Философия. Билет 1 Вопрос 1
Скачать 57.17 Kb.
|
Билет №1 Вопрос №1. Мирровозрение- система обобщённых взглядов на мир,на место в нём человека ,его отноения к этому миру, а так же основанные на этих взглядах убеждения,чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека принципы его поведения, и ценностные ориентации. Структура мировоззрения 1. Знания 2. Ценности 3. Эмоции 4. Воля 5. Убеждения. 6. Вера 7. Сомнение Исторические этапы Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип мировоззрения. В основе мифологии лежит миф – выдуманный рассказ, плод народной фантазии. Религиозное мировоззрение. Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование богов, «священного», т.е. такого начала которое находится за чертой «естественного», недоступно пониманию человека. Главный признак религии – вера в сверхъестественное Философское мировоззрение. Философское мировоззрение отличается от религиозного тем, что оно основано на знании, а не на вере. В отличие от искусства и мифологии, философия стремится прежде всего не к чувствам, а к разуму; в отличие от религии – опирается не на веру, а системно и доказательно обосновывает свои положения с использованием рациональных аргументов и логических доказательств. Вопрос №2 Космизм Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ. Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми. Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903). Считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков. Но Воскрешение осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Однако миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так родился замысел освоения космического пространства. Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935). Предлагал заселить космическое пространство с помощью орбитальных станций. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигает такого могущества и совершенства, что оно позволит преодолевать силу тяжести и расселяться по Вселенной. Владимир Иванович Вернадский (1863—1945). Разработал учение о биосфере («живая сфера») — совокупности живого вещества Земли Человек — часть биосферы и его вред не абсолютен. Человек — залог того, что биосфера Земли в будущем распространится на окрестные планеты. Хаотичному развитию жизни на Земле должно прийти упорядоченное человеческим разумом развитие. В природе нет ничего случайного, в том числе и человек Билет №2 Вопрос 1 Основные вопросы и направления философии. Философия – наука о мире в целом и об отношении человека к этому миру в целом. Онтология – учение о бытии и его сущности. Гносеология – учение о познании. Логика – учение о мышлении, его формах. Эстетика – наука о гармоничном бытии мира и человека. Аксиология – теория ценностей. Праксиология – теория деятельности. Социальная философия и др. Основной вопрос философии: 1) онтологическая сторона что первично: что чем определяется: бытие производно от сознания или сознание производно от бытия. Что первично: идея или материя? (идеализм, материализм, дуализм – существуют две материи: материальная и духовная). 2) гносеологическая сторона как сознание относится к внешнему миру, в состоянии ли человек в своём сознании отразить объективный мир – это вопрос о познаваемости мира (гностики, агностики, скептики). Вопрос 2 Философия позитивизма, его этапы. Позитивизм (от лат. positivus — «положительный»). Главный вопрос— взаимоотношения философии и науки. Главный тезис— подлинное (положительное) знание может быть получено только специальными науками. Первая историческая форма позитивизма — в 30—40х гг. XIX в. — как антитеза традиционной метафизике — учению о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в чувственном опыте. Его основателем был французский философ О.Конт (1798-1857). Уделом науки, по Конту, является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопросы: «Почему?», она должна ограничиться констатацией фактов Вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм– возникла на рубеже XIX – XX веков. Его ведущими представителями выступили австрийский физик Э.Мах (1838-1916) и швейцарский философ Р.Авенариус (1843-1896). В отличие от «первого позитивизма», который в лице Конта рассматривал философию как науку синтезирующую, «второй позитивизм» сводил ее к теории познания и стремился построить теоретическую модель процесса познания. Эмпириокритицизм означал «критику опыта» и предполагал «очищение» опыта от всех положений, которые имеют метафизическую природу. Опыт, по Маху, состоит из ощущений, которые у него фактически являются «элементами мира». Третьей исторической формой позитивизма является неопозитивизм – направление в философии XX века, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки Билет №3 Вопрос 1 Философия и медицина. В истории человеческой культуры философия и медицина развивались в тесной взаимосвязи как отрасли знания и духовной деятельности, непосредственно затрагивающие человека. Взаимосвязь философии и медицины проявляется в ряде аспектов. 1)Объектом и философского, и медицинского познания выступает человек. Философия рассматривает объект познания теоретически, а медицина носит прикладной, эмпирический характер 2)Философия по отношению к медицине выполняет роль мировоззренческой и методологической базы. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого организма, но при этом использует общие философские принципы, категории, законы. В свою очередь, медицина позволяет философии сформировать научную картину мира, дает научно обоснованные представления о природе человека 3)Наиболее очевидной связь философии и медицины выглядит в тех случаях, когда обе они становятся полем деятельности одной и той же личности. Речь идет о врачах-философах – людях, которые оставили заметный след в истории и медицины, и философии. Такие ученые были во все исторические эпохи. Они не только были профессионалами в своем деле, но и пытались объяснить такие философские проблемы, как закономерности в развитии организма, связь организма с окружающей средой,взаимоотношений между врачом и пациентом и т.д. Вопрос 2 Философия Просвещения. Вольтер. Руссо. 1688 – 1799 Просвещение – идейное, общественно-политическое движение, которое затронуло все сферы жизни человека, оно расширило устои феодального государства и государства вообще. Термин П. введён Вольтером. Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение достигло высшего расцвета во Франции, но распространилось по всей Европе. Критика религиозной идеологии с опорой на достижения науки и материалистическую концепцию. Во Франции Просвещение в форме материализма и атеизма подготовило почву для социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой философские, научные и общие социокультурные проблемы: просветить народ, научить его пользоваться возможностями разума, который освободит от предрассудков, научит критически относиться к религиозным и социальным вопросам Англия: Дж. Локк, Дж. Толланд, А. Коллинз, Т. Рид, А. Смитт, К. Юм Франция – Вольтер, Руссо, Дидро, Д, Аламбер, Кондильяк, Гольбах, Ламетри Вольтер не будучи философом, прославился борьбой против церкви, но не против религии: без неё нравственности быть не может. Говоря о Боге, отрицал доказательства бытия Бога. Настаивал, что имущественное неравенство – необходимый момент, способствующий развитию собственности – условие развития общества в целом. Большое внимание уделял человеку, рассматривая его через призму психологии. Психологический материализм: отрицал существование души. Человек свободен, так как имеет осознание собственной свободы. Существует реальный человек, а его свобода в том, как он действует. Он подчеркивал, что в центре внимания историков должна быть жизнь и деятельность простых людей, а не на частная жизнь правителей, и изучать надо историю всех государств и народов, а не только богоизбранных. Руссо. Критиковал феодализм с точки зрения буржуа. Разум даёт возможность рациональной оценки прав людей. Феодальные отношения – система угнетения трудовых масс. В чувстве – основная и первичная составляющая бытия. Чувства важнее, чем разум. Развитие науки, искусства не усовершенствовало общество, упала нравственность общества. Руссо против процесса, не связанного с нравственностью. Раздел труда, существование в обществе есть разрушение гармоничной жизни, специализация превращает людей в зависимых друг от друга. Нужно вернуться к естественному состоянию: первоначальное состояние общества – равенство прав и возможностей, равенство собственности. Руссо – создатель знаменитого общественного договора: современному социальному неравенству противопоставлял идею равенства, равенство в собственности, социальное равенство. В основе бытия общества и государства – суверенность воли народа. Отрицал принцип деления властей, в основе – воля народа. Идеальная форма правления – республика: государство, управляемое законами. Билет №4 Вопрос 1 Философия, её предмет и функции. Философия— наука наук, форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Основными функциями философии являются: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка общей методологии познания и деятельности человека в окружающем мире. Вопрос 2 Немецкая классическая философия. И. Кант. Л. Фейербах Немецкая философия XIX века –ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: И Канта, И Фихте, Ф Шеллинга, Гегеля, Л Фейербаха. В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления: 1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения; 2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат; 3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности. Основоположником немецкой классической философии являлся И Кант Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докритический» и «критический». В «докритический» период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Теория развития И. Канта базируется на космологической гипотезе, согласно которой Земля и другие планеты возникли естественным путем из первичной туманности. Природа находится в постоянном изменении и развитии.Все живое на Земле, в том числе и человек – результат естественной биологической эволюции. В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы природы. Социально – политические взгляды И. Канта базируются на следующем. Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону Материалистические традиции в немецкой классической философии развивал Людвиг Фейербах. В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы: * единственно существующими реальностями является природа и человек; * человек является частью природы; * человек есть единство материального и духовного; * человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии; * идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека; * Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – плод воображения человека; * природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема; * все, что нас окружает (предметы, явления) есть различные проявления материи. Билет 5 Вопрос 1 Буддизм: Религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Будда Главная идея буддизма - "Срединный путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" и "путем аскетизма" Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение. *Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов: • правильное видение ; • правильная мысль; • правильная речь; • правильное действие; • правильный образ жизни; • правильное умение; • правильное внимание; • правильное сосредоточение. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие: не убий; не укради;будь целомудренным;не лги;не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ. Индия. Философия Древней Индии: Замедленное развитие – традиции сохранялись долго, сельское хозяйство тесно связано с ремесломОтношения между людьми по принципу всеобщего рабства • XV — VI вв. до н. э. — ведический период; VI — И вв. до н. э. — эпический период; • II в. до н. э. — VII в. н. э. — эпоха сутр. Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса и Абсолютного Небытия, которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм. Вопрос 2 Законы и категории диалектики. Диале́ктика — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, исследующего противоречия, обнаруживаемые в мыслимом содержании этого мышления. Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукты познавательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся: • единичное, особенное, всеобщее; • причина и следствие; • необходимость и случайность. • возможность и действительность; • сущность и явление; • структура, форма и содержание. Выделяются три базовых закона диалектики, описывающие развитие мира и процесс познания: - закон перехода количественных изменений в качественные - закон единства и борьбы противоположности - закон отрицания отрицания Билет 6 Вопрос 1 Философия Древнего Китая. Конфуцианство. Даосизм. Древнейшими национальными философскими учениями в Китае являлись: • даосизм;( учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.) • конфуцианство; Для китайского видения мира и окружающей действительности характерно: • восприятие своей страны — Китая — как центра существующего мира; • восприятие человека, природы и космоса как единого целого; • консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь перемен; • невыделение отдельной человеческой личности из коллектива; • осознание беспомощности отдельного человека в борьбе против природной • восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; • понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремление максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле; • восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших; • уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов Даосизм — древнейшее философское учение Китая, которое пытается объяснить основы построения и существования окружающего мира и найти путь, по которому должны следовать человек, природа и космос. Основателем даосизма считается Лао Цзы (Старый Учитель), живший в конце VI — начале V вв. до н. э. 2. Основными понятиями даосизма являются "Дао" и "Дэ". "Дао" имеет два значения: • путь, по которому в своем развитии должны идти человек и природа, универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; • субстанция, от которой произошел весь мир "Дэ" — благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало "Дао" преобразовалось в окружающий мир. 3. Философия даосизма несет в себе ряд основных идей: • все в мире взаимосвязано, нет ни одной вещи, ни одного явления, которые не были бы взаимосвязаны с другими вещами и явлениями; •материя, из которой состоит мир, едина • познать "Дао" и получить "Дэ" можно лишь при полном соблюдении законов даосизма, слиянии с "Дао" — первоначалом, послушании императору и близости к нему; • путь к счастью, познанию истины — освобождение от желаний и страстей; • необходимо во всем уступать друг другу. Конфуций уделял большое внимание проблемам этики и политики. Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — «сыном неба». Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях). Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. |