Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1 Особенности юридического положения холопов по Русской Правде

  • 2.2 Соборное Уложение последний крупный законодательный акт о холопстве

  • 3. Отпущение холопов на волю и исчезновение института холопства 3.1 Попытки смягчения нравов рабовладельцев

  • правовой статус холопа. ИТГП курсач. Правовой статус холопа


    Скачать 58.75 Kb.
    НазваниеПравовой статус холопа
    Анкорправовой статус холопа
    Дата01.06.2022
    Размер58.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИТГП курсач.docx
    ТипКурсовая
    #562382
    страница2 из 3
    1   2   3

    2. Юридический статус холопов

    2.1 Особенности юридического положения холопов по Русской Правде

    Юридическое положение холопов определяется тем основным положением, что они составляют собственность господ. В отношения между господами и их челядью древнерусское светское право вовсе не вмешивалось; поэтому надо думать, что они определялись единственно усмотрением господ. Такое усмотрение шло весьма далеко: господа могли безнаказанно убивать своих холопов. Об этом можно заключить из того, что даже посторонние лица отвечали только за убийство чужих холопов "без вины". Значит, за вину можно было убить и чужого холопа безнаказанно; надо было только на суде доказать виновность убитого. За убийство собственного раба некому было даже, и привлечь к ответственности убийцу, ибо он не нарушал ничьих интересов, кроме собственных.

    Говоря о холопстве, нужно заметить, что правительство Русского государства стремилось всячески закрепить бесправное положение холопов, чтобы максимально урезать их в правах и превратить фактически в объектов правоотношений. Отсюда можно сделать вывод о многообразии источников законодательства о холопстве, которые создавались по мере необходимости и в соответствии с требованиями исторической ситуации в Русском государстве Колычева Е.И., Холопство и крепостничество (конец XV-XVI в.), М., 1971.

    Впервые нормы о правовом положении холопов, встречаются в Русской Правде Русская Правда и Псковская Судная грамота: материалы для изучения истории государства и права России / Сост. С.А. Бердникова, О.П. Подосёнов. - Красноярск, 2002. (в Краткой и Пространной редакциях). Первоначально государство не вмешивалось в отношения рабства; в период Русской Правды нет ясных следов укрепления государственной властью прав господина на новоприобретенного раба: известно только, что приобретение раба посредством купли требовало особого условия в формах заключения договора, но это не означало еще вмешательства государства. А сами холопы не являлись субъектами правоотношений. Скорее, они были объектами, хотя это отнюдь не отражается в Русской Правде.

    Древнее право берёт под свою защиту рабовладельческие права от посягательств со стороны посторонних лиц, но ничем не ограждает интересы холопов. Самым главным ограждением прав господина над рабом было правило Русской Правды о закличе: о скрывшемся холопе объявлялось на торгу, и если в течение 3 дней холопа никто не приводил, то господин мог взять его у всякого, хотя бы добросовестного владельца. В позднейших памятниках формулировано и правило о вечности исков о холопстве, сроком давности не обладавших: "А в холопе и робе от века суд". Кто убьёт холопа без вины или окажет содействие его бегству, уплачивает господину стоимость раба.

    С другой стороны, господин отвечает за действия своего раба перед третьими лицами. Русская Правда в нескольких статьях и весьма казуистично решает вопрос об ответственности господ за своих рабов Колычева Е.И. Русская Правда и обычное право о полных холопах XV-XVI вв. / Е.И. Колычева // Исторические записки. - Т. 85 (1970). . Общий смысл этих постановлений тот, что за все действия холопа, совершённые по уполномочию господина, последний отвечал полностью во всех убытках, причинённых третьим лицам: "выкупати его господину и не лишитись его". Если холоп собственными действиями без ведома господина причинял ущерб третьему (украл, вылгал деньги), то господину предоставлялось или уплатить убытки, или выдать холопа потерявшему.

    Труд холопа находил широкое применение в домашнем хозяйстве при городских и загородных дворах и в сёлах, принадлежавших князьям, боярам и монастырям. Летопись не один раз упоминает о княжеских и боярских сёлах, сплошь населённых челядью Зимин А.А. Холопы Древней Руси / А.А. Зимин // История СССР. - 1989. - №6. .

    Челядь не только исполняла земледельческие и иные черные работы, но и обучалась разным ремеслам: Русская Правда резко различает обыкновенных холопов, "рядовичей", от "ремесленников", оценивая последних значительно дороже Русская Правда и Псковская Судная грамота: материалы для изучения истории государства и права России / Сост. С.А. Бердникова, О.П. Подосёнов. - Красноярск, 2002. - С. 17.. . Ещё выше стояли холопы, которым поручались в заведование отдельные отрасли хозяйства: это были ключники и тиуны сельские, ратайные, огнищные, конюшие и пр. Они были самыми приближёнными людьми своих господ, не исключая и князей, и являлись важными органами государственного управления в сфере суда и особенно финансов, так как в то время нельзя было отличить частного княжеского хозяйства от государственного. Поручить такую щекотливую отрасль управления, как хозяйство, было всего удобнее несвободному человеку, именно потому, что свободный не был ничем связан с князем, кроме своей доброй воли, тогда как холоп был вечно верен господину.

    На основании этих фактов можно определить ряд особенностей юридического положения холопов, закрепленных в Русской Правде. Во-первых, холопы официально не являются субъектами права, поскольку не обладают правоспособностью, а участие в правоотношениях за них осуществляют их хозяева Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - 3-е изд. - М.: Юристъ, 2005. . Во-вторых, учитывая, что холопы могли осуществлять мелкие сделки и даже приобретать имущество, нельзя говорить о том, что они были объектами правоотношений. Возможно, объектами холопы являлись применительно к конкретным ситуациям, например, при покупке холопа.

    Таким образом, Русская Правда положила начало закрепления положения холопов как участников правоотношений, пусть даже в неопределенной форме.

    В 1497 году появился первый Судебник, краткий свод из 67 статей, в основном касавшихся процедуры судебного разбирательства; действующие правовые нормы были представлены в нем достаточно слабо. Говорить об указании правового положения холопов не приходится, поскольку они выступают в данном судебнике лишь в качестве участников процессуального права. Однако здесь впервые дается определение холопа как такового Судебник 1497 года: материалы к изучению истории государства и права России / Краснояр. гос. ун-т, Юрид. ин-т; сост. С.А. Бердникова. - Красноярск, 2005. - С. 34.

    Служба холопов в домашнем хозяйстве господ явилась прототипом государственной службы; из отдельных обязанностей холопов при княжеских дворах возникли важнейшие государственные должности. Так это было не только на Руси, но и в других регионах средневековой Европы.

    Незначительная часть холопов, пользуясь особым доверием господ, несла обязанности тиунов, ключников и приказчиков, то есть управляла отдельными отраслями господских хозяйств. Другая небольшая часть со времени возникновения обязательной службы сопровождала своих господ в походы. Эти так называемые "большие" холопы стояли совершенно обособленно от других "меньших". Если и в домосковское время они занимали весьма самостоятельное положение, то в московский период оно ещё более упрочилось.

    К ним по преимуществу относятся указания памятников о том, что у холопов было недвижимое имущество, подаренное им господами и даже приобретённое на собственные средства; что они имели собственных холопов, занимались торговлей, ссужали капиталы под залог дворов и лавок. Уложение внесло некоторые ограничения в эту практику: холопам было предписано вотчин и лавок не покупать и в заклад не принимать; имеющиеся у них лавки продать, не держать никого по служилым кабалам, а только по записям на урочные годы.

    Что касается Судебника 1550 года Российское законодательство X-XX вв.: В 9 т. / Под общей ред. - О.И. Чистякова. - М., 1984-1994 с. 189 в вопросах о холопстве, то здесь по большей части повторяются нормы Судебника 1497 года, но более подробно регламентируется порядок оформления холопства и его прекращения. Другой отличительной особенностью Судебника 1550 г. в отношении к холопству было ограничение и сокращение некоторых источников холопства. Все это заложило начало сокращения холопства, которое осуществлялось различными путями Панеях В.М. Холопство в XVII веке / В.М. Панеях. - Л., 1984. - С. 196-227.

    Таким образом, в Судебниках конца XV - середины XVI вв. была заложена тенденция к постепенному сокращению холопства и началу превращения части из них в крепостных крестьян.

    2.2 Соборное Уложение последний крупный законодательный акт о холопстве

    Холопство в целом занимает важное место в Соборном Уложении 1649 года. Согласно подсчетам А.И. Яковлева, оно регулировалось 213 статьями из 967.А.Г. Маньков снижает эту цифру до 164 Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII века / А.Г. Маньков. - СПб: Наука, 1998. - С. 75. . Так или иначе, и общее количество, и удельный вес статей с упоминаниями о холопстве велики. Уже одно это обстоятельство выдвигало задачу изучения холопства как бы через призму Уложения 1649 г.

    Правовое положение холопов Русского государства было закреплено в главе XX Соборного Уложения "Суд о холопех". Холопы и кабальные люди по своему правовому положению начинали все больше сближаться с крепостными крестьянами. Выделяют, что в конце XVI века полных холопов в России было уже немного. Широкое распространение получило кабальное холопство. Еще начиная с Судебника 1550 года, законодательство стремилось оградить служилых людей от служилой кабалы и превращения в холопа Кутулько А.М. Судебник 1497 года / А.М. Кутулько // Вопросы истории. - 1999. - №3. . Об этом, в частности, говорится в "Суде о холопах". Землевладельцы переводили часть своих холопов на "землю", и положение переведенных мало, чем отличалось от крепостного крестьянстваИстория государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. - М.: Проспект, 2000. - С. 93.

    За холопами признана законом личная честь, которая у "добрых" холопов оценена в пять раз выше чести крестьянской. Но преимущества такого положения ничем юридически не были обеспечены и вполне зависели от милости господ. Уложение даже запрещает давать суд по жалобам вольноотпущенных на жён и детей их умерших господ об имуществе, "для того, что они отпущены без животов" (XX, 65).

    Остальная, самая значительная группа холопов составляла в хозяйстве чернорабочую силу, с помощью которой в значительной мере удовлетворялись несложные, но иногда обширные потребности натурального хозяйства в крупных и средних боярских дворах. Это были конюхи, псари, повара, хлебники и всякая домашняя прислуга, далее кузнецы, плотники, хамовники, скатерницы, тонкопрядицы и иные ремесленные люди Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII века / А.Г. Маньков. - СПб: Наука, 1998. . Приставленные к разнообразным текущим делам, они обыкновенно назывались деловыми людьми. В числе их и наряду с ними упоминаются бортники, пастухи, коровники и рядовые земледельцы под именем страдных людей или страдников.

    Организация труда холопов в сельском хозяйстве была довольно разнообразна: они могли обрабатывать боярскую пашню в качестве рабочей челяди, под надзором ключника или приказчика, на полном господском иждивении, проживая в особых челядинных дворах; или же могли проживать в господских или специально им отведённых людских дворах, получая месячину или даже жалованье; или же, наконец, содержались не на господский счёт, а собственными силами, на отведённых в их пользование участках земли, работая на барской запашке и отбывая иные виды барщины, нередко совместно с крестьянами Колычева Е.И. Холопство и крепостничество (конец XV-XVI век). - М.: Наука, 1971. .

    Таким образом, главное отличие правового положения холопов по Соборному Уложению заключается в следующем: права холопов существенно расширились, что делало возможным участие холопов в различных правоотношениях и уже не в качестве объектов (вещей или предметов рассматриваемых гражданских сделок или уголовных преступлений). Соборное Уложение предусматривало достаточно широкий спектр деятельности холопов в различных сферах их повседневной жизни. Они были активными участниками гражданского оборота, могли заключать сделки и даже отчуждать имущество Исаев И.А. История государства и права России / И.А. Исаев. - М.: Юристъ, 2005. Раб (холоп) мог становиться субъектом уголовных правоотношений, если совершил преступление по указанию своего господина.

    На основании вышесказанного, можно говорить о том, что положение холопов существенно изменилось с принятием Соборного Уложения Колычева Е.И. Русская Правда и обычное право о полных холопах XV-XVI вв. / Е.И. Колычева // Исторические записки. - Т. 85-1970. Во многом это было определено тем, что уже в начале XVII века холопство перестало быть однородным. Естественно, это создавало почву для изменения статуса некоторых категорий холопов. Профессор Исаев, к примеру, видит связь кабального холопства и крепостного крестьянства, поскольку издание нескольких документов (в 1555 и 1597 году) определило своеобразное закрепощение кабальных холопов и превращение их в зависимых крестьян Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - М.: Юристъ, 2005. - С. 115-116. .

    Соборное Уложение было последним крупным законодательным актом о холопстве и последним перед полным исчезновением холопства как правового института.

    Судя по вышеприведённым данным, строгое право на холопов в практике значительно смягчалось, и холоп из объекта прав мог оказаться в положении правомочного субъекта. Такое превращение нисколько, впрочем, не колебало господских прав, так как было возможно лишь с соизволения самих господ. Однако такая практика должна была мало-помалу подготовлять почву и для улучшения юридического положения холопов.

    Правовой институт холопства складывался в Русском государстве достаточно длительный период: фактически с момента появления государства Киевская Русь с последующим развитием в течение долгого времени. Этот правовой институт достаточно прочно закреплялся в социально-политической жизни государства и в последующем видоизменялся различными способами. Холопство хотя и было одним из видов рабства, но имело, в отличие от других рабских систем свои особенности. Главным образом, как мы указывали выше, это проявлялось в том, что холопы имели множество прав и не полностью зависели от своих хозяев. Свидетельством того, что холопство прочно укреплялось в обществе и государстве, является обилие норм в древних правовых документах, в которых прослеживались малейшие изменения, касающиеся правового положения холопов. Именно на основании всего этого можно говорить о том, что правовой институт холопства устойчиво входил в русло всеобщего развития русского общества.

    3. Отпущение холопов на волю и исчезновение института холопства

    3.1 Попытки смягчения нравов рабовладельцев

    Смягчению нравов рабовладельцев энергично способствовала христианская церковь, представители которой взяли на себя нелёгкую задачу смягчения рабовладельческих нравов. Против института холопства церковь, по существу, не только не возражала, но даже в первое время разрешала обладание холопами отдельным представителям клира; по крайней мере Русская Правда упоминает о чернеческих холопах. Но в своих заботах о спасении пасомых церковь не могла не признать и в челяди образа и подобия Божия, ибо рабы такие, же люди, только господам в услужение данные Богом.

    Однако увещания церковных поучений едва ли часто трогали рабовладельческую совесть; для воздействия на неё необходимы были более внушительные средства. Их и применяла церковь к жестоким господам, которые томили свою челядь наготою, ранами и голодом и желали затем успокоить свою совесть богатыми приношениями и вкладами на пользу церкви за упокой своей души: от таких господ запрещалось принимать дары и рекомендовалось лучше помогать пострадавшим и "сотворить их беспечальными" Маньков А.Г. Законодательство и право России второй половины XVII века / А.Г. Маньков. - СПб: Наука, 1998. .

    Особенно настойчиво церковь боролась против произвольного убийства рабов и против торговли рабами. Весьма вероятно, что под прямым влиянием Закона Судного или Градского закона составилось ещё более категоричное правило так называемого "Белеческого устава" или "Заповеди" митрополита Георгия, где сказано: "аще кто челядина убьёт, яко разбойник епитемью приимет" Обзор истории русского права / М. Ф Владимирский-Буданов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - с. 386. Но такое строгое правило церковного права долго не проникало в общественные нравы.

    Далее, духовенство стремилось провести в практику правила об обязательном в некоторых случаях отпущении холопов на волю по желанию и перед лицом общественной власти. О такой торжественной форме отпущения упомянуто в Русской Правде Колычева Е.И. Русская Правда и обычное право о полных холопах XV-XVI вв. / Е.И. Колычева // Исторические записки. - Т. 85 (1970). . Здесь же указан и случай обязательного после смерти отца освобождения детей, прижитых им от своей рабыни: дети такие не получали наследства, но освобождались вместе с матерью.

    О другом случае освобождения на волю упомянуто в договоре Новгорода с немцами 1195 г.; именно изнасилованная рабыня получала свободу. Хотя смысл статьи и ясен, но редакция её возбуждает ряд сомнений: необходимо допустить, что она не полностью переписана. Единственно возможное толкование её сводится к тому, что здесь подразумевается изнасилование чужой рабыни; иначе статья и не могла бы попасть в договор.

    Наконец, церковь оказывала содействие холопам Я.Н. Щапов. Голос древней русской церкви об улучшении быта несвободных людей. - 1859, стремившимся выкупиться на свободу, как материальной поддержкой, так и устранением препятствий к осуществлению этих стремлений; она боролась, например, с обычаем брать "изгойство на искупающихся на свободу" и проповедовала, что если кто выкупается на свободу, то должен дать за себя, столько, сколько заплачено за него.

    Памятники упоминают о состоящих во владении церковных учреждений "селах со изгои". Более мягкая, но отнюдь не менее производительная эксплуатация труда прежних рабов, сделавшихся свободными, могла послужить прекрасным примером для рабовладельцев, доказывая возможность подобной утилизации рабского труда без ущерба для собственных хозяйственных интересов. Хрестоматия по истории государства и права России / Сост. Ю.П. Титов. - М.: Проспект, 2000. - 472 с. .

    Вообще в московском праве заметна тенденция ограничить господский произвол, и наложить на рабовладельцев ряд обязательств по отношению к холопам. Так, право на жизнь собственных холопов, робко признанное Двинской грамотой, позднее было совершенно отвергнуто. Уложение предписывает при отдаче господам беглых их людей "приказати накрепко, чтоб он того своего беглого человека до смерти не убил, и не изувечил, и голодом не уморил" (XX, 92); при выдаче должников головою до искупа с тех, кому они выдавались, бралась порука с записью, "что их не убити, не изувечити" (X, 266). В этом нельзя не признать торжества церковной проповеди против жестоких рабовладельцев. И в московское время эта проповедь не прекращалась Российское законодательство X-XX вв.: В 9 т. / Под общей редакцией О.И. Чистякова. - М.: Юридическая литература, 1984-1994. - Т. 6. - С. 175.. .

    Не оставалось глухо к церковной проповеди и законодательство. Впервые при Борисе Годунове указом 1603 года на господ возложена обязанность кормить свою челядь в неурожайные и голодные годы.

    В 1607 году был издан указ, регулировавший половые и семейные отношения среди холопов, в силу которого на господ было возложено обязательство не держать рабынь-девок свыше 18 лет, вдов долее 2 лет после смерти мужей незамужними, а парней свыше 20 лет холостыми. При нарушении этого требования холопы могли приходить к казначеям и получать отпускные.

    Кроме указанных случаев освобождения из холопства, ещё подлежали в силу закона отпущению на волю: холопы, взятые в плен, но спасшиеся из него бегством; все холопы господина, изменившего государю и отъехавшего в другое государство; крещёные холопы, если их господа продолжали оставаться некрещёными История государства и права России: Учебник / Под ред. Ю.П. Титова. - М.: Проспект, 2000. - С. 93.

    Все эти заботы правительства об улучшении положения несвободных далеко не всегда достигали цели, и в практике нередко оживала домосковская старина. Гораздо важнее правительственных мер, направленных к тому, чтобы обеспечить несвободному населению сколько-нибудь сносное существование и оградить его от произвола рабовладельцев, были те законодательные перемены, которые были вызваны исключительно государственными интересами и привели к совершенному уничтожению самого института холопства. Этот перелом возник под влиянием той роли, какую сыграло холопство в хозяйственной истории Московского государства.
    1   2   3


    написать администратору сайта