Главная страница

право дтз. право и мораль


Скачать 17.39 Kb.
Названиеправо и мораль
Анкорправо дтз
Дата06.01.2023
Размер17.39 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаправо дтз.docx
ТипДокументы
#874675


ФГОБУВО «Финансовый университет при правительстве Российской Федерации»
Дисциплина: Основы права

ЭССЕ

на тему:
«ПРАВО И МОРАЛЬ»

Выполнила: студентка 1 курса

Факультета «Налогов, аудита и бизнес-анализа»

Болова Диана Арсеновна


Москва 2022

Человек живёт в сложной, постоянно развивающейся системе, которая носит название «общество». Для того, чтобы эта система функционировала правильно и плодотворно, нужно каким-то образом ею управлять. Как правило, рычагами такого урегулирования служат различные нормы, например, нормы права, морали и даже нормы, носящие религиозный характер. Мне кажется, что всё-таки на первом месте должны стоять нормы морали и права, а должны быть именно так потому, что именно они оказывают колоссальное влияние на весь социум в целом. Данные нормы сформировались достаточно давно и уже в течение длительного времени выступают в качестве ценных ориентиров для всего человечества. Нормы морали и права зачастую достаточно схожи, но часто и очень противопоставлены друг другу. Ещё древнегреческие философы, такие как Аристотель, Цицерон и Платон, пытались их как-то между собой сопоставить, обнаружить сходства и различия. Я выбрала данную тему, так как считаю, что в данное время вопросы сравнения данных норм очень актуальны. От развития как морали, так и права зависит эволюционирование всего человечества.

Всем известно, что право, как социальный институт, появилось не сразу. Впервые оно появляется 5000 лет назад в древнем Египте. Значит, можно сделать вывод о том, что в течение очень длительного временного промежутка древнее общество вообще существовало без норм права. Раньше вместо права были нормы нравственности, морали, обычаи, которые занимали прочное позиции в жизни людей и которые оказывали огромное влияние на развитие древних отношений. То есть можно разграничить общество на 2 типа-правовое общество (с правом) и неправовое общество (без права). Можно предположить о том, что мораль каким-то образом выполняла функции правовых норм, но по мере развития общества, право стало играть поистине важнейшую регулятивную функцию в системе норм.

Изучив как таковые нормы права и морали, можно найти ряд сходств и принципиальных отличий. Сначала было бы уместнее найти сходства. Во-первых, как нормы права, так и нормы морали, в конечном счете, имеют одни и те же цели. Они пытаются привести общественную жизнь в некую систему, упорядоченность, чтобы улучшить общественные отношения. Немаловажным сходством так же является тот факт, что эти нормы уделяют огромное внимание защите прав человека, торжествованию справедливости. Во-вторых, нормы права и морали обусловлены культурными, политическими, психологическими и экономическими факторами, которые оказывают огромное влияние на дальнейшее их развитие. В-третьих, они регулируют общественные отношения, выступают в качестве своеобразного рычага и двигателя. Кроме того, нормы права и морали входят в единый спектр, спектр социальных наук. Так же можно выделить ряд отличий. Если право регулирует отношения, анализируя их с юридической точки зрения, то мораль анализирует все поступки с позиции добра и зла, чести, долга (нравственных норм). То есть я можно предположить о том, что у них разные социальные мерила. Кроме того, нормы права, как правило, чётко сформулированы, они устанавливают санкции за правонарушения какого-либо нормативного акта. Нравственные же нормы не устанавливают каких-либо заранее установленных видов ответственности. Так же нормы права носят общеобязательный характер, они создаются и охраняются государственными органами, чего нельзя наблюдать у норм нравственных. Нормы морали не санкционируются государством, мораль создаётся в процессе формирования общественных отношений самими людьми. В случае нарушения нравственной нормы не будет происходить государственного расследование, которое является неотъемлемой частью правонарушений норм права. Морали не охраняется государством. За нормами морали нет государственного аппарата принуждения. Нравственные нормы не являются властными обязательствами, обязательными для исполнения. Более того, правовые нормы содержатся в правовых актах (указы, законы), как-то классифицируются, то нормы морали являются всего -лишь неписаными требованиями и предписаниями, которые абсолютно необязательны для выполнения. Нельзя сказать о том, что они каким-то образом находятся в системе, они не обладают чёткими образами выражения. Ещё одно отличие заключается в том, что они по-разному устанавливаются. Всем известен тот факт, что нормы права санкционируются государством, право-источник государственной власти. Нормы же морали не создаются государством, носят неофициальный характер и формируются в процессе практической деятельности человека. Для того, чтобы эти нормы существовали, абсолютно не требуется согласие властей. Ещё одной отличительной чертой, по моему мнению, является то, что за нарушение данных норм следуют принципиально разные меры ответственности. Вследствие правонарушений наступает юридическая ответственность. В случае же нарушения норм морали, вообще отсутствует какая-либо чёткая процедура для наказания. Нарушители просто подвергаются критике общественного мнения. Кроме того, мораль, в отличие от норм права, регулирует гораздо больше сфер общественной жизни, это и любовь, и дружба, и взаимопомощь.

Так же нормы права и морали оказывали огромное влияние друг на друга в процессе своего формирования. Можно привести пример, что в УК РФ есть некоторые статьи, которые поддерживают нормы нравственности. Так, например, УК РФ не поддерживает и считает противонравственными занятия проституцией, повреждение исторических памятников, распространение порнографических фильмов. В случае невыполнения некоторых норм морали в УК РФ предусмотрена административная ответственность. Право является формой выполнения морали. Нормы права и морали так же взаимодействуют и взаимодополняют друг друга. Нормы права должны как-то соответствовать критериям морали, особенно это касается правового государства. Нормы права не должны противоречить нравственным устоям социума. Ведь на самом деле государство, разрабатывая нормы права учитывает мнение общественности, мнение общей морали, которая действует в государстве. С помощью норм морали в обществе устанавливается некий порядок. Нельзя не заметить тот факт, что многие нормы права закрепляют за собой нормы морали, а с помощью права охраняются нормы нравственности.(так , например, право закрепляет за собой черты гуманизма, нравственности, принципа равенства людей).Результативность правовых норм обуславливается соответствием ими нормами морали, их требованиям. Чтобы они работали действительно эффективно, они должны соответствовать именно морали. Каждое правонарушение-аморально, а вот нарушение норм морали не в каждом случае будет считаться правонарушением. Гегель в своей работе «Философия права» писал о том, что нормы морали находят своё отражение в праве, и вообще право и мораль находятся в очень тесном взаимодействии, но всё же на первое место он выдвигает правовые нормы, которые лишь потом могут быть подвергнуты моральной критике. Надо отметить такой случай, когда нормы права вообще не соответствуют общественной нравственности. Насколько известно, в таком случае органы государственного управления должны принять некие меры для правового урегулирования. Так же в истории человечества бывают ситуации, когда нормы морали и права сталкиваются «лбами» друг с другом. Это в особенности касается вопросов искусственного оплодотворения, а также операций по имплантации и трансформации человеческих органов. С точки зрения нравственности — это аморально. Так же всем известны случаи, когда врачи вводят смертельные дозы инъекции безнадежно(смертельно) больным людям по их же просьбам. В таких случаях они противоречат закону. Но с другой стороны они стараются им помочь, тем самым избавляя их от ужасных, изнурительных страданий.

Подведя итог, я хочется сказать о том, что в идеальном случае нормы права и морали должны взаимодополнять и действовать в гармонии друг с другом. Что же касается гражданского общества, то право должно максимально соответствовать морали и нормам нравственности, чтобы все его члены были максимально удовлетворены нормами, существующими в данном государстве. Если такого удовлетворения не будет, то в таком случае между государством и его гражданами будут возникать частые противоречия на этой почве.

Список литературы:

 1. Новгородцев Н. И. право и нравственность. Правоведение. СПб., 1995.

 2. Венгеров А. В. Теория государства и права. Учебник для вузов. Москва 2000.

 3. Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. Москва: наука 1986.

 4. Гегель Г. В. Ф. философия права. Москва 1990.

 5. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие. Москва. 2001.


написать администратору сайта