Курсовая работа. Праздники петровской эпохи становление новых общественных идеалов
Скачать 59.75 Kb.
|
Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт культуры» Факультет государственной культурной политики Кафедра менеджмента и технологий социально-культурной деятельности КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине: «История и теория социально-культурной деятельности» на тему: «Праздники петровской эпохи: становление новых общественных идеалов» Выполнила: студентка 1 курса группы 31103 (о) Ю.А. Дробышева Научный руководитель: Доктор педагогических наук, Профессор Н.Н. Ярошенко «Работа допущена к защите «_____» ___________ 2020 г. Оценка: _________________ Химки 2020 Содержани Введение 3 Раздел 1. Петровская эпоха в историко-культурных исследованиях 8 Раздел 2. Праздники в эпоху Петра I. 17 2.1. Традиционные народные праздники: Новый год, святки, масленица. 17 2.2. «Викториальные» праздники. 22 2.3. Царские праздники. 24 Заключение. 28 Введение…………………………………………………………………………...3 Раздел 1. Петровская эпоха в историко-культурных исследованиях...………...8 Раздел 2. Праздники в эпоху Петра I……………………………………………17 2.1. Традиционные народные праздники: Новый год, святки, масленица……17 2.2. "Викториальные" праздники………………………………………………..22 2.3. Царские праздники………………………………………………………….24 Заключение 28 Список литературы 30 ВведениеАктуальность исследования. В современной социалистической культуре всё больше распространяются зрелищные искусства, которые имеют важное значение в нравственном, художественном воспитании людей, организации их досуга и быта. Праздник, как особенное явление культуры, вызывает практический, и теоретический интерес. Актуальность исследований по данной теме довольно очевидна. Развитие праздников не стоит на месте, а петровская эпоха сыграла важную роль в формировании праздничной культуры. Петр I выступает перед нами новатором, а также основоположником новейших течений культурно-досуговой деятельности, непосредственно связанных с европейскими традициями. Именно через сферу досуга Петр I приобщал русских к европейской культуре. Так как Петром I были приняты нововведения в культурно-досуговой деятельности, помимо традиционно-народной появилась новая культура проведения досуга (катания по Неве, музеи, библиотеки, театры, ассамблеи, государственные праздники). Пётр Великий приступил к формированию системы государственных праздников. Их дополнениями были маскарады, различные шествия и фейерверки. «Зрелище становится социально-эстетическим феноменом широчайшего диапазона, следовательно, нуждается в глубоком осмыслении, изучении его природы, форм и функций, уточнении эстетических характеристик», - убеждает нас Яков Вульфович Ратнер, советский театровед и автор исследования «Эстетические проблемы зрелищных искусств». Чтобы в настоящее время понять суть зрелищных представлений, в частности праздников, нужно не только уметь их анализировать, но и понимать их развитие, совершенствование. Степень разработанности темы в литературе. В настоящее время мы видим, что большое внимание уделяется праздникам и развлечениям, их развитию и истории. В научной литературе публикуются новые книги и статьи, посвящённые праздничной культуре Петра I. Исследуя тему «Праздники петровской эпохи: становление новых общественных идеалов», мне неоднократно встречались книги А.Ф. Некрыловой о русских народных городских праздниках, увеселениях и зрелищах. В книгах исследуются малоизученные направления русской зрелищной культуры. А.Ф. Крылова базируется на XVIII-XX веках, но раскрывает всю суть, обращаясь к петровской эпохе. Исследованиям официальной праздничной культуры России конца XVII – первой половины XVIII вв. посвятил свою книгу Д.Д. Зелов, известный историк, журналист и писатель. Автор отражает важнейшие политические события страны через картину новых для России официальных светских праздников. Особую роль в исследовании данной темы занимают О.Г. Агеева и Е.Э. Келлер, которые посвятили свои работы изучению праздничной культуры Петербурга. Их статьи и книги описывают Петербург торжественным, весёлым, праздничным, элегантным. В трудах И.Н. Божерянова подробно рассмотрена история важнейших церковных праздников, таких как Рождество, Масленица, Крещение. Писатель рассматривает не только русские и «заморские» забавы, но и крупнейшие церемонии, церковные обычаи. Праздник как знак культуры, основные движущие силы праздничной деятельности, вопросы развития праздника в современном мире и многое другое рассмотрела в своей книге «История и теория праздников» Л.Н. Лазарева. «Каков праздник – таково общество, каково общество – таков и праздник», - пишет в своей работе Л.Н. Лазарева. Она показывает праздничную культуру в контексте истории, доказывая, что каждая историческая эпоха формирует собственную концепцию миропонимания, которая реализуется в определенных видах и формах праздничной деятельности. Европейские мотивы в праздничной культуре России XVIII-XIX столетий проанализировали в статье Семина В.С. и Баженова Т.П. Они классифицировали праздники на придворные, народные торжества и приватные праздники. Представление игровой природы культуры, объяснение «замещающей» функции праздника, изобилие праздников в России, вхождение компонентов «высокой» классической культуры сыграло большую роль в механизме преобразования русской городской культуры согласно европейскому образцу. Кандидат педагогических наук Г.Ю. Литвинцева рассказала в своей статье о новых направлениях культурно-досуговой деятельности в петровскую эпоху. Она продемонстрировала отражение основных проблем, а также противоречий, которые появились в эпоху Петра Великого вследствие ломки традиционного уклада жизни, насильственного перевода мышления русских дворян в европейскую мифологическую концепцию. Однако не все посвящали свои работы общей теме праздников, их истории и влиянии на человека. Шаповалов С.Н., аспирант кафедры истории и культуры КубГУ, написал статью об официальном праздновании Нового Года в России в XVII- начале XVIII вв. Автор сделал акцент на церемонии проведения новогоднего праздника и изменениях, произошедших за время правления Петра I. Также особое место в исследованиях петровской культурно-досуговой деятельности занимали Военные или «Викториальные» праздники. Кандидат искусствоведения Аронова А.А. посвятила статью изменениям, произошедшим в сценарии этих праздников. Образцом такого «викториального» торжества стало празднование взятия Азова, этот военный праздник проанализировала В.Н. Дёмина в своей статье. Тема праздничной культуры петровской эпохи изучена не до конца, учёные исследуют отдельные элементы и характеризуют значимые праздники по сей день. Цель курсовой работы. Определить развитие праздников петровской эпохи, их влияние на быт и досуг человека. Задачи курсовой работы. Выявить специфику культуры петровской эпохи; Разобрать народные, царские, военные праздники, в том числе нововведенные; Изучить каждый праздник; Сравнить устройство праздника в допетровскую и петровскую эпоху; Обобщить собранный материал. Объект исследования – непосредственно петровская эпоха, культура того периода, праздничная культура. Предмет исследования – конкретные праздники, классифицированные на традиционные, военные и царские. Методы исследования. Исследование базируется на следующих общенаучных методах: описание, анализ и обобщение литературы, сравнительно-исторический анализ, источниковедческий метод, синтез полученной информации, систематизация, изучение архивов и научных статей. Структура курсовой работы. Курсовая работа включает в себя: введение, 2 главы основной части, вторая глава состоит из 3 подразделов, которые решают поставленные мною задачи, а также заключение и список литературы. Раздел 1. Петровская эпоха в историко-культурных исследованияхЧтобы разобраться в культурной политике петровской эпохи, нужно обозначить важность личности самого Петра I. Пётр Алексеевич является одной из самых ярких и величайших фигур истории России. Несмотря на все противоречия, возникающие между учеными о роли деятельности последнего царя Руси, никто не станет опровергать его превосходство как государственного деятеля. До Петра I было немыслимо посещать западноевропейские страны, но великий реформатор провозгласил принцип «Учиться у Европы!». Огромный поток русских путешественников, студентов и волонтеров хлынул за границу.[16; С.11] Царь не переносил упрямства и консервативности, поэтому многие русские ученики отправлялись в европейские страны не по своему желанию. Стремление государя – реформатора сформировать российский флот стало главной причиной для вынужденной отправки русских на европейское обучение. Стоит отметить, что Пётр I и сам любил находиться за границей. Ему нравилось знакомиться с западноевропейской культурой, наукой и техникой. Царю нравилось не просто рассматривать парки, музеи, промышленные предприятия, а изучать их. Эта тяга ко всему европейскому, вероятно, передалась Петру от матери Натальи Кирилловны. Многие учёные утверждают, что и отец Петра любил иностранные товары, недаром у маленького Петра были «музыкальный ящик» и «клевикорд» с медными зелеными струнами. Пётр I обладал динамичным, бурным и деятельным характером – это проявлялось еще в самом раннем возрасте. Будучи ребёнком, он проявлял невероятную впечатлительность и активность, выделялся крепким здоровьем, физическим и интеллектуальным развитием. Впоследствии энергии у царя не убавилось. Таким образом, Пётр I очень любил увеселения и зрелища, где мог сам принимать участие. Учёные часто обращались и обращаются по сей день к петровскому времени, потому что именно этот период является ключевым в истории нашего государства. Петровская эпоха – период поиска России своего места в мире. Активная деятельность царя – реформатора стала символом данной эпохи. За годы правления Петру I удалось провести множество реформ, благодаря которым Российская империя вышла на новый уровень развития. Именно появившиеся реформы позволили людям по-другому взглянуть на традиции русской жизни и подумать над необходимостью внедрения новых устоев. В то же время начавшиеся реформы внесли новые компоненты в образ мыслей русских людей. Они практически взбудоражили российское общество. Из литературы времён Петра Великого мы узнали, что простой народ совершенно не понимал петровские преобразования и критически оценивал их. Главная причина – усиления гнёта со стороны феодального государства. [20; С.272] Однако в последующем прослеживается идеализация личности Петра Великого. Реформы царя во многом определяли его характер. Как мы знаем, Пётр I славился своей подвижностью и энергичностью, так и его реформы проводились в спешке. Сначала они были нацелены на пополнение казны средствами для ведения войны, потом - на внутреннее обустройство государства. Разумеется, тяга к западноевропейской культуре отразилась на реформах Петра Великого. Также петровские преобразования были направлены на укрепление абсолютной монархии (например, реформы государственного управления). Главным звеном внешней политики стала война со Швецией, требовавшая огромных усилий и преобразований. Пётр I начинал военные реформы, которые впоследствии вызывали изменения всех аспектов государственного устройства. Внешняя политика царя оказала влияние на все области государства, приобщая общество к европейским стандартам того периода. Важно отметить о Великом посольстве, дипломатической миссии в Европу с целью нахождения союзников для войны с Турцией, в период которого Пётр I посетил западноевропейские страны, где изучил не только кораблестроение и флот, но и культуру государств. В дальнейшем это послужило формированию диалога культур нашего государства со странами Европы. Особое внимание стоит уделить реформам в сфере культуры и просвещения. 19 декабря 1699 года Пётр Великий издал указ об изменении летоисчисления. Это стало грандиозным событием. С того момента год начинался не с 1 сентября, а с 1 января, а само летоисчисление начали вести не от «сотворения мира», а то Рождества Христова. [8; С.168] Придерживаясь европейских эталонов красоты, Пётр I выпускает указ, запрещающий носить бороду и «русские» платья. Царь предпочитал парики, а также иностранные наряды. К началу XVIII столетия Пётр Великий осознаёт, что Россия считается весьма слабым государством в образовательном и культурном плане. В связи с этим уже с 1701 года начинается постепенное приобщение дворян к европейской культуре: возникают новые учебные заведения, например, Морская академия в Санкт-Петербурге, медико-хирургическая школа и школы переводчиков. Впоследствии печатались газеты (первая русская газета "Ведомости"), переводились книги зарубежных писателей, появлялись заимствованные европейские слова (около четырёх тысяч слов). Грамотных людей становилось всё больше и больше, они учились читать. Таким образом, при Петре I были сформированы предпосылки для зарождения и последующего развития российской науки. Без внимания государя-реформатора не осталось и искусство. Изменения затронули все сферы культуры, в том числе архитектуру и изобразительное искусство. Деревянная архитектура постепенно уступала каменной, она начала совершенствоваться в стиле «северного барокко». Царь не жалел средств на культурное просвещение страны, приглашались зарубежных художников, а также правитель отправлял учеников за границу для обучения мастерству художества. Опыт европейских художников также пригодился при строительстве Петербурга. Как нам уже известно, Пётр Великий целенаправленно предпринимал попытки к европеизации русской культуры. И ему это удавалось. Так как государь – реформатор был весьма активным человеком, с раннего возраста любил развлечения, то сфере досуга он придавал огромное значение: он открывал новые формы культурно – досуговой деятельности, создавал праздники и маскарады, даже сам принимал участие в городских увеселениях и зрелищах. Из выше сказанного следует, что Пётр I становится основателем новых российских праздников, включающих в себя элементы европейской культуры. Библиотечное дело начало своё развитие одно из первых. В 1714 году Пётр I приступает к формированию библиотеки, на тот момент состоящей из академических и духовных книг, из медицинских пособий Аптекарского приказа и исторических экземпляров. В будущем эта библиотека станет основоположницей Библиотеки Академии Наук. С 1718 года она становится общедоступной, постепенно увеличивая свой фонд за счет книгохранилища царевича Алексея, книг лейб-медика Арескина и других. Постепенно в Петербурге формируются частные библиотеки – Я. В. Брюса, П. П. Шафирова, А. Д. Меншикова, А. А. Матвеева, Ф. Прокоповича. [10; С.48] Пётр I видел библиотеку как неотъемлемую часть просвещения народа. Люди стали больше времени уделять чтению книг, следовательно, повышался уровень грамотности населения. Теперь в библиотеках они могли найти не только русскую литературу, но и переводы зарубежных книг. Вместе с библиотечным начинало своё развитие и музейное дело. Кунсткамера – первый музей в России. Когда Пётр Великий путешествовал по Европе он замечал изобилие интересных вещей: заспиртованных уродов, морские раковины, минералы, этнографические коллекции и многое другое. Эти необычайные вещи вызывали у него любопытство, поэтому с каждой поездкой он приобретал новые диковины. Необычных вещей становилось всё больше, и Пётр I решил объединить их и открыть музей, чтобы «люди учились». 13 февраля 1718 года был издан именной указ «о приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещах во всех городах к губернаторам и комендантам». [10; С.49] Пётр I даже предлагал деньги: за живого урода – 100 рублей, за мёртвого – 10 рублей. Такими же были наказания за утаивание экспоната. Однако русскому народу было не очень любопытно смотреть на такие диковинные вещи, поэтому, когда Кунсткамера была открыта для посетителей, то при входе посетителей угощали вином. Позднее появился ещё один музей, впоследствии ставший знаменитым, - музей артиллерии. В нём хранились артиллерийские оружия, трофейные пушки и множество вещей военного дела. Далее Пётр I открыл первую картинную галерею России и Военно-морской музей. Таким образом, государь – реформатор старался разнообразить культурную жизнь народа, он хотел, чтобы просвещение играло большую роль в жизни каждого человека. В России при Петре I своё развитие начало и театральное дело. В 1702 году был построен первый общедоступный театр в Москве. Царь считал театр одним из важнейших элементов культурного образования народа. По его мнению, театральные постановки должны были пропагандировать любовь к России, гордость за свою Родину и необходимость постепенного развития русской культуры, но в то же время театр должен был выступать как одной из досуговых форм. Люди должны были не только просвещаться в театре, но и просто отдыхать. Театральные постановки в тот период ставились немецкой труппой И. Кунста. Труппа ставила пьесы немецких драматургов, что отнюдь не привлекало зрителей, поэтому театр среди народа был совершенно не востребован. Актёры не справлялись с требованиями царя о пропаганде Российского государства и русской культуры, поэтому в 1706 году они перестали получать жалование. В то же время создавались различные любительские театры, которые, в отличие от немецкой труппы, выполняли все требования государя-реформатора. Такие театры часто формировались на базе школ. Действа школьного театра Славяно-греко-латинской академии, как «Торжество мира православного» и «Свобождение Ливонии и Ингерманландии», были посвящены победам России в Северной войне. В действе «Божие уничижителей… гордых уничижение» развивалась тема неповиновения властям. [10; С.51] Помимо школьных любительских театров широкое распространение получил театр Натальи Алексеевны, сестры Петра I, располагавшийся в селе Преображенское, а позднее – в Петербурге. Царевна была любимой сестрой государя, она поддерживала его во всех начинаниях и разделяла мнение о развитии русской культуры на основе европейской. Сама же она любила творчество, а особенно театр, поэтому ею было принято решение о написании пьес для своего любительского театра. Постановкой она тоже занималась самостоятельно. В её театральных представлениях прослеживалась гордость за великие деяние брата Петра, высмеивание пороков духовенства и взяточничество чиновников. «Пётр златые ключи» - достаточно знаменитая постановка о важности зарубежного обучения для русского народа. Таким образом, появление первого театра в России стало одним из периодов европеизации. Слияние серьёзного и смешного в петровскую эпоху считалось обыденным. Пётр I прибегнул к такому приёму с целью принятия нового взгляда на развлечения и отдых. Он считал, что увеселения – это совершенно нормально, развлекаться можно в каком угодно месте и это не является грехом. Эта цель наглядно выражается в работе «всешутейшего собора». Учёные по-разному относятся к этой затее. Катания по Неве – ещё одно распространённое развлечение петровской эпохи, введенное царём. Петр I определял время и место катания, одежду и правила, за несоблюдение которых полагался штраф. Казалось бы, в зимнее время года государь-реформатор оставлял эту затею, однако он велел прорубить канал, по которому совершал свои катания почти каждый день. В теплое время года катания проводились весело и задорно, с музыкантами и волторнистами. Таким образом, Пётр I внедрял новые культурно-досуговые формы деятельности в жизнь русского народа. При нём начал формироваться диалог европейской и русской культур, благодаря которому каждая культура совершенствовалась и обретала уникальные элементы. Разобравшись в новых формах культурно-досуговой деятельности петровской эпохи, мы можем перейти к рассмотрению праздничной культуры того периода. Разумеется, стоит начать с истории самого праздника в историко-культурных исследованиях. В учебном пособии по истории и теории праздников автор Л. Н. Лазарева уделяет большое внимание определению праздника. Она повествует о первоначальном древнееврейском наименовании праздника – «хач» («хачать» - танцевать), о значениях слова «праздник» в французском языке – религиозная церемония, общественное веселье, удовольствия и житейские радости. Автор сравнивает точки зрения авторов словарей В. И. Даля, Д. Н. Ушакова, С. И. Ожегова и приходит к выводу, что каждый человек понимает праздник по – своему. «Праздник – это духовно-практическая деятельность, опирающаяся на систему ценностей, апробированных межпоколенным общением людей и протекающая в сакральном времени и пространстве, свободно, в соответствии с регламентом праздничного кодекса [9; С.10]». Если рассматривать учебное пособие В.Н. Поповой, стоит отметить, что праздник рассматривается как феномен культуры. Его сущность также анализируется различными учёными, в ходе их исследований создано немало трактовок этого события. Важная деталь – сравнение «праздника» и «празднества». Суть этих слов далеко не одинаковы. «Празднество рассматривается как нечто внешнее по отношению к празднику, как форма его выражения [22; С.9]». Таким образом, праздник – это прежде всего форма человеческой культуры, направленная на досуг народа и связанная с определенными традициями. Праздничная культура определенной эпохи соответствовала общественно-политической ситуации. Увеселения и зрелища зависели прежде всего от правителя государства. Основа появления праздника – ритм жизни. Праздник зародился еще в первобытном обществе. Зачастую он был связан с определенным типом хозяйственной деятельности: охотой, земледелием или скотоводством. Праздники чаще всего представляли собой обряды или ритуалы. Особое место в развитии праздников занимает культура древней Греции и Рима. В эпоху античности появляются первоначальные города – государства, возникает сценическая культура. Формируются традиции календарно-обрядового праздника: праздники прихода весны, урожая. С распространением христианства возникают новые праздники: Рождество, Крещение, день Канделоры, Пасха, День Святого Георгия. Большинство этих праздников отмечаются и в настоящее время. В Древнем Риме большинство праздников было посвящено богам: Марсу, Церере, Аполлону и другим. С 153 года до нашей эры появляется традиция празднования Нового года. Праздничная культура продолжала своё развитие в Средневековье в Западной Европе. В период раннего феодализма появлялись странствующие актёры, профессиональные потешники, мимы, жонглёры, скоморохи (на Руси). Появлялись массовые шествия, масленичные карнавалы. Широкое распространение получали рыцарские турниры, военные празднества. На Руси в средневековье праздники немного отличались. Главная особенность русской культуры – мирное сосуществование старого с новым. Гуляния на Масленицу, Святки, Пасху, вождение хороводов – всё это было обязательным элементов русской праздничной культуры. Благодаря скоморохам, развивались различные формы площадного действа. Помимо скоморохов были ещё «веселые люди», «глумотворцы», «плясцы», «гудцы». Также достаточно популярны на Руси были балаганные представления с цирковыми номерами. Народу нравились такие формы культурно-досуговой деятельности. Если говорить об определенном периоде в истории России, в который появляется праздник, то мы столкнемся с неудачей: определенного периода появления праздника нет. Потребность людей в увеселениях, в досуге существовала ещё давно. Углубляясь в истоки праздничной культуры, можно отметить, что каждый праздник был определенным обрядом, ритуалом, традицией. Цивилизация развивалась, поэтому совершенствовались и праздники. Безусловно, широкое распространение праздничной культуры приходится на эпоху Петра I. Огромная заслуга в ходе формирования государства и возникновение диалога культур принадлежит российскому императору. В сфере культуры период модернизации сопутствуется ростом научного понимания общества, падением духовного авторитета церкви, преодолением государственной замкнутости. Таким образом, эпоха Петра I стала ключевым периодом в истории Российского государства. Довольно сложно в нашей истории выделить промежуток времени, где всего за несколько лет Россия абсолютно преобразилась. Благодаря реформам Петра Великого, XVIII столетие стало периодом массовых преобразований не только в культурном плане, но и в сознании русского народа. Петровская эпоха – это эпоха формирования новых формы культурно-досуговой деятельности, повышения уровня просвещения, европеизации России. Раздел 2. Праздники в эпоху Петра I.2.1. Традиционные народные праздники: Новый год, святки, масленица.Сам тезис «праздник» ассоциируется с торжеством, радостью, весельем, чем-то интересным, забавным и красочным. Во все исторические этапы праздник был особенным событием, он играл большую роль в жизни народа. Развитие праздников не стоит на месте, за эти годы он вобрал в себя множество обычаев, традиций, легенд, сохраняя воспоминания о важных датах и событиях, людях, периодах. Самыми распространёнными праздниками во все времена были народные, ведь они предназначались абсолютно для всех. Зачастую их даты совпадали с датами церковных празднеств. Одним из самых долгожданных праздников был Новый год. Новый год. Новый год, или Новолетие, играл особую роль среди праздников, так как был и церковным, и светским. Торжество Нового года в допетровскую эпоху существенно отличалось от петровского периода. Одно из самых главных отличий торжеств разных времён – это даты. Как было сказано ранее, 19 декабря 1699 года Пётр Великий издал указ об изменении летоисчисления: с того момента год начинался не с 1 сентября, а с 1 января, то есть летоисчисление начиналось от Рождества Христова. При этом нужно учитывать, что церковный год начинался всё также с 1 сентября, а светский – с 1 января. Была изменена не только дата празднования Нового года, но и традиции его проведения. Чтобы понять, существенные ли отличия были в праздновании Новолетия петровской эпохи, нужно рассмотреть праздник в период до Петра I. Ежегодно в вечернее время 31 августа начиналась церковная служба, далее – молебное пение «О начатии нового лета». Ровно в полночь раздавался звон церковного колокола, который оповещал народ о начатии Нового года. «Важным элементом официального празднования Нового года было «действо нового лета или многолетнего здравия». Оно отправлялось 1 сентября на площади перед храмом между утреней и обедней при огромном стечении народа [26; С.69]». В Москве «действие многолетнего здравия» открывал крестный ход. До конца XVII столетия на Соборной площади у Архангельского собора устанавливался большой помост, покрытый турецкими и персидскими красочными коврами. На нём находились три стола: два – для двух Евангелий, один – для иконы Симеона Столпника Летопроводца. Рядом было два места, назначенные для царя и патриарха, позднее для царя предназначался целый трон. Величие царя впоследствии стало символом преимущества светской власти над духовной. На площади собирался народ, каждому сословию было определено своё местонахождение. На праздник приходил не только русский народ, но и иностранцы, зарубежные послы и чиновники. Повсюду зажигались свечи. Патриарх выходил из западных ворот собора, рядом с ним несли кресты и иконы, звенел колокол. Царь подходил к месту позже патриарха, по прибытии он прикладывался к Евангелию и принимал благословление патриарха. Начиналась служба поклонами царю духовенства, а заканчивалась тем, что патриарх осенял крестом государя. Далее шли массовые поздравления царя с Новым годом от разных сословий. В конце царь раздавал подарки: пироги и милостыню. Казалось бы, праздник заканчивался, но люди расходились по своим церквям. Также в этот день было принято навещать родственников и помогать нуждающимся: бедным, убогим, больным. В допетровской эпохе Новолетие считалось великим праздником. В 1700 году своё величие праздник не потерял, но претерпел определенные изменения в порядке его проведения. С 1 января 1700 года Новый год стали праздновать на протяжении семи дней. От прошлого торжества этот праздник стал весьма обширным. Новый год также начинали праздновать ровно в полночь, но теперь народ слушал не только колокольный звон и молитвы, но и пушечные выстрелы. Все поздравляли друг друга с Новым годом и радовались наступлению Новолетия. Наряду с церковными традициями были введены светские обычаи: званый обед в царском дворце для высшего духовенства, угощения для народа (различные кушанья, пиво и вино), выставленные перед дворцом и Триумфальными воротами, вечерний бал и ужин во дворце. [26; С.71] Также царь приказал украсить улицы и дома сосновыми ветвями, зажечь огни. Такой пейзаж создавал ощущение праздника. В городе можно было увидеть красочные фейерверки, «потешные» огни, услышать пушечные выстрелы. Во время новогодней недели царь посещал пиры и участвовал в развлечениях. Также в Петербурге 1 января с утра было принято слушать литургию для всех подданных царя, далее проходил пир, на котором могли присутствовать даже женщины (раньше такого не позволялось). Праздник завершался в девять часов вечера прекрасными фейерверками. Таким образом, сравнивая допетровский и петровский Новый год, можно сделать вывод, что Пётр I внедрял европейские элементы (например, фейерверки) в российскую праздничную культуру. Святки. Святки считались важным праздником зимы. Они продолжались с 25 декабря (по новому 6 января) до 6 января (19 января). Следовательно, начинались от Рождества Христова и заканчивались Крещением Господня. Праздник был посвящён явлению Христа. История появления святок довольно интересна. Изначально существовал один праздник – Богоявление. Он объединял в себе и Рождество Христово, и Крещение. Позднее было принято решение о разделении этих праздников, поэтому само торжество длилось все 12 дней. С тех пор их стали именовать Святыми днями (или же Святками). Этот праздник стал общенародным. В праздновании Святок существовала одна важная традиция. Люди переодевались в шутовские костюмы и ходили по домам «колядовать». Колядовать – это петь песни и принимать угощение. Колядки были особенно распространены в петровскую эпоху, но после смерти Петра Великого были запрещены. Пётр I и сам очень любил колядовать, иногда в Святые одни он созывал простой народ в Петербурге, чтобы вместе петь песни. Известно, что в это время активно действовал «Всешутейший собор»: участники запрягали в сани свиней, козлов и разъезжали по городу, распевая песни и выпрашивая за это угощение. С утра до ночи на площади проводились различные увеселения: игры, пляски, катание на горках, кулачные бои. Грусть и сиденье дома считалось грехом. Часто в святки девушки гадали на суженного. Таким образом, праздничные традиции сохранялись до смерти Петра I. После него все они были под строгим запретом. Так и в настоящее время от традиций Святых дней остались лишь гадания, которые тоже не пользуются большой популярностью. Масленица. Особое внимание стоит уделить любимому празднику Петра Великого – Масленице. В сценарии этого праздника Пётр I следовал традициям, но так как государь-реформатор обогащал русскую культуру, то он не мог не включить европейские элементы в празднование масленичной недели. Масленица всегда посвящалась проводам зимы. Она длилась целую неделю перед Великим Постом. В допетровской эпохе историки отмечают чрезмерное употребление народом алкоголя, влекущее за собой смерти. По их словам, масленица начиналась весело и задорно, но к концу недели появлялось множество бездыханных тел. Тогда в масленичную неделю было принято готовить дома булки, калачи, печь блины и пироги и звать друзей в гости. Народ упивался до беспамятства. Конечно, такой исход праздника не мог не расстраивать власть. Если рассматривать петровскую эпоху, царь, как мы знаем, любил шумные праздники, поэтому устраивал обширные представления. Разумеется, веселье не отменялось, люди продолжали пить, угощаться блинами, играть в игры и веселиться. Качели, так полюбившиеся народу в допетровскую эпоху, также были в списке развлечений. Однако теперь так качался не только народ, но и сам Пётр Великий, ведь он не мог не принимать участия в различных увеселениях. В 1722 году впервые в России появился Масленичный поезд, который изумил весь народ. В честь празднования Ништадского мира Пётр I решил показать русский флот. Он был поставлен на сани, запряженные лошадьми. Москвичам было интересно наблюдать за таким сооружением. Ещё одним нововведением стал карнавал. Пётр Великий всегда восхищался европейскими празднествами, поэтому приказал устраивать Масленицу с элементами карнавала. Часто под конец праздничной недели запускали фейерверки, что русскому народу очень нравилось. Не обходилось на празднике без костра и чучело. Самое заманчивое в этой праздничной неделе были балаганы. Они находились рядом со снежными горками и качелями. Всё это находилось в центре площади, где постоянно гулял народ. Таким образом, Масленичная неделя не стала бы таким насыщенными праздником, если бы не любовь Петра I к увеселениям и тяга к европеизации русской культуры. Прочие праздники. В петровскую эпоху также отмечался великий церковный праздник – пасха. В сценарий этого торжества по указу Петра Великого вошли массовые гуляния, катания по Неве и ярмарки. Помимо традиционных праздников Пётр I ввёл и новые: 1 апреля и 1 мая. 1 апреля в театре промелькнула шутка, что мужчина сможет влезть в бутылку, но на сцену вынесли большое округлое сооружение из картона, в котором легко мог бы поместиться человек. С тех пор пошла традиция шуточно обманывать людей на 1 апреля. 1 мая – праздник весны, который был по душе большинству народу. В стиле Петра I, были устроены гуляния. Таким образом, с помощью развития проведения традиционных праздников Пётр Великий влиял на быт и обычаи людей, изменял мировосприятие русского народа и приобщал его к европейской культуре. Государь формировал «новую» русскую культуру, совершенствуя её. Вместе с культурой менялась и жизнь российского народа. 2.2. «Викториальные» праздники.Такое название военные торжества получили от слова «victory», что с английского переводится как победа. Следовательно, военные праздники в России были посвящены непосредственно победам в различных сражениях. Пётр I обогащал русскую культуру, и торжество в честь успешного исхода военного события стало ещё одним нововведением, которое позднее приобрело широкую популярность. Целью военных праздников были «приобретение чести от народа» и прославление Российского государства. «Викториальные» праздники очень отличались от традиционных торжеств, ведь они были созданы не для увеселения народа, а для того, чтобы люди гордились военным флотом, армией и государством. Пётр I ввёл маскарад, фейерверк, массовые шествия войск, театральные постановки в сценарий военного праздника. Разумеется, такие торжества проводились в Москве и Петербурге. Одним из самых ярких «викториальных» праздников стало торжество, посвящённое взятию Азова. «Можно выделить несколько этапов празднования: богослужение, триумфальный вход войск и праздничное гуляние. Названные этапы свидетельствуют о сохраняемой традиционной форме торжества с привлечением инновационных элементов. [5; С.90]» Первый этап праздника заключался в богослужении благодарственного характера. Молебен проходил в трёх городах: Москве, Азове и Воронеже. Первое богослужение началось 20 июля. Молебны проводились по указу царя, в нём участвовал и власть, и патриарх, и народ. Второй этап заключался в триумфальном входа войск в Москву после взятия Азова. При этом звучали пушечные выстрелы, пение, игра на музыкальных инструментах. Всё это создавало торжественность события. Зрителей поражала архитектура праздника. Третий этап заключался непосредственно в праздновании торжества. В Азове устраивали пир. Люди гордились победой Российского государство, боготворили царя и радовались празднику. Главный элемент третьего этапа празднования был фейерверк, который так любил народ. Они поражали своей эффектность. И торжественностью даже иностранцев. Первый фейерверк был устроен 18 августа 1696 года в Черкасске. Маскарад также являлся составляющей каждого «викториального» праздника. Этапы празднования взятия Азова впитали в себя различные элементы европейской культуры: первый – музыкальное сопровождение, второй – торжественность, третий – фейерверки и театральные представления. «Празднество по случаю взятия Азова послужило импульсом к становлению «викториального» торжества нового типа, в значительной степени повлиявшего на процесс обновления художественного арсенала отечественных искусств. [5; С.92]» Таким образом, военные победы служили важным составляющим авторитета власти. Проведение военных праздников стало важным звеном в светских торжествах. Рассмотрев праздник в честь взятия Азова, можно обобщить полученную информацию о проведении «викториальных» торжеств в петровскую эпоху: во-первых, праздник затягивался на недели и даже месяцы, во-вторых, празднование всегда начиналось в месте произошедшего события, в-третьих, одним из главных этапов стал въезд войск в Петербург или Москву, в-четвертых, неотъемлемой частью праздника оставались пир и народные гуляния с фейерверками и представлениями. Таким образом, при Петре I утвердилась единая форма празднования военных праздников. Также были введены полковые дни, где проводились обеды для гвардейских офицеров. При Петре I в календарь праздников были добавлены новые даты: 30 ноября – «кавалерский день» св. Андрея Первозванного, 30 августа – праздник ордена св. Александра Невского. После смерти Петра Великого военные праздники продолжали совершенствоваться. 2.3. Царские праздники.Царские праздники посвящались событиям, произошедшим в царской семье. Конечно, с приходом Петра I их число резко возросло, ведь царь любил увеселения. Официально отмечаться стали тезоименитства, дни ангелов, дни рождения, годовщины свадьбы, дни коронации. В допетровскую эпоху существовала традиция отмечать именины и дни святых покровителей царской семьи. Наследник вместе с царём посещал празднества столичный церквей и монастырей. Далее в Гранатовой палате Московского Кремля устраивались церемониальные «столы», в то же время чиновникам раздавали пироги и водку. Праздники проходили в довольно узком кругу: приглашались только близкие родственники. В 1683-1684 годах царскими праздниками являлись: тезоименитство царя Петра, царицы Натальи Кирилловны, вдовствующей царицы Марфы Матвеевны, сестры Алексея Михайловича Анны Михайловны и его дочерей царевен Марии, Марфы, Евдокии, Феодосии, Софьи, Натальи. [1; С.380-381] Стоит отметить, что в допетровский период большее значение имели именины, а не дни рождения. Дни рождения, как правило, не отмечались. С петровской эпохой расширялся список царских праздников: начали отмечать дни рождения, дни коронации и дни свадьбы. Традиций празднования тезоименитств царь не менял, а наоборот - старался придерживаться их. Часто именины праздновались без участия виновника торжества. Интересный факт, что иногда отмечались «тройные» именины. Например, в 1714 году 26 августа, в день святой Натальи, своё тезоименитство отмечали и сестра Наталья Алексеевна, и дочь Наталья Петровна, и внучка Петра Великого. Как правило, в этот день гостей угощали вином. Существовала традиция о праздновании дней святых покровителей младших членов семьи: праздник отмечался дома с родными. По мере взросления именины становились грандиозными торжествами. С начала XVIII века стали отмечаться дни рождения царской семьи. Женские дни рождения начались с праздника, посвященного Наталье Алексеевне, сестре великого реформатора, с 1711 года. Первый мужской праздник провели для царевича Алексея 19 февраля 1714 года. Праздновались даже дни рождения младенцев (например, Пётр Петрович, родившийся в 1715 году). Царица Екатерина Алексеевна отмечала своё появление на свет очень скромно: она просто принимала гостей с поздравлениями. Дни рождения царя часто не отмечались из-за его активной жизнедеятельности. Первые царские именины проходили в Петербурге 29 июня 1703 года среди лесов. Был устроен пир с песнями и плясками, специально для этого события возвели построение, предназначенное для проведения торжеств. Под конец своего правления Пётр I придавал особое значение проведению праздников своей семьи. «В это время закрепляется новый церемониал проведения «царских» торжеств, который мало чем отличается от сценария военных праздников – годовщин Полтавской битвы, Лесной и др. Обязательными элементами праздничного действа становятся: утром – служба в Троицком соборе, проповедь, пушечный и ружейный салют и парадное построение гвардии у собора, в послеобеденное время – угощение гвардейцев водкой, празднество с участием высших слоёв общества в Летнем саду. [1; С.385]». По традиции всех праздников петровской эпохи после всех гуляний был яркий фейерверк. В каждом сценарии дня рождения члена царской семьи были свои изменения. Например, праздник, посвящённый Екатерине Алексеевне, отличался тем, что обязательно включал в себя стрельбу из пушек. Дни рождения и тезоименитства младших членов семьи изначально отмечались в узком семейном кругу, изредка приглашались на обед иностранные дипломаты, чиновники. Когда они вырастали, то для них устраивали целое торжество. Для царевен, объявленных совершеннолетними, такие торжества устраивались с целью демонстрации невест для выгодных партнеров. Праздник начинался так: «утром царская чета слушала литургию в церкви Симеона и Анны, где была произнесена проповедь, затем из величества «кушали» в комнатах у царевен, после обеда были пушечные выстрелы, а вечером – пир и бал с фейерверком [1; С.387]». С 1712 года введен новый царский праздник: годовщина бракосочетания. Первые празднования, посвящённые свадьбе Петра Великого и Екатерины Алексеевны, праздновались в Петербурге в семейном кругу. С 1721 года появились сведения о «публичном столичном торжестве». Праздник включал в себя литургию, петербургские катания, бал и фейерверк. Интересно, что салют был выполнен с надписью «Виват» и буквы «Р.С.», что означали на латинском Petrus и Catharina. С каждым годом Пётр I как-то дополнял праздник: то новый фейерверк, удививший всех, то Московский церемониальный стол. Многие учёные считают, что такая грандиозность события обосновывается коронацией Екатерины и объявлением императрицей. День коронации Пётр I вводит позднее других царских праздников. Раньше такого празднества не упоминалось. 16 мая 1721 года вышел указ «О торжествовании дня коронования его царского величия». Проводилось молебное пение. Структура этого праздника была очень схожа со структурой тезоименитств и дней рождения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что в петровскую эпоху царские праздники совершенно преобразились, появились новые торжества, играющую большую роль для царской семьи. Такой системы не наблюдалось ни в одном из периодов истории. Праздничная культура царского двора стала основой для последующего совершенствования торжеств. Заключение.Целью курсовой работы было определение развития праздников петровской эпохи, их влияние на быт и досуг человека. Был проведен анализ литературных материалов по данной тематике, изучена история изменений в сфере праздничной культуры объектов досуга в определенную эпоху, выявлены различные особенности праздников, проведена классификация празднеств и подробное исследование каждой группы, выявлены их особенности в зависимости от исторических событий, исследована специфика культуры петровской эпохи и влияние реформ на развитие праздничной культуры, изучены самые крупные празднества, проведено сравнение праздников допетровской и петровской эпох. В курсовой работе приведены примеры развития праздников, их становление и внедрение новый культурно-досуговых технологий. Весь материал структурирован и обобщён, поэтому, исходя из результатов, мы можем сделать следующие выводы: Пётр I очень любил увеселения и зрелища, где мог сам принимать участие. Поэтому он так много внимания уделял формированию праздничной культуры в России. Пётр I становится основателем новых российских праздников, включающих в себя элементы европейской культуры. Государь – реформатор старался разнообразить культурную жизнь народа, он хотел, чтобы досуг играл большую роль в жизни каждого человека. Петровская эпоха – это эпоха формирования новых формы культурно-досуговой деятельности, повышения уровня просвещения, европеизации России. Пётр Великий изменил структуру празднования Нового года, Святок, Масленицы, ввёл новые праздники, например, 1 апреля и 1 мая. Во время его правления особую популярность приобрели «Викториальные» торжества, прославлявшие государя и войска России. Появились новые царские праздники, которые постепенно развивались и совершенствовались, благодаря Петру I. Без Петра Великого не было бы ярких масленичных маскарадов, грандиозных фейерверков, балаганов, театральных представлений, «всешутейшего собора». Европейские элементы, внедрённые правителем, в праздничную культуру изменили мировоззрение народа, русская культура стала совершенствоваться. Многие учёные доказали невероятные подъём в культурно-досуговой деятельность во время петровских реформ. В настоящее время продолжается изучение праздников, ведь эта тема очень разнообразна. Идейное воздействие праздничной культуры на общество остаётся актуальным по сей день. Список литературы. 1. Агеева О.Г. Ежегодные царские праздники петербургского двора в первой четверти XVIII в. // проект №01-01-00126а С. 380-394 2. Андрейчук Н. М. История и современность государственных праздников России // Учёные записки (АГАКИ). 2019. №1 (19). С. 5-10 3. Аронова А. А. Триумф Минервы: военные праздники в России (1730-1770) // Искусствознание. 2018. №4. С. 96-133 4. Галактионова Н. А. Роль праздничной культуры в формировании российской идентичности // Вестник МГУКИ. 2010. №2. С. 52-57 5. Дёмина В. Празднование взятия Азова как «Викториальное» торжество нового типа // Южно-Российский музыкальный альманах. 2016. №1. С.90-95 6. Заварухина О. А. Венера в Летнем саду и европеизация культуры русского дворянства при Петре I: письма как источник по приобретению Россией античной статуи // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2018. №4 (200). С. 65-69 7. Зелов Д.Д. Официальные светские праздники как явление русской культуры конца XVII – первой половины XVIII века : история триумфов и фейерверков от Петра Великого до его дочери Елизаветы / Д.Д. Зелов. – Москва, 2002. 303 с. 8. Коваленко О. А. Реформы Петра I в контексте культурно-исторического диалога России и Европы // Вестник ВУиТ. 2015. №2 (18). С. 164-171 9. Лазарева Л.Н. История и теория праздников: учебное пособие / Л.Н. Лазарева; Челяб. Гос. Акад. Культуры и искусств. – 3-е изд., 2010. 251 с. 10. Литвинцева Г. Ю. Новые направления культурно-досуговой деятельности в Петровскую эпоху // Вестник СПбГУК. 2010. №1. С. 48-56 11. Литвинцева Г.Ю. Классификация и проектирование социально–культурных технологий. Электронный ресурс/ URL: http://irinasimonova.ru/index.php/publications/blog – 1 12. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Санкт-Петербург: «Искусство – СПБ», 1994. 194 с. 13. Макашова А. С. Государственные праздники в истории культуры России и концепция «Изобретения традиции» Э. Хобсбаума // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2013. №4 (29). С. 114-118 14. Мухин О. Н. Царь карнавала: к проблеме смысла шутовских свадеб и похорон в петровской придворной культуре // Вестник ТГПУ. 2015. №9 (162). С. 140-151 15. Назарова А. Ш. Российская цивилизация в эпоху Петра I: модернизационные процессы // Вестник КазГУКИ. 2012. №3-2. С. 17-20 16. Наумов В.П. Повседневная жизнь Петра Великого и его сподвижников / В. Наумов – Москва : Молодая гвардия, 2010. – 442 с. 17. Недоспасова А. П. Великое посольство 1697-1698 гг. в ракурсе культурных и музыкальных преобразований петровской эпохи // Вестник музыкальной науки. 2014. №2 (4). С. 59-65 18. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII- начало XX века. – 2-е изд., Искусство, 1988. – 215 с. 19. Павленко Н. И. Петр I / Н.И. Павленко – 8-е изд. – Москва: Молодая гвардия, 2010 – 426 с. 20. Пираева С.Ю. Влияние реформ Петра I на формирование политической культуры российского общества // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. №1. С. 269-273 21. Пономарева О. А. История праздника как феномена культуры // Аналитика культурологии. 2007. №7. С. 162-168 22. Попова В.Н. Праздник как социокультурный феномен: учеб. пособие / В. Н. Попова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017. – 84 с. 23. Светские ежегодные праздники русского двора от Петра до Екатерины Великой // Mirznanii – Режим доступа: https://mirznanii.com/a/129718/svetskie-ezhegodnye-prazdniki-russkogo-dvora-ot-petra-do-ekateriny-velikoy/ 24. Семина В.С., Баженова Т.П. Европейские мотивы в архитектонике праздничной и развлекательной культуры России XVIII- XIX веков // Аналитика культурологии. 2007. № 2 (8). С. 213-220. 25. Цыганова Л. А. «Самодержавною рукою. . . он смело сеял просвещенье» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. №1. С. 5-8 26. Шаповалов С. Н. Официальное празднование нового года в России в XVII начале XVIII вв // Общество: философия, история, культура. 2011. №3-4. С. 69-72 |