Главная страница
Навигация по странице:

  • Жизнь и карьера Иммануила Канта

  • Философия И. Канта

  • 3.1.) Докритическая философия

  • 3.2.) Критическая философия

  • Теории познания Канта.

  • Список литературы https://www.myunivercity.ru

  • философия Канта. Философия. Контрольная работа По дисциплине Философия Вариант Теория познания И. Канта


    Скачать 36.19 Kb.
    НазваниеКонтрольная работа По дисциплине Философия Вариант Теория познания И. Канта
    Анкорфилософия Канта
    Дата03.05.2022
    Размер36.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия.docx
    ТипКонтрольная работа
    #509751

    Сибирский университет потребительской кооперации (СибУПК)

    3ТДБ-01 (Торговое дело)

    Контрольная работа

    По дисциплине: Философия

    Вариант № Теория познания И. Канта.

    Выполнила: студентка 2 курса

    Михайлова Алиса Алексеевна

    Проверил(а):

    Новосибирск 2022г.

    Оглавление


    1)Введение 2

    2)Жизнь и карьера Иммануила Канта 3

    3)Философия  И. Канта. 6

    3.1.) Докритическая философия 7

    3.2.) Критическая философия 9

    4)Теории познания Канта. 12

    5)Вывод 15

    Список литературы 15



    1. Введение

    Крупнейший философ, основатель немецкой классической философии, Иммануил Кант оказал огромное влияние на последующее  развитие мировой философской мысли. Канта принято называть "основоположником немецкой классической философии". Его труды положили начало знаменательной традиции в европейском духовном развитии. Для Канта проблема человека стоит на первом месте. Он не забывает о вселенной, но главная тема для него - человек. Он размышлял о законах бытия и сознания только с одной целью: чтобы человек стал человечнее. Идеи Канта подверглись трансформации, но продолжают жить. Особенно актуально они звучат на данном этапе развития человеческого общества - в период гумманизации всех отраслей знания, в том числе и философии. Без Канта были бы невозможны более поздние течения западной и русской философии.

    Приступая к описанию теорий, концепций, жизненных периодов известного немецкого философа Иммануила Канта, следует подчеркнуть особую важность изучения его творчества. Канта сравнивают с Сократом, ибо философия его человечна.

    Актуальность темы: «Теория познания Иммануила Канта» не вызывает сомнения, так как теория познания Канта гласит, что человеческая деятельность в её основном виде представлена познанием. Этот фундаментальный феномен связан с возможностью отдельного человека отождествлять себя со всем человечеством. В познании человек обретает потенцию своего существования, наделённого безграничными возможностями.
              Целью данной работы является изучение самых главных черт философии Канта. 
        

    1. Жизнь и карьера Иммануила Канта

    Иммануил Кант немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии; профессор университета в Кенигсберге, иностранный почетный член Петербургской Академии Наук. Разработал космогоническую гипотезу происхождения солнечной системы из первоначальной туманности. выступил против догматизма умозрительной метафизики и скептицизма с дуалистическим учением о непознаваемых "вещах в себе" и познаваемых явлениях, образующих сферу бесконечного возможного опыта. Условие познания - общезначимые априорные формы, упорядочивающие хаос ощущений. Идеи Бога, свободы, бессмертия, недоказуемые теоретически, являются, однако, постулатами "практического разума", необходимой предпосылкой нравственности. Центральный принцип этики Канта, основанной на понятии долга, - категорический императив. Учение Канта об антиномиях теоретического разума сыграло большую роль в развитии диалектики.

    Иммануил Кант – (22 апреля 1724 - 12 февраля 1804). Кант родился в многодетной семье Иоганна Георга Канта в Кенигсберге, где и прожил почти всю жизнь, не выезжая за пределы города более чем на сто двадцать километров. Кант воспитывался в среде, где особое влияние имели идеи пиетизма - радикального обновленческого движения в лютеранстве. Отец его был ремесленником (шорником) и заботился, чтобы дать образование своему сыну, мечтая о том, чтобы тот стал пастырем. Никто из 12 детей так не стремился получить образование как Иммануил. Мальчик был слаб здоровьем и врачи прописали ему строгий распорядок дня. Но ему удалось закончить гимназию. После окончания гимназии (1740 г.), Кант поступил в Кенигсбергский университет "Альбертину". Его особенно привлекала математика и астрономия, где он и проявил свой талант аналитика.  С 1747 Кант в силу финансовых обстоятельств работает домашним учителем за пределами Кенигсберга в семьях пастора, помещика и графа. Это продолжалось около 10 лет. Он так и не женился, сначала не было денег, а потом уже пропал интерес к женщинам. Смыслом его жизни стала наука. В 1755 Кант возвращается в Кенигсберг и, завершая обучение в университете, защищает магистерскую диссертацию "Об огне". И это дало ему право преподавать в университете.

    В философском творчестве Канта выделяют два основных периода – «докритический» (1746 -1769гг) и «критический» (1770-1797гг). Уже в «докритический» период у Канта начали складываться те понятия, которые легли в основу его зрелого учения. В этот период Кант признает возможность умозрительного познания вещей, занимается проблемами естествознания. В частности, он выдвинул гипотезу об образовании планетной системы из первоначальной «туманности». Переход к «критическому» периоду обычно датируют 1770 годом, когда Кант защитил диссертацию и его выбрали профессором логики и метафизики. Главные произведения «критического периода»: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».  В первой из них Кант изложил свое учение о познании, во второй – этику как науку о регулировании практического поведения людей, в третьей – эстетику. Созданную им теорию познания Кант рассматривал как основную часть своей философии. Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о «явлениях» и «вещах в себе», в которых он определил возможности и границы познания. Правда в них отсутствовали религиозные мотивы, не было ничего сверхъестественного, ничего божественного.

    И хотя Кант был религиозным человеком и считал религию носительницей высших идеалов, способствующей нравственному развитию общества, священнослужители не раз упрекали его в том, что его научная поэзия не соответствует общепринятым церковным канонам. В 1794 появился даже королевский указ, в котором ученого Иммануила Канта предупредили о недопустимости «искажать и принижать Священное Писание». Тем не менее он остался при своем мнении, что если существования Бога нельзя доказать опытным путем, то значит Его и нет.

    За свою преподавательскую карьеру Кант читал лекции по самому широкому кругу предметов, от математики до антропологии. В 1796 он прекратил лекционную деятельность, а в 1801 оставил  университет. Здоровье Канта постепенно ослабевало, но он продолжал работать вплоть до 1803.

    Знаменит образ жизни Канта и многие его привычки, особенно проявившиеся после покупки им в 1784 собственного дома. Каждый день, в пять часов утра Канта будил его слуга, отставной солдат Мартин Лямпе, Кант вставал, выпивал пару чашек чаю и выкуривал трубку, приступая затем к подготовке к лекциям. Вскоре после лекций наступало время обеда, на котором обычно присутствовало несколько гостей. Обед длился несколько часов и сопровождался беседами на самые разные, но только не философские темы. После обеда Кант совершал ставшую затем легендарной ежедневную прогулку по городу. По вечерам Кант любил разглядывать здание собора, которое было очень хорошо видно из окна его комнаты.

    Оглядывая прошлое человечества, Кант убеждался: идет постоянный прогресс техники, благоустроенности, законодательства, морали, знаний, а также социально-политических систем. Следовательно: «Историю человеческого рода в целом можно рассматривать как выполнение тайного плана природы — осуществить совершенное  государственное устройство как  единственное состояние, в котором  она может развить все задатки, заложенные ею в человечество».

    1. Философия  И. Канта.

    «Умение ставить разумные вопросы уже есть важный необходимый признак ума и проницательности.»     

    И. Кант        

    Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. По его словам, Кант совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: рассудок является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир, как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности рассудка) — вещь-в-себе, и мир, как он дан в явлении, то есть в опыте. Кант соединил в себе, как никто другой, спекулятивную оригинальность Платона с энциклопедичностью Аристотеля, и поэтому его философия считается вершиной всей истории философии до XX века.

    Все творчество Канта условно  делится на два периода: докритический  и критический. Первый период охватывает 1746-1760 годы, второй начинается с 1770 года, когда впервые в работе "О формах и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира" Кант впервые упоминает принципы своей системы критической философии. Это, конечно, не означает, что первый период не содержал произведений, в которых критически рассматриваются философские проблемы. В первый период основное свое внимание Кант уделяет вопросам естествознания и философии природы. Он пишет выдающийся трактат "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755), в котором излагает свою знаменитую космогоническую гипотезу, обосновывающую диалектический взгляд на Вселенную. При рассмотрении проблемы возникновения Вселенной Кант отказывается от первотолчка и представляет первоначальное состояние Вселенной как хаотическое облако разнообразных материальных частиц. Эти частицы обладают способностью двигаться и двигаются друг к другу без какого-либо толчка.

    3.1.) Докритическая философия


    Докритический период - это время медленного освобождения Канта от идей вольфовской метафизики. "Мне суждено было влюбиться в метафизику". Так определил свое призвание Кант. Была ли это история счастливой любви? Ведь цель - оснастить метафизику научным фундаментом - так и не была достигнута философом. Второй период, - критический - время постановки Кантом вопроса о возможности метафизики как науки и создания им новых ориентиров в философии, и прежде всего теории активности сознания.

    Докритический период характерен интенсивными методологическими поисками Канта и его разработкой естественнонаучных вопросов. Особый интерес представляют космогонические изыскания Канта, изложенные им в работе 1755 года «Всеобщая естественная история и теория неба». Основу его космогонической теории составляет концепция аэнтропийной Вселенной, самопроизвольно развивающейся от хаоса к порядку. Кант утверждал, что для объяснения возможности формирования планетных систем достаточно допустить материю, наделенную силами притяжения и отталкивания, опираясь при этом на ньютоновскую физику. Несмотря на натуралистический характер данной теории, Кант был уверен, что она не представляет опасности для теологии (любопытно, что у Канта все же возникали проблемы с цензурой по теологическим вопросам, но в 1790-е годы и совсем по другому поводу).

    Большое внимание в докритический период Кант уделял также исследованию природы пространства. В диссертации «Физическая монадология» (1756) он писал, что пространство как непрерывная динамическая среда создается взаимодействием дискретных простых субстанций (условием которого Кант считал наличие у всех этих субстанций общей им причины - Бога) и имеет релятивный характер. В связи с этим уже в своей студенческой работе «Об истинной оценке живых сил» (1749), Кант высказывал предположение о возможности многомерных пространств.

    Центральная работа докритического периода - «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога» (1763) -- является своего рода энциклопедией докритической философии Канта с акцентом на теологической проблематике. Критикуя здесь традиционные доказательства бытия Бога, Кант вместе с тем выдвинул собственный, «онтологический» аргумент, основанный на признании необходимости какого-то существования (если ничего не существует, то нет материала для вещей, и они невозможны; но невозможное невозможно, а значит какое-то существование необходимо) и отождествлении этого первосуществования с Богом.

    3.2.) Критическая философия


    Свою философию И. Кант называл критической или трансцендентальной (от лат. transcendens — выходящий за пределы), понимая под этим всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько способом познания предметов.

    Теория познания. Работа И. Канта, с которой начинается критический период его творчества, посвящена поискам ответа на вопрос: «Что я могу знать?» Рассматривая вопрос о границах и возможностях познания, он обосновывает положение о том, что на уровне теоретического разума человек может знать только то, что является предметом опыта. Все, что не является предметом опыта, человек знать не может, поскольку разум человека при попытках дать ответы на вопросы, выходящие за пределы опыта, неизбежно впадает в противоречия, или антиномии (от греч. antinomia — противоречие в законе).

    Антиномичность разума означает, что противоречащие друг другу утверждения могут быть с равным успехом либо оба доказуемы, либо оба не доказуемы, например, идея Бога или идея конечности и бесконечности мира и др. Формулируя и решая антиномии разума, Кант выявил особую категорию всеобщих понятий.

    Чистый, или теоретический, разум вырабатывает такие понятия, как «Бог», «мир как целое», «свобода» и др., которые из опыта не выводимы, не имеют предметного аналога, но мыслить которые можно. Разум, произведя понятия, не имеющие предметного содержания, затем истолковывает их как предметные. Например, произведя благодаря разуму понятие Бога, человек затем персонифицирует его, делая похожим на человека. Кант показывает, что когда представляется в качестве предмета то, что предметом не является, тогда и возникают антиномии.

    Антиномии разума решаются Кантом путем различения мира явлений и мира вещей в себе.

    Вещь в себе — это то, чем предметы познания являются сами по себекак существующие вне и независимо от насот нашего познанияего чувственных и логических форм.

    Важнейшей характеристикой вещи в себе является тезис Канта о том, что теоретическое познание возможно только относительно явлений, но не относительно вещей в себе.

    Человек познает не вещи в себе, а явления — именно это утверждение И. Канта послужило поводом для обвинения его в агностицизме, т.е. в отрицании познаваемости мира.

    Говоря о непознаваемости вещи в себе, Кант выразил дух теоретического естествознания и науки в целом. Ведь наука начинается с четкого ограничения своего предмета, т.е. с выделения того, что на ее основе можно познать и объяснить и чего познать нельзя.

    Прежде чем познавать что-то, нужно выявить условия познания. В качестве условий познания у И. Канта выступают априорные (от лат. apriori — из предшествующего) формы познания, т.е. не зависящие ни от какого опыта, доопытные или, точнее, сверхопытные формы, дающие возможность понять мир. Противоположностью априори является апостериори (лат. а posteriori — от последующего) — знание, полученное из опыта (опытное знание). Понятность мира обеспечивается соответствием мыслительных структур, которыми располагает субъект, связям мира.

    Знание представляет собой синтез чувственности и рассудка. Кант определяет чувственность как способность души созерцать предметы, способность же мыслить предмет чувственного созерцания есть рассудок. «Эти две способности, — пишет Кант, — не могут выполнять функции друг друга. Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание».

    Знание никогда не носит хаотический характер, человеческий опыт конструируется на основе априорных форм чувственности и априорных форм рассудка.

    Всеобщими и необходимыми формами чувственности у Канта выступают пространство и время, служащие формой организации и систематизации бесчисленных чувственных впечатлений. Без этих форм чувственного восприятия мира человек не мог бы ориентироваться в нем.

    Априорными формами рассудка выступают наиболее общие понятия - категории (единства, множества, цельности, причинности и др.), которые представляют собой всеобщую и необходимую форму мыслимости каких бы то ни было предметов, их свойств и отношений.

    Человек, познавая мир, конструирует его, строит порядок из хаоса своих чувственных впечатлений, подводит их под общие понятия, создает свою картину мира.

    Учение Канта о границах познания было направлено не против науки, а против слепой веры в ее безграничные возможности, в способность решить любую проблему научными методами. Абсолютизация научного знания во времена Канта приводила к тому, что делались попытки «научно» обосновать идею Бога, идею бессмертия души. Великий философ показал несостоятельность такого рода попыток, поскольку «научные» обоснования Бога, свободы, бессмертия души не отвечают требованиям научного доказательства и приводят к антиномиям — высшим проявлениям неопределенности, допускающим альтернативные решения. «Поэтому, — пишет И. Кант, — мне пришлось ограничить знание, чтобы освободить место вере». Его критическая философия требовала осознания ограниченности научно достоверного знания, чтобы освободить место для чисто моральной ориентации в мире. Не наука и не религиозная вера, а «моральный закон внутри нас» служит у Канта основанием нравственности.

    1. Теории познания Канта.

    В основе философских исследований Канта «критического» периода лежит проблема познания. В своей книге «Критика чистого разума» Кант отстаивает идею агностицизма – невозможности познания окружающей действительности. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание: апостприорное, априорное знание и «вещь в себе».

    Апостприорное знание – то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное.

    Априорное знание – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует ни какого опытного доказательства.

    «Вещь в себе» - одно из центральных понятий всей философии Канта. «Вещь в себе» - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

    Тем самым Кант осуществляет своего рода переворот в философии, рассматривая познание как деятельность, протекающая по собственным законам. Впервые не характер, и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания.

    В отличие от философов 17 века, Кант анализирует структуру субъекта не для того, чтобы вскрыть источники заблуждений, а напротив, чтобы решить вопрос, что такое истинное знание. У Канта возникает задача установить различие субъективных и объективных элементов знания, исходя из самого субъекта и его структуры. В самом субъекте Кант различает как бы два слоя, два уровня – эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному – всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового. Объективное знание, согласно учениям Канта, обуславливается структурой именно трансцендентального субъекта, которая есть надындивидуальное начало в человеке. Кант возвел, таким образом, гносеологию в ранг основного и первого элемента теоретической философии. Предметом теоретической философии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей – природы, мира, человека, - а исследование познавательной деятельности, установление законов человеческого разума и его границ. В этом именно смысле Кант называет свою философию трансцендентальной. Он называет свой метод также практическим, в отличие от догматического метода рационализма XVII века, подчеркивая, что необходимо в первую очередь предпринять критический анализ наших познавательных способностей, чтобы выяснить их природу и возможности. Таким образом, гносеологию Кант ставит на место онтологии, тем самым, осуществляя переход от метафизики субстанции к теории субъекта.

    Основной вывод, к которому приходит Кант, состоит в положении, что рассудок диктует законы природе. В этом состоит совершенная Кантом "революция в философии", аналогичная коперниканскому перевороту. Под природой Кант понимал "связь существования явлений по необходимым правилам, т.е. по законам", и эти законы априорны, и они делают природу возможной. Природа для Канта реальна лишь в "эмпирическом смысле", т. е. как мир явлений. Если вещи-в-себе непознаваемы, то явления вполне познаваемы.

    Трансцендентальная диалектика у Канта занимается исследованием разума, который является высшей познавательной способностью. Он пишет: "Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в  нас ничего для обработки материала  созерцаний и для подведения - его  под высшее единство мышления".

    Таким образом, теория познания Канта впервые в мировой философии ставит вопрос о том, каковы границы познания.

    Несмотря на граничность гносеологии, действительность, по Канту, можно познавать во всей полноте разума. Это справедливо для объектов, созданных самим человеком, т.е. для мира идей. Наиболее фундаментальные, великие идеи олицетворяют разум человечества, они - суть, источник и основа веры (например, идея Бога).

    Теория познания Канта для таких объектов вводит понятие  «вещи для нас», противопоставляя его «вещам в себе». Последние принадлежат миру, лежащему по ту сторону идей. Он противоложен человеку, это – само воплощение непознанного. Кант утверждает, что между «вещью в себе» и «вещью для нас» нет и не может быть никакого перехода. Они исходно и навсегда изолированы друг от друга. Можно считать, что Кант подвел итог предшествующему развитию философии и во многом определил ее проблематику в дальнейшем. Особенно это касается теории познания.

    1. Вывод

    Философия Канта, несомненно, оказала благотворное влияние на последующее развитие философии, в первую очередь – немецкой классической философии. Крайне плодотворной оказалась обнаруженная Кантом связь философии с современной наукой, стремление осознать формы и методы теоретического мышления в рамках логики и теории познания, исследовать познавательную роль философских категорий, раскрыть диалектическую противоречивость разума. Несомненной его заслугой является высокая оценка нравственного долга, взгляд на эстетику как раздел философии, снимающий противоречие между теоретическим и практическим разумом, указание путей изживания войн как средства решения конфликтов между государствами.

    Список литературы

    • https://www.myunivercity.ru

    • Философия: учебник. – М.:ИНФРА-М, 2005-519 с. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х.

    • https://zinref.ru

    • https://studopedia.ru

    • www.bibliotekar.ru

    • www.iph.ras.ru– официальный сайт Института Философии Российской Академии Наук.


    написать администратору сайта