ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА. право. Право, как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга
Скачать 14.96 Kb.
|
Право, как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции. Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для экономического и политического управления всевозможными общественными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право — единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качепстве общеобязательных. Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством. Возникновение права — длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Поначалу зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно «складывались» в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества. Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой жесткое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко. Например, по Законам Хаммурапи за любую кражу имущества вор возмещал собственнику в 10–ти кратном размере, а если похищенное имущество было «божьим или дворцовым», то есть принадлежало служителям религии или высшим государственным органам, то предусматривалось возмещение в 30–ти кратном размере. Более того, в особой статье прямо указывалось: «Если человек украдетдостояние бога или дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить». При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. Например, во многих племенах кровь благородного оценивалапсь вдвове и втрое выше, чем кровь простолюдина, а часто вообще не имела цены, то есть не подлежала материальному возмещению. Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) санкции по отношению к членам разных сословий и социальных групп (О.Э. Лейст). Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права — его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может. Право более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нём используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровнего упорядочения общественных отношений. Возникновение права — следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись всё меньше и меньше. Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями: 1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства; 2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы — нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.); 3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел). На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно–исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно–религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты). |