Главная страница

Право и закон Законы общества государства и социальная технология. Право и закон Законы общества государства и социальная технологи. Право и закон. Законы общества, государства и социальная технология Власик А. С


Скачать 39.21 Kb.
НазваниеПраво и закон. Законы общества, государства и социальная технология Власик А. С
АнкорПраво и закон Законы общества государства и социальная технология
Дата09.12.2021
Размер39.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПраво и закон Законы общества государства и социальная технологи.docx
ТипРеферат
#298394

ФГБОУ высшего образования «Костромской государственный университет»

Юридический институт им. Ю.П. Новицкого

Кафедра теории и истории государства и права

Реферат

Дисциплина: Философия права

Тема: Право и закон. Законы общества, государства и социальная технология


Выполнил: Власик А.С.

Группа 20 – Юсзм – 3
Проверил: доцент Заливалова Л.Н.
Кострома

2020 г.

Оглавление


Введение 3

1. Соотношение права и закона 5

2. Законы общества, государства и социальная технология 9

Заключение 13

Список использованных источников 14

Введение



Право как социальное явление исследуют различные науки. Для историка право – это общественный институт, возникающий при определённых исторических условиях в целях регулирования жизнедеятельности людей и общества. Для политолога – средство реализации определённых социально-классовых интересов, «воля господствующего класса, возведённая в закон». Психолог принимает право как переживание применения правовой нормы. Социолог – как отношения между людьми. Юрист видит в нём систему норм и «юридическую форму бытия общества». Вместе с тем, ещё раз отметим, что изначально понятие «право» вырабатывалось философией наряду с такими понятиями, как «общество», «человек», «личность», «государство», «свобода», «справедливость», «долг» и др. И, несмотря на некоторое различие точек зрения, всегда рассматривалось и рассматривается как важнейший феномен общественной жизни, имеющий глубокие связи со всеми сферами существования индивида и общества.

В философской интерпретации сущность права состоит в организации системы человеческой жизнедеятельности посредством её нормативности, формальной определённости, закреплённой санкциями государства, а в догосударственном состоянии – санкциями общественного мнения, старейшинами, всем родом.

Главный признак права – соразмерность поведения и нормы, действий и требований, как общественных, так и естественных. Не случайно философы так много внимания уделяли человеку в «естественном состоянии» и человеку, «обременённому» общественным договором.

Юридическая норма – форма определения и закрепления прав и обязанностей, носящих всеобщий характер и закреплённых в соответствующем государственном документе.

С развитием общества изменялось и право. Оно превратилось в сложное, многогранное общественное образование, охватывающее и регулирующее практически все сферы жизнедеятельности человека. Сегодня общее право делится на трудовое, семейное, гражданское, уголовное, акционерное, экологическое, военное, конституционное, международное и др. Его многогранность подтверждается неразрывной связью со свободой, равенством, справедливостью, общим благом, моралью, политикой, экономикой.

Право прежде всего проявляется в закреплении отношений собственности, оно выступает регулятором форм, методов и мер распределения труда и его результатов (продуктов труда) между людьми, между человеком и обществом, упорядочивает организацию и деятельность государственного механизма, определяет меры борьбы с посягательством на сложившиеся общественные отношения, разрабатывает механизм процедуры разрешения конфликтов, гармонизирует межличностные отношения, регламентирует отношения между государствами.

В истории философско-правовой мысли существовали и существуют разные подходы к пониманию права, которые можно разделить на два основных вида. Первый – запретительный, в котором право основывается на принципе «запрещено всё, что не разрешено» и рассматривается как порождение государства (ибо именно государство жаловало «особые права», «вольности», титулы и владения). Второй – разрешительный, начало которому положила эпоха Просвещения XVIII в., провозгласившая принцип «разрешено всё, что не запрещено». Просветители убедительно показали бесперспективность запретительных методов, неизбежно ведущих к деспотии, доказали, что строгость и беспощадность наказания, усиление репрессивных мер вовсе не способствуют ликвидации преступности.

В разрешительном подходе право и закон стали рассматриваться как взаимосвязанные, но нетождественные правовые феномены.

1. Соотношение права и закона



Вопрос о соотношении права и закона до сих пор вызывает много споров. Одна из точек зрения сводится к тождественности права и закона; основной аргумент её сторонников: право обретает жизнь, лишь становясь законом, следовательно, вне закона права быть не может.

Другая точка зрения заключается в утверждении, что право нельзя сводить лишь к нормам, так как оно включает в себя и естественное право (прежде всего, социально-правовые притязания человека), не обязательно фиксируемое в законах.

Наконец, третья точка зрения настаивает на том, что, поскольку право – это продукт общества, а закон – продукт государства, право не бывает неправым, тогда как закон может быть и правым, и неправым, завися прежде всего от государственной власти.

Разграничение права и закона – не просто методологический приём, необходимый для уяснения их сущности. Оно имеет глубокий гуманистический смысл, ибо позволяет констатировать, что право как содержание закона выступает критерием его качества. Именно благодаря праву мы имеем возможность отличать законы правовые от неправовых, справедливые от несправедливых, гуманные от антигуманных.

Юридический закон – это нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Если закон соответствует праву, то он приобретает силу устрашающей санкции. Но и такие санкции – запретительные, устрашающие, карательные – всегда, даже в периоды смут (междоусобиц, местнического самочинства, передела собственности, массовых грабежей, погромов и т.д.), должны опираться на права личности на жизнь, собственность, благополучие.

Основой и источником юридического закона служит право. И именно поэтому действие закона носит всеобщий характер, распространяется на каждого. Не должен закон делить людей на «юпитеров» и «быков», как и не должно быть, говоря словами Ж.-Ж. Руссо, «всеобщего равенства в бесправии». Иначе он становится антиправовым, что неизбежно оборачивается тоталитаризмом, абсолютизмом, порождает атмосферу верноподданничества, угодничества, конформизма, «телефонного права». В таких случаях закон и право несовместимы. Именно это наблюдалось во времена сталинских репрессий, когда весь народ оказался «врагом народа».

Для понимания соотношения права и закона важное значение имеет учёт степени социокультурной политико-правовой развитости не только общества и государства, но и личности, ибо право и законы не существуют вне человека. А судить о развитости личности позволяют юридические права-свободы: совести, слова, собственности, личной неприкосновенности, передвижения и др. В соответствии с этой взаимосвязью человека и его прав и должно реализовываться законотворчество. Именно такое правовое начало заложено в Конституции Российской Федерации 1993 г.

Исходные положения о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения», представляют собой правовой фундамент всех законов и подзаконных актов. Более того, Конституция запрещает принятие антиправового (правонарушающего) закона: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина».

Однако реальная жизнь во всей её полноте законом не охватывается и законом не создаётся. Так, закону неподвластно творчество. Оно ускользает от всякой нормы, потому что оно индивидуально, неповторимо ни на уровне личности, ни на уровне социума. Закон «не животворит», он лишь помогает создавать условия для творчества. Вот почему так велика роль специфической правовой деятельности всенародно избранных представителей народа – правотворчества и законотворчества.

И ещё один очень важный аспект: законы – это достояние цивилизации и культуры. По их содержанию, строгости, справедливости мы оцениваем уровень цивилизованности общества, степень развития его культуры. Как утверждал Б.П. Вышеславцев (1877–1954), «закон есть основная святыня всего античного мира, основной принцип дохристианской и внехристианской этики: жизнь в законе, праве и государстве есть совершенная жизнь».

Исторический опыт человечества подтверждает: действенность закона покоится на авторитете права, а авторитет права – на действующем законе. В этой взаимосвязи важная роль принадлежит государству, обладающему правовыми полномочиями, которые позволяют ему выступать силой права. Понятие «сила права» отражает важные свойства права: быть объективной реальностью, обладать способностью к действию, устанавливать правопорядок, содействовать формированию общественных отношений.

Сила права имеет и другой смысл, когда рассматривается как выражение воли социального субъекта. Здесь важно отметить, что речь идёт не о проявлении воли, а именно о выражении воли как способности социального субъекта реализовать право в действительность. Эта способность не является «чисто правовой». Она включает психологическую составляющую – настойчивость, непоколебимость, решительность; нравственную – честность, неподкупность, обязательность; социальную – справедливость, законопослушание, исполнительность, ответственность и др. Именно поэтому право, опираясь на наличные объективные социоэкономические и социокультурные условия, и способно стать силой.

Право как сила обретает жизнь через юридические законы и государственную власть. В этом аспекте саму власть следует понимать как силу, санкционированную правом. В настоящее время перед нашим обществом стоит задача создания правового государства. Это как раз и означает иметь государство как силу, которая санкционируется правом, а также иметь право, которое существует только в законах, носящих, в свою очередь, правовой характер.

Юристы и философы тщательно исследуют феномен правового принуждения, его основные характеристики (обоснованность, реальность, законность, справедливость) и формы (проверка документов, административное задержание, привод, обыск и пр.).

Неправовая сила принуждения государственной власти проявляется в неправовых законах. Впрочем, российская правовая действительность знает и иную форму неправового принуждения: когда формально законы выступают как правовые, но государственной властью они игнорируются, а то и открыто нарушаются.

Таким образом, действенность государственной власти во многом определяется тем, что собою представляет государство – и как субъект власти, и как субъект права. Государство – юридическое лицо, но не простое, а по своему социальному предназначению существующее ради граждан и через граждан. Следовательно, оно имеет не частно-правовой, а публично-правовой характер, и призвано употребить свою власть на то, чтобы посредством юридических законов создать правовые условия для своих граждан, обеспечить правопорядок в обществе. Правовое государство обязано через силу права дать человеку возможность не только жить, но жить достойно. Магистральный путь реализации этой социальной задачи – соединение силы права с силой закона.

2. Законы общества, государства и социальная технология



Законы общества и государства часто рассматриваются как тождественные. Однако это не так, поскольку они имеют совершенно разную природу: первые объективны, формируются как результат действий больших масс людей, вторые обусловлены волей и сознанием правителей и немногочисленных законодателей.

Общественные законы выражают последовательность развития явлений, их устойчивые, необходимые связи и отношения, а законы государства, подразумевающие запреты, обязанности, права и свободы людей, могут определяться случайными или временными конъюнктурными связями в конкретной правовой ситуации.

Государственные юридические законы, во-первых, являются «законами долженствования» (такая оценка встречается у И. Канта). Они – суть правила, которые людям надлежит соблюдать. И.А. Ильин по этому поводу писал: «Каждый раз, как живой человек действует или совершает известный поступок, он может делать своё дело лучше или хуже. При этом если он живёт сознательной жизнью, он имеет возможность обдумывать свой образ действий, выбирать лучший путь и решать в его пользу. Во всех этих случаях человек имеет перед собою известные правила, которые указывают ему искомый лучший жизненный путь. Эти правила говорят не о том, что существует на самом деле; но о том, как следует жить, действовать и поступать. Эти правила могут быть названы законами потому, что они указывают постоянный и необходимый порядок, который людям надлежит осуществить в их деятельности».

Во-вторых, в силу того что законы государства – это законы нормативные, человек всегда оценивает их, «примеряет на себя». Поэтому разработка законов (законотворчество) издавна волновала человека. Ведь закон для него может быть «хорошим» и «плохим», «правильным» и «неправильным». В зависимости от того, что принимается за основу законотворчества, даётся объяснение принципам разработки законов, позволяющим их сделать такими, чтобы и правопорядок соблюдался, а индивиды были свободны.

Существует два основных подхода к рассмотрению этой проблемы.

Первый подход исходит из исследования самого процесса законотворчества, стремящегося к определённому идеалу. Так, И.А. Ильин утверждал, что для формирования «правильных» законов необходимо иметь «верное и отчётливое» представление о том, что есть лучшее. Однако у каждого своё представление о лучшем. Для художника лучшее – это красота, для этика – добро и т.д. Поэтому правопорядок в обществе как «элементарную обеспеченность и духовную полноту жизни», по И.А. Ильину, могут обеспечить законы, имеющие в своей основе «юридическое лучшее» – справедливость.

Второй подход вытекает из материалистического понимания истории, исследующего законотворчество как процесс отражения требований законов общественного развития. С этой точки зрения законы общественного развития рассматриваются как объективные, несмотря на то, что творят их люди. Под определяющей силой развития общества понимается способ производства материальных благ как единство производительных сил и производственных отношений. Он не навязывается какой-то чуждой силой, «мировым духом» или «мировой волей», а создаётся самими людьми, но в конкретных исторических условиях, не зависящих от их воли и сознания. Поэтому способ производства определяет всю политическую и духовную жизнь, он формирует потребности, интересы, моду, юридические нормы. Другими словами, каков способ производства, таковы и юридические законы, а смена способа производства неизбежно влечёт за собой изменение не только форм собственности, но и юридических форм её закрепления – законов.

Общественные законы – это законы действия больших масс людей, а результаты общественной и индивидуальной деятельности во многом зависят от степени расхождения или совпадения их интересов, поэтому требование учёта интересов людей в процессе законотворчества является наиважнейшим. Чтобы эти интересы реализовать и защитить, важно не только понять ближайшие и отдалённые цели, которые организуют деятельность людей, но и законодательно их отразить.

Таким образом, человеческая жизнедеятельность имеет две стороны: объективную и субъективную. Первая детерминирована объективными условиями. Вторая зависит от свойств социального субъекта – воли, профессионализма, нравственных качеств, ценностных установок и т.д. Но обе эти стороны связаны с правом.

Право обязательно вовлекается в политику – экономическую, социальную, национальную, религиозную и др. А всякая широкомасштабная политика должна быть не личностной, а инструментальной. В этом отношении право является мощным технологическим инструментом общественного развития, но только в том случае, когда оно (право) научно обосновано.

Отмечают два подхода к исследованию проблемы соотношения законов государства и социальной технологии: марксистский и либерально-сциентистский. Согласно первому, политическая власть осуществляет контроль над всей деятельностью общества, проектируя эту жизнь посредством права, выражающего требования законов общественного развития. Второй подход, который, в частности, отстаивал К. Поппер, предполагает свободу действия социальных институтов и частных лиц, предоставляемую им в определённых, необходимых для достижения целей пределах.

Российскому обществу для эффективного осуществления социально ориентированных реформ необходимо сильное правовое государство. Но реализовать свои задачи оно сможет, лишь опираясь на научную технологию в сфере права. А для того чтобы эта технология влияла на общество, необходимо такое важное условие, как правовой контроль над властью самого государства.

Заключение



Итак, закон – это форма жизни, конкретизация и реализация права. Право, и только оно, должно быть законом, а закон должен быть правовым. В понимании закона и права нет места ни юридическому позитивизму, для которого закон есть «приказ официальной власти», ни правовому нигилизму, считающему, что «если очень хочется, то всё можно».

Список использованных источников


  1. Лешкевич, Т.Г. Философия науки [Текст] : учеб. пособие для асп. и соиск. учён. степени / Т.Г. Лешкевич. – М. : ИНФРА-М, 2005. – 272 с. – (Высшее образование). – Библиогр. : с. 264–268.

  2. Философия науки [Текст] : Общий курс : учеб. пособие для вузов / С.А. Лебедев [и др.] ; под ред. С.А. Лебедева. – М. : Акад. Проект, 2006. – 736 с.

  3. Мананикова, Е.Н. Философия [Текст] : учеб. пособие для вузов / Е.Н. Мананикова. – М. : Дашков и К, 2008. – 304 с.

  4. Кохановский, В.П. Философия [Текст] : учеб. пособие для вузов / В.П. Кохановский. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 243-27.

  5. Гегель, Г.В.Ф. Философия права [Текст] : пер. с нем. / Г.В.Ф. Гегель, ; ред. и сост. Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц. – М. : Мысль, 1990. – 524(2)

  6. Федотов, Я.А. Очерки по философии религии, науки и морали / Я.А. Федотов. – М., 2001. – 214 с.

  7. Дробницкий, О.Г. Моральная философия : избранные труды / О.Г. Дробницкий. – М. : Гардарики, 2002. – 524 с.

  8. Карсавин, Л.П. Философия истории [Текст] : Русская религиозная философия / Л.П. Карсавин. – СПб. : Комплект, 1993. – 351 с.

  9. Майоров, Г.Г. Цицерон и античная философия религии [Текст] : из цикла «Зарубежная философия в прошлом и настоящем» / Г.Г. Майоров. – М. : Знание, 1989. – 63 с.

  10. Философия права [Текст] : метод. рекомендации для студентов очной и заочной форм обучения спец. 030501 «Юриспруденция» / сост. Л.А. Спектор, к.э.н., доц. каф. «Теория государства и права», Н.О. Мартиросян, ст. преп. каф. «Теория государства и права» ; Южно-Рос. гос. ун-т экономики и сервиса. – Шахты : ЮРГУЭС, 2009. – 43 с.


написать администратору сайта