Правила благочестия. правила Благочестия. Правила благочестия Раздел О богослужении Что надо знать о православном церковном этикете иеромонах Аристарх (Лоханов)
Скачать 28.13 Kb.
|
Правила благочестияРаздел «О богослужении» Что надо знать о православном церковном этикете иеромонах Аристарх (Лоханов) Пра́вила благоче́стия – определенные правила поведения, соответствующие Божьему закону, принятые в Церкви. Церковь – это особое место молитвенного предстояния человека пред Богом. К сожалению, очень мало кто знает о том, что такое храм Божий, как он устроен и главное – как себя вести в храме. У тех, кто уже несколько лет ходит в храм, появляется иногда вредная и опасная привычка относиться к Дому Божию как к чему-то обыденному, где, приложившись к иконам и поставив свечи, можно решать свои житейские проблемы. Правила поведения в храмеВход в храм. Входите в святой храм с духовной радостью. Когда входите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам Господь и все святые смотрят на вас; будьте в это время особенно благоговейны. Святость храма требует к себе особо благоговейного отношения. В храм следует приходить в приличной, чистой одежде, не в спортивной или вызывающе яркой. Женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор. Перед входом в храм следует совершить поясной поклон с молитвой и крестным знамением. Войдя в храм, нужно также совершить в сторону алтаря три поклона с молитвой мытаря. Ставить свечи, прикладываться к иконам и святыням надо до начала богослужения, а во время службы не следует нарушать общую молитву хождением по храму и передачей свечей. Нельзя целовать святыни храма и участвовать в Таинстве Святого Причащения с накрашенными губами. Проходя напротив Царских врат полагается перекреститься и поклониться в сторону престола. !!!Нельзя проходить между амвоном и центральным аналоем, когда перед ним молятся посреди храма священнослужители. В православном храме во время богослужения принято стоять. Сесть и отдохнуть разрешается в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телесной слабости можно присесть на стульчик или скамью. Войдя в храм во время особо торжественных моментов – чтения Евангелия, Херувимской, Евхаристического канона – следует остановиться при входе, дождаться окончания и лишь тогда встать на место молитвы. Нельзя считать какое-то место в храме «своим», тем более просить перейти занявших его. Во время службы надо стоять и молиться на одном месте, не озираясь по сторонам. Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение. !!!Вообще не следует передвигаться, покупать и ставить свечи, а также прикладываться к иконам во время наиболее важных моментов богослужения. На Литургии: – на малом (с Евангелием) и великом (с чашей) входах; – при чтении «Молитвы о спасении России»; – во время чтения Апостола и Евангелия; – во время пения Херувимской песни – во время евхаристического канона (от возгласа «Двери, двери, премудростию войдем» в продолжение пения Символа веры «Верую во единаго Бога», в продолжение всего канона, когда поется «Милость мира» до окончания песни Богородице «Достойно есть»). Это самый благоговейный момент Литургии. – при пении «Отче наш». !!! В продолжение всего этого времени не должно быть никакого хождения по храму или тушения свечей; В Православной Церкви положено молиться стоя, тихо и благоговейно, поэтому нехорошо как-либо внешне проявлять свои особенные молитвенные чувства: воздевать руки, стоять на коленях и т.п. Если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в положенные моменты литургии, чтобы не расталкивать окружающих. 2. Поклоны Существует три вида поклонов: 1. Простое преклонение головы; 2. Поясной поклон: мы склоняемся в пояснице. Если следовать строгим правилам, то во время поясного поклона мы должны наклоняться вперед настолько, чтобы коснуться пальцами пола. 3. Земной поклон: Мы встаем на колени и преклоняемся головой до земли. Потом встаем. Преклонение головы Краткое преклонение головы никогда не сопровождается крестным знамением, мы просто преклоняем голову или легко наклоняем корпус: А. На слова священника Мир всем; Благословение Господне на вас, того благодатию и человеколюбием...; Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами. Б. На слова церковных песнопений: припадем, поклонимся. В. Всякий раз, когда священник благословляет не Крестом, а рукой. Когда же священник благословляет Крестом (например, после Литургии, на отпусте, или в другие моменты, следует перекреститься и после этого сделать поясной поклон) Г. Всякий раз, когда священник (или архиерей) благословляет свечами. Д. Всякий раз, когда тебя кадят. Каждением диакон (или священник) выражает человеку почтение как образу Божию. В ответ мы кланяемся диакону (или священнику). Длительное преклонение головы При возгласах диакона: Главы ваша Господеви преклоните и Главы наша Господеви преклоним. При этих словах следует наклонить голову и стоять так все то время, пока читается молитва. Е. Мы преклоняем голову во время Великого входа, тогда, когда процессия священнослужителей останавливается на амвоне. Ж. Во время чтения Святого Евангелия. Во время службы, когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, а когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься, а потом поклониться. Земные поклоны Земные поклоны отменяются: От Пасхи до праздника Святой Троицы; От праздника Рождества Христова до праздника Крещения. В дни двунадесятых праздников; В воскресные дни. Еще земные поклоны отменяются до вечера для человека, который причастился. На литургии земные поклоны: При возгласе "Благодарим Господа", При окончании песни "Тебе поем…", После возгласа "И сподоби нас, Владыко…". При первом и втором явлении Святых Даров. При возгласе "Святая Святым". Важно вот что: всегда, когда молящихся призывают положить земной поклон, этот поклон делают сами священнослужители. Смотрите за священниками – и не ошибетесь. 3. Уборка Убираются после богослужений, и в перерывах между ними. Запрещено убираться лишь во время службы, а когда проходят беседы или иные мероприятия, то можно. 4. Замечания Нельзя одергивать и учить, если кто-нибудь из прихожан по незнанию делает что-то не так. Если же его действия мешают общей молитве, то следует со смирением подсказать ему. 5. Клир (певчие, чтецы) Церковь – СУДИЛИЩЕ БОЖИЕ. Из нея можно выйти или оправданным, или осужденным (Лк.18. 14). И потому должно совершать чтение и пение со всевозможным вниманием и благоговением, никак не позволять себе празднословия, тем более смеха или шуток. Иначе выйдем из церкви осужденными, прогневив Царя Небесного неблагоговейным предстоянием Ему. Клирики – певцы и чтецы, в своем служении подражают Ангелам и символически являют для верующих то состояние, в котором все должны пребывать, т. е. состояние непрестанной молитвы и словословия Богу. Необходимо, чтобы это состояние было исполнено ревностного служения. Певцы и чтецы отвечают за благоговейный настрой молитвы в храме, на их плечи ложится ответственность непосредственной организации всего Богослужения. Находясь на клиросе недозволительно смотреть в храм (в сторону молящихся прихожан), а тем более переговариваться с кем-то находящимся в храме. Совершать поклоны певчие должны все одновременно. Церковные уставы предписывают делать это лишь вслед за главным лицом православного хора - регентом. Во время богослужения можно услышать и праздные разговоры, и звонок мобильного телефона, и хождение по храму во время Евхаристического канона. Оптинский старец преподобный Амвросий, славившийся необыкновенной добротой и лаской ко всем приходившим к нему за духовным советом, сформулировал грозное высказывание, которое часто любят размещать в притворах православных храмов: «Многие скорби посылаются разговаривающим в храме». Безусловно, святой имел в виду разговоры во время богослужения. Типичная картина: перед тем как причастить пришедших в храм мирян в алтаре причащаются священнослужители, и в литургии как бы наступает пауза. На клиросе в это время обычно читают правило перед причастием. А прихожане обычно устраивают сутолоку, занимая очередь к причастию. Это время даже давно воцерковлённые православные считают как бы специально отведённым для того, чтобы пообщаться с друзьями, которых не видели с прошлой воскресной литургии, обменяться новостями. А во время причастия, буквально подходя к столику с запивкой, уже начинают болтать между собой. А те, кто не принимает Таинство Причастия в этот день, продолжают свои важные разговоры. Особенно пожилые прихожанки считают своим долгом тискать причастившихся младенцев и громко на весь храм уговаривать их проглотить ещё ложечку «теплоты» и бурно хвалить тех, кто справляется с этим делом. 6. Таинство исповеди. Ожидающим своей очереди и работникам ни в коем случае нельзя подходить близко к месту где совершается Исповедь, дабы исповедуемые грехи не были им слышны, и тайна не была бы нарушена. В этих же целях собеседование должно совершаться вполголоса. Выход из храма. Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой, поблагодарив Бога и испросив Его благословения. Выйдя на улицу, следует обернуться к храму и еще раз поклониться. Проходя мимо храма, принято остановиться и поклониться в его сторону с крестным знамением. Правила церковных отношенийПри встрече со священником следует взять у него благословение и затем уже начинать разговор. При последующих встречах с ним в этот день брать благословение не нужно. Также при прощании со священником после продолжительного с ним разговора или общего дела принято брать благословение. При обращении к священнику по телефону начинать разговор нужно испрашиванием благословения словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имя), благословите». Слово к прихожанаммитрополит Сурожский Антоний Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Я хочу сказать несколько слов тем из вас, которые недавно прибыли в наш приход и которые часто уходят, не услышав проповеди. Наш Приход тем был дорог людям, что в нем на богослужениях можно было молиться в глубокой тишине, окруженным молчанием всех присутствующих и неподвижностью других молящихся. За последнее время эта обстановка горестно изменилась. Приходящие в храм, не привыкшие к строгому, стройному православному благочестию, часто между собой разговаривают, часто ходят по храму, забывая, чтo в нем сейчас происходит. Это совершенно недопустимая вещь. Вы должны понимать, что, приходя в храм, вы становитесь лицом к лицу со Христом и с Богом, что, стоя перед Ним, вы должны быть исполнены не только внутреннего, но и внешнего благочестивого молчания, и что ваша не только привилегия, но ваш долг – сделать возможным, чтобы молитва других людей ничем не была прерываема. Поэтому обращаюсь ко всем вам не только с просьбой, не только с увещеванием, но с решительным призывом: когда вы приходите в храм, остановитесь у двери храма, перекреститесь, осознайте, куда вы вошли. Вспомните мытаря, который не посмел войти в храм Божий, потому что чувствовал себя слишком грешным, чтобы вступить в область, где царствует Сам Господь. Спаситель нам сказал, что где двое или трое соберутся во имя Его, там и Он будет присутствовать. И вот, когда вы входите в храм, знайте, твердо знайте, верой и убеждением, если даже это не дошло до вашего опыта и сердца, – знайте, что вы находитесь в присутствии Самого Христа, распятого ради вашего собственного спасения и воскресшего для того, чтобы вы могли войти в жизнь вечную, торжествующе и радующеся. Храм – не место для встречи со знакомыми. Это место, где вы должны трепетно, с глубоким духовным ужасом предстоять перед Живым Богом. И если вы не можете молиться все время, чего многие не в состоянии делать, то должны хотя бы стоять в глубоком молчании души и уст и не мешать никому другому молиться. И я обращаюсь к вам с просьбой, с увещеванием, от всей души: входите в храм благоговейно, пребывайте в молчании, потому что Бог встречается в глубинном молчании души, и только в этом глубинном молчании находящиеся в храме могут между собой стать едиными во Христе. Это вопрос не дисциплины церковной, это вопрос вашего личного спасения, того, что вы встретили Бога – или что вы мимо Него прошли и презрели Его присутствие. Примите, поэтому, мои слова в учет, будьте внимательны к тому, что я сказал, и я попрошу всех тех, у кого есть какое-то глубокое, честное церковное сознание – и другим помогать в этом отношении. Аминь. *** Митрополит Сурожский Антоний в одну из литургий вышел на проповедь и сказал: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм». Развернулся и ушёл. Это была вся проповедь. Начало формы Имя:* Email адрес: * Конец формы |