Картотека ТРИЗ игр. Правила игры Объект отгадать с помощью Данетки или загадки. Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Ход игры
Скачать 205 Kb.
|
Игра « Как это раньше делалось?» (с подготовительной группы) Цель:Учить определять временную зависимость объекта и его функции. Ход: Ведущий называет современный объект, изготовленный человеком. Спрашивает детей, зачем это придумано и как раньше данная функция выполнялась. Например: - Настольная лампа. Для чего она придумана? ( чтобы человеку было светло, когда он пишет) - Как освещался стол тогда, когда человек еще не изобрел лампу? (свечей, лучинкой) - Зачем человек придумал грузовую машину? (перевозить грузы). - как это раньше делалось? ( на телеге, верблюде) Игра «Почему так произошло?» 1 вариант (со старшей группы) Цель:учить устанавливать причинные связи между событиями. Ход:Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и задает вопрос: «Объясни, почему так произошло?» Например: 1.Белка сидела на дереве и упустила шишку. 2.Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя. Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя. Варианты: 1.Собака погналась за курицей. 2.Школьники не смогли поехать на экскурсию. 1.Молоко выкипело. 2.Самолет совершил вынужденную посадку. 1.Папа раскрыл книгу. 2. Комната наполнилась дымом. 1.Котенок подошел к блюдечку. 2.Мальчик не выучил урок. 1.Дворник взял метлу. 2.Мама вдела нитку в иголку. Игра «Соедини нас» (с подготовительной группы) Цель:учить устанавливать ситуативные связи между предметами. Ход:Ведущий предлагает детям 2 слова, не связанных смысловым значением. Дети должны придумать как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например: газета – верблюд. - Сколько верблюдов можно завернуть в одну газету? - Что написано в газете про верблюдов? - Почему, читая газету, ты сутулишься как верблюд? Варианты: Банка – река Ножницы – дорога Линейка – книга Огонь раковина Карандаш – замок Шляпа – мост Солома – телевизор Утюг – трамвай. Игра «Путаница» Цель:учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое. Ход: - Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое. Например: Летит колючий крокодил. (снег) Висит зеленая собака. (слива) Самолет ползет по рельсам. (поезд) Мальчик ест скакалку. (конфету) Летит воздушный диван. (шар) Рычит лохматый слон. (пес) Смотрю в прозрачное дерево. (стекло) Дверь открывают вилкой. (ключом) Бабушка связала мягкие подушки. (варежки) Мама сварила вкусный стол. (суп) Игра «Цепочки ассоциации» Цель:активизирует словарный запас из нескольких ассоциативных полей. Ход:Ведущий предлагает детям ассоциацию из 2, 3-х прилагательных, а дети придумывают объект, к которому могли бы подходить данные свойства. Например: желтое, мягкое, пушистое (цыпленок, клубок); Длинное, серое, тягучее (жвачка…); Черное, длинное, холодное (металлическая труба, коридор, ночь, взгляд, земля, очередь, подъезд, кошка с улицы); Круглое и сладкое (печенье, конфета, яблоко, зефир …); Зеленое и прыгучее… Холодное, белое … Игра «Кто? С кем? Где? Когда?» ( с подготовительной группы) Цель:учить по условной схеме составлять смешные истории. Ход:Детям предлагается объединиться в группы по 4 человека. У каждого маленький листочек бумаги и ручка. На каждый вопрос из схемы дети пишут на листке одно слово – ответ. Заворачивают верхний край листа «от себя» так, чтобы написанное не было видно, и передают лист другому ребенку. Ведущий называет следующий вопрос. Опять дети отвечают, загибают край листа и передают другому. Вопросы: -Кто? -С кем? -Где? -Когда? -Что делали? -Кто пришел? -Что сказал? По окончании игры воспитатель собирает все листы, разворачивает и зачитывает полученные рассказы. Например: Крокодил с бабой Ягой на крыше ночью танцевали. Пришел милиционер и сказал: «Здравствуйте!» Игра «Перевирание сказки» (с подготовительной группы) Цель:учить детей заменять сюжет сказки, что позволит по-новому взглянуть на привычные сюжеты; разрушить стереотипы. Ход:Воспитатель рассказывает детям знакомую сказку правильно, а дети по ходу ее «перевирают». Например: Сказка «Царевна-лягушка». -Было у отца 3 сына. (не 3 ,а 20) -Однажды собрал их царь и говорит: «Пора вам жениться!» (В лес по грибы идти.) -Сыновья отвечают: «А где нам жен искать?» (грибы искать) -Возьмите по стреле, выйдите в чисто поле. Куда стрела упадет, там и судьба ваша. (не по стреле, а по валенку) -У старшего сына упала стрела на боярский двор. (на елку, по шишке) -У среднего сына – на купеческий двор. Подняла его купеческая дочь. (в магазин, попала в бутылку молока) -У младшего сына в болото, к лягушке. (в цирк, попала в укротителя тигров) Примечание: Всю сказку рассказывать не надо. Сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». Игра «Префиксы» Цель:учить комбинировать слова с префиксами получая интересные слова, придумывая рассказы. Ход:На доске пишутся с левой стороны префиксы, а с правой любые объекты. Затем присоединить префикс к слову. Обсудить интересные слова. Например:
Отметить с детьми, что (+) и (-) в новых предметах (объектах). Аэро – воздушный Анти – против Зоо – о животных Мото – приводящий в движение Астро – звездный Видео – видеть Архео – древний Мело – музыкальный Моно – единственный Мульти – множество Тетра –четыре Аква – водяной Аэровокзал, антимоль, зоопарк, астронавт, видеомагнитофон, МЕЛОМАН, мультипликация, тетрадь, аквариум. Например: Мелостул – музыкальный стул, когда садишься звучит музыка Монотелевизор – единственный на земле телевизор Аквазаяц – водяной заяц Видеокарандаш – превращает в картинку написанное Минислон – слон размером со спичечный коробок. Игра « Что в чем?» (со 2 младшей группы) Цель:учить детей по определению подсистемы выстраивать систему. Ход: - Ребята, кнопка часть чего? (звонка, куртки, листочка, баяна). - листочек (дерева, тетради, книги, календаря, папки). - Лампочка (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы). - экран (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма). Дети должны назвать не менее 5 систем. Игра «Что умеет делать?» (со 2 младшей группы) Цель:учить выделять функцию объекта. Ход:Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него. Например: Ведущий : - Ромашка. Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить. Ведущий: - Занавеска. Дети: - затемняет, пачкается, может стираться. Игра «Теремок» (чем похожи) Цель:учить детей сравнивать различные объекты. Ход:Игра проводится как драматизация сказки «Теремок». У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок стучится в Теремок: - Тук, тук, я – чайник. Пустите меня к себе в теремок жить? Из теремка отвечают: - Мы тебя пустим, если ты скажешь, чем ты – чайник на меня – куклу похож? Дети называют 2-3 сходства по цвету, форме, функции, одинаковым частям, по размеру, из какого материала изготовлен и т.д. Следующий предмет (мяч) называет, чем он похож на чайник и т.д. Игра «Вопрос – ответ» (со средней группы) Цель:развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, доказывать. Ход:дети становятся в шеренгу у края ковра. Взрослый поочередно бросает каждому ребенку мяч и задает вопрос, ребенок возвращает мяч, дает ответ и делает шаг вперед. Если нет ответа, ребенок остается на месте. Выигрывает тот, кто первым дойдет до противоположного края ковра. Например: - Почему снег белый? - Почему лягушки квакают? - Сколько голов у Змея-Горыныча? - Чей сын цыпленок? - Сколько хвостов у двух ослов? Ответы могут быть точными или творческими с фантазией. Игра «Природный мир бывает разный» (со средней группой) Цель:учить различать предметы живой и неживой природы. Ход:Ведущий предлагает сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Например: Ящерица, камень, бабочка, птичка, дерево, гора. Назвать объекты природы живые и неживые. Живые – ящерица, бабочка, птичка, дерево. Неживые – камень, гора. Река живая или неживая? Вода – неживая, рыбки в воде – живые, берега – неживые, черви в них – живые, раки в воде – живые, камни в воде – неживые. Игра «Животные, растения, птицы» (со средней группой) Цель:развивать внимание. Ход: 1) ведущий произносит слова, дети должны внимательно слушать и хлопать в ладоши всякий раз, когда среди слов встречаются названия животных: «Внимание! Начали! Арбуз, стол, кошка, мяч, воробей, телевизор, слон, кран, ворона, кукла, роза». 2) Дети должны встать, если взрослый назовет растение: «Внимание! Начали! Кувшин, крокодил, дуб, помидор, ракета, гвоздика, сорока, капитан, обезьяна, гриб, магазин, ромашка». 3) Дети должны топнуть, если взрослый назовет птицу: «Внимание! Начали! Крыша, клен. Синица, солнце, стол, чайка, сова, чайник, совок, снегирь.» Игра «Мир вокруг нас» (со средней группой) Цель:учить классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные. Ход: Ведущий предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету (многоцветный), размеру (огромный), по составляющим (много всего), по форме (круглый). Педагог на доске рисует круг «модель мира», делит его на две части: природная и рукотворная. Ведущий показывает картинки объектов, а дети определяют, в какую часть круга их надо сложить. Например: Ромашка – в природную часть, т.к. цветок сам растет, пьет воду, дышит. Утюг – в рукотворную часть, т.к. его делает человек. Камень – в природную часть. Т.к. и земля и воздух, и вода – часть природной системы. Игра «Чем мы похожи» Цель:обучать сравнениям разнообразных систем. Ход:Играющие загадывают каждый свой объект, а затем устанавливают между собой сходства. Например: 1.пчелка 2.бутылка с молоком 3. ножницы 4.собачка Пчелка и ножницы делают человеку больно, издают звук, крылышки блестят на солнце, как лезвия ножниц. Бутылка с молоком и собачка белые, собачка пьет молоко … Дети находят сходства: по запаху; цвету; вкусу; ощущению на ощупь; по сходным частям; размеру; функции; среде обитания (месту применения); по наличию прошлого и будущего; природное или рукотворное. Игра «Четвертый лишний» Цель:научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. Ход:На доске – изображение четырех предметов. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно. Например: - Вот помидор. Он будет лишним среди банана, яблока, апельсина. ПОЧЕМУ? (помидор – овощ, а все остальные фрукты). А теперь лишний – банан. ПОЧЕМУ? ( банан – продолговатый, а остальные круглые). Лишний – апельсин. ПОЧЕМУ? (его можно разделить на дольки без ножа). Лишнее – яблоко. ПОЧЕМУ? (яблоко хрустит, когда его откусывают). Примечание: сравнение по цвету, весу, размеру, вкусу, где растет, количеству букв и т.д. Игра «Дорисуй картинку» Цель:учить ассоциативному мышлению, видеть образ предмета по одной его части. Ход: Взрослый рисует на доске или листе бумаги часть предмета и предлагает ребенку дорисовать предмет. «Я начну рисовать, а ты дорисуй». Например: Можно предложить из букв, цифр, геометрических фигур дорисовать какой-нибудь предмет. Игра «Давай поменяемся» (средняя группа) Цель:научить выделять функцию предметов. Ход: Каждый ребенок загадывает свой объект и говорит, что он (она) умеет. Затем идет обмен функциями. Дети друг друга благодарят и объясняют как они будут выполнять подаренную функцию. Например: - слон может обливаться водой из хобота; - муравей тащит гусеницу к себе в муравейник; - зонтик складывается. Обмен функциями: слон объясняет, как научился складывается. Муравей умеет себя обливать. Зонтик начал таскать гусениц в сумку, где всегда лежали. Зачем она ему там нужна? Игра «Пинг-понг» (наоборот) Цель:учить подбирать слова-антонимы. Ход: Воспитатель называет слово – дети называют слово противоположное по значению. Например: Словарик для детей 4-5 лет: Черное – белое; вход – выход; вперед – назад; большой – маленький; и т.д. Словарик для детей 5-6 лет: Сильный – слабый; влево – вправо; короткий – длинный; умный – глупый; сладкий – горький; быстро – медленно; трудолюбивый – лентяй; кривой – прямой. Словарик для детей 6-7 лет: Щедрый – скупой; одетый – голый; сеять – жать; плыть – тонуть; жидкий – густой; талантливый – бездарный; лохматый – расчесанный; упрямый – покорный; съедобный – ядовитый. Воспитатель не должен поощрять ответы с приставкой «не»: съедобный – несъедобный. Игра «Именной шифр» ( с подготовительной группой) Цель:закреплять буквы, цифры, учить зашифровывать их в рисунки. Ход: предложить написать свое имя на листке. Затем зашифровывать по составу букв. Например: Света - количество букв в слове -сколько одинаковых букв в слове. Затем предложить составить рисунок по формуле. Предмет должен состоять из стольких частей, сколько букв в слове, причем, если есть одинаковые буквы, то и части рисуются одинаковые. Например: Света Анна Алиса Игра «Чем был – чем стал?» (средняя группа) Цель:учить определять временную зависимость объекта и его функции. Ход:называется материал (глина, дерево, ткань), а дети дают варианты объектов, в которых они есть. Можно поиграть наоборот: называется объект, сделанный человеком, а дети определяют, какие материалы использовали при его изготовлении. Например: Ведущий: - Был раньше расплавленным стеклом, стал … Дети: Вазой, лампочкой, стеклом в машине. Игра «На что похоже?» Цель:учить «превращать» схематическое изображение в образ предмета; развивать ассоциативное мышление. Ход: Ведущий предлагает детям карточку со схемой и спрашивает: - На что похоже? Дети предлагают свои варианты ответов. Например: Пуговица, торт со свечками, аквариум с рыбками, тарелка с яблоками, сыр с дырочками, печенье, колесо. Можно предложить назвать на что похожа буква, цифра, геометрическая фигура. Игра «Букварина» (со старшей группой) Цель:закреплять буквы, количественный счет. Ход: 1. Пишется свое имя или другое слово. 2. Затем это слово зашифровывается. Место написания букв и их количество соответствуют номеру написания этой буквы в слове. Под местом буквы подразумевается номер строки. 3. Можно составлять эти буквы картинкой 4. Затем идет обводка контура. Например: ЛЕНА |