относится Международный билль о правах человека. Он включает в себя Всеобщую декларацию прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года), Международный пакт о гражданских и политических правах (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года) и Факультативные

    протоколы к нему (приняты Генеральной Ассамблеей 16 декабря 1966 года и 15 декабря 1989 года).

    Нормы права, содержащиеся в этих документах, составляют ядро международных стандартов ООН в области прав человека.

    В число основных международных документов по правам человека документов входят:

    1. Документы, принятые Организацией Объединенных Наций и ее учреждениями. Эти документы разделены на несколько ряд групп:

    а) Международный билль о правах человека (Всеобщая декларация прав человека, пакты и протоколы к ним).

    б) Право на самоопределение (декларация и резолюция Генеральной Ассамблеи ООН).

    в) Предупреждение дискриминации (декларации, конвенции и протоколы).

    г) Права женщин (декларации и конвенции).

    д) Права ребенка (декларации и конвенция).

    е) Защита от рабства, подневольного состояния, принудительного труда и сходных с рабством обычаев и институтов (конвенции и протоколы).

    ж) Права человека в области отправления правосудия: защита лиц, подвергающихся задержанию или тюремному заключению (декларации, конвенции, принципы, правила, кодексы поведения, меры, гарантирующие защиту прав).

    з) Свобода информации (конвенции).

    и) Право на труд (конвенции).

    к) Право на брак и создание семьи (конвенции).

    л) Право на социальное благосостояние, прогресс и развитие (декларации, конвенции, принципы и правила).

    м) Право на культурное развитие (декларации и рекомендации).

    н) Право на гражданство, убежище и защита беженцев (декларации, конвенции и протоколы).

    о) Право на защиту от геноцида (конвенции и протоколы).

    п) Гуманитарные права (конвенции и протоколы).

    2. Региональные документы, принятые в рамках Совета Европы, региональных межгосударственных организаций Азии, Африки, Америки, а также в результате деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ранее - Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе) и проводимых ею конференций по правам человека и человеческому измерению (Рим, 1950 г.; Турин, 1961 г.; Хельсинки, 1975 г.; Мадрид, 1983 г.; Вена, 1989 г.; Копенгаген, 1990 г.; Париж, 1990 г.; Москва, 1991 г.; Хельсинки, 1992 г.; Вена, 1993 г.; Страсбург, 1995 г. и т.д.).

    Кроме того, для стран СНГ имеют значение принятые документы в области прав человека в рамках деятельности Содружества Независимых Государств (декларации, конвенции, соглашения, двусторонние и многосторонние договоры).

    Со времени объявления независимости Республика Казахстан ратифицировала лишь малую часть международных документов в области прав человека (по состоянию на начало 2000 года): Женевские конвенции о защите жертв войны от 1949 года и дополнительные протоколы к ним I и II от 1977 года (ратифицированы 31 марта 1993 года); Конвенцию о правах ребенка от 1989 года (ратифицирована 8 июня 1994 года); Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания от 1984 года (ратифицирована 29 июня 1998 года); Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 1979 года (ратифицирована 29 июня 1998 года); Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 1966 года (ратифицирована 29 июня 1998 года);

    Конвенцию о статусе беженцев 1951 года и Протокол, касающийся статуса беженцев от 1967 года (ратифицированы 15 декабря 1998 года); Конвенцию о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания (ратифицирована 16 июля 1999 года); Конвенцию 1958 года о дискриминации в области труда и занятий (ратифицирована 20 июля 1999 года); Конвенцию о политических правах женщин от 1953 года (ратифицирована 30 декабря 1999 года); Конвенцию 1948 года о свободе ассоциаций и защите права на организацию (ратифицирована 30 декабря 1999 года); Конвенцию о гражданстве замужней женщины (ратифицирована 30 декабря 1999 года); Конвенцию о взыскании за границей алиментов (ратифицирована 30 декабря 1999 года).
    СТАТУС ЛИЧНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЕГО ЗАЩИТЫ

    Развитие сотрудничества государств в области прав человека на универсальном и региональном уровнях с каждым годом расширяет объем прав, предоставляемых индивиду различными международными соглашениями. Этот процесс привел к тому, что индивид стал непосредственным субъектом международного права.

    Вопрос о международной правосубъектности в целом, и особенно о статусе личности в международном праве, является одним из наиболее спорных в юридической науке. В общей теории государства и права субъект права определяется как носитель прав и обязанностей'.

    Следуя этому определению, многие российские юристы-международники полностью распространяют его и на международное право. Так, Е. А. Шибаева, присоединяясь к этому мнению, пишет, что «определение субъекта права, данное общей теорией права, применимо и к международному праву. С этим мнением нельзя не согласиться, так как основу понятия субъекта права независимо от отрасли права составляет обладание правами и обязанностями».

    Эта точка зрения, высказанная много лет назад, и в настоящее время разделяется российскими юристами-международниками. Субъекты международного права, — пишет Н. А. Ушаков в «Курсе международного права», — это стороны, лица, наделенные юридическими правами и юридическими обязанностями в общественных отношениях, урегулированных международным правом».

    Несомненно, что юридическая способность обладать международными правами и нести обязанности — свойство субъектов международного права. Однако ограничиться только этим определением — значит не учитывать специфику международного права, которое является не внутригосударственным, а межгосударственным правом. Поэтому в многочисленных определениях субъекта международного права подчеркиваются и другие его свойства, например участие в международных правоотношениях и в разработке и создании норм международного права. К свойствам субъекта международного права следует отнести, на наш взгляд, и его ответственность за нарушение норм и принципов международного права. Кстати, это неотъемлемый элемент правового статуса личности во внутригосударственном праве. Учитывая эти свойства, можно дать следующее определение субъекта международного права: это носитель международных прав и обязанностей, который участвует в международных правоотношениях, в создании норм и принципов международного права и несет ответственность за их нарушение.

    Международное право исторически сложилось как межгосударственное право. Таким оно является и в настоящее время. Однако государства все чаще и чаще разрабатывают и принимают нормы, которые не только регулируют их взаимотношения, но и адресованы международным неправительственным организациям и индивидам. Такие нормы применяются к индивидам как опосредственно, через нормы внутригосударственного права, так и непосредственно. Они обязывают государства обеспечить определенные права личности, но в ряде случаев непосредственно наделяют индивида правами и обязанностями. Более того, индивид может требовать от государства выполнения взятых международных обязательств и в этих целях правомочен также обращаться в международные органы.
    Государства, ратифицируя международные соглашения по правам человека, берут на себя обязательства перед другими государствами соблюдать достигнутые договоренности и перед своими гражданами и всеми лицами, находящимися под их юрисдикцией. За нарушение ряда норм и принципов международного права ответственность несут как государства, так и отдельные индивиды. Индивид все более активно «вторгается» в международное право и даже в ряде случаев принимает участие в процессах обеспечения международных стандартов в области прав человека. Это подчеркивается в Итоговом документе Венской встречи государств — участников СБСЕ, который обязывает государства «уважать право своих граждан, самостоятельно или совместно с другими вносить активный вклад в развитие и защиту прав человека и основных свобод... право лиц наблюдать за осуществлением и способствовать выполнению положений документов СБСЕ и присоединиться к другим с этой целью».

    Таким образом, индивид как носитель международных прав и обязанностей участвует в международных правоотношениях, выполняет нормы 'международного права и несет ответственность за их нарушение. Единственное свойство, которым он не обладает, — это участие в создании принципов и норм международного права. Значит ли это, что индивид не является субъектом международного права?

    Современное международное право не только защищает индивида от преступных посягательств на его свободы, но и предоставляет каждому, как уже отмечалось, право на прямой доступ в международные органы. Однако право защищать свои права в международных органах индивид имеет только после того, как исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

    Первоначально индивид, исходя из международных обязательств страны и ее законодательства, должен использовать внутригосударственные средства и механизмы защиты своих прав. Создание и развитие таких средств и механизмов рассматривается современным международным правом как одна из обязанностей государств — участников международных соглашений. Согласно Пакту о гражданских и политических правах, каждое государство-участник обязуется:

    1) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в настоящем Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;

    2) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможность судебной защиты» (п. 3 ст. 2 Пакта).

    В различных государствах мира созданы и функционируют разнообразные средства и механизмы защиты прав человека, восстановления их нарушений и возмещения причиненного индивиду ущерба. Международное право не устанавливает ни систему таких органов, ни их иерархию или полномочия. Эти вопросы регулируются правовой системой каждого государства самостоятельно, и они определяются различными факторами: уровнем развития демократии, характером социального строя, историческими традициями и др.

    Среди разнообразных механизмов и средств обеспечения прав и свобод человека наиболее распространена судебная защита. Ее значение подчеркивается не только в Пакте о гражданских и политических правах, но и во Всеобщей декларации прав человека, ст. 8 которой гласит, что «каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом». Система судебных органов и порядок их функционирования определяется правовой системой каждого государства. Международное право регулирует лишь отдельные нормативные и процессуальные вопросы деятельности судов, как, например, равенство всех перед судами, право обвиняемого на защитника, право пользоваться бесплатной помощью переводчика и т. д. Эти нормы зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека, в Пакте о гражданских и политических справах, в документах ОБСЕ и других международных соглашениях.

    После принятия в декабре 1993 г. новой Конституции России, признавшей приоритет международного права над законами страны, созданы реальные предпосылки; для широкого применения российскими судами норм международного права. При этом надо иметь в виду, что признание тем или иным государством определенных международно-правовых обязательств не означает, что они автоматически будут претворяться в жизнь. Эффективность такого признания во многом зависит от наличия соответствующего правового механизма реализации международных норм.

    В России за последние годы создан ряд органов, претендующих на важную роль в защите фундаментальных прав и свобод человека. Среди этих органов некоторыми средствами массовой информации особенно выделяется Комиссия по правам человека при Президенте. Будучи гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, Президент страны может и должен сыграть важную роль в их защите. Если суды и должностные лица нарушают закон и отклоняют законные требования российских граждан, то Президент России может добиваться восстановления их прав и свобод своими указами. Следует, на наш взгляд, ввести в практику ежегодные слушания парламентом доклада Президента или Комиссии по правам человека о принятых и намечаемых мерах по защите прав человека и гражданина. Однако основная работа в этой сфере должна вестись судебной властью, которая осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

    Наряду с судами права человека защищаются специальными органами, создаваемыми парламентами и обладающими независимым статусом и широкими полномочиями. Среди таких органов наибольшую известность и распространение получил институт омбудсмена, или парламентского Уполномоченного по правам человека. Создание таких органов обычно предусматривается в конституции страны, а учреждаются они парламентом.
    ПОНЯТИЕ МОРАЛИ

    Мораль – это социальный институт, состоящий из системы стандартов (принципов, норм, правил), признанных и разделяемых членами культурной общности.

    Мораль – совокупность принципов или правил морального поведения (т.е. поведения, регулируемого с помощью норм, основанных на представлениях о добре и зле, справедливом и несправедливом отношении к другим, правильном и неправильном поведении).

    Мораль –это то, что должен делать человек, чтобы соответствовать общественным нормам поведения, в то время как этика занимается изучением философских доводов «за» или «против» норм морали, существующих в социальной среде.

    Мораль человека в большей степени зависит от него самого. Только сама личность ответственна за то, что с ней происходит. От того, насколько она готова следовать установленным в обществе порядкам зависит, будет ли человек успешен, принимаем другими. Развитие морали, нравственных понятий происходит в родительской семье. Именно те первые люди, с которыми начинает взаимодействовать ребенок на первых порах своей жизни, и накладывают серьезный отпечаток на его дальнейшую судьбу. Итак, на формирование морали оказывает существенное влияние ближайшее окружение, в котором растет человек. Если ребенок растет в неблагополучной семье, то у него с малых лет складывается неправильное представление о том, как устроен мир и формируется искаженное восприятие самого себя в социуме. Став взрослой, такая личность начнет испытывать колоссальные трудности в общении с другими людьми и будет ощущать на себе недовольство с их стороны. В случае воспитания ребенка в благополучной среднестатистической семье он начинает впитывать в себя ценности своего ближайшего окружения, и этот процесс происходит естественным образом.

    Осознание необходимости следовать общественным предписаниям происходит за счет наличия у человека такого понятия как совесть. Совесть формируется с раннего детства под влиянием общества, а также индивидуального внутреннего чувства.
    ХАРАКТЕРИСТИКИ МОРАЛИ

    Мораль представляет собой особую форму общественного сознания, вид общественных отношений (моральных отношений) и выступает как предмет специального изучения этики. Мораль наряду с другими типами нормативной регуляции (такими, как право, обычаи, традиции, организационные уставы, административные положения и др.) в любом обществе согласует действия громадного множества людей в совокупную массовую деятельность и подчиняет определенным общесоциальным законам. Мораль существует до ее принятия или непринятия отдельной личностью. Человек не создает собственных правил, мораль не может быть в чистом виде личным кодексом поведения. Мораль воплощается в моделях оценочных суждений о добре и зле. Модели передаются из поколения в поколение. Мораль имеет объективный статус как совокупность правил поведения индивида.

    Отличие морали от этики. Мораль – это убеждения о добре и зле, посредством которых мы управляем нашим поведением.

    Этика – это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения. Этика – это система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни. Этические нормы служебных отношений базируются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, однако имеют отличительные особенности. Особенности этических норм и правил в отличие от других норм и правил, регулирующих поведение людей, следующие: 1) нарушение их может угрожать благосостоянию, здоровью и безопасности других людей; 2) этические нормы имеют приоритет по отношению к другим критериям; 3) проблематичным является вопрос об источнике этических стандартов: сложно определить, кто устанавливает моральные нормы. Сходства и различия морали и права. Мораль и право не тождественны. Многие моральные ценности и нормы составляют основу правосудия. Однако законы не могут включать все разнообразие этических норм различных социальных групп. Принципиально важное различие между правом и моралью – это то, что правовые нормы имеют такие механизмы принуждения, как суды, милиция, осуществляющие наказание. Моральные нормы опираются лишь на добровольное их признание и исполнение.
    ФУНКЦИИ МОРАЛИ

    Мало у кого из людей действительно возникает вопрос, зачем нужна мораль? Это понятие состоит из многих важных компонентов и оберегает совесть человека от нежелательных поступков. За последствия своего морального выбора личность отвечает не только перед обществом, но и перед самой собой. Существуют функции морали, помогающие ей выполнять свою задачу.

    Оценочная функция связана с тем, как другие люди или сам человек определяет совершенные им поступки. В случае, когда происходит самооценивание, личность обыкновенно склонная оправдывать собственные действия какими – либо обстоятельствами. Выносить поступки на общественный суд гораздо сложнее, ведь социум порой неумолим при оценке других.

    Регулятивная функция помогает установить в обществе нормы, которые станут законами, предназначенными для всеобщего соблюдения. Правила поведения в обществе усваиваются индивидом на подсознательном уровне. Именно поэтому, попадая в место, где находится большое количество людей, большинство из нас спустя какое – то время начинает безошибочно следовать негласным законам, принятым именно в данном социуме.

    Контролирующая функция напрямую связана с проверкой, насколько отдельный индивид способен следовать установленным в обществе правилам. Подобный контроль помогает достичь состояния «чистой совести» и социального одобрения. Если индивид не ведет себя подобающим образом, то обязательно получает в качестве обратной реакции осуждение со стороны других людей.

    Интегрирующая функция помогает поддерживать состояние гармонии внутри самого человека. Совершая те или иные поступки, личность, так или иначе, анализирует свои действия, «проверяет» их на честность и порядочность.

    Воспитательная функция заключается в том, чтобы человеку иметь возможность научиться понимать и принимать нужды окружающих людей, учитывать их потребности, особенности и желания. Если индивид достигает состояния такой внутренней широты сознания, то можно сказать, что он способен заботиться о других, а не только о самом себе. Мораль часто связывают с чувством долга. Человек, у которого имеются обязанности перед обществом, дисциплинирован, ответственен и порядочен. Нормы, правила и порядки воспитывают личность, формируют у нее социальные идеалы и стремления.

    ПРИНЦИПЫ МОРАЛИ

    Эти принципы существуют, внося существенные дополнения в общепринятые социальные нормы. Их значимость и необходимость заключается в том, чтобы способствовать формированию общих формул и закономерностей, принятых в данном обществе.

    Принцип талиона наглядно демонстрирует понятия нецивилизованных стран – «око за око». То есть, если кто – то потерпел какую – либо утрату по вине другого человека, этот другой обязан возместить первому посредством собственной потери. Современная психологическая наука говорит о том, что необходимо уметь прощать, перенастраивать себя на позитив и искать конструктивные методы выхода из конфликтной ситуации.

    Принцип нравственности предполагает следование христианским заповедям и соблюдение божественного закона. Отдельный индивид не имеет права причинять вред своему ближнему, умышленно пытаться доставить ему какой – либо ущерб, основанный на обмане или воровстве. Принцип нравственности сильнее всего взывает к совести человека, заставляет его вспомнить о своей духовной составляющей. Фраза «Относись к ближнему своему так, как хочешь, чтобы и он относился к тебе» — самое яркое проявление данного принципа.

    Принцип «золотой середины» выражается в умении видеть меру во всех делах. Впервые этот термин ввел Аристотель. Стремление избегать крайностей и двигаться планомерно в направлении заданной цели непременно приведет к успеху. Нельзя использовать другого человека как способ для решения своих индивидуальных задач. Во всем нужно чувствовать меру, уметь вовремя идти на компромисс.

    Принцип благополучия и счастья представлен в виде следующего постулата: «Поступай по отношению к ближнему так, чтобы принести ему наибольшее благо». Неважно, какой поступок будет совершен, главное, чтобы польза от него могла послужить как можно большему количеству людей. Этот принцип морали предполагает умение прогнозировать ситуацию на несколько шагов вперед, предвидеть возможные последствия своих поступков.

    Принцип справедливости основан на равном отношении между всеми гражданами. Он гласит, что каждый из нас должен соблюдать негласные правила обращения с другими людьми и помнить о том, что сосед, живущий с нами в одном доме, обладает теми же правами и свободами, что и мы. Принцип справедливости подразумевает наказание в случае совершения противоправных действий.

    Принцип гуманизма является ведущим среди всех выше обозначенных. Он предполагает наличие у каждого человека представления о снисходительном отношении к другим людям. Гуманность выражается в сострадании, в умении понять ближнего, быть ему максимально полезным.

    ПОНЯТИЕ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

    Моральная ответственность – выражение способности личности своими силами справляться со своей деятельностью, действиями и поступками. Моральная ответственность играет важную роль во всех сферах личности – культурной, политической, хозяйственной, семейной. В первую очередь любая ответственность влечет за собой понимание моральных норм и принципов. Моральная ответственность проявляется как обратная сторона свободно принятого решения, как естественное следствие свободы выбора. Быть свободным, самостоятельным – значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Существуют разные виды и разная мера ответственности. Виды ответственности определяются тем, перед, чем и за что человек несет ответственность. Это может быть: 1. ответственность перед самим собой; 2. ответственность за конкретные действия и поступки перед другими, людьми; 3. ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся как забота о мире, вызванная тревогой о нем. Мера моральной ответственности у разных людей в различных ситуациях неодинакова. Зависит она от ряда обстоятельств: · самостоятельности совершаемого действия, причем наличие принуждения и даже угроза личной безопасности не снимает ответственности с человека; значимости совершаемого деяния для судеб других людей (в экстремальной ситуации, когда от принятого решения может зависеть жизнь людей, мера ответственности намного выше, чем в обычное время); · масштаба принимаемых решений, в зависимости от того, идет речь о судьбе отдельного предприятия или о судьбе государства; влиятельности, авторитета, общественного положения или должности личности, принимающей решения.

    Моральная и юридическая ответственность. Юридическая ответственность отличается от моральной тем, что она всегда связана с применением мер государственного принуждения. При моральной ответственности санкции к субъекту за безнравственные действия может предъявлять не только общество, но и сам субъект. Моральная ответственность связана в первую очередь с общественным и личным осуждением. В определении юридической ответственности действуют четкие правовые рамки. Моральная ответственность таких рамок не имеет. Мера моральной ответственности в достаточной степени имеет под собой субъективные основания, т.к. общество или сам человек в каждой конкретной ситуации определяет, в какой мере и в какой форме осудить совершившего проступок. Однако, это не означает что мера моральной ответственности лишена объективных оснований. Такими основаниями являются степень вреда, нанесенного проступком, и степень вины нарушителя. Мера ответственности за моральный выбор вытекает из диалектики свободы и необходимости. Личность ответственна в меру свободы выбора, т.е. она отвечает лишь за то, что она объективно могла и субъективно должна была выбрать и реализовать в поступке.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что важное значение, которое придается государствами защите и поощрению прав и свобод человека, делает необходимым тесное международное сотрудничество в этой области, в том числе при помощи укрепления режима международного контроля. Такое сотрудничество на данный момент стало важным фактором международных отношений и одним из компонентов всеобщей безопасности. Одновременно следует иметь в виду, что современные институты и механизмы международного контроля в области прав человека, за исключением, пожалуй, регионального измерения, являются продуктом правового, а зачастую и политического компромисса. На специфику такого контроля сильнейшее воздействие оказало деление мира на два полюса, противостояние между социалистической и капиталистической системами - в прошлом, а также развитых и развивающихся стран - в современный исторический момент. В этой связи международный контроль в области прав человека в настоящих условиях носит во многом мягкий, непревентивный характер (своеобразный контроль post-factum). Думается, что данная особенность развития международных контрольных правозащитных механизмов будет сохраняться до тех пор, пока на практике, в действительности не изменится подход различных государств и групп государств к межгосударственному сотрудничеству в рассматриваемой области.В последние годы все более актуальным вопросом становится реформа договорных органов ООН по правам человека, которые представляют собой краеугольный камень международного контроля в русле универсальной системы защиты прав и свобод человека. Вместе с тем автор настоящей статьи убежден, что любые меры, направленные на реформирование соответствующих механизмов, не должны вести к трансформации договорных органов в квазисудебные или (тем более) в судебные органы. Всегда следует помнить, что главное назначение правозащитных конвенционных комитетов заключается в оказании содействия государствам - участникам основных международных договоров в области прав человека в выполнении ими добровольно взятых на себя обязательств. В этом - основа и будущее развития международного сотрудничества в правозащитной сфере.

    «…Мораль, - писал немецкий мыслитель, - собственно говоря, есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья».

    Я согласна с этим изречением и понимаю, что для достижения счастья необходимы не только знания, но и воля, твердый характер, высокие идеалы и благородные чувства. Нужно не только понимать, не только знать правила поведения, но и уметь, хотеть, сметь им следовать, то есть иметь то, что дает практическая жизнь, а не только «практическая философия». Мораль - лишь часть жизни, а не вся жизнь, но каждая часть важна, особенно если это часть необходимая, без которой невозможна гармоничная деятельность целого. А мораль как раз такая часть.

    Становление морали и ее развитие - процесс длительный и еще весьма далекий от своей кульминации. Можно сказать, что мораль в собственном смысле этого понятия еще находится в процессе становления. Ее торжество как общественного явления, когда ее исторические связи с религией будут забыты, когда она станет повсеместным и определяющим законом межчеловеческих отношений, - еще впереди. И в этом нет ничего обескураживающего. Более того, это говорит о необычайной сложности и длительности становления в человеке собственно человеческого, о грандиозности и неизмеримой глубине исторического процесса.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Г.В.Игнатенко и О.И Тиунов. Международное право.- М,1999 – С. 584.

    2. Бекяшев К.А. Международное публичное право. – М., 1999, - С. 640.

    3. Гусева Д.А., Яскевич Я.С. Права человека. Минск. 2002.

    4. Фляйнер Т. Что такое права человека. М, 1997.

    5. Конституция Российской Федерации. Официальный текст. М. 2008.

    6. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, - М., 1988.

    7. Независимая газета.№96 (3211), 17.05.2004 г.

    8. "Венская декларация и программа действий ".(Принята в г. Вене 25.06.1993 на 2-ой Всемирной конференции по правам человека).

    9. Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических,социальных и культурных правах человека".

    10. "Устав организации Объединенных "(вместе с "правилами процедуры Генеральной Ассамблеи").

    11. Всеобщая декларация прав человека.

    12. Международный пакт о гражданских и политических правах.

    13. Гусейнов А., Апресян Р. Этика. –М., 1998.

    14. Дробницкий О. Понятие морали: историко – критический очерк. –М., 1974.

    15. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме.//Проблема человека в западной философии. –М., 198.

    16. Волченко Л.Б., Добро и зло как этические категории, -Москва, 1975




    написать администратору сайта