Главная страница
Навигация по странице:

  • План лекции

  • Цель лекции

  • Задачи лекции

  • Информационные источники

  • 1. Предмет философии. Роль и место философии в системе научного знания.

  • 2. Философия и мировоззрение. Общественно – исторический характер мировоззрения.

  • 3. Функции и основные направления философии.

  • 4. Роль философии в жизни общества.

  • Предмет философии, ее основные функции и проблемы


    Скачать 238.1 Kb.
    НазваниеПредмет философии, ее основные функции и проблемы
    Дата29.06.2022
    Размер238.1 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаLekcija_1_po_fil.pdf
    ТипЛекция
    #619441

    1
    Лекция по философии
    Тема:
    Предмет философии, ее основные функции и проблемы.
    Место философии в системе социально – гуманитарных наук.
    План лекции
    1.
    Предмет философии. Роль и место философии в системе научного знания ……………………………………………………… 2 2.
    Философия и мировоззрение.
    Общественно- исторический характер мировоззрения ……………………………. 4 3.
    Функции и основные направления философии ……... 7 4.
    Роль философии в жизни общества …………………. 11
    Цель лекции: способствовать развитию у студентов философского миропонимания и мышления, целостного представления о мире и месте человека в нем.
    Задачи лекции:
    1) развитие умения логично мыслить, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем, исходя из богатого опыта философского наследия;
    2) определить своеобразие философии, ее место в культуре и жизни индивида;
    3) воспитывать и развивать культуру разумного мышления на основе изучения философских методов исследования.
    Освоение данного материала позволит студентам сформировать философское мировоззрение и активную жизненную позицию.
    Информационные источники:
    1. Бучило Н. Ф., Чумаков А.Н. Философия: электрон. учеб.:
    [электрон.ресурс]. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2009. -
    1электрон. опт.диск (CD-ROM).
    2. Канке В.А. Современная философия: учебник. - М.: Омега - Л, 2010.
    – 329 с.
    3. Мананикова Е.Н. Философия: учебное пособие / Е.Н.Мананикова. –
    2-е изд. – М.: Дашков и К, 2011. – 303 с.

    2 4. Марков Б.В. Философия для бакалавров и специалистов: учебник /
    Б.В.Марков. – СПб.: Питер, 2011. – 426 с.
    5. Руденко А.М. Философия: учеб. пособие для бакалавров / А.М.
    Руденко, С.И. Самыгин, Е.Ю. Положенкова. – М.: ИНФРА - М,
    2013. – 303 с.
    6. Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 828 с.
    7. Философия: учеб. для бакалавров / под ред. В.Н.Лавриненко. - 5-е изд., перераб.и доп. - М.: Юрайт, 2012. – 561 с.
    8.
    Философский словарь / под редак. И. Г. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001-719 с.
    1. Предмет философии. Роль и место философии в системе
    научного знания.
    Философия насчитывает 25 столетий своей истории. Она явилась на свет в результате осознания человечеством самого себя. Человек изначально обладал любознательностью. Желание понять суть неведомого, загадочного представляло собой склонность к зачаточному философскому размышлению. Само слово «философия» восходит к
    Пифагору (ок. 580 – 500 гг. до н. э.). Он впервые употребил его по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. На русский язык оно переводится как любовь к мудрости. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона.
    Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами. Человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление мире.
    Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его основа, имеет ли он какой - либо смысл и разумную цель, какова природа добра и зла и т.д., словом, человек спрашивает не только как, но что, почему и зачем. На эти последние вопросы науки нет ответа, точнее, она их не ставит и не

    3 может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления.
    Из стихийного философствования, т. е. умозрительных помыслов о высших смыслах и ценностях жизни, возникла и развилась философия как уникальная форма культуры и общественного сознания
    – в лице оригинальных творцов мировоззренческих систем и учений.
    Как теоретическое усилие мысли философия есть самосознание культуры. Философия и религия – это две основные мировоззренческие формы сознания. Обе обращают человека к вечным, высшим истинам, к конечным целям и подлинным смыслам жизни. Но религия – массовое сознание, ее истины – истины откровения. Философия же, ее системы и учения – элитное сознание, предполагающее высочайший уровень мыслительной культуры – интеллектуального напряжения личности, что ставит ее на высший пьедестал в иерархии науки.
    Каждая наука – это своего рода отрезок знания, а все науки в их простом сложении – это сумма отрезков. Философия же дает систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру. Она представляет собой совокупность теоретически осмысленных взглядом на человека, мир и взаимоотношения между человеком и миром.
    Философия не сводится к науке. Научное знание объективно, нейтрально по отношению к человеческим целям и ценностям.
    Физические и химические формулы не подлежат нравственной оценке.
    Философский же взгляд на мир всегда субъективен, «пристрастен»: истины философии преломлены через призму жизненных интересов и целей человека. Связь философии и специальных наук проявляется в том, что философия опирается на частнонаучные знания, подвергая их теоретическому анализу и обобщению. Интегрируя эти знания, она строит универсальную картину мира. Частнонаучные знания связывают философию с действительностью. С другой стороны, перед специальными науками неизбежно встают общетеоретические, философские вопросы, ответ на которые может быть дан с позиций философии, теоретические принципы и ценностные установки которой оказывают воздействие на все науки, на культуру в целом.
    Важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм (от латинского слова
    «субстанция», то есть сущность, лежащая в основе). Субстанция – это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему – то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и

    4 развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало.
    Универсализм и субстанционализм – это не два разных, а единый характерный признак философии, так как предельные обобщения в философии всегда простираются до выявления субстанции всех вещей.
    Универсализм и субстанционализм характеризуют особенность философии как теоретической формы освоения действительности.
    Специфика философии на самых ранних этапах ее развития проявляется не в особых средствах выражения своих идей, а в особой установке, в особом стиле мышления, который, помимо универсализма и субстанционализма, проявляется в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Таким образом, одной из характерных черт философского размышления является сомнение.
    Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько прочны определенные человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, а также те, которые выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент знания.
    Философия есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы бытия. Предмет философии – не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, понять их внутреннюю связь и единство.
    2. Философия и мировоззрение. Общественно – исторический
    характер мировоззрения.
    Философия составляет теоретическую основу мировоззрения.
    Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека, его ценностные ориентации и принципы поведения. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Являясь важной составной частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру. Выработка мировоззрения – существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, класса. По своей сущности мировоззрение –

    5 общественно – политический феномен, возникший с появлением человеческого общества. Выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.
    Мифологическое мировоззрение формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую историческую форму целостного и образного восприятия мира.
    Мифология (греч. Mythos – повествование, сказание) – фантастическое отражение действительности в виде чувственно- наглядных представлений. Мифические существа (боги, духи, герои) наделены человеческими чертами. В мифах выражались слитность, неразделенность человека и природы, на явления природы переносились основные черты человеческого рода.
    Религиозное мировоззрение возникло на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Основу его составляет вера в существование сверхъестественных сил. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном мире людей.
    Достоверность мифического образа является само собой разумеющейся и поэтому не нуждается в вере. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и
    «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный.
    Обобщая многовековой опыт человечества, религия как форма мировоззрения , включает общечеловеческие нормы общежития и нравственные принципы, сохранившие свое влияние на мораль современного общества.
    Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение.
    Философское мировоззрение является качественно новым типом мировоззрения, которое отличается ориентацией на национальное объяснение мира, системностью, логическим анализом и теоретической оформленностью. Мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Как отмечает немецкий философ Л Фейербах, начало философии составляет начало

    6 науки вообще.
    Это подтверждается историей.
    Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.
    Философия как мировоззрение прошла три стадии эволюции:
    1)
    Космоцентризм,
    2)
    Теоцентризм,
    3)
    Антропоцентризм.
    Космоцентризм – это философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явления природы через могущество космоса и космических циклов. Данная философия была свойственна Древней Индии, древнему Китаю, Древней Греции.
    Теоцентризм как тип философского мировоззрения, рассматривающий все сущее через господства бога, является особенностью средневекового стиля мышления.
    Антропоцентризм в центр внимания ставит проблему человека.
    Данный тип философского мировоззрения был распространен в эпоху
    Возрождения, нового и новейшего времени.
    Зародившись в странах древнего мира ( в Индии, Китае, Египте), своей классической формы философия достигла в Древней Греции. В качестве особой науки ее впервые выделил древнегреческий мыслитель
    Платон. Вследствие неразвитости наук собственно философские проблемы вплетались во всю совокупность знаний.
    И только позднее из протознаний выделяются отдельные специальные науки. Философия все больше превращалась в систему общих знаний о мире, имея своей задачей дать ответы на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.
    Вместе с тем внутри самой философии сформировались относительно самостоятельные ее разделы:
    1) онтология (учение о бытии и его сущности),
    2) гносеология (учение о познании),
    3) логика (учение о мышлении, его законах и формах),
    4) этика (учение о морали),
    5) эстетика (учение о прекрасном в жизни и искусстве),
    6) социальная философия (учение о человеческом обществе),
    7) история философии, изучающая зарождение, становление и развитие философской мысли.

    7
    С развитием философского знания многие из этих разделов – логика, этика, эстетика, социальная философия, история философии формируются в относительно самостоятельные философские области знания, образующие вместе с онтологией и гносеологией философию в широком смысле слов. В более строгом значении философия понимается как наука, содержанием которой являются преимущественно онтологические, гносеологические и методологические проблемы.
    3. Функции и основные направления философии.
    Следствием ограничения круга и углубления их разработки явилось уточнение предмета философии, формирование ее функций.
    Принято выделять следующие функции философии: мировоззренческую, гносеологическую, методологическую, аксиологическую, критическую, гуманистическую, прогностическую.
    Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
    Гносеологическая функция имеет целью правильное и достоверное познание действительности. Философия накапливает, обобщает и транслирует новое знание.
    Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания мира.
    Аксиологическая функция философии связана с оценкой окружающего мира через призму различных ценностей – нравственных, этических, эстетических, социальных.
    Роль критической функции – подвергать сомнению мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания. Помогая индивиду обрести позитивный и глубинный смысл жизни, ориентировать в кризисных ситуациях, философия реализует свою гуманистическую функцию. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основе имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
    Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, идеального к материальному.
    Важность данного вопроса состоит в том, что от его достоверного

    8 решения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем. Любое философское учение, даже если оно не ставит или отрицает основной вопрос философии, в конечном счете, основывается на его решении, опирается на него как на исходный принцип при ответах на другие вопросы.
    Материя и сознание – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая. Онтологическая сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание, природа или дух?
    В зависимости от решения этого вопроса в философии выделяются следующие направления:
    1) материализм,
    2) идеализм,
    3) дуализм.
    Материализм
    (так называемая
    «линия
    Демокрита»)
    – направление в философии, признающее основой бытия материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание – вторичным, производным от материи. Духовное начало, сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи
    – мозга.
    К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр,
    Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, французские материалисты
    (Руссо, Дидро и др.), Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.
    Идеализм («линия Платона») – философское направление, согласно которому истинное бытие есть не материя, а духовное начало, сознание. Различают две разновидности идеализма – объективный и субъективный. Сторонники объективного идеализма исходят из признания основой всего существующего объективное, независящее от человека духовное начало – мировой дух, внечеловеческий разум, мировую волю. Субъективные идеалисты считают первичным сознание человека, субъекта, которое признается единственной реальностью, тогда как действительность оказывается результатом духовного творчества субъекта.
    Философский материализм, основными историческими формами которого являются стихийный материализм древних, метафизический материализм XVII-XVIII вв. и диалектический материализм; тесно связан с наукой, опирается на ее положения и выводы. Идеализм близок к религии, но не тождественен с ней. Религия опирается на веру и религиозные чувства, а идеалистическая философия не исключает

    9 обоснования своих положений рациональными средствами, использует логические приемы аргументации. В каждом философском учении можно найти рациональное содержание, оказавшее положительное влияние на развитие представлений о мире и человеке.
    Дуализм как философское направление был основан Р.Декартом.
    Дуалисты признают существование двух независимых субстанций - материальной и духовной.
    Гносеологическая сторона основного вопроса философии представлена эмпиризмом и рационализмом.
    Сторонники эмпиризма считали, что в основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения, недооценивая активную роль теоретического мышления. Рационалисты абсолютизировали роль абстрактного мышления: истинное знание может быть выведено только непосредственно из разума и не зависит от чувственного опыта. Оба направления страдают односторонностью в оценке двух неразрывно связанных друг с другом сторон познавательной деятельности человека.
    Существуют различные школы иррациональной философии, представители которых рациональному познанию противопоставляют познание сверхразумное (инстинкт, мистическая интуиция, откровение и т.п.).
    С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Представители гностицизма не сомневаются в познавательных возможностях человека.
    Они считают, что мир познаваем, а возможности познания неограниченны. Такая позиция получила название гносеологический оптимизм.
    Сторонники агностицизма отрицают возможность достоверного познания мира. По их мнению, возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.
    Отношение "мир-человек" теория познания рассматривает как отношение объекта и субъекта познания, выявляя связь чувственного и рационального как двух сторон познавательного процесса.
    В истории философской мысли выделяются пять значительных этапов:
    1) античная философия - VI в. до н.э. – III в. н.э.;
    2) средневековая философия – IV - XIV вв;
    3) философия эпохи Возрождения – XV - XVI вв;
    4) философия Нового времени - XVII - XIX вв;
    5) современная философия - XX в.
    В каждую из данных эпох существовала особенная философия, сохранявшая тесную преемственность с предыдущей философией.

    10
    Развитие философской мысли человечества есть история различных философских учений, школ и направлений. Их многообразие обусловлено прежде всего особенностями исторической эпохи, уровнем развития материальной и духовной культуры. Тесная взаимосвязь между различными философскими школами позволяет рассматривать развитие философской мысли как единый историко- философский процесс, подчиненный определенным закономерностям.
    С выделением специальных наук в самостоятельные области знаний возникает проблема их соотношения с философией.
    Панфилософская позиция рассматривает философию как "науку наук", стоящую над всеми науками и решающую их проблемы.
    Сциентистская позиция выразилась в абсолютизации роли науки и отрицании философии как особой области знания. Теоретическое оформление сциентизм получил в позитивизме. Его сторонники считали единственным источником истинного знания положительные науки, которые не нуждаются в абстрактных рассуждениях и умозрительных философских конструкциях. Философия, по мнению позитивистов, утратила свой предмет, растворилась в положительном знании. Поэтому нужно отказаться от традиционной философской проблематики и заменить ее анализом языка. Противоположное направление, которое возникло как реакция на крайности сциентизма, - антисциентизм, представленный различными иррационалистическими учениями. Не отрицая самостоятельного существования философии, представители этих учений отрицали значение для философии науки и рационального познания, ограничивая их роль решением узко практических задач. Коренные философские проблемы , с их точки зрения, могут быть решены путем отказа от научных методов, от интеллекта и использования других, сверхразумных средств.
    Антисциентизм отказывает интеллекту в решении философских проблем, что характерно также для некоторых течений религиозной философии. А это значит, что, рассматривая философию как теоретическую форму освоения действительности, нужно иметь в виду учения, в которых теоретический подход к решению философских проблем деформируется так же, как и их научное обоснование.
    Философия не может заменить специальние науки в решении их конкретных задач. Она не изучает вместо физики строение вещества и взаимодействие элементарных частиц, не исследует вместо криминологии причины преступности, пути и средства ее предупреждения. Это не ее задача. Поэтому попытка философских систем, охватывающих все качественное многообразие свойств и связей действительности, несостоятельна. Философия не может и не

    11 должна претендовать на роль «науки наук», господствовать над другими науками и руководить ими.
    Однако нельзя согласиться с позитивистским отрицанием философии как самостоятельной области знаний на том основании, что философия не опирается на эмпирические факты, и с этих позиций отвергать все неопытные знания, в том числе – коренные философские проблемы, объявляя их псевдопроблемами. Философия действительно непосредственно не опирается на эмпирические факты и специальные методы исследования, она не использует для обоснования своих положений научную аппаратуру и не является наукой в том смысле, в каком принято считать наукой физику, химию, биологию и другие специальные науки. Философия отличается от частных наук и по предмету, и по методу. Если предметом частных наук являются отдельные стороны действительности, то предмет философии есть всеобщее в системе отношений "мир-человек". Не используя эмпирические методы познания, философия решает свои проблемы с помощью теоретического мышления, разрабатывает всеобщие методы познания, систему категорий, имеющих универсальное значение для всех наук.
    Различие между философией и наукой не означает, что философии вообще не свойственны признаки научности. Многие философские учения характеризуются тем, что они, как и специальные науки, опираются на рациональное познание, отличаются системностью изложения, аргументированностью положений и выводов, стремлением к объективно – истинным знаниям. Эти черты сближают философию и науку и отличают ее от мифологии и религии.
    Разработанные философией методы познания, категориальный аппарат используются в специальных областях знания.
    4. Роль философии в жизни общества.
    История свидетельствует о том, что философия возникла в обществе рабовладельческой демократии. К этому времени произошло уже достаточно глубокое размежевание между физическим и умственным трудом, где часть господствующего класса полностью освободила себя от материальных забот и монополизировала умственный труд, превратив его в самоцель и самоценность. В демократическом обществе люди вместе со свободой ощутили и огромный груз ответственности за свои поступки и решения. Древние греки (свободные граждане Афин и других эллинских городов – полисов)
    «изобрели» философию как стратегию свободной

    12 человеческой деятельности. В этом смысле философское творчество – полная противоположность мифотворчеству, которое не знает никаких проблем, так как в мифе заранее все предопределено судьбой, единственно возможным, извечно начертанным ходом вещей.
    Философия же есть «вызов» человека слепому року, бездушной необходимости природы. Философия учит тому, что свою жизнь, свой завтрашний день человек может и должен выбрать и осуществить сам, полагаясь на собственный разум.
    В общественной жизни философия вот уже 2,5 тысячи лет играет роль неутомимого «возмутителя спокойствия», бескомпромиссного критика существующего порядка вещей. Фигуры философов в человеческой истории почти всегда были трагическими. Власти редко жаловали их. Зато казни, тюрьмы, изгнания – очень знакомые нам страницы многих философских биографий. Откровенно враждебны философии всегда были тоталитарные режимы.
    Философскую критику нельзя понимать узко – только как критику политическую. Она имеет значительно более широкий адрес – как критика и наличного бытия и наличного сознания. Критикуя старый мир, философия выступает и в конструктивной роли – как теория, обосновывающая положительный идеал (образ будущего), утверждающий универсальную, космическую роль человека в мире.
    Философия и наука – взаимосвязанные области знания. Решая свои задачи, они находятся во взаимодействии, дополняют и обусловливают друг друга. Философия, не опирающаяся на науку, ведет к отрыву от действительности, к построению абстрактных умозрительных систем. Но и наука, не опирающаяся на философию, сводится к констатации фактов, к их описанию. Наука перестает быть наукой, если она не объясняет явлений, не раскрывает их сущности и тенденции развития, не вскрывает внутренние связи между ними.
    Наука не может обойтись без философского осмысления своих результатов. Всякий скептицизм по отношению к философской теории ведет к искажению сущности науки. Сциентизм, проявляющийся в абсолютизации роли науки в жизни общества, приводит к недооценке мировоззренческих и методологических проблем, духовных ценностей, аккумулированных в философии. Это ведет к узкому практицизму, обеднению человеческой личности. Вместе с тем антисциентистское третирование науки, стремление поставить на место рациональных средств исследования философских проблем иррациональные средства означает искажение сущности философии как рационального способа освоения действительности.
    Рациональное объяснение мира,

    13 ориентация на науку – магистральный путь развития философского знания, на котором были достигнуты наиболее важные результаты.
    Опираясь на частнонаучные знания, философия строит универсальную картину мира. Перед специальными науками неизбежно встают общетеоретические, философские вопросы, ответ на которые может быть дан с позиции философии. Ее теоретические принципы и ценностные установки оказывают значительное влияние на все науки, на культуру в целом, на экономику и политику, правовые и нравственные отношения, искусство и религию, на формы общественного сознания. Являясь, по словам Г.Гегеля, духовной квинтэссенцией времени, самосознанием эпохи, философия помогает осмысливать важнейшие проблемы современности.


    написать администратору сайта