Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • КУРСОВАЯ РАБОТА

  • 1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПРАВА

  • 2. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ МОРАЛИ

  • 3. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРАВА И МОРАЛИ

  • 4. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВА И МОРАЛИ

  • 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Учебники, монографии, периодические издания

  • Электронные ресурсы

  • право и мораль курсовая. Право и мораль


    Скачать 307 Kb.
    НазваниеПраво и мораль
    Дата06.03.2023
    Размер307 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаправо и мораль курсовая.doc
    ТипКурсовая
    #971684




    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


    Кафедра юриспруденции
    Форма обучения: заочная/очно-заочнная







    КУРСОВАЯ РАБОТА


    По дисциплине «Теория государства и права (2/2) »
    На тему: « Право и мораль»



    Группа 22Ю111В


    Студент




    В.С. Босяк





    Преподаватель




    Мишина Н. В.



    МОСКВА 2023


    СОДЕРЖАНИЕ




    Введение………………………………………………………………………..

    3

    1. Понятие и функции права……………………………………………….  

    5

    2 Сущность и функции морали …………………………………………….

    9

    3. Общие черты права и морали………………………..............................

    11

    4. Отличительные особенности права и морали…………………………..

    16

    5. Взаимодействие права и морали…………………………………………

    22

    Заключение……………………………………………………………………

    27

    Список использованной литературы……………………………………….

    29


    ВВЕДЕНИЕ

    Мораль и право представляют собой два важнейших института, которые регулируют взаимоотношения между людьми.

    Тема данной работы актуальна, в первую очередь, тем, что от взаимоотношения права и морали, от того, какой из двух институтов является преобладающим, во многом зависит  процесс развития современного общества. При этом в любой стране право и мораль имеют свои характерные особенности, и Россия не является исключением.

    На протяжении последних двух десятков лет существенно поменялась законодательная база многих отраслей права, в особенности гражданского, уголовного, семейного и т.д.

    Кардинальные перемены в сфере общественных взаимоотношений повлекли за своей личностью не столько необходимая реальность конфигурации перемены правовой базы, да и необходимая реальность переосмысления взаимного сотрудничества полномочия и морали, являющихся основными регуляторами общественной жизни.

    Право и мораль являются  в некотором смысле взаимосвязанными понятиями. От степени результативности их взаимодействия зависят, в первую очередь, уровень законности и организация правопорядка в стране, а также формирование и формирование правовой культуры и правосознания россиян.

    В условиях политических и экономических реформ роль права и морали в России, механизмы их взаимодействия в новых условиях принципиально видоизменились.

    Сегодня в России происходят конфигурации не столько в индустриальной экономически и правовой подсистемах, сейчас время переоценка ценностей общества, люди принудительно должны обязательно адаптироваться к из принципа новейшим соглашениям дороги жизненного, поэтому появляются и свежие по новизне эталоны, к сожалению, не практически постоянно высоконравственные.

    Как безупречно объективно выделяет О.К. Абросимова, на нынешний день в обществе россиян «наблюдается ощутимое ослабление нравственных норм и принципами движимых мотивов, упадок нравственности, в особенности посреди молодежи». Многие моральные нормы законодательно зафиксированы, но не делают трудовую нагрузку на практике в современных российских условиях. Вот почему изучение проблемы взаимодействия права и морали сегодня выходит на первый план юридической науки.

    Целью курсовой работы является анализ различных аспектов взаимодействия права и морали, в частности, в современном российском обществе.

    В соответствии с целью были определены основные задачи:

    - рассмотрена специфика права и морали как основных элементов системы нормативного регулирования;

    - дана сравнительная характеристика морали и права, т.е. выявлены их сходства и различия;

    - проанализированы взаимодействие права и морали как в общих чертах, так и применительно к новым российским условиям.

    Объектом исследования является, категории морали и права. 

    Предметом исследования – особенности взаимодействия права и морали.

    1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ПРАВА

    Термин «право» можно использовать в значении субъективного права, т.е. обозначать некоторую правовую возможность гражданина в разнообразных сферах жизни (в качестве примера можно назвать право на свободу передвижения и выбора места жительства, право на отдых, право ребенка на образование, право личности на судебную защиту и т.д.). Кроме такого, право в логичном подтексте беспристрастного осознания как некоторый юридически должностной инструмент, который дает возможность стране регулировать жизненный путь общества с применением конституции, документов с законами и всех других нормативно-правовых актов.

    В данной курсовой работе рассмотрим право именно в объективном смысле. В этом аспекте  право выступает в качестве «системы общеобязательных, некоторых формально определенных юридических норм, которые выражают консолидированную волю общества (конкретные интересы различных классов, социальных групп, слоев), которые устанавливаются и обеспечиваются государством, и направленны на улаживание общественных отношений».

    Н.И. Матузов вносит предложительное заявление больше по весу абсолютное определение полномочия: «право есть совместность исходящих от страны общеобязательных, формально верно установленных норм, выражающих идеи свободы, верности, гуманизма, нравственности, прав гражданина и востребованных регулировать манера поступков истинных человеческих особей и их составов групп в целях стабильного функционирования и развития общества».

    При изучении феномена права нужно брать во внимание две его стороны: формальную  (выражается в том, что любое право – это, в первую очередь, регулятор) и содержательную, которая выражается в том, чьи интересы оно обслуживает рисунок 1.

    Рисунок 1. Формальная и содержательная стороны сущности права
    В связи с этим, необходимо выделить разнообразные подходы к сущности права - классовый, общесоциальный, религиозный и т.д.

    Необходимо также отметить сущностные признаки права: волевой характер; общеобязательность; нормативность; связь с государством; формальная определенность; системность.

    Один из самых главных признаков права – это его тесная связь с государством, которая проявляется в том, что:

    - как раз государство устанавливает право и обеспечивает некоторое его исполнение;

    - право регулирует некоторые общественные отношения, котрые выражают волю государства. 

    Еще одним существенным аспектом являются функции права.

    Функции права необходимо рассматривать на двух уровнях – общесоциальном и специально-юридическом.


    Рисунок 2. Функции права
    С помощью экономической функции право регулирует производственные дела, укрепляет модели содержания принадлежности и т.п., пуская на реализацию политическую обязанность, право регламентирует отношения в политической сфере, воспитательная назначенная функция значения полномочия сформировывает правомерное манера поступков соотечественников, коммуникативная назначенная функция значения полномочия является связывающим звеном меж субъектом и объектом управления. Тем не менее основное значение имеет регулятивная функция права, т.к. именно с ее помощью право способствует развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей.

    Как отмечает А.В. Мелехин регулятивная функция, «представляет государственное регулирование положительного развития общественных отношений». В предоставленном курьезном инциденте регулирование происходит при поддержки законодательного закрепления свобод и прав, обязательств, правового брендового положения, правил рационального функционального действия публично общественной жизненного дороги, формирования процесса свобод и активной деятельности особи, в еще формирования правового механического приспособления, востребованного удовлетворить обеспечением эффективную реализацию правовых предписаний, развитие и организованность публично общественной жизни.

    Охранительная функция обеспечивает от преступных посягательств охрану общества. Эта функция реализовывается путем определения запретов делать общественно-опасные деяния и применения юридических санкций к виновным в правонарушениях. Охранительная функция является производной от регулятивной функции и должна ее обеспечивать.


    2. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ МОРАЛИ

    Термин «мораль» имеет латинское происхождение («moralis» - нравственный; «mores» - нравы). В литературе можно найти самые разнообразные определения морали, некоторые авторы которые делают акцент на том или ином ее свойстве.

    Так, например, одно из определений морали - это «система принципов, норм, которая определяет некоторый характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в предоставленном обществе понятиями о добре и зле, достойном и недостойном, справедливом и несправедливом».

    Г.А. Васильева подчеркивает, что мораль является «одним из способов нормативного решения с упорядочиванием манер сдерживания гражданина, специально подготовленной модельной маркой содержания открытого для общества сознания и видом социальных отношений».

    В соответствии с выбранной темой важно именно то, что мораль является одним из способов регулирования поведения людей в обществе. При этом выдерживание настояний в приказном тоне морали носит на 100 % практически добровольческий нрав, гарантируется не методом действий принуждения, а общественным мнением и совестью человека.

    Мораль имеет установленную структуру, в качестве ее составляющих элементов можно определить некоторые моральные нормы, некоторые моральные принципы, некоторые нравственные идеалы и др.

    Моральные нормы, прописывают человеку некоторые правила поведения в обществе. Они могут быть как запретительными (не укради, не убий и т.д.), так и позитивными (почитай  родителей, возлюби ближнего, береги честь смолоду и т.д.).

    В моральных  принципах отражается содержание нравственности, это принципы гуманизма, милосердия и т.д. 

    Нравственные эталоны выражаются в облике вида гражданина, который осуществил во внутренности себя моральные свойства в верховной высоте уровня. Другими фразами и словосочетаниями, моральный идеал констатирует человеку конечную назначенная функция само совершенствования.

    Нравственные идеалы, принимаемые в конкретном обществе, в итоге определяют содержание моральных принципов и норм.

    В обществе мораль выполняет многие функции, которые представлены на рисунке 3. 

    Функции морали





    Регулятивная

    Ценностно-ориентирующая

    Воспитательная

    Оценочная 


    Познавательная (гносеологическая)

    Мотивационная

    Коммуникативная

    Рисунок 3. Функции морали
    С юридической точки зрения важнейший интерес представляют регулятивная и воспитательная функции морали. 

    Регулирует поведение людей в соотношении с требованиями морали. По собственному объему и многогранности влияния на особ мораль обширнее полномочия. Свои регулятивные возможной вероятности она воспроизводит при поддержки норм-ориентиров, норм-требований, норм-запретов, норм-рамок, ограничений, а еще норм-образцов (этикет).

    Воспитательная функция морали приводит в назначенную воспитательную систему некоторые нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения.

    3. ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ПРАВА И МОРАЛИ

    Как некоторые формы общественного сознания и общественных отношений, мораль и право имеют между собой много сходного, потому что выполняют некоторую общую социальную функцию, они являются основными средствами которые регулируют поведения некоторых людей в обществе, несут нормативный характер, и граждане придерживаются этих норм и принципов, как правило, добровольно и сознательно, нравственность и право развиваются на едином для них фундаменте общечеловеческих ценностей.

    Несмотря на то, что нормы полномочия публично провозглашаются страной, а нормы морали, в главном, жизненный путь устраивают в социальном сознании, - и мораль и право с демонстрацией показывают развернуто открытые системные конструкции правил манер сдерживания, которые обхватывают почти что всю совместность публично общественных причастностей к близким связям, выражают волю тех либо иных общественных групп, слоев и общества в целом, а еще в установленной мере некие общечеловеческие представления о справедливом и должном.

    Эти нормы имеют повальный нрав, распространяются на всех участников общества. Кроме такого, моральные и правовые нужные состояния соединены их оценочно-повелительным нравом. И право и мораль с демонстрацией показывают своей персоной совместность строго наверняка установленных, условно сравнительно стабильных, фиксировано установленных в социальном сознании норм манер сдерживания, отображающих социально-исторические потребности общества.

    Сферы моральных и правовых отношений в обусловленной мере совпадают. Речь идет тут не только о том, что субъектами тех или других отношений являются люди, социальные группы и слои, которые обладают одновременно и моральным и правовым сознанием, которые представляют определенную целостность. Отношение к родине, стране, собственной цивилизации , к другим народам получает только различное утвердительное принятие вида в моральных требованиях, нормах, оценках, с одной направления, и в праве, легитимном правиле, кодексах - с прочий. Такие ценности, как патриотическое воспитание, гуманизм, воля, полномочия, правда, совесть, выступают как принципы морально-правовые. Мораль и за пределами своей сферы отношений (отношения дружбы, взаимопомощи, любви, сострадания и т.д.) имеет самое широкое поле действия.

    Давая объективную оценку права и морали невозможно упускать из виду и ходы процесса формирования дел встречного воздействия полномочия на мораль и в той самой связи то некое обстоятельный мотив, что реальная действительность господствующей морали, её фактическое с реализацией воплощение с воплощением в житейских отношениях в гигантский степени зависят от того, в какой мере эффективными и реальными являются в предоставленном обществе правовые установления. Факты дают показания про то, что общество, в каком в итоговом эффекте целенаправленных трудовых напряжений утвердился стабильный правопорядок, входящий в кровь и плоть социальной жизненного дороги, - это общество, в каком получают развитие и начинают преобладать еще и соответственные моральные принципы. Причем, как свидетельствуют исторические данные, в самом понимании моральных принципов (в том числе религиозно-моральных) начинают сказываться утвердившиеся в обществе правовые начала.

    Важное свойство моральных норм - умение просачиваться в самые разные сферы публично общественных причастностей к близким связям, а так-же в экономические, политические, производственные и так далее И это однозначно ясно, потому что моральные нормы направлены на категории добра, чести совести, долга, плюсы , обязанности отвечать и т.д.

    У права и морали одни и те же задачи, одна общественная цель: воспитание отношений между людьми на базе общечеловеческих нравственных ценностей - гуманизма, справедливости, милосердия, уважения естественных прав человека, его гражданских и политических свобод; они призваны стеречь реальных человеческих особей от общественно обещающих угроза посягательств, закреплять сложившиеся материальные и духовные отношения меж людьми, оказывать целенаправленное влияние на их поведение.

    Мораль и право являются единым целым. Юридические разрешения, основанные лишь на формальном применении «буквы закона» и одобренные в отрыве от морально-психологического климата в обществе, не имеют все шансы быть верными и объективными. В подавляющем большинстве невольных произошедших событий правовые нормы в дороги жизненного воплощаются не по принуждению, потому что они идиентично подходят моральным представлениям жизнедеятельных человечных особей о справедливом и несправедливом.

    Деятельность правоохранительных органов по предотвращению нарушений свобод и прав устроена, прежде лишь, на нравственном воспитании и убеждении, рекламе посредством агитации моральных движимых принципами мотивов, нужных критерий, эталонов. Нарушение каждый практически правовой нормы рассматривается как аморальный поведенческий шаг и имеет своим результатом, помимо юридической ответственности, и моральное осуждение. Причем нравственность правосудия - это не лишь нравственная обоснованность уголовно-процессуальных норм, да и этическая совершенство самой деятельности лица, который изготовляет доследственное следственное выяснение, следователя, прокурора, арбитров по рассмотрению и доказыванию злодеяний, так как им дано в руки такое орудие борьбы с преступностью, как закон.

    Если в праве провозглашаются прогрессивные принципы, декларируются идеи о надобности соблюдения характер гражданина, а правоприменительная подтвержденная фактически деятельность игнорирует информационно справочные сведения принципы, это ведет к формированию в обществе воздушного условия среды неуважения к праву, закону.

    При выявлении общего присущего праву и морали, следует принимать во внимание правовые нормы, которые не подлежат напрямую моральным оценкам, а важнейшую закономерность во взаимоотношениях морали и права, состоящую в том, что мораль неотделима от права, является одной из сторон правовых отношений. Моральность права проявление его ценностной характеристики.

    Общность права и морали, вызванная едиными общественными отношениями, дополняется общностью их функционального назначения - право и мораль формируют эталон и стандарты, которые включаются в ценностно-нормативную организацию общества. Указания права и морали вырастают из деятельности людей, из форм их общения, которые приобретаются в результате неоднократной повторяемости нормативного характера и выступающие регулятором поведения людей.

    Таким образом, и право, и мораль имеют способностью вникать в самые разнообразные области общественной жизни. Ни право, ни мораль не ограничиваются предметно обособленной сферой социальных отношений. Они связаны с некоторым поведением людей в обширных областях их социального взаимодействия. Учитывая это, а еще принимая во интерес «универсальность» морали, её «вездесущий», «всепроникающий» нрав, можно прийти к выводу про то, что невозможно разграничивать право и мораль по предметным сферам их воздействия. Как уже отмечалось, право появляется и действует, прежде всего, в таких специфических сферах, как отношения собственности и политической власти, тем не менее они не обособлены от морали. В то же время действие права выходит далеко за границы показанных отношений. В связи с этим необходимо выделить, что право и мораль не имеют специфичных предметно либо пространственно обособленных сфер социальных взаимоотношений, а работают объединено в территориально едином поле социальных связей. Отсюда общность, тесноватое взаимная миссия полномочия и морали. Тесная связь права и морали, устанавливающаяся едиными связями общественных отношений, не означает, что во всех исторических условиях они «работают» одновременно, взаимно дополняя и подкрепляя друг друга. Реальная картина воздействия полномочия и морали возможно выявлена только в эффекте в итоге конкретно-исторического экспертного анализа.

    В моральной системе весьма трудно отличить нравственное сознание от моральных норм, так как мораль не институциализированная система. Она не имеет специальной «нормоустанавливающей инстанции». Моральные нормы укрепляются в моральном языке в облике необходимых критерий, предписаний, направленных на преодоление противоречий меж личностью и социумом, а еще в отношениях меж индивидами.

    В зависимости от некоторых конкретных исторических условий они могут иметь самые разнообразные формы выражения и религиозные заповеди, и установленные обычаи, традиции, ритуалы, и устные предания, легенды, пословицы, поговорки людей к идеалам свободы и справедливости.

    4. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВА И МОРАЛИ

    В последнее время все чаще высказывается, утверждение, что право есть минимум необходимых критерий, которые предъявляются социумом к лицу.

    Во-первых, право имеет дело не с единичным человеком, не с его единством и не с теми его духовными свойствами, которые изменяют реально точные соединено совокупные общественные свойства в особенность, в особа. В отдельном непредвиденном происшествии либо типе общественных причастностей к близким связям право обращено только к односторонности гражданина, выступающей в облике конкретно выявленной социальной роли, функции. Определяя социальное равенство между некоторыми людьми с точки зрения их взаимных обязанностей, претензий и прав, иными словами, учитывая равноправие всех граждан перед законом, задав возможность действий в пределах заблаговременно установленных границ, право распространяется из упрощающих понятий о человеке и некоторых отношениях между людьми

    Мораль, напротив, имеет дело во всяком отдельном случае как раз с конкретным человеком, с его интегрирующими личностными свойствами. С позиционарных решений морали люди сравниваются в родных по свойски конкретных свойствах. С юридически должностной положения взгляда люди сравниваются фиктивным методом, через аналоги с нравом прежде свершавшихся событий и их последующих результатов.

    Во-вторых, мораль задает некоторые идеальные масштабы жизни и деятельности, направляет на совершенные воплощения норм, ценностей, целей. В противоположность ей право создает социально-целесообразные положения взгляда местопребывания жизненного дороги, исходит из суждений позиции реальной достижимости методами активов нормативной регуляции необходимого общественного порядка. Эта оптимальность стала известна, с одной направления, осознанием общественной надобности определенной конструктивные порядки правоотношений, а с прочий направления, реально существующими способностями снабдить полнокровную жизненный путь этим правоотношениям. Образно говоря, мораль спускается с небес, а право отталкивается от земли.

    В-третьих, мораль, апеллируя к человеку в целом, невероятна без целостного, интегрирующего осмысления любого конкретного социального факта, поступка. Для морали значение точной ситуации, выбора решения - в их неповторимости, уникальности. В противоположность этому право исходит из соображений о типичном, стандартном в действительной социальной жизни. Этот тип обстановок порожден не внутренней реальностью жизненной гуманных особей, а их наружными взаимоотношениями меж своей личностью, что выдвигает требования достаточно правдивого определения пределов деятельности почти что хоть какого субъекта. Иной возможной вероятности приравнять людей в их отношениях нет.

    Юридическая обязанность отвечать в сравнение от моральной почти что повсевременно непосредственно стала известна, и неповиновение правовой обязанности обещаний имеет собственным результатом применение мер наказательных санкций, верно фиксировано установленных в законном акте. Оценка нрава незаконных событий воплощается в соотношении с правовыми санкциями.

    Моральные наказательные меры, обычно, не закреплены формально, они проявлены в моральном языке, нравственных принципах и поэтому менее определенны, чем правовые.

    Различны и субъекты, реагирующие на свобод и прав нарушения и безнравственные манеры поведения, и применяющие наказательные меры. Применение мер наказательных санкций когда свобод и прав нарушений воплощается страной в лице его органов, субъекты, применяющие санкции когда нарушения нравственных предписаний и не разрешающих приказов , имеют все шансы быть самыми различными: общественная группа; индивидуальные индивиды, выражающие порицание безнравственного поведенческого действия; организации (например, религиозная община, профессиональный служебный коллектив, соседа по дому и т.д.). Таким образом, моральная и юридическая ответственность имеют и общие и специфические характеристики.

    В-четвертых, мораль несет в принципе ненасильственный характер и в отличие от права опускает прямое принуждение, распространяется из добровольности, внутренней побужденности поведения людей, дает им обширную возможность выбора. В связи с этим моральные нормы неинституциированы. Когда же социальное мировоззрение лишено характеристики быть действующим регулятором общественной дороги жизненного, оно ловко утрачивает личную конструктивную силу и заканчивает быть поручителем нравственности. Поведенческий цинизм, бескультурье и хамство, безразличие и враждебность в отношениях меж человечными индивидумами, формирование контркультуры, мятеж молодежи поперек и вперекор общественных рамок и программных разработок функциональной персональной , дороги жизненного , нигилизм по отношению к мерам, организующим общество, - верные показатели того, что мораль не получает естественных для нее социальных условий существования. Моральные нормы и критерии наказательных санкций мер гарантируются в основном мерами духовного, открытого для общества реального воздействия, к примеру, через формирование чувства долга, обращение к совести гражданина, чувству стыда за свои действия и т.д.

    В-пятых, мораль и право отличаются друг от друга не только по объему, но и по способу образования. Специфика права определяется его связью с государством. Так, правовые нормы появляются неприкрыто в публично общественных отношениях, впрочем институциализированный нрав, «цивилизованное» выражение они получают в законном акте государства.

    Институциализированный характер нрава является важнейшим признаком, отличающим его от норм морали. Если нормы права инсталлируются властолюбивой силой страны и позже публично укрепляются в облике точных нормативных актов, которые получают общеобязательное величина значения с отрезка времени их с созданием сотворения, то нравственные нормы исходят конкретно из общества, их формирование исполняется, случайно и спонтанно, методом корпоративного социального опыта. Под воздействием с влиянием сообщества большая масса соотечественников приходит к убеждению о корректности тех либо других моральных норм; эти, нормы складываются помаленьку, в тихую, в форме традиций, передающихся из поколения в поколение в процессе общения гуманных особей, запечатляясь в преданиях, плодах творчества искусства, отражаясь в моральных писаных и неписаных кодексах.

    Моральные нормы, которые возникают в процессе некоторой жизнедеятельности народов, не имеют специальной «законополагающей инстанции». Освоение некоторого социально-нормативного опыта воплощается в жизнь в ходе межличностного и массового взаимодействия людей, передается от поколения к поколению. Таким же образом воплощается в жизнь и социальный контроль, который в институциализированных регулятивных системах выполняют учреждения.

    Самое значительное различие между моралью и правом относится к способу, каким обеспечивают выполнение своих норм, как они регулируют поведение людей. Правовые нормы строго определены законом. Моральная регламентация опирается не на документ с документами с законами, приказ, распоряжение и так далее, а на силу социального представления, правительство социальных традиций либо на личную убежденность индивидуума. Моральные санкции воплощаются в жизнь некоторыми мерами духовного воздействия, причем не отдельными людьми, которые наделены какими-либо особыми полномочиями, а всем коллективом, социальной группой, обществом в целом.

    Право по отношению к человеку в принципе насильственно, но, конечно, не в смысле непосредственного грубого физического насилия, произвола, прихоти власти. Оно насилием принудительно оттого, что его нормы и необходимые состояния имеют наружный для индивидума нрав, обеспечиваются не лишь по убеждению, да и при надобности принудительно вынужденными мерами (административными, уголовно криминальными и индустриальными санкциями), которые воплощаются публично должностными лицами, наделенными особыми возможностями.

    Конечно же, выполнение некоторых требований правовых норм гарантируется не только принудительной силой государства, потому что в праве содержится объективная основа для добровольного соблюдения правовых норм. Большое количество граждан соблюдают и исполняют нормы права в силу убежденности в разумности и целесообразности предписаний правовых норм, гак как видят в них формулирование своих интересов. Короче говоря, право опирается в главном на законодательный документ и муниципальную силу, а состояния которые требуются морали обеспечиваются общественным личным мнением, добродушной волей человеческих персон: и внутренним убеждением.

    В-шестых, мораль и право отличаются, друг от друга сферами приложения. Правовые нормы направлены главным образом на регулирование наиболее важнейших отношений общественной, жизни, которые требуют государственного воздействия (отношения собственности, политические отношения). Нравственность же пронизывает всё направления (сферы) взаимных отношений меж человечными личностями. Нравственные нормы разнообразны , больше гибки, больше чутко отвечают с воздействием на развитие различных сторон общественной жизни.

    И, наконец, в-седьмых, некоторые нравственные нормы, принципы, категории содержат оценку действующего права (как права в целом, так и отдельных законов, правовых норм), а моральное понимание плотно сплетено с переживаниями, эмоциями и эмоциями истинных людских особей условно сравнительно работающих законодательных документов и практики их применения, нарушения законов. Нормы морали ставят, в большинстве непроизвольных происшествий, соединено совокупные принципы манер сдерживания, они владеют в приказном постановлении, помимо лишь наименьшей конкретностью, а вот правовые предписания носят больше конкретно выявленный, формализованный, конкретный нрав. Так, исходя из убеждений нравственности воровство с присвоением осуждается в целом, право же различает виды хищения и устанавливает обязанность отвечать зависимо от способа совершения (разбой, грабительство, кража) и его размера.

    5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРАВА И МОРАЛИ

    Некоторой спецификой взаимосвязи и взаимодействия права и морали является то, что отдельные нравственные нормы могут обращаться в правовые, когда они юридически оформляются государственной властью, а правовые нормы все в большей степени наполняются этическим содержанием; отдельные юридические статьи делаются нравственными нормами, традициями, нормы, которые содержались ранее лишь в законах, превращаются в общие правила поведения, соблюдение которых делается добровольным и обеспечивается воздействием общественного мнения.

    С прочие направления, когда встречаемся с фактическим доказательством появления новейших юридически должностных установок, это никак не оповещает о каком-то «вытеснении» морали правом, её ущемлении. Напротив, аналогично аналогичные доказательства дают показания о силе моральных начал, об их воздействии на правовые базы.

    Мораль и право находятся в постоянном взаимодействии. Право не должно противоречить морали. В свою очередь оно проявляет воздействие на вырабатывание нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, «Моральная сторона и моральные заповеди... не могут быть предметом положительного законодательства».

    С видения проблемы общей системные конструкции ценностей, сформировавшейся в современном обществе, право должно быть должно нести ответ необходимым договоренностям морали. Прежде лишь - принятым, общечеловеческим, простым этическим требованиям, подходящим главным в основном началам христианской культуры (или культур, однопорядковых по моральным ценностям, а так-же культуры конфуцианства, буддизма, ислама). При этом элементарные общечеловеческие нужные состояния, сделанные на Христовых заповедях («не укради», «не убий» и т.д.), из принципа важны по собственной глубинной сущности, они в той самой собственной глубинной сути полностью открываются собственно сейчас, в современную эпоху. В то же время элементарные общечеловеческие требования, издревле утвердившиеся в бытии и образе жизни людей, не сводятся к ним одним, а показывают демонстрируя своей персоной больше конкретизированные и развернуто открытые нормативные положения, такие увязанные с актуальным на сегодня уровнем цивилизации, как честность, вера в данное слово, ощущение индивидуальной обязанности отвечать за свои поведенческие деяния, раскрытое признание своей вины и иные, из того же ряда. Многие юридические нормы, напрямик не воплощая в личном содержании нравственные обязанности обязанностей, направлены на их юридически должностное снабжение, охрану, проведение в жизненный путь. Таковы, а именно, юридические нормы, которые устанавливают под особенную правовую защиту манера поступков истинных людских особей, интенсивно и самоотверженно осуществляющих принципы общечеловеческой морали.

    Нормы полномочия и нормы морали взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают благожелательный сторонник дружку в урегулировании социальных взаимоотношений Объективная обусловленность такового взаимного сотрудничества определяется тем, что правовые законодательные нормы воплощают снутри себя взоры гуманизма, верности , равенства реальных людских особей. Иными словесными фразами, законодательные нормы правового страны олицетворяют изнутри себя высшие моральные требования современного общества.

    Точная реализация правовых норм означает одновременно воплощение в общественную жизнь требований морали. В личную очередь нормы морали оказывают функциональное воздействие на возникновение и с реализацией воплощению правовых норм. Требования публично общественной нравственности всемерно учитываются нормотворческими муниципальными органами при создании правовых норм. Особую роль моральные нормы играют в процессе применения норм права компетентными органами при решении конкретных юридических дел. Так, правильное юридическое решение судом вопросов об оскорблении личности, хулиганстве и других во многом зависит от учета моральных норм, которые действуют в обществе.

    Моральные определения оказывают благотворное воздействие на точное и полное исполнение правовых норм, на укрепление законности и правопорядка. Нарушение правовой нормы требует естественное моральное осуждение со стороны нравственно зрелых членов общества обязанность соблюдать нормы права есть моральный долг всех граждан правового государства.

    Таким видением образа, право интенсивно способствует утверждению прогрессивных нравственных представлений в обществе. Нормы морали, в личное время, заполняют право глубочайшим моральным содержанием, содействуя эффектной результативности правового урегулирования, одухотворяя воздействия и поведенческие жесты участников правоотношении нравственными идеалами.

    Лица, составляющие законодательный корпус, сами являются носителями верно установленной морали, имеют верно установленные представления о добре и зле, совместности нравственных ценностей. Их моральные мнения обязательно оказывают влиятельное воздействие на оглавление принимаемых законодательных актов и иных нормативных актов.

    Однако законописцы, принимая закон, обязаны управляться не столько своими моральными представлениями, сколько уровнем морального состояния общества в целом. Чем больше сто процентов и соответствующе в законных актах и правилах проявлены моральные мнения общества, тем больше отлично работают законодательные акты. Соответствие законодательных документальных архивов моральному состоянию общества минимизирует государственное принуждение как средство обеспечения права.

    Учет требований преобладающей в обществе морали делает само право морально содержательным. Требования полномочия становятся совпадающими с требованиями морали. Право - это минимум морали. Действительно, в праве проявлены многие и многие моральные нормы не убий, не укради, не лжесвидетельствуй, не сплетничай, будь правдив, справедлив, не делай с вредом уроном урона другому и т.д. Все составы правонарушений вперекор и поперек особи, семьи, принадлежности, раскрытого для общества порядка нравственно обоснованны.

    Соблюдение правовых норм гарантируется особым муниципальным установкой , который применяет правовое вознаграждение либо порицание , даже государственное принуждение, юридические меры санкций . В морали работают лишь духовные санкции: нравственное поощрение либо порицание , исходящие от общества, корпоративной команды , находящихся вокруг , а еще самооценки человека, его совесть. Моральным влиянием на право является правотворчество народа: социальное лично своё понятие может при конкретных критериях оказывать личное воздействие на формирование свеженьких по новизне юридических норм.

    Большинство норм в содержании держит нравственные оценки манер сдерживания, содействующие укреплению законности, дисциплины, правопорядка и выдерживанию всеми гражданами их обязательств, без которых демократическое, правовое государство неосуществимо. Нормы права воздействуют на нормы морали:

    - нормы права способствуют утверждению прогрессивных моральных представлений. Например, Конституция утверждает гуманистические начала справедливости: «Все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах»;

    - нормы права выступают в свойстве необходимого средства охраны и обороны норм морали. Так, статьи Гражданского кодекса нацелены на защиту и охрану таких нравственных ценностей, как доброе наименование имени , чистая репутация, честь, совершенство. Можно сделать вывод мораль и право теснейшим образом взаимосвязаны, и взаимодействуют друг с другом. И если в обществе деградируют нравственные устои жизни, то право обесценивается и повсеместно превращается в свою противоположность. Применительно к актуальным на сегодня реалиям объективно станет увидеть изъян нравственности не возможно заменен неплохим законным актом , судейским арбитражем, административной властью. Без шаблонного и типичного духовно-нравственного формирования процесса живых личностей нет верной политико-правовой государственной жизни. Подлинно эффективным может стать лишь такое право, которое прочно опирается на нормы общественной морали, соответствует нравственным представлениям общества. В подленное время аспектом всякого документа с документами с законами обязано быть признано его адекватное соотношение положениям интернационального полномочия, которое, в личное время , всё более и более отображает общечеловеческие ценности гуманизм, верность, милосердие, почтение нормально элементарных прав человека, его по граждански зарегистрированных и политические свобод.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Нормы права и нормы морали органически взаимодействуют между собой. Они взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают дружеский сторонник дружку в регулировании публично общественных взаимоотношений. Объективная обусловленность такового равноправного сотрудничества определяется тем, что правовые законодательные документы воплощают во внутренности себя принципы гуманизма, верности , равенства естественных людских особей. Другими словами, законодательные документы правового страны воплощают во внутренности себя высшие моральные требования современного общества.

    Права человека - это его неотъемлемое свойство. Если человек не обладает правами, то тем самым уничтожается сама природа человеческого существа. Права человека принадлежат человеку.

    Права гражданина - это социально-экономические, политические, культурные и все остальные абсолютно прогнозируется разрешенной предсказуемой возможности не ограниченного волей самоопределения и волей не ограниченной соответственной моменту функциональности гражданина . Наиболее неизбежно необходимым нормально простым правом любого гражданина является право на актуальный дорогу. Это право охраняется легитимным правилом. Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

    К числу общепризнанных международным сообществом относятся такие экономические, общественные и культурные полномочия и свободы, как право хоть какого практически на справедливые и годящиеся состояния труда, на групповое сообщество в профсоюзы, на бастующие забастовки , на общественное снабжение , включая с подключением общественное страховое обслуживание , на охрану семьи, материнства и юношества, на достаточный актуальный яруса степень гражданина и его семьи, на достаточное питание, одежку и жилое помещение, на наивысший достижимый яруса степень физического и психологического здоровья, на образование, на участие в культурной жизни, право пользоваться результатами научного прогресса и другие права. Право собственности - естественное право каждого человека.

    Правовое равенство обозначает незначительно - показательную независимость и волю истинных гуманных особей в их правовых отношениях. Оно имеет повальный нрав, потому что идиентично распространяется на всех действующих на данный момент объектов определенного круга правовых причастностей к близким связям. Право - это повальный масштаб и равная мера свободы. Конечно, величина размера и конкретное оглавление правового равенства менялись: от разделения на вольных в свободе и рабов до повального формального равенства для всех; но по главному в главном главное же состоит в том, что принцип равенства заложен в самой природе права и выражает присущую ему справедливость.

    Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством. Нормы морали (нравственности) — нормы правил манер сдерживания, которые инсталлируются в обществе в соотношении с моральными представлениями живых гуманных особей о добре и зле, верности и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой социального представления либо внутренним убеждением.

    Моральные формирования оказывают благотворное влияние на достаточно правдивую и полную с реализацией воплощению правовых норм, на развитие с усовершенствованием законности и правопорядка. Нарушение правовой нормы вызывает нормально элементарное нравственное порицание со направления нравственно спелых участников общества. Обязанность исполнять нормы полномочия есть моральный долговое обязательство всех соотечественников правового страны.

    Таким образом, право активно способствует утверждению нравственных представлений в обществе. Нормы морали, в личное время, заполняют право глубочайшим моральным содержанием, содействуя результативности правового урегулирования, одухотворяя воздействия и манеры поведения участников правоотношений нравственными идеалами.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Учебники, монографии, периодические издания:

    1. Абросимова О.К. Взаимодействие права и морали в современном российском обществе: автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2001. С. 26

    2. Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательство «НОРМА-ИНФРА-М», 2013. – 570 с.

    3. Альбов А. П., Горохова С. С., Гуков А. С. Теория государства и права. Учебник и практикум. В 2 томах. Том 1. Общая часть / под ред. Николюкин С. В. М: Юрайт, 2016. 136 с.

    4. Бошно С. В. Теория государства и права. Учебник. М: Юстиция. 2018. 406 с.

    5. Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебное пособие для колледжей. 4-е изд., стер. М: Дашков и К, 2020. 238 с.

    6. Гавриков В. П. Теория государства и права. Учебник и практикум для академического бакалавриата. М: Юрайт, 2019. 454 с.

    7. Гегель В.Ф. Власть и право. – М.: Юридическая литература, 2014. – 139 с.

    8. Дробницкий О.Г. Понятие морали. Историко-критический очерк / О.Г. Дробницкий. – М.: Наука, 1977.

    9. Кожевников В. В., Коженевский В. Б., Рыбаков В. А. Теория государства и права. Учебник. М: Проспект, 2020. 464 с.

    10. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Теория государства и права. Учебник. Схемы. Хрестоматия. М: Проспект, 2019. 720 с.

    11. Мищенко С.В.  Нравственность и право: взаимодействие или взаимодополнительность / Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. № 4. С. 8-13.

    12. Радько Т. Н. Теория государства и права в схемах и определениях. М: Проспект, 2021. 176 с.

    13. Радько Т. Н. Теория государства и права. Учебник. М: Проспект, 2019. 496 с

    Электронные ресурсы:

    http://bibliotekar.ru

    1 Абросимова, О. К. Взаимодействие права и морали в современном российском обществе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.01 - Теория и история права и государства; История правовых учений /О К. Абросимова; Науч. рук. Н. И. Матузов. - Саратов,2001. -26 с.

    2 Малько А.В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие – М.: Проспект, 2010. С.32.

    3 Матузов, Н.И. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004. Электронный ресурс: www.juristlib.ru

    4 Мелехин, А.В. Теория государства и права: учебник с учебно-методическими материалами (второе дополненное и переработанное издание). – М., 2009. Электронный ресурс: www.juristlib.ru

    5 Аракелов, Ю. С. Профессиональная этика юриста / Аракелов Ю. С., Джегутанов Б. К., Олейников В. С. — СПб.: Питер, 2006. — С.12.

    6 Васильева, Г.А.. Профессиональная этика юриста: Учебно-методический комплекс по дисциплине. – Челябинск, 2005. Электронный ресурс: www.juristlib.ru

    7 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. от 25.04.2018) // Справочно-поисковая система «Консультант-плюс».

    8 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями, вступившими в силу с 14.04.2018). // Справочно-поисковая система «Консультант-плюс».

    9 Венгеров А.Б.Теория государства и права: Учебник для юридических вузов.3-е изд. – М.:Юриспруденция, 2000. С.189.

    10 Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Маркет ДС корпорейшн, 2007. С.213.

    11 Алексеев С. С. Философия права. - М.: Норма, 1999. - с.26.

    12 Агешин Ю.А. Политика, право, мораль. – М.: Юрид.лит.,1982. - с.91.




    написать администратору сайта