реферат история философии. Предмет философии 2 Функции философии 4
Скачать 429.12 Kb.
|
Теория познания КантаВ основе кантовской философии лежит противопоставление эмпирического (опытного) и априорного видов познания. Познание человеком окружающего мира всегда начинается с опыта, т.е. с чувственных ощущений. Однако эмпирические знания являются неполными, ибо они дают представление лишь о внешних признаках изучаемого предмета - его цвете, тяжести и т.п. Только с помощью разума можно распознать сущность предмета, определить его внутренние свойства и причины. Этот вид познания Кант назвал априорным. “Познание разумом и априорное познание суть одно и то же”, - писал он. В центра внимания Канта - человек и вопрос: что я могу знать? Прежде чем рассуждать о других вопросах, считает Кант, надо разобраться с тем, как получается знание, почему вообще оно возможно, почему возможна наука. По Канту, наука, искусство, мораль возможны благодаря уникальным способностям души (сознания) человека. Схематически сам Кант изображал свою философскую систему в следующем виде:
В первом столбце приведены три способности души, не существует у души других способностей. Совокупная познавательная способность состоит из трех познавательных способностей, которые указаны во втором столбце. Чувства удовольствия и неудовольствия всегда сопровождаются способностью суждения утверждать или отрицать наличие этих чувств. Способность желания сопровождается разумом, разум определяет, что человек желает и каким образом он будет добиваться желаемого. Разум - это высшая познавательная способность души. В третьей колонке даны три фундаментальных принципа, благодаря которым человек является тем, чем он является, социальным существом. Эти принципы Кант называет априорными, что в переводе с латинского означает предшествующие опыту (а не следующие из опыта). Кант не объясняет, откуда появляются эти принципы, они даны до опыта, и баста. По сути же, речь идет все о тех же идеализациях. Первый принцип - закономерность, благодаря этому принципу существуют наука (как система знаний о природе), теория и истина (смотрите первую строку). Второй принцип - целесообразность; имеется в виду, что все существующее в мире интерпретируется человеком либо к его удовлетворению, либо неудовлетворению. Не обладал бы человек принципом целесообразности, не было бы искусства, эстетических суждений, идеала красоты (смотрите вторую строку). Третий принцип - конечная цель, если бы не было ее, то отсутствовало бы представление о свободе, о смысле практических действий, а смысл этот - добро (смотрите всю третью строку). Свободным является лишь человек, способный действовать в соответствии с всеобщими целями. Разумная воля - это практический разум. Религия разума - это чистая вера в добро, в собственные моральные устои. Бог - это просто абсолютно нравственный закон. Практическому разуму открывается абсолютный, всеобщий и необходимый нравственный закон: "поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства". Скажем попроще, поступай так, как велит закон общества, закон, который каждому человеку дан априорно, до всякого опыта. Кант считал, что для того чтобы решить проблемы бытия, морали и религии нужно знать возможности человеческого познания и установить его границы. Необходимые условия познания заложены в самом разуме и составляют основу знания. Они придают знанию характер необходимости и всеобщности. Он различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта. В результате воздействия "вещей самих по себе" на органы чувств возникает хаос ощущений. Приводим мы этот хаос в единство и порядок силами нашего разума. Миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей - "вещи сами по себе". Основные проблемы философии МарксаКарл Маркс считал, что у Гегеля "... диалектика стоит на голове. Надо поставить ее на ноги... ". Идеи надо пересадить в голову и считать, что человек приобретает их в процессе своей общественной практической жизни, это просто-напросто мысли, посредством которых мы преобразуем мир. Решающее человеческое дело состоит в преобразовании мира, детальнее, в развитии производительных сил, отношений собственности, наконец, в революциях, после буржуазной рано или поздно наступает черед социалистической революции. Для Маркса центральная проблема - это проблема общества, общественного. Тем самым Маркс выдвигает целый блок новых проблем. Выше отмечалось, что центр философии Нового времени - субъект разумный. Гегель в центр философии ставит разум (мировой). Маркс сдвигает философию в сторону общества. Теперь субъект понимается как атом, в котором сосредоточен ансамбль существующих общественных отношений. Первично общество, а не субъект, он вторичен. Кант, Гегель, Маркс едины в высокой оценке разумного начала. Все трое - рационалисты. Философия Нового времени по преимуществу рационалистична. Общественный труд - солнце человека. Итак, что такое общество? В чем состоит его тайна? Как случилось, что на протяжении многих тысяч лет человек не мог познать ее? На все эти вопросы Маркс предлагает вполне определенные ответы. Разделение труда приводит к тому, что люди работают друг для друга, обмениваются результатами своего труда. Внешне труд отдельного человека кажется чем-то сугубо индивидуальным, но по своей сути он является представителем общественного труда, величина которого определяется товарно-денежным механизмом. Реальность общественного труда не бросается в глаза, уже по этой причине его трудно обнаружить. К тому же общественный труд становится по-настоящему значимым лишь при капитализме, ибо здесь совместная трудовая деятельность людей приобретает особую масштабность. Все, что происходит в человеческом обществе, вращается вокруг общественного труда. Поэтому Маркс называет общественный труд солнцем человека. Маркс за справедливость - каждому по труду; он считает, что капиталисты часть труда рабочих присваивают безвозмездно, т.е. обманывают, эксплуатируют их. Значит, рабочим надо объединяться, иначе им не отстоять свои права. Что же касается социалистической революции, то будучи результатом заговора, она обречена на провал. Надо чтобы для нее созрели объективные, материальные условия, т.е. чтобы общественный труд был развит всемерно, когда олицетворение частной собственности, а именно таким олицетворением и являются капиталисты, станет излишним и основная масса людей не будет их терпеть. Такова концепция Маркса, практического подтверждения которой пока не достигнуто. В новейших экономических теориях отказываются от понятия общественного труда. Вместо общественного труда рассматривается ценностное измерение порций индивидуального труда по степени их полезности. Практика - критерии истины. Согласно Марксу, вопрос об истинности познания - это вопрос практики. На практике человек убеждается в ложности или истинности своих суждений. Из практики он узнает, что менее и что более важно. В теории более значимое ставится на первое место, логика научного рассмотрения реализуется в переходе от общего к частному, от фундаментального к менее фундаментальному. Практика вынуждает отказываться от заблуждений и ведет вперед к истине. Итак, основные достижения философии Маркса мы видим: 1) в талантливой критике недостатков капитализма; 2) в разработке проблемы практики; 3) в постановке проблемы природы общественного. В домарксовой философии сложилось два альтернативных подхода к пониманию сущности человека и его отношения к миру: признание органической включенности человека в материальный мир исключало его понимание как деятельного, активного существа. Там же, где эта деятельная сущность человека признавалась и подчеркивалась, она отрывалась от материального мира и рассматривалась как выражение сверхматериального духовного начала. Принципиальное решение этой проблемы было дано Марксом: “Главный недостаток всего предшествующего материализма заключается в том, что предмет, действительность, чувствительность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой”. Марксизм видит основу специфического отношения человека к миру в практической деятельности, направленной на преобразование материального мира: как природного, так и социального, который противостоит человеку. Это преобразование внешнего мира предполагает способность сознания, активную работу духа. Хоть сознание является специфическим признаком человека, но его происхождение и сущность можно правильно понять только в системе практически-преобразовательного отношения человека к миру. Русская философияФилософская мысль в России формировалась под влиянием общемировой философии. Однако специфика русской философии во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов, происходивших на Руси. Христианизация России сыграла огромную роль в становлении русской философской мысли. Первым русским мыслителем мирового уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). - гениальный ученый-энциклопедист.А.Н. Радищев (1749 - 1802) - отстаивал материалистические философские позиции, считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе”. Впервые в русской мысли систематически разрабатывал проблемы человека. Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-1856). Его общефилософская концепция - дуалистическая. Человек есть объективное единство 2 миров - физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы во многом строится и концепция философия истории Чаадаева, связанная прежде всего с заботой о судьбе России. В качестве самостоятельного духовного явления о русской философии может идти речь с конца 18-начала 19 в. В широком смысле русская философия этого периода является продуктом взаимодействия самобытных идей русского православия и воззрения французских философов эпохи Просвещения и немецкой классической философии. В XIX в. русская философия формировалась при заметном влиянии Шеллинга и Гегеля (Веланский, Давыдов), а позднее позитивизма и материализма (Киреевский, Белинский, Герцен, Бакунин). Последний в результате генезиса своих взглядов стал идеологом русского анархизма. После глубокого увлечения гегельянством русские философы повернулась в сторону материализма (не без помощи Феербаха), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материи по отношению к сознанию, идею о том, что сознание есть свойство не всей, а только высокоорганизованной материи - мозга. Среди последователей материализма и позитивизма Н.Г. Чернышевский, П. Лавров, М. Филиппов. Первая попытка связать марксизм с русской философией была сделана В.Г. Плехановым и в последствии развита Лениным. В конце 19в. начинает формироваться русская мистически-религиозная философия. Сначала она получила отражение в произведениях Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского. Последний дал философско-психологический анализ т. н. пограничных ситуаций. Принято считать, что он является предтечей экзистенциализма. Подвергая критике общественно-политическое устройство России, Лев Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании чел. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле жизни, ответ на который должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. Первые известные за пределами России представители русской православной философии - Соловьев и Флоренский. Соловьев сформировался как философ под воздействием Канта и пришел, таким образом, к оправданию мистического христианства. Благодаря этим философам детальную разработку получили такие этико-религиозные понятия как "соборность", "софийность", "всеединство" и "общее дело". В истории русской философии идеализма Соловьёв оказал большое влияние на целую плеяду религиозно - философских мыслителей (Н.А. Бердяев, Е.С. и С.Н. Трубецкие, П.А. Флоренский, С.Л. Франк) которые составили течение богоискательства со свойственным ему иррационализмом, персонализмом и мистическим пониманием свободы и творчества. Дальнейшее развитие русской философии связано с тремя основными направлениями: психологическим (рефлексология Бехтерева и Павлова), теософско-мистическим, в лице русского космизма Е. Блаватской и этическим учением Н.К. Рериха, которое было в наиболее полном виде изложено в его сочинении "Живая этика". Междисциплинарные исследования на стыке философии и методологии естествознания осуществил В.И. Вернадский. Он развил понятие ноосферы, введенное в науку Тейяром де Шарденом. Бытие и его видыБытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность. Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй - как идеальные. Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период - мифологическое истолкование бытия. Второй этап связан с рассмотрением бытия “самого по себе” (натуралистическая онтология). Третий период начинается с философии И. Канта. Бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека. В ряде направлений современной философии делается попытка переосмыслить онтологический подход к бытию, который исходит уже из анализа человеческого существования. Выделяют следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия: бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делятся на: бытие вещей, процессов, состояния природы, бытие природы как целого, и бытие вещей и процессов, произведённых человеком; бытие человека, которое делится на бытие человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие; бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуальное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное; бытие социальное, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества. Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Библиографический список литературыВведение в философию, часть 1 - М.: Изд-во политической литературы, 1989. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980. История философии. /Пер. С чешского под ред.И. И. Богута - М: Мысль. 1995. История философии: Запад-Россия-Восток (Книга 1. Философия древности и средневековья).М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1996. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. М.: Высшая школа, 1989. Радугин А.А. Философия - М. Изд-во Центр, 2001 Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1996. Философия / под. ред. проф. Кохановского В.П. - изд.2-е, перер. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. |