реферат. реферат права России. Правовое положение женщин в Киевской Руси
Скачать 29.88 Kb.
|
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ» Текущий контроль (реферат) Дисциплина: История государства и права России Тема: Правовое положение женщин в Киевской Руси Выполнил:Тогамбаев И.Г Проверил:____________ Спец-ть:Юриспруденция Оценка:______________ Дата:________________ Введение: С самого своего начала, Древнерусское общество считалось типично мужской, патриархальной цивилизацией, в которой женщины занимали второстепенное, подчиненное положение и постоянно подвергались угнетению и притеснению со стороны мужчин. Однако, если обратиться к истории, найдется немало случаев, когда, именно женщины, занимали видное положение в обществе, играли заметную роль не только в семейной, но и в политической и культурной жизни Древней Руси. Достаточно вспомнить великую княгиню Ольгу, дочерей Ярослава Мудрого, одна из которых – Анна прославилась в качестве французской королевы, жену Василия I, великую княгиню Московскую Софью Витовтовну, новгородскую посадницу Марфу Борецкую, возглавившую борьбу Новгорода против Москвы, царевну Софью, целую череду императриц XVIII века, княгиню Дашкову и других. Есть большое количество сведений, что женщины зачатую могли быть даже воинами и участвовать в военных походах наравне с мужчинами. В развитии ремесленных специальностей, и особенно традиционно «женских» — прядения, шитья, ткачества, большую роль играли женщины. Находки археологов позволяют утверждать, что среди женщин были в то время даже литейщицы. Данная проблема, проблема правового положения женщины на Руси, была актуальной как во времена дореволюционного периода, так и в советское время, но особый интерес стал возникать с появление тендерных исследований. Изучение правового положения женщины на руси с IX по XV век тесно связано с развитием принципа правового равенства. В последнее время рассматриваемая проблема в работе приобрела актуальность в свете новых взглядов на историю и современность и появлением так называемой «женской истории», которая во многом противопоставляется традиционной «мужской истории». Источники, регулирующие правовое положение женщины на Руси в IX-XY вв. Правовое регулирование положения женщин в Древней Руси в период с IX по XIV вв, осуществлялось нормативными актами светского происхождения, смешанной юрисдикции, каноническими актами, нормами церковного права, а также источниками, которые лишь условно можно отнести к нормативным в которых требования к человеку были лишены строгой обязательности, но в то же время являлись желательным образцом, идеалом, например, обычаями. Одним из источников светских нормативных актов является Русская Правда. Имеющиеся списки Русской Правды, дошедшие до нас в большом количестве, можно условно разделить на две группы: 1) древнейшая редакция Русской Правды, так называемая "Краткая", которая состоит из двух частей " Правды Ярослава и Правды Ярославичей. Источник Правды Ярослава " обычное право а, правда Ярославичей и на нормах обычного права, и на законодательстве и судебной практике князей; 2) Пространная Правда, состоящая из Устава Ярослава и Устава Владимира Мономаха. Ее источниками были законодательство князей и судебная практика. Русская Правда является кодексом древнерусского феодального права. Ее нормы лежат в основе Псковской и Новгородской судных грамот и последующих законодательных актов. Что касается регулирования по отношению к женщине, Русская Правда содержит помимо других,положения о наследовании женщин. С момента принятия христианства основ православной семьи долгие столетия оставались статичными, постепенно допускались к наследованию женщины. Ко времени Русской Правды мы не встречаемся со свидетельствами о приниженном положении женщины. Нормы Русской Правды, которые отразили семейно-бытовые отношения периода раннего феодализма, в том числе имущественные права супругов, получили дальнейшее закрепление в законодательных памятниках феодальных республик. Среди актов смешанной юрисдикции - уставов и уставных грамот XII-XIV вв. - ценными источниками являются Устав князя Ярослава Владимировича, отразивший борьбу церкви с дофеодальными пережитками в семейно-брачных отношениях, а также утверждение христианской морали, согласованной с нормами феодального законодательства и Устав князя Владимира I. Следующим источников регулирования права являлись – канонические нормативные акты. В них отразились попытки церкви регламентировать жизнь древнерусской семьи: установить приемлемые, с ее точки зрения, нормы поведения и определить наказание за отступление от этих норм -епитимью (усиленный пост, молитвы, поклоны, даже отлучение от причастия). Русские епитимники в виде отдельных сборников почти не встречаются. Чаще всего их можно обнаружить в требниках XIV-XV вв. Сохранилась «Заповедь Святых Отец к исповедающим сынов и дщерей», иначе называемая «Уставом белеческим». Это свод правил о покаянии и епитимьях, переведенных с греческого и латинского языков. Что касается источников, регулирующих брачное право, необходимо отметить требники и служебники. Требник – богослужебная книга, в которой излагаются чинопоследования треб – Таинств и других священнодействий, совершаемых Церковью в особых случаях и не входящих по преимуществу в состав храмового(общественного) богослужения суточного, седмичного и годового круга. Служебник — богослужебная книга, содержащая богослужебные тексты, произносимые священниками и диаконами во время общественных богослужений. Они регулируют вопросы обручения и венчания, содержат правила осуществления брака и поучения новобрачным. Особое внимание следует уделить летописным свидетельствам, которые содержат в себе сведения о положении женщины на Руси в семье и обществе, о ее влиянии на жизнь в древнерусском обществе. Наши представления о жизни в рассматриваемый период расширяют берестяные грамоты и иные источники, которые в отличие от летописей, рассказывающих, как правило, о женщинах относящихся к привилегированным слоям общества, доносят до нас сведения о личной переписке между супругами различных социальных слоев общества, о гражданско-правовых договорах, заключаемых женщинами, о составляемых ими завещаниях. По данным из летописей, женщины из дворянских семей были наделены достаточно широкими полномочиями. Отмечалось, что женщины-дворянки в средневековье принимали активное участие в управлении княжествами и землями, а по мнению некоторых исследователей, обладали равным юридическим статусом в ряде феодальных республик, таких как Новгород или Псков. Однако женщины редко упоминаются в летописных источниках. Например, в “Повести временных лет” сообщений, связанных с представительницами прекрасного пола, в пять раз меньше, чем “мужских”. Женщины рассматриваются летописцем преимущественно как “предикат” мужчины (впрочем, как и дети). Именно поэтому на Руси до замужества девицу часто называли по отцу, но не в виде отчества, а в притяжательной форме: “Володимеряя”, а после вступления в брак – по мужу (в такой же, как и в первом случае “посессивной”, “владельческой” форме; ср. оборот: “мужняя жена”, т.е. “принадлежащаямужу”). Таким образом, основные источники регулирующие правовое положение женщин Древней Руси IX-XV веков можно разделить на группы: - обычное право; - светское законодательство; - законодательство смешанной юрисдикции; - церковное (каноническое) законодательство. Правовое положение женщины в Древнерусском государстве: Оценить различные права и обязанности древнерусских женщин в комплексе можно через такое понятие как правовое положение, так как в нем отражаются различные стороны юридической жизни того или иного субъекта права. Древнерусское Феодальное право характеризуется следующими чертами: это право кулачное, т.е. право политически и экономически сильного; оно является правом-привилегий господствующего класса и отдельных его слоев внутри класса феодалов сравнительно с правом трудящегося населения. Как уже было сказано ранее, женщины в феодальном праве особо не выделялись, более того, их правовой статус был очень ограничен, что предопределяло их правовую защиту. Вместе с тем это не означает, что женщины были отстранены от участия в государственных делах. Ярким примером могут служить княгиня Ольга, дочери Ярослава Мудрого, внучки Владимира Мономаха. Княгиня Ольга после смерти мужа (а также во время правления в Киеве Игоря) от древлян, проявила себя твёрдой и мудрой правительницей Руси. Она занималась политическими вопросами, управлялась с дружинниками, наместниками, жалобщиками, а также принимала послов. Очень часто, когда князь Игорь отправлялся в военные походы, то его обязанности полностью ложились на плечи княгини. После того как в 945 году Игорь был убит за повторный сбор дани, Ольга жестоко отплатила им за смерть мужа, проявив невиданную хитрость и волю. Трижды она убивала древлянских послов, после чего собрала войско и пошла на древлян войной. После того как Ольга не смогла взять главный город Коростень (при этом остальные поселения были полностью разрушены), она потребовала от каждого дома по три воробья и три голубя, а затем велела своим воинам прикреплять к лапкам птиц трут, подпаливать его и отпускать птиц. Горящие птицы летели в свои гнёзда. Так и был взят Коростень. После усмирения древлян княгиня занялась налоговой реформой. Ею были отменены полюдья и поделены на области земли, для каждой были установлены «уроки» (фиксированная подать). Основной целью реформ было упорядочение системы дани, а также укрепление государственного авторитета. 8 Также во время княжения Ольги появились первые каменные города, а её внешняя государственная политика осуществлялась не при помощи военных методов, но дипломатией. Таким образом, были укреплены связи с Византией и Германией. Княгиня сама решила принять христианство, и хотя её крещение не повлияло на решение Святослава оставить Русь языческой, её дело продолжил Владимир. Дочь Ярослава Мудрого - Анна Ярославна (около 1024-не ранее 1075 г.) в середине века (1049-1060) вышла замуж за короля Франции Генриха. Она была правительницей Франции, в период малолетства сына Филиппа Анна, зная латынь (официальный язык того времени), обладала привилегией ставить свою подпись на документах государственной важности, что было уникальным явлением для французского королевского двора века. Выдающиеся женщины - великая княгиня московская Софья Фоминична (Зоя Палеолог), великая княгиня тверская Елена Стефановна, рязанская княгиня Анна Васильевна проявила себя в политической жизни и борьбе, как в Русских княжествах, так и за рубежом. Нужно отметить, что только женщины привилегированного сославия проявляли себя на политическом, дипломатическом и культурных поприщах. Эти женщины - полноправные правительницы в своем княжестве или вотчине; обладательницы личных печатей, символизировавших их власть в княжествах и королевствах; регентши, опекуны. Женщины привилегированного сословия отличались на Руси высоким уровнем образованности и культуры по тем временам, что позволяло им принимать участие в государственных делах, в управленческой деятельности.Порядок заключения брака на Руси: Как известно, русская православная церковь находилась в непосредственном подчинении константинопольской (византийской) Церкви. Русский митрополит поставлялся константинопольским патриархом. Естественно, что византийское, или, как тогда говорили, греческое, законодательство о браке и семье являлось действующим источником русского брачного права. Поскольку вопросами брака в Византии занималась и светская — императорская — власть и издавала весьма важные законы, то и эти законы должны были в той или иной степени применяться на Руси. В основе брака христианской церкви лежали некоторые принципы римского брачного права, которые и были сохранены в кодексе Юстиниана. Так, византийскому церковному браку должен был предшествовать брачный сговор или обручение (sponsalia), заключавшееся в том, что стороны, желавшие вступить в брак, давали друг другу обещание действительно осуществить это на деле. По римскому праву, для укрепления сговора давался задаток (arraha). По кодексу Юстиниана, в случае неисполнения принятого сторонами брачного обязательства, сторона, давшая задаток, его теряла, а сторона, принявшая задаток, обязана была уплатить в двойном размере (в зависимости от того, какая сторона была виновна в неисполнении брачного сговора). Этот брачный сговор после принятия христианства стал сопровождаться некоторыми церковными обрядами, в частности молитвами приглашаемого духовенства. В конце концов выработался особый чин обручения, утвержденный церковной властью и обязательный для духовенства. Церковь стала с течением времени придавать обручению особое значение. Так, по постановлению шестого вселенского собора брак с обрученной другому невестой приравнивался к прелюбодеянию. А затем, по постановлению византийского императора Алексея Комнена (1084 г.), обручения, сопровождавшиеся церковным благословением, были признаны равносильными браку и нерасторжимыми. Все эти правила об обручении должна была выполнять и православная церковь. Согласно установленному «чину», обручение совершалось в церкви, сопровождалось пением и чтением особых молитв и заключалось обменом колец. Для заключения брака по нормам православного церковного права необходим был ряд условий. Среди этих условий прежде всего надо упомянуть об отсутствии близких степеней родства и свойства. Кроме кровного родства, учитывалось также так называемое духовное родство — между восприемниками (между кумом и кумой) и воспринимаемыми при крещении (между крестным и крестницей, между крестной и крестником). Духовное родство было препятствием к браку. Далее, требовался определенный возраст. Византийское законодательство устанавливало по-разному минимальный брачный возраст. По Эклоге, вступление в брак дозволялось мужчинам по достижений 15 лет, а женщинам— 13 лет; по Прохирону — в 14 я 12 лет. Минимальный возраст для обручения был 7 лет. Но поскольку обручение стало приравниваться к браку, то, по постановлению импеіратора Льва Философа, для обручения требовалось уже достижение брачного возраста. Далее, для признания брака действительным, по византийскому законодательству, было необходимо согласие брачующихся согласие их родителей на брак. Основным моментом в заключении церковного брака был особый церковный обряд, совершавшийся в церкви по особому> установленному высшей церковной властью порядку и называвшийся венчанием (на брачующихся возлагались венцы).Положения и обязанности женщины в браке: Правовое положение женщины в семье и обществе в целом относится к медленно изменяемой сфере. С момента принятия христианства основы православной семьи долгие столетия оставались статичными и в связи с этим не менялось практически и положение женщины, однако со временем женщины стали допускаться к наследованию, правда варианты наследования были строго ограничены (по обычаю, по закону, по завещанию) и это тоже не давало возможности развиться правоспособности женщин в этой в наследственной сфере в полном объеме. Это же сдерживало и развитие имущественных, а как следствие и личных неимущественных прав в семье. Отношения в семье основывались на власти отца и мужа, лишь в поздний феодальный период женщина приобретает некоторые права в отношении мужа и детей. Эти основные тенденции в области семейного права в полной мере влияли на положение женщины. Исторически женщина в русском сообществе из-за правовых и культурных ограничений не могла существовать вне семьи. Традиционная русская семья была всегда крупной и состояла из трёх поколений, глава семьи — «большак» был самым старшим женатым мужчиной, при этом неженатый мужчина получал более низкий статус. Семейные отношения строились на строгой иерархии: младший подчинялся старшему, женщина — мужчине, дети — родителям. В женской половине семье создавалась также своя иерархия: наивысшим статусом пользовалась жена большака — большуха, однако право голоса в семье имели только мужчины. Если девушка выходила замуж, то переезжала в дом нового мужа и была обязана относится с уважением к его семье. Семья составляла основную клеточку общественного организма, которая также активно продвигалась церковью. Женщина исторически, впрочем, как и мужчины и дети, не расценивалась как отдельный индивидуум, так как в традиционном российском социуме главной единицей выступала семья, а каждый человек рассматривался как частица этой семьи, которой руководит мужчина, а женщина подчиняется. Ещё до распространения христианства среди замужних русских женщин была обязанность покрывать головы головным убором, а показывать волосы прилюдно считалось неприличным, отсюда происходит выражение «опростоволоситься», распространение христианства привело к сильному укреплению этой традиции. После замужества женщина была обязана полностью покрывать волосы под головным убором. Главным традиционным костюмом для женщин выступали широкие и свободные сарафаны с широкими рукавами, которые почти или полностью покрывали тело женщины. В зависимости от социального статуса женщины, сарафаны могли обильно украшаться орнаментами, вышивкой и прочими украшениями. Расцветка сарафанов могла различаться в разных губерниях России, в частности, на севере преобладали синий и чёрный цвета, на юге — красные. После свадьбы ее новым «хозяином» становился супруг, а иногда (в частности, в случае его малолетства - такое случалось часто) и тесть. Выходить за пределы нового дома, не исключая посещения церкви, женщина могла лишь с разрешения мужа. Только под его контролем и с его разрешения она могла с кем-либо знакомиться, вести разговоры с посторонними, причем содержание этих разговоров также контролировалось. Даже у себя дома женщина не имела права тайно от мужа есть или пить, дарить кому бы то ни было подарки либо получать их. В российских крестьянских семьях доля женского труда всегда была необычайно велика. Часто женщине приходилось браться даже за соху. При этом особенно широко использовался труд невесток, чье положение в семье было особенно тяжелым. При анализе правового положения женщины в семье в языческий период следует уделять большое внимание форме брака, учитывая что женщина в случае если она вступала в семью водимой, женой и была женой главы большой неразделенной семьи или индивидуальной семьи, могла занимать важное место в семье, в то же время языческое общество допускает много традиций, которые унижают женщину, таких как многоженство, умычка жен, их покупка, требование о том чтобы жена подчинялась не только мужу, но и главе той семьи, к которой он относится. Церковь помимо положительных тенденций в развитии положения женщины привносит и представления о покорности жены мужу, что не дает женщине возможность самостоятельно защищать свои права, церковь пытается внести в семейную жизнь идеал любви и уважения между супругами, но часто не может осуществить свои требования практически, так как князья и бояре обладают слишком большой властью, что бы подчиняться церкви, а остальные слои населения долгое время относятся к христианским взглядам на брак как к привилегии богатых и знатных. Заключение: На основе исследования литературных источников, правовых актов, статей в периодических изданиях и сети интернет в работе предложены основные характеристики положения женщины на Руси IX - XV вв. Результаты исследования позволили сформулировать и обосновать следующие положения: В славянском обществе к началу рассматриваемого периода положение женщины было высоким, и к моменту появления первых законодательных актов сохранялись следы матриархата, которые в следствии социально-экономических изменений, с выделением привилегированных сословий и негативным влиянием со стороны татаро-монгольских завоевателей сменились патриархальной системой права. Существенное влияние на положение женщины в рассматриваемый период оказала христианская церковь, хотя его нельзя оценить однозначно. При рассмотрении отношений между женщиной и ее детьми в древнерусской семье можно утверждать, что женщина мать пользовалась большим уважением в древнерусском обществе и ее личные и имущественные права по отношению к детям не были ограничены ни в момент ее состояния в браке, ни после смерти супруга, кроме случая заключения повторного брака. В целом, анализируя нормативно-правовые акты Древней Руси с IX по XV век, правовое положение женщины можно оценить как равное с мужчиной, но с учетом правоприменительной практики, следует сделать вывод о том, что женщина занимала более приниженное положение. Это было в первую очередь связано с тем, что древнерусское государство, предоставляя женщине права в личной, имущественной и процессуальной сферах, не разрабатывало механизмов защиты этих прав и отдавало это на откуп мужчин. Только в том случае, когда женщина выходила из-под власти мужчин, своей семьи, женщина могла занять в обществе ведущее положение, и это давало ей возможность в полном объеме пользоваться предоставленными государством правами и реализовать себя как полноценную личность. |