Правовые семьи. Правовые семьи современности
Скачать 18.23 Kb.
|
ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ СОВРЕМЕННОСТИ Правовая семья Правовые семьи - это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования). Различают следующие правовые семьи: общего права, романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др. Правовая семья — одно из центральных понятий сравнительного правоведения; представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования. В соответствии с классификацией Рене Давида, в основе которой лежат два критерия — идеологический фактор (религия, философия) и юридическая техника — выделяются: · Романо-германская правовая семья (страны континентальной Европы, а также Латинской Америки, некоторые страны Африки и Азии); · Англосаксонская правовая семья (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия); · Религиозно-правовые семьи (мусульманское право, иудейское право, индуистское право); · Социалистическая семья (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); · Семья обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар). Романо-германская правовая семья К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др. В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т.д.). Современная правовая система России, при всех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье. Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие: · единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство); · главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах; · имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой; · высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов; · весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.); · деление системы права на публичное и частное, а также на отрасли; · правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; · на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина; · особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи. II. Англо-американская правовая семья (специфика американского права) К англо-саксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. Среди признаков данной семьи можно выделить следующие: основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела); юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер; ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводят судам, которые в этой связи занимают особое положение в системе государственных органов; на первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всего судом; главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное; отсутствуют кодифицированные отрасли права; отсутствует классическое деление права на частное и публичное; статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников; юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер. Религиозная правовая семья К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: · главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать; · источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов; · весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения; · особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений; · отсутствует деление права на частное и публичное; · нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение; · судебная практика в собственном смысле слова не является источником права; · во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях). Семья традиционного (обычного) права К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: · доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение; · обычаи и традиции представляют собой синтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами; · обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов; · нормативные акты (писаные законы) имеют вторичное значение, хотя в последнее время их принимается все больше и больше; · судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права; · судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общине и обеспечивая ее сплоченность; · юридическая доктрина не играет существенной роли в юридической жизни данных обществ; · архаичность многих ее обычаев и традиций. Социалистическая правовая семья Строго говоря, социалистическая правовая система не является самостоятельной системой, а лишь ответвлением романо-германской правовой системы. Для социалистической системы характерен государственный контроль над многими сферами общественной и экономической жизни в обмен на законодательное закрепление большого числа социальных гарантий, а также упрощённый порядок судопроизводства с фактическим отказом от состязательности. При этом практически во всех социалистических государствах сохранялись все формальные признаки романо-германской правовой системы. В рамках англосаксонской системы развитие в сторону социалистической системы не наблюдалось. Одним из характерных, хотя и второстепенных, институтов социалистического права являлся товарищеский суд. Смешанные правовые системы Смешанные правовые системы бывают следующих видов: · дуализм романо-германского и англосаксонского права (правовые системы Кипра, Израиля, ЮАР, Таиланда, Мальты, а также административных единиц таких как Луизианы, Квебека, Шотландии); · дуализм англосаксонского и религиозного права (правовые системы Пакистана, Нигерии, Индии, Малайзии, где действуют в том числе законы шариата); · дуализм романо-германского и религиозного права (правовые системы Египта, Алжира, Марокко, Сирии, Иордании); · дуализм романо-германского и обычного права (правовые системы Мадагаскара, Руанды, Республики Конго, Мали, Эфиопии). В правовых системах государств Африки (африканское право) тесно между собой переплетаются основные черты обычного права, мусульманского права, а также права бывших колонизаторов — романо-германское или англосаксонское. В литературе также встречается утверждение о существовании так называемой «кочующей» правовой семьи, когда в правовую систему определённого государства привносятся некоторые правовые традиции чужестранцев и связано это зачастую с миграционными процессами и глобализацией. Такие социальные группы не ассимилируются в национальную правовую систему страны проживания, а живут по правилам своей коренной правовой семьи и национальной культуры (например, диаспора турок в Германии, арабов во Франции, эмигрантские кварталы в Великобритании). |