Правовое государство и гражданское общество
Скачать 371.91 Kb.
|
Глава II. Концепция правового государства § 1. Правовое государство: обоснование и критика замысла в теоретико-правовой литературе Прежде всего, определим, равнозначны ли понятия «концепция правового государства» и «идея правового государства», поскольку в различных источниках, равно как и в одном источнике могут употребляться различные термины. «Концепция» и «идея» - термины философские. Значения их весьма близки, и в целом, по нашему мнению, могут быть рассматриваемы как синонимичные, означающие «основную мысль», «основополагающую теорию, определяющую содержание и строение феномена». Поэтому мы в работе будем использовать оба термина. Каждый учебник по теории государства и права начинает изложение раздела о правовом государстве с упоминания, что с древнейших времен проблемы правового государства волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей. И это не случайно, ибо зарождение идей добра, справедливости и верховенства закона возникают не просто так, а вследствие того, что люди не видели в своем государстве реализации этих принципов, или же реализованы они были в недостаточной степени. Философы и политологи, юристы и социологи не станут описывать и размышлять над теми феноменами, которые давно имеются, функционируют и добротно выполняют свои функции, а значит правового государства не было ни в одной стране мира до определенного времени, и мыслителям было о чем писать свои труды. Как верно отмечает Марченко М.Н. смысл и содержание идеи правового государства не были одинаковыми у различных мыслителей, политических и общественных деятелей [Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004]. Если у одних, например, идея такого государства ассоциировалась в конечном счете с частной собственностью, богатством определенных классов и слоев, с использованием в различных формах чужого труда, то у других все выглядело как раз наоборот. Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву. Первый пример истинного уважения к праву как явлению непреходящему, возвышающемуся над суетностью жизни, дает нам античная история. Античные мыслители Платон, Аристотель, Цицерон, Сенека и Марк Аврелий каждый по своему описывали идеальное государство и роль права в нем, основывая свои суждения на уже существующих или существовавших моделях государства. [Платон, диалоги «Законы», «Государство»; Аристотель «Афинская полития»; Цицерон, диалоги «О государстве», «О законах» и т.д. // Антология мировой философии: Античность. - Харвест, М.: ООО «Издательство ACT», 2001]. Будь то аристократическая Спарта, умеренная демократия (полития) или республика – «правость» государства основывалась прежде всего на форме его правления и пути легитимизации власти. Известнейшая «прокоммунистическая» нереальная идея правового государства, изложенная в труде юриста и философа Томаса Мора («Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», 1516 г.), стала прообразом устройства государства, к которому нужно стремиться, и которое, увы, недостижимо. Философское обоснование учения о правовом государстве в его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Кант определял государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Его категоричный императив разума требовал поступать так, чтобы свободное проявление собственного произвола было совместимо со свободой каждого и сообразовывалось со всеобщим законом. Для Гегеля государство было то же самое, что и право («наличное бытие свободной воли»), но только наиболее развитое (вся система права), включающее в себя все абстрактные права личности и общества. Поэтому система права, т. е. государство в его диалектическом понимании, есть царство реализованной свободы [Гегель. Философия права. М., 1990]. Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К. Велькера (1813 г.) и И.Х. Фрайхера фон Аретина (1824). Но первый юридический анализ данного термина и введение его в научный оборот сделаны их соотечественником Робертом фон Молем (1832). Он рассматривал правовое государство как категорию непрерывно развивающегося учения о государстве и ставил его пятым по счету после патриархального, патримониального, теократического и деспотического государства. Можно сказать, что с этого времени идея о правовом государстве более чем на столетие заняла умы германских ученых и политиков. Философские основы теории правового государства создавались и развивались великим немецким философом Иммануилом Кантом, многократно указывавшим на необходимость опоры государства на право. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, подчиненных правовым законам, где действует принцип, согласно которому законодатель не может решить относительно народа того, чего народ не может решить относительно самого себя. Если же государство уклоняется от данного принципа, от соблюдения прав и свобод и не обеспечивает охрану законов, то оно рискует потерять уважение и доверие своих граждан, побуждает их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности. К концу XX столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идеям правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах Германии, США, Франции, России (ст.1 Конституции РФ), Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым. В планетарном масштабе распространению и реализации этой идеи активно способствует ООН через свои организационные структуры и международно-правовые акты. [Алексеев С.С. Общая теория права. – М., «Норма» - 1999]. Идеи правового государства на протяжении длительного времени занимали умы не только зарубежных, но и отечественных ученых-юристов. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования С.А.Котляревского, Н.М. Коркунова, Ф. Кистяковского, работы многих других авторов. Об этом же говорят и переводы с иностранных языков на русский ряда публикаций, посвященных проблемам правового государства. Идеи правового государства, нередко именовавшегося «государством законности», «государством правопорядка» и пр., наряду с идеями права, гуманизма и справедливости играли значительную роль в формировании и развитии правового сознания российских граждан, в особенности интеллигенции, на протяжении весьма длительного периода истории, начиная со второй половины XIX в. и вплоть до настоящего времени. В царской России на протяжении весьма длительного времени широко культивировались не только самодержавные, «централизованные» политические и правовые идеи, но и постепенно усиливались в сфере государственной и правовой жизни демократические мотивы. Об этом свидетельствуют не только академические издания, посвященные проблемам демократической организации общества или правового государства, но и некоторые изданные в дореволюционный период нормативно-правовые акты. Весьма важное значение с точки зрения формирования и развития идеи правового государства в России в конце XIX - начале XX в. имели также закрепленные в законодательных актах положения, касающиеся осуществления законодательной власти государем императором «в единении с представителями народа», порядка выборов в Государственную Думу (Указ от 6 августа 1905 г.), о правах и обязанностях российских подданных, среди которых «право свободно избирать место жительство и занятие», приобретать и отчуждать имущество, «беспрепятственно выезжать за пределы государства» и др. [Российское законодательство Х-XX веков. В 9 томах. Том 6. М., 1994. С. 48]. Разумеется, в условиях самодержавия было бы весьма наивно говорить о становлении правового государства. Ибо основной законодательный массив был направлен не только на сохранение, но и на укрепление самодержавной власти. И тем не менее появление в нормативно-правовых актах таких общих статей и разделов, непременно апеллирующих к закону, как положения о том, что «никто не может быть задержан под стражею иначе, как в случаях, законом определенных», «никто не может подлежать преследованию за преступное деяние иначе, как в порядке, законом определенном», и др., несомненно, свидетельствует о том, что в российской государственно-правовой жизни и идеологии сформировались идеи, созвучные идеям правового государства. Реализация основных черт (принципов) правового государства является одним из условий его формирования, и они отражают направление движения к цивилизованному обществу. Можно выделять различные черты (принципы) правового государства, но основными отличительными признаками, его сущностными характеристиками являются: - верховенство закона; - организация и функционирование суверенной власти на принципе разграничения законодательной, исполнительной и судебных функций; - обеспечение взаимной ответственности государства и граждан. Иные черты, которые встречаются в литературе, являются как частные случаи выражения этих трех основных признаков правового государства. Именно эти институты мы и рассмотрим ниже. § 2. Институты правового государства Верховенство закона связано с анализом его содержательной стороны, т.е. что закрепляется в законах, поскольку законы могут быть справедливыми и несправедливыми. В фашистской Германии, в сталинский период тоже были законы. Суть вопроса здесь состоит в том, чтобы закон соответствовал идее справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей и таким образом соответствовал своей правовой природе. Закон может быть правовым и соответствовать воле большинства народа. Для реального выявления воли большинства народа есть механизм — это наиболее полное отражение общественного мнения, гласность, свобода слова. В государственной практике используются такие формы, как выборы, референдумы. Таким образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа, и только такой закон является правовым. Верховенство закона отражает не только содержание законов, но и не в меньшей степени связанность государства и его органов и должностных лиц, а также требование ко всем гражданам соблюдения и исполнения законов. Верховенство закона означает и определенную иерархию нормативных актов, исключающую противоречие между ними. В государстве законы должны соответствовать нормам международного права. Основной закон (Конституция) является главенствующей в этой иерархической лестнице и все остальные нормативные акты должны ей соответствовать и не противоречить. Верховенство закона обусловливается не только тем, что он выражает общую волю населения страны. По мнению проф. Г.Н. Манова, сама процедура принятия и принципы действия закона возвышают его над всеми другими нормативными актами, определяют его особое место в любой системе права. Уважение к закону есть неотъемлемая черта правового государства, атрибут сознания и поведения всех граждан [Теория права и государства. Под ред. проф Г.Н. Манова. Учебник для вузов. – М.: Бек, 1995]. Цивилизованное существование государственной власти может быть только на принципе четкого разграничения законодательной, исполнительной и судебных функций и отлаженного механизма сдержек и противовесов между ними. Ни одна власть не должна присваивать несвойственные ей функции и четко руководствоваться законом. Конституции устанавливают систему разделения властей и осуществление полномочий парламентами, правительствами, президентами и разграничивает полномочия федеральных органов и органов субъектов федерации. Действенное разделение функций властей может быть при взаимных сдержках и противовесах. Таким механизмом можно считать выборность органов, депутатский контроль за деятельностью органов и должностных лиц исполнительной власти формирование, избрание, утверждение должностных лиц в отдельных случаях, принятие решения об отрешении от должности Президента Российской Федерации, объявления референдума, право созыва сессий парламента и др. Важнейшим механизмом в системе сдержек и противовесов является деятельность Конституционного Суда по разрешению дел о конституционности законов и иных нормативных актов, разрешению споров о компетенции между государственными организациями. Разделение властей ни в коем случае нельзя понимать как их противостояние. Напротив, конституция должна исключать такую возможность. Согласно концепции разделения властей каждая из них – законодательная, исполнительная и судебная – имеет свое предназначение (функции) и наделяется соответствующей компетенцией; власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий; обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой; но действовать обособленно она также не в состоянии. Поэтому власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм», функционирующий для блага народа. У правового государства должна быть независимой, но юридически регулируемой, и четвертая власть – власть средств массовой информации. Без открытости, полной информированности общества, гласности правовое государство также не смогло бы обслуживать гражданское общество. Информационное обслуживание – это новая и важная функция правового государства. Весь мир государств, идущих по пути к своему правовому естеству, сотрясают информационные войны, столкновения четвертой и второй (исполнительной власти). Журналисты требуют новых и соблюдаемых органами государственной власти прав и свобод на неограниченный доступ к информации (за исключением доступа к государственным тайнам, к иным специально охраняемых законом тайнам), на независимость от «денежного мешка» и т.п. Власть пытается снять остроту критики, которая идет со страниц газет и экранов телевизоров. Вместе с тем, безусловно, не должно быть и употребления во зло свободы слова, свободы массовой информации. Злоупотребления в этой области деформируют саму деятельность правового государства [Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Юриспруденция, 2000]. Вопрос о взаимной ответственности государства и гражданина связан с признанием их равными субъектами. Следует отметить, что именно преувеличение роли государства является причиной того, что личность вытиснятся из политической системы и гарантии обеспечения государством прав и свобод в таких случаях носит формальный характер. В правовом государстве как государство должно нести ответственность перед личностью, так и личность должна нести ответственность перед государством. Совершение преступлений, за которые виновные не несут ответственности и тем самым не реализуется должная защита прав граждан, прав потерпевших. Государство должно гарантировать гражданам нормальные условия для существования и должно нести ответственность за выполнение обязанностей. Государство считается правовым, если выполняются и взаимные обязанности как государством, так и личностью. Рассматривая основные черты (принципы) правового государства, следует отметить, что мерой каждому принципу должен быть человек. Реализация указанных принципов в жизни отражает движение к правовому государству. Следует отметить следующее: как показывает практика развития различных стран, наличие демократии в стране – не значит всегда наличие развитого правового государства. Поэтому говоря «правовое государство» исследователи не всегда подразумевают «демократическое государство». Подразумевая государство и правовое и демократическое нелишне будет назвать его «демократическим правовым государством». По мнению исследователей, есть страны, по определению недемократические, но при этом имеющие высокий уровень развития правового государства. Типичный пример – Гонконг, с высокими показателями развития институтов правового государства, но в отсутствии демократии. А демократизация в странах типа Туркменистана может существенно ослабить экономический рост и не способствовать реформам, потому что одним из результатов демократизации в условиях слабых институтов государства может быть дальнейшая деинституциализация, разрушение тех институтов, которые уже существуют, и усиление влияния специальных групп интересов на выработку политики [Дмитриев М.Э. Обзор и перспективы реформ в РФ // Леонтьевские чтения, выпуск 3 – 2005]. § 3. Взаимодополнительность гражданского общества и правового государства Правовое государство, как можно вывести из вышеизложенного, это такое взаимодействие государства и права, где государство, опираясь на право, регулирует внутренние правовые отношения, в центре которых стоят права и свободы человека и гражданина. То есть, люди, граждане – общество является центральным звеном в правовом государстве. А отсюда и взаимодополняющая и взаимоутверждающая связь правового государства и гражданского общества. Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свобода, право, долг, мораль, собственность и др.). Гражданское общество — сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. С точки зрения развития понятия права это необходимый этап, так как здесь демонстрируются взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего. Общепризнано, что в правовом государстве должны функционировать развитые институты гражданского общества, к числу которых традиционно относятся, в первую очередь, политические партии, профсоюзы, неправительственные организации, средства массовой информации, а также семья, школа, церковь, бизнес и т.д., включая даже кооперативы собственников квартир. Через эти институты граждане самостоятельно решают большинство вопросов, связанных с их повседневной жизнедеятельностью, без прямого участия государства, его органов и должностных лиц. И чем демократичнее государство, тем меньше у граждан должно быть потребности в обращении к государству за решением своих проблем. То есть гражданское общество работает как саморегулирующаяся организация, не нуждающаяся во вмешательстве извне. Чрезвычайная важность существования развитых институтов гражданского общества обусловлена тем, что они представляют собой социальную основу правового государства, без которой последнее существовать не может. Создание гражданского общества становится одним из необходимых условий продвижения России по пути крупных социально-политических, экономических и правовых реформ, одной из целей модернизации российского общества. Гражданское общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность, способное указать государству его место, держать его «в узде». Говоря другими словами, гражданское общество - это общество, способное сделать свое государство правовым. Между тем это не означает, что гражданское общество только тем и занимается, что борется с государством. В рамках принципа социальности, то есть социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Другое дело, что оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной. Такая способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно - экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое достоинство. Итак, гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами: - становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства; - гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме; - гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве; - гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость; - гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества; - с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма; - взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства. Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся: 1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; 5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации; 8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 9) классовый мир, партнерство и национальное согласие; 10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей. Гражданское общество — не государственно-политическая, а главным образом экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей, реально складывающиеся отношения между ними. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Это рыночное многоукладное конкурентное общество со смешанной экономикой, общество инициативного предпринимательства, разумного баланса интересов различных социальных слоев. Роль государства заключается в первую очередь в том, чтобы охранять правопорядок, бороться с преступностью, создавать необходимые условия для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных собственников, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости. § 4. Концепция правового государства - синтез идей и представлений Концепция правового государства есть своеобразный синтез представлений о возможном и желаемом устройстве публичной власти сообразно представлениям о справедливом разграничении индивидуальных и групповых интересов, базирующемся на признании свободы личности как принципиальном постулате подавляющего большинства общественных идеологий и теорий [Мами К. Правовое государство: социальный идеал и реальность // Законодательство – 2003 -№2]. Исследователи иногда справедливо отмечают, что правовое государство в условиях существующей реальности всего лишь прогрессивная идея, выступающая в роли ориентира при государственном строительстве. Впрочем, это свойство не только нашей России – многие государства восточной, юго-восточной Европы, взяв за ориентиры государственное строение западных соседей пытались и пытаются создать правовое государство на своей территории. Введение сверху институтов демократии и правового государства, создание или поддержка западными фондами и международными гражданскими организациями институтов гражданского общества отнюдь не означает, что в странах этого региона сразу же воцарились демократия, верховенство закона, гражданская активность людей. Системная трансформация еще раз показала, что исторический процесс нельзя искусственно ускорять, законов естественноисторического развития, базирующихся на постепенных изменениях, отменить нельзя [Демократическое правовое государство и гражданское общество в странах Центрально-Восточной Европы / Институт международных экономических и политических исследований РАН. М., Наука, 2005]. Становление гражданского общества и правового государства — это непрерывный, бесконечный процесс, в котором одновременно цивилизуются и гражданин, и государство, и общество в целом. В этом процессе формируются более упорядоченные, менее конфликтные отношения. Гражданского общества – общества граждан, а не тех, кто номинально ими является, но не участвует в судьбе государства – на сегодняшний день в России можно сказать нет, за исключением отдельных групп населения, которые, осознав предлагаемую им возможность, используют права и свободы (не забывая, естественно об обязанностях), данные государством. Становление гражданского общества процесс длительный. На граждан, привыкших жить «под гнетом» нужно влиять и идеологически, и экономически, и социально. Только всесторонний охват сможет воспитать граждан. Правовое и политическое воспитание в действии в духе реформированной России принесет свои плоды. Что касается основной темы нашей работы – правового государства – при всей внешней видимости наличия оного в России, приходится признавать, что мы еще только учимся. Недостаточно четко отлажены механизмы реализации основных, системообразующих черт идеи государства, в котором закон имеет верх над кошельком и социальным положением. Нужны рельсы, которые позволят локомотиву двигаться… |