Олег Новосёлов - Женщина. Учебник для мужчин. Предисловие. Посетитель. Здравствуйте, доктор. У меня проблемы
Скачать 4.27 Mb.
|
Итак: у вида Человек разумный в условиях отсутствия внешней угрозы самка занимает доминирующее положение в паре. При наличии внешней угрозы – самец. Переход доминирования из рук в руки, инверсии доминирования, происходят под действием инстинктивных механизмов как реакция на изменение внешних условий. Теперь рассмотрим иерархию племени, состоящего из большого числа особей обоих полов с учетом этой его половой неоднородности. Первое, что принципиально отличает его от семьи - племя имеет достаточно мощную буферную часть, в племени много мужчин. То есть, потеря отдельного мужчины не так опасна для выживания племени в целом, да и на воспроизводство это никак не повлияет, самец- осеменитель найдется всегда. Второе – племя разнородно. Есть сильные и слабые, глупые и умные и т.д. Но что гораздо более важно для дальнейшего повествования – есть высокоранговые и низкоранговые, высокопримативные и низкопримативные. Иерархическая структура мужской части подобна структуре стада - пирамидальная. Положение в иерархической пирамиде (ранг) определяется общей жизнеспособностью индивида. В древнем племени эта жизнеспособность определяется как и в человеческом стаде, ранговым потенциалом плюс физическими данными и агрессивностью. Хотя пирамида поддерживается уже не только за счет жесткости доминирования, но и за счет рассудочной мотивации, и за счет альтруизма нижних слоев. На самом верху пирамиды власти находится вождь – самый агрессивный и сильный воин. Он проворнее всех орудует своим каменным топором, поэтому оспаривать его власть чревато неприятностями. Психологи называют такого мужчину «альфой». Этологи называют такого самца высокоранговым. Ниже вождя - самые сильные и агрессивные воины рангом пониже среднеранговые «гаммы», но они имеют реальный шанс занять в случае чего место вождя. Еще ниже – все остальные, низкоранговые «омеги», которые о месте вождя могут и не мечтать, но мечтают и стремятся стать среднеранговыми. 28 Рис.9. Естественная иерархия племени с половыми подструктурами. Высокоранговым достаются куски добычи побольше и получше. Их любят женщины. Коль скоро мы здесь рассматриваем биологические основы нашего вида и инстинктивные поведенческие программы, то далее логичнее и удобнее будет пользоваться терминологией этологов, изучающих животные инстинкты. Признаки высокого ранга по Протопопову: Высокая самооценка, склонность невысоко оценивать окружающих Вера в свою непогрешимость, отсутствие сомнений Решительная забота о своем комфорте, здоровье и безопасности Оптимизм, уверенность в завтрашнем дне Хвастливость, самодовольство Склонность принимать решения быстро, без долгого обдумывания. Способность действовать невзирая на мнения и проблемы окружающих, асоциальность Нерефлексивность. Высокий порог осознания своей вины Болезненное восприятие критики, трудности с самокритикой Решительность, предприимчивость, инициативность, настойчивость Большие профессиональные, социальные и имущественные амбиции Организаторские способности 29 Открытость, беззастенчивость, экстраверсия Упрямство, навязчивость, конфликтная инициативность, эгоизм Конфликтная устойчивость Сексуальная успешность Признаки низкого ранга по Протопопову: Низкая самооценка, склонность к формированию комплекса неполноценности Способность мириться с неудобствами, дискомфортом, и небезопасными условиями жизни Склонность к пессимизму и депрессиям; неуверенность в завтрашнем дне Нерешительность, долгие раздумья перед принятием решений. Зависимость от мнения окружающих, боязнь обидеть кого-либо, рефлексивность Низкий порог осознания своей вины, стыдливость (чувство виноватости возникает по малейшему поводу) Готовность удовлетворяться существующим положением дел, конформизм Отсутствие больших карьерных и имущественных амбиций Низкие организаторские способности Альтруизм, самопожертвенность, самокритичность Склонность преклоняться перед авторитетами, верить им; религиозность Скрытность, интроверсия Застенчивость, уступчивость, скромность, робость, законопослушность Обидчивость и щепетильность Сексуальная неуспешность Эта пирамидальная иерархическая структура по сей день копируется, например, в российской армии. Ранг самца в иерархии определяется определенными знаками на погонах, а рядовой состав искусственно подвергают унижениям, пыткам и лишают возможности секса, чтобы сбить ранговые амбиции и заставить беспрекословно подчиняться. Женщины находятся как бы немного в стороне, не входя явно в мужскую иерархию и не образуя явно своей четкой иерархической структуры. И одновременно держатся около своих мужчин. Но когда нужно закатить мужчинам скандал, быстро объединяются. Женское сообщество образует репродуктивное ядро племени, поэтому оно необычайно сплоченное. И не только психологически, но и даже физиологически. У женщин группы даже овуляции синхронизируются. И 30 все они засматриваются на вождя и сильных воинов. И никому из них не нравятся слабые мужчины. В этом есть глубокий биологический смысл. Потомство должно быть жизнеспособно, поэтому отцом должен быть сильный жизнеспособный мужчина. Слабый же и нежизнеспособный размножаться не должен, даже несмотря на избыток женщин. Поэтому во многих, в том числе и некоторых современных культурах практикуется многоженство. Жизнеспособный (и поэтому – богатый) мужчина имеет много женщин и детей от них. Подобным образом организованы также сообщества многих животных. Сильные самцы имеют гаремы, а слабые – никаких шансов спариться с самкой. Все логично и рационально с биологической точки зрения. Пока племя оставалось маленьким, все инстинкты людей в точности соответствовали их биологическому назначению и реальному образу жизни. Поэтому большинство в племени все же составляли сильные и достаточно агрессивные мужчины с высоким ранговым потенциалом и поведением, управляемым этими инстинктами. Попросту говоря, они не особо задумывались о смысле жизни и прочих высоких материях, а жили по-простому. Делали, что хотелось. А хотелось им того, что диктовал инстинкт. Так как желания и эмоции человека – не что иное, как проявление инстинктов, которые этим человеком управляют. Люди, живущие инстинктами, то есть желаниями и эмоциями, называются высокопримативными. Живущие разумом – низкопримативными. Нас особенно будут интересовать высокоранговые низкопримативные члены нашего племени. Психологи обозначают такого мужчину литерой «бета». Это те мужчины, которые больше думают головой, чем доверяют эмоциям. Это либо шаман, либо умелый охотник, который предпочитает азарт охоты борьбе за место вождя. В древнем племени высокоранговых низкопримативных было немного, так как инстинкт соответствовал образу жизни, и древнему человеку было выгоднее быть все же высокопримаривным. Кроме того низкопримативный высокоранговый очень не нравился высокопримативному высокоранговому вождю, самцовый иерархический инстинкт которого видел в нем конкурента. Ведь и шаман, и хороший добычливый охотник пользовались большим авторитетом соплеменников, имели собственное мнение и интересы, что неизбежно подрывало авторитет вождя, вело к конфликтам с ним. Но так как и шаман, и добычливый охотник очень нужны вождю и не особо претендовали на его место, вождь их терпел в небольших количествах. Ну и самочный инстинкт женщин не мог понять, почему они не такие как все, и принимал низкую примативность за низкий ранг. То есть далеко не все женщины были способны их любить. Немного их было в первобытном племени, совсем немного… Однако впоследствии по мере укрупнения социума роль низкопримативных резко возросла, они размножились и составили основу цивилизации. 31 Все это очень важно для нашего дальнейшего повествования, поэтому читатель должен запомнить все эти термины и их смысл хотя бы упрощенно, они будут в тексте встречаться очень часто. Более того, понимание дальнейшего текста немыслимо без знания этих терминов: Высокоранговый. – уверенный в себе, успешный, авторитетный, крутой. Низкоранговый. – слабак и неудачник. Высокопримативный - живущий только эмоциями и желаниями (инстинктами). Низкопримативный – способный к рассудочному поведению, способный противопоставить рассудок и расчет эмоциям и желаниям (инстинктам). Ранговый потенциал – способность стать высокоранговым. Типы самцов: Высокоранговый высокопримативный – буйный самоуверенный необучаемый неуправляемый, постоянно в драке доказывающий, что он прав. В древности – вождь. В наши дни – либо алкоголик и неудачник, либо бандит. Высокоранговый низкопримативный – Уверенный в себе умный сильный самец. В древности – шаман или хороший охотник. В наши дни – успешный бизнесмен, начальник или высокооплачиваемый специалист. Низкоранговый высокопримативный. – неудачник, трус и подонок. Шестерка. Во все времена. Низкоранговый низкопримативный. – трус и слабак, но обучаемый. В древнем мире – корм для тигров. В современном мире – пожизненный мелкий клерк. Среднеранговые сочетают качества высокоранговых и низкоранговых в разных пропорциях. Переходная форма. При взаимодействии с низкоранговыми они ведут себя подобно высокоранговым. При взаимодействии с высокоранговыми – подобно низкоранговым. А теперь прочтите значения терминов еще минимум 5 раз, чтобы лучше их запомнить. Это важно. И сделайте на этой странице закладку на тот случай, если все же забудете. Я обещал не злоупотреблять научной терминологией. Но без этих ключевых понятий дальнейшее повествование просто немыслимо. Они являются основой для понимания строения человеческих социумов, эволюции, истории и межполовых отношений. Оговоримся сразу, что как бы ни был человек низкопримативен, полностью подавить инстинкты рассудком он не в состоянии. Только до некоторой степени. Высокопримативный – не способен вовсе. Более того, 32 инстинкты способны отключать рассудок. Тогда говорят, что человек действует спонтанно, в состоянии аффекта, по наитию, обуреваем страстями, эмоциями, глупо и т. п. Если же инстинкт блокирует у человека каналы ввода информации, говорят, что человек тупой. Например, высокопримативный ребенок может не воспринимать информацию от учителя, так как иерархический инстинкт ребенка не считает учителя достаточно авторитерным, высокоранговым. Но стоит поднять авторитет учителя или внести элементы игры в обучение, как блокировка снимается, и ребенок начинает воспринимать информацию нормально. То есть, если учитывать игру инстинктов, то ими можно управлять. Например, рассудок мужчины говорит, что нужно похудеть. Но подавить пищевой инстинкт рассудком очень трудно. Есть хочется. В этом случае можно сделать установку, что похудеть нужно для того, чтобы нравиться молодым женщинам. В этом случае против пищевого инстинкта работает сильный половой инстинкт. Поэтому худеть легче. Эти методы использует психология и психотерапия. Если инстинкты взаимодействуют со слабым рассудком, то это называется тупостью. Если с сильным рассудком – эмоциональностью. Итак, древнее небольшое племя состояло в основном из высокопримативных особей, обладающих относительно высоким ранговым потенциалом и управляемых врожденными инстинктивными поведенческими программами как уровня человеческого стада, так и уровня племени с парной внутренней структурой. Инстинктивные программы формировались в условиях жизни небольшого сообщества людей в окружении дикой природы, и этим же условиям соответствовали. Основные отличия набора человеческих инстинктов уровня древнего племени от стадных – появление слабых альтруистических инстинктов, элементов врожденной морали, низкой примативности а также инстинктов взаимодействия самца и самки в устойчивой паре. Все то, что описано в этой главе, все сформированные за сотни тысяч лет эволюции нашего рода и за десятки тысяч лет эволюции нашего вида качества, элементы поведения и основы отношений, необходимые для выживания человека, были закреплены генетически в виде врожденных инстинктов. Вам трудно будет в это поверить, и в то же время любому биологу очевидна простая истина: С ТЕХ ПОР МЫ НЕ ИЗМЕНИЛИСЬ. Ну, там, набедренная повязка стала называться мини юбкой, шьется из другого материала и иначе украшается. И мамонтов всех уже съели. А все остальное - по-прежнему. То есть все то, что мы с таким интересом только что подсмотрели в племени наших пращуров – 33 закреплено в наших с вами инстинктах (врожденных биологических программах) и по сей день. Вся наша сегодняшняя цивилизованная жизнь состоит из кусочков этих программ, а разум, воспитание и образование лишь обслуживают и слегка корректируют их работу. Нам важно для дальнейшего изложения понимать одну очень важную вещь: Наш биологический вид формировался, когда люди жили немногочисленными сообществами. Семья, небольшое племя. То есть в наших врожденных инстинктах закреплены поведенческие стереотипы, необходимые для выживания в условиях семьи или немногочисленной группы в окружении дикой природы в обстановке опасности и недостатка пищи. С тех пор мы сами и наши инстинкты не изменились, изменились только условия существования. И инстинкты - не соответствуют измененным условиям существования. Другими словами, желания и эмоции управляют нами так, как будто мы живем в первобытном мире, но реально вокруг 21 век и техногенная цивилизация. Такая эволюционная несуразность в животном мире встречается не только у нашего биологического вида. Например, всем известные медоносные пчелы, мед которых мы едим – тропический вид, лишь наспех приспособившийся к холодному климату во время ледникового периода. У них не было эволюционного времени, чтобы приспособиться к холоду физиологически. Любая северная муха имеет возможность замерзнуть на зиму, а весной оттаять и ожить. Медоносные же пчелы так не могут, они погибают от переохлаждения уже при +8 градусах Цельсия. Поэтому и вынуждены заготавливать мед в качестве топлива. А зимой - сбиваться в кучу, есть его и греться друг об дружку за счет работы грудных мышц на холостом ходу. А если меда слишком много, то пчелы заполняют им все соты, а сами гибнут, так как им негде выращивать личинок. И селятся они частенько в местах, заведомо непригодных для зимовки, но пригодных для жизни в условиях тропического климата. Таким образом, у пчел ни физиология, ни инстинктивное поведение не адаптированы полностью к тем условиям, в которых они оказались. 34 1.6 Баланс доминирования. Патриархат и матриархат. Каменный век. Мужик делает наскальный рисунок. Жена его спрашивает: - Зачем ты рисуешь человека с копьем? - Хочу, чтобы потомки видели, как я охочусь. Мужик рисует дальше. Жена его спрашивает: - Зачем ты рисуешь змей и тигров? - Хочу, чтобы потомки видели, что я никого не боюсь. Мужик продолжает рисовать. Жена его спрашивает: - Зачем ты рисуешь лодку? - Хочу, чтобы потомки видели, на чем плаваю. Мужик делает еще рисунок. Жена его спрашивает: - Зачем ты рисуешь хижину? - Хочу, чтобы потомки видели, где я жил. Мужик кладет краски и садится отдыхать. Жена его спрашивает: - А как же я? Почему ты меня не нарисовал? - Не хочу, чтобы потомки видели, как я мучался! Доисторический анекдот Как мы показали выше, человеческое стадо и древнее племя, как и любая сформированная эволюцией естественная животная система, были хорошо сбалансированы и эффективны в естественной среде обитания. Развитие материальной культуры и как следствие, рост уровня сытости и безопасности привели к разбалансировке системы. К несоответствию врожденных инстинктов новым условиям и как следствие – к изменению этих инстинктов. Однако, как только человек догадался приделать каменное рубило к палке, он получил небывало эффективное оружие, позволяющее наносить очень сильные удары на расстоянии большем, чем длина руки. В этот переломный момент своей эволюции он стал сверхопасным хищником, обладающим одновременно и смертоносным оружием, и развитым мозгом. Принципиально иным существом, которое оказалось способно обеспечить себе невиданный доселе уровень сытости и безопасности. Но вместе с тем, обладающим крайне слабой врожденной моралью. Эти изменения пошли настолько быстро, что биологическая эволюция нашего вида уже не успевала изменять врожденные инстинкты, «прошивку» наших предков. Система человеческого социума все больше и больше разбалансировалась. Инстинкт «укради» заставлял 35 одних людей отнимать добычу у других. Самочный инстинкт заставлял женщин усиленно провоцировать мужчин на кормежку и сталкивать их между собой. Все это приводило к вооруженным конфликтам и гибели большого количества мужчин, делая племя нежизнеспособным. Теперь любая ссора могла привести к смертельной схватке. Таким образом, совершенствование материальной культуры приводило одновременно и к усилению, и к ослаблению социума. Усиление происходило в связи с повышением уровня сытости и безопасности. Ослабление – в связи с гибелью мужчин в конфликтах. Но кроме того нарушился баланс доминирования между мужчинами и женщинами. Есть две причины возникновения матриархального перекоса в отношениях между полами. С одной стороны мы показали, что альтруизм и рассудочная мотивация присущи преимущественно мужчинам. Поэтому баланс доминирования, как эгоистичного инстинктивного животного поведения, оказывается смещен в сторону женского доминирования. Рис. 10. Дисбаланс доминирования в обстановке альтруизма мужчин и эгоизма женщин. С другой стороны, так как буферная мужская часть большого племени более мощная, то и уровень сытости и безопасности, который обеспечивает этот буфер для репродуктивной женской части, более 36 высок. Это ослабило сдерживающее влияние страха перед окружающей средой на поведение женщин, что привело к усилению их доминирования. Другими словами, чем больше воинов и охотников становилось в племени, чем лучше станоилось их оружие, тем сытнее и безопаснее становилась жизнь женщин, и тем увереннее они себя чувствовали. И естественно, чем больше уверенность женщины в своей безопасности, тем сильнее ее стремление доминировать в отношениях с окружающими (она ничего не боится, начинает «наглеть», то есть идти на конфликт с целью повысить свой социальный статус). Облегчается этот процесс тем, что женщины сплочены, объединяются против мужчин. А мужчины напротив – конкурируют друг с другом за место в иерархии и доступ к женскому телу. Рис. 11. Дисбаланс доминирования в обстановке сытости и безопасности. То есть, возникает дисбаланс сил, перекос в отношениях в сторону матриархата. Женщины начинают воспитывать мальчиков более удобными в управлении, чрезмерно альтруистичными, неагрессивными, слабыми, безынициативными, ориентированными на обеспечение сиюминутных желаний женщин. Ослабление мужчин означает прежде всего то, что инстинкт вожака с присущей ему активностью и ответственностью не включается ни у кого из мужчин. Напротив, у большинства мужчин племени работают наборы инстинктов среднеранговых и низкоранговых. С каждым новым поколением матриархат усиливается, а мужчины ослабевают. В конце концов, приходит отряд сильных агрессивных мужчин соседнего племени, убивает слабых мужчин, а женщин угоняет в свою пещеру. Все. Финита ля комедия. Матриархальное племя погибло. Этим и объясняется тот факт, что в реальной жизни матриархат в чистом виде не встречается нигде. А значительный матриархальный перекос в отношениях наблюдается крайне редко только у изолированных отсталых племен где- нибудь в джунглях. На эволюционной помойке человеческих социумов. Матриархат гибелен для человеческого общества. Поэтому и не 37 А. Б. В. Рис.12. Отражение баланса доминирования в изобразительном искусстве различных эпох. А. «Венеры» палеолита. Самая древняя порнография. Изображения доминирующих женщин, страдающих ожирением в условиях высокого уровня сытости и безопасности. Примечательно, что фигурки безлики. Связано это с тем, что лицо доминирующей, агрессивной женщины не привлекательно для древнего мужчины, который изготавливал статуэтку. Современные художники это подтверждают. Б. Мужчина и женщина сбалансированного социума. Древнеегипетская скульптура. Коллекция Лувра. В. Гибель последнего крупного матриархального племени в столкновении с патриархальным. Античный барельеф, изображающий битву греков с амазонками. Коллекция Лувра. 38 Г. Рис.12 Г. Отражение баланса доминирования в изобразительном искусстве различных эпох. Карикатурные изображения доминирующих женщин. Россия, ХХ-ХХI в.в.н.э. Сравните изображения с палеолитическими «Венерами». получил распространения. Выжили и развились только те человеческие социумы, в которых сложились культурные противовесы матриархату. Как только образовывался значительный матриархальный перекос в отношениях, племя погибало. Поэтому ошибочно вообще говорить, что был какой-то эволюционный период, когда господствовал матриархат. Не было такого и быть не могло. Был эволюционный период, когда матриархат встал на пути ускорившейся эволюции нашего вида. И этот период был преодолен. Последние племена с матриархальными пережитками были в основном истреблены приблизительно 20 тысяч лет назад. Забавно, но матриархальные выверты бывают и у животных. Не могу здесь не рассказать историю, которая настолько наглядно иллюстрирует гибельность матриархата, что тянет на притчу. Как-то в имении автора для обеспечения рабочих яйцами были приобретены петух и несколько кур. Однако вопреки природной традиционной иерархии, одна из кур, самая крупная, возглавила стаю вместо петуха. Возможно, петух оказался недостаточно агрессивен, возможно, крупная курица заразилась феминистическими веяниями от работниц птицефабрики, но именно она, а не петух, стала водить кур по территории имения. Петух, хотя и топтал кур изредка, остался без свиты и явно грустил. Даже не кукурекал. Однако курица доминант оказалась неспособна полноценно осуществлять самцовую функцию вожака - следить за опасностью, так как слишком была увлечена самочной функцией - поиском и поеданием червячков. В итоге, когда работники ушли в лес за жердями, прилетел ястреб и съел феминистку. Петух занял подобающее ему место вожака, стал водить оставшихся кур по территории, воспрял духом, стал голосист, горд и любвеобилен, начал задираться даже на людей. Зорко следил за небом и подавал сигнал об опасности если что. Природа все 39 очень быстро и жестко расставила по своим местам. Замечательно, что этот случай произошел именно тогда, когда писалась данная глава. Одним из естественных культурных противовесов матриархату является патриархальная внутренняя структура социума. Независимо от того, какую иерархическую структуру (пирамидальную, кастовую, демократическую) имеет социум в целом, каждая семья имеет иерархическую структуру, идентичную структуре маленького древнего племени с парной внутренней структурой. Во главе стоит патриарх - сильный мужчина с активным инстинктом вожака. Он принимает решения и управляет собственностью семьи. Остальные уровни иерархии формируются по старшинству. В патриархальную семью могут входить до четырех поколений мужчин. Каждый взрослый мужчина является главой своей семьи. И каждый стремится стать патриархом. В ряде культур такая патриархальная ячейка может разрастаться до размеров клана. Благодаря тому, что у каждого из взрослых мужчин активен инстинкт вожака, все они максимально ответственны, активны и добычливы. А социум, состоящий из активных мужчин – эффективен. Сильная патриархальная тенденция приводит к образованию сильного стабильного общества. Примером может послужить античная Спарта, успешно противостоявшая всему Пелопоннесу и процветавшая на протяжении 7 веков. Принцип построения патриархальной структуры и взаимоотношения внутри нее очень хорошо прорисованы в древнегреческой мифологии на примере клана богов олимпийцев. Кстати, при изучении греческих мифов не создается никакого впечатления, что Венера, Гера, Артемида или любая другая богиня женщина клана Зевса угнетена богами мужчинами этого клана. Напротив, все богини принимают живейшее участие в жизни клана и успешно конкурируют с мужчинами в решении вопросов. Более того, перекос межполовых отношений в сторону чрезмерного доминирования мужчин и угнетения женщин вообще нигде не встречается. Причина невозможности такого гипертрофированного патриархата комплексная. Здесь складывается несколько составляющих. Это и мужской инстинкт защиты самки, и врожденная женская способность манипулировать мужчинами, и то, что воспитывают мальчиков до определенного возраста в любом случае женщины, успевая воспитать в них почтение к себе. Трудно себе даже представить существование такого общества, где все женщины находились бы на положении бесправных рабынь и использовались бы на тяжелых и опасных работах, а мужчины бы эксплуатировали их и пользовались результатами их труда, оставаясь дома в тепле и сытости. Реальная картина – всегда обратная. Мужчины создают и добывают ресурсы. А женщины находятся в самом выгодном месте – там, где эти ресурсы хранятся. Женщины и перерабатывают, и перераспределяют, и в первую 40 очередь пользуются этими ресурсами. Ну, те читатели, которые прошли призывную армию, все поняли. На складе и на кухне всегда умудряются служить самые хитрые и пронырливые солдаты. Вообще, термин «патриархат» в последнее время благодаря феминисткам стал чуть ли не ругательным. Обозначающим систему угнетения женщин. Хотя на самом деле он обозначает общественный уклад с четкой эффективной иерархией и разделением полоролевых функций, где оборона, снабжение и представление интересов семьи на уровне общества – мужская функция. Сбалансированную систему межполовых отношений. К матриархату предрасположены крупные оседлые миролюбивые социумы. Мелкие кочевые и воинственные социумы – напротив, имеют от него иммунитет. Так как именно образ жизни социума определяет, в сфере доминирования какого из полов находятся общественные отношения. Итак: Значительное нарушение баланса доминирования в обществе в сторону женского доминирования гибельно для общества, а в сторону мужского - невозможно. Выживает и развивается только сбалансированный социум. 1.7 Рождение Человечества. Огонь, женщина и море – три бедствия. Эзоп Ни для полноценной балансировки межполовых отношений, ни для балансировки социума в целом одной имитации племенной структуры в семьях и кланах было недостаточно. Мы помним, что матриархальная деградация социумов – только одна из проблем, порожденных развитием материальной культуры. И внутри патриархальной семьи, и между семьями точно также могут случаться и кражи, и грабежи, и смертельные междоусобицы. Точно также, как и в разбалансированном племени вооруженных людей, почти лишенных врожденной морали. Решение этой проблемы очевидно. Если врожденной морали недостаточно, значит нужна мораль искусственная. Закрепленная в виде традиции. И базирующаяся на каком-нибудь сильном инстинкте. А лучше – сразу на нескольких. И для надежности - продублированная. Потому в этот самый эволюционный момент очень сильно потребовались религия и культурная традиция. Дальнейшая эволюция человеческих социумов и развитие материальной культуры без них стали просто невозможны. 41 В условиях соответствия инстинктов человека условиям обитания особо сильной их корректировки не требовалось. Поэтому религия носила поначалу характер сказок и преданий, выполняющих больше познавательно-обучающую функцию. Но при случае использовалась в качестве страшилки для воздействия через страх и иерархический инстинкт на другие инстинктивные программы человека. Ну как современная мать говорит расшалившемуся ребенку: «если будешь баловаться, придет бабай и унесет тебя». Не понятно, кто такой бабай, но уже страшно, и дитя успокаивается. А если шаман дикого племени наденет на себя шкуру, обвесится амулетами, наестся грибов- поганок и объяснит, дергаясь в экстазе и подвывая, что бабай – это злой дух, который живет в дуплистом дереве у реки и управляет грозой, то страшно становится уже взрослым членам племени. Таким образом в человеческом племени помимо вождя возник виртуальный супердоминант – божество. И с помощью образа этого божества, неплохо поддерживаемого инстинктом самосохранения и иерархическим инстинктом людей, стало возможно решить эволюционные проблемы зарождающегося Человечества. Например, женщины племени, повинуясь животному самочному инстинкту уровня первобытного стада, стремятся образовать пару с высокоранговым и родить детей именно от вождя. А низкоранговых хотят водить за нос и дополнительно получать от них подарки. Но социуму выгоден моногамный брак. И не то что высокоранговых, а и среднеранговых мужчин на всех женщин не хватает. Поэтому многие женщины вынуждены образовывать браки с низкоранговыми. Однако их самочный животный инстинкт тут же вступает в сильное противоречие с действительностью. Хочется секса и детей с высокоранговым, а муж – низкоранговый. Вот тут, дабы избежать в племени бардака и поножовщины на сексуальной почве, и понадобился некий довесок к низкоранговому мужчине – покровительство супердоминанта с высочайшим рангом – бога или духов. «Муж – от Бога» - эта знакомая всем формула и служила для того, чтобы примирить животный инстинкт женщины с невысоким рангом ее мужчины в иерархии. Часть сверхвысокого ранга бога в человеческой иерархии, часть божественности как бы переносилась на мужчину. Например, благодаря страху перед всевидящим и могущественным супердоминантом удалось ввести эффективную систему табу – запретов на какие-либо действия, противоречащие нуждам социума. Сделать пакость можно тайно от вождя. Но не скроешься от всевидящего ока божества. И наказание неминуемо настигнет преступника. Этот страх сверхъестественной неотвратимости наказания позволил ввести искусственную мораль в повседневнюю жизнь социума. Нужен был не простой смертный вождь, которого легко убить, а некий неуязвимый 42 бессмертный всевидящий и всемогущий супервождь. И этот супервождь - появился. И занял высшее место в иерархии социума – прямо над смертным вождем. Бог или боги во главе с верховным богом. Так родился величайший компенсационный механизм, призванный нейтрализовывать животные инстинкты людей – религия и культурная традиция. Именно благодаря религии удалось использовать блага и преимущества материальной культуры, но при этом нейтрализовать ее издержки. Именно благодаря религии Человечество и получило возможность молниеносного по биологическим меркам социального и технического прогресса. Кстати, в отличие от древних людей, неандертальцы, которые не обладали воображением и поэтому оказались не способны создать религию как систему подавления своих стадных инстинктов, застряли в эволюционном тупике. Поэтому, не смотря на то, что появились на добрую сотню тысяч лет раньше, так и остались на уровне стада, пока не были вытеснены людьми. Из эволюционного котла верхнего палеолита и мезолита вышли вновь сбалансированные социумы. Началась новая часть эволюции нашего вида. История Человечества. Домашнее задание. Прочитать книгу А. Протопопова «ТРАКТАТ О ЛЮБВИ, как её понимает жуткий зануда», Если нет бумажной книги, то ее можно найти в Интернете по адресу: http://protopop.chat.ru/tl3.html Прочитать статью В.Р. Дольника «Жизнь - разгадка пола или пол - разгадка жизни?» Химия и жизнь. №№ 9-12, 1995 г. В Интернете: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/SEX.DOL/DOLSEX.HTM |