Правовые семьи. Правовая семья понятие, сущность, содержание
Скачать 17.18 Kb.
|
Правовая семья: понятие, сущность, содержание В настоящий период времени во всем мире существует более двухсот пятидесяти государств. Все они используют право в качестве средства регулирования общественной жизни. Так, возникает вопрос – есть ли что-то общее между всеми данными национальными правовыми семьями? На данный вопрос предоставляет ответ сравнительный анализ правовых семей различных государств. Право государств можно классифицировать по семьям. Правовая семья – совокупность юридических средств, с помощью которых осуществляется воздействие на общественные отношения. По той причине, что правовых систем большое количество, предпочтительнее исследовать характерные признаки зарубежных правовых семей, применяя классификацию, которая получила самое большее распространение и признание на международной арене. Речь идет о классификации Рене Давида, основанной на комбинации технико-правовых и идеологических признаков систематизации: романо-германской, англо-саксонской, религиозная (арабская), семья традиционного права. Романо-германская правовая семья Романо-германская правовая семья представлена следующими странами: ФРГ, Франция, Италия, Испания, Турция, Япония, большинство стран Латинской Америки, Российская Федерация и др. Исторические корни данной правовой семьи восходят к древнеримскому праву. Ведущим источником романо-германского права является нормативно-правовой акт, а если говорить более точно – закон. Закон обладает несомненным приоритетом перед другими источниками. Система актов нормативного характера формирует основу правопорядка. Законодательство призвано регулировать все самые важные аспекты жизни. Для романо-германской правовой семьи свойственны писаные конституции, имеющие высшую правовую силу. Нормы права в качестве общих моделей законного поведения формулируются органами исполнительной и законодательной властей. Вместе с тем удельный вес подзаконного и ведомственного нормотворчества очень велик. Суд не формирует права, он его лишь толкует и применяет. Уже после, на правоприменителей, прежде всего суд, возлагается обязанность реализации данных общих норм права в конкретных административных и судебных решениях, что в итоге обеспечивает единообразие административной и судебной практики в масштабе всей страны. К основным достоинствам романо-германской правовой семьи необходимо отнести четко систематизированную, непротиворечивую структуру законодательства. К главным недостаткам – наличие пробелов и определенную оторванность от реальной жизни, так как законотворчество в объективной форме не может установить все преобразований и нюансы социальных отношений, не всегда поспевает за данными преобразованиями Англо-саксонская правовая семья К англосаксонской правовой семье относятся национально-правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Эта правовая семья характеризуется следующими особенностями: базовым правовым источником признается прецедент суда (нормы поведения, которые сформулированы в их решениях по определенному делу и распространяются на аналогичные дела); главная роль в правотворчестве принадлежит суду, которой по этой причине занимает особый статус в системе органов государства; на первом мете располагаются не обязанности, а человеческие права и свободы, которые защищаются, в первую очередь, в суде; основным значением, главным образом, обладает процессуальное право, которое по большей части регулирует материальное право; отсутствуют кодифицированные правовые отрасли; нет классического разделения на частное и публичное право; широкое развитие законодательства, а правовые обычаи являются дополнительными и вспомогательными источниками; правовые доктрины, обычно, имеют исключительно прикладной и прагматический характер. Главная особенность данной правовой семьи заключается в том, под английской доктриной в качестве главного правового источника необходимо понимать не собственно правовую науку, теоретические идеи, представления, конструкции, а комментарии судов, описания прецедентной практики, предназначенные исполнять роль практического руководства для правоведов. Религиозная правовая семья К религиозным правовым семьям следует отнести: индусское право (индуизм), мусульманское право (ислам), еврейское право (иудаизм), а также традиционное право Японии и Китая, которое исходит из мировоззрения конфуцианства. Для правовых семей на религиозной основе свойственно, что право здесь представляет из себя элемент универсальной и единой системы регулирования отношений в обществе. Понимание права в религиозных семья шире, нежели в светских. Право в них регулирует все стороны человеческой жизни, а не только правовые отношения. Наиболее важным источником религиозного права выступают священные писания и божественные откровения. Семья традиционного права Под системой традиционного права следует понимать существующую в государствах южной, экваториальной Африки и Мадагаскаре форму регулирования отношений в обществе, которое основывается на признании государством сформировавшихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных обычаев (норм). Обычай, как правило, признается самым древним правовым источником, известным всем правовым семьям, однако если в государствах англосаксонского и романо-германского права он исполняет только второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важнейшим регулятором отношений в обществе, в особенности за пределами городов. Традиционное право широко распространено в государствах Дальнего Востока, Океании, Африки. При всех отличиях в исторических особенностям формирования и развития их сближает отрицание западной идеи права, исследование права как вспомогательного компонента регуляции отношений в обществе. К главным особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее: - неписаный, другими словами, некодифицированный характер права; - мифология и нормы юридического, философского и морального характера составляют основу обычаев; - обычаями регулируется, как правило, поведение не одного индивида, а поведение всего коллектива в целом; - осуществление правосудия мудрецами, вождями или жрецами, а также непосредственно самим потерпевшим; - архаичность многих обычаев; - месть при тяжком преступлении («око за око, зуб за зуб, кровь за кровь»). |