Философия. Билет 1 Вопрос 1
Скачать 57.17 Kb.
|
Вопрос 2 Происхождение и сущность сознания. С философской точки зрения, сознание—это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных образах или логических понятиях. Возникновение сознания является результатом эволюции природы В дальнейшем эволюционные процессы приводят к возникновению мозга, центральной нервной системы, психики животного и, наконец, психики человека. Важнейшим условием возникновения и развития человеческого сознания явилась совместная продуктивная деятельность людей, опосредованная речью. Источники сознания: внешний предметный и духовный мир; социо-культурная среда, общие понятия и ценности, идеалы, нормы права, способы познавательной деятельности; духовный мир индивида, уникальный опыт жизни и переживаний; Идеалистическая философия истолковывает сознание как нечто, не зависящее от объективного мира и созидающее его. Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) превращает сознание в божественную, таинственную сущность, оторванную и от человека, и от природы, видя в нем первооснову всего сущего. Субъективный идеализм (Беркли, Мах и др.) рассматривает сознание индивида, вырванного из всех общественных связей, как единственную реальность, а все предметы - как совокупность представлений отдельного человека. Одним из важнейших свойств сознания человека является его активность, благодаря которой сознание способно: а)отражать мир целенаправленно и избирательно; б)конструировать теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; в)разрабатывать прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; г)служить основой преобразовательной деятельности человека. Сознание предметно, т.е. направлено на бытие. Познать, освоить предмет, раскрыть его сущность - в этом заключается смысл сознания. Сознание включает в себя не только отражение объективного мира, но и осознание человеком своей психической деятельности (Самосознание). Сознание тесно связано с языком. В нем оно находит свое материальное воплощение. Материализуясь в языке, продукты деятельности сознания могут быть переданы последующим поколениям. Функция сознания заключается не только в том, чтобы верно ориентировать человека в окружающей действительности, но и в том, чтобы через отображение способствовать преобразованию реального мира. Носителем сознания всегда выступает человек Самосознание—неотъемлемая сторона сущности развитого человека. Оно присуще как индивиду, так и социальным группам, которые поднимаются до понимания своих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения, переживают, страдают, сражаются за утверждение своих идеалов. Уровень самосознания неодинаков и различен в разные периоды становления и развития его носителя, вследствие изменяющихся условий жизнедеятельности, обогащения опыта, совершенствования знаний. Билет 12 Вопрос 1 Философия эллинизма. Школа Эпикура. Эпикур основывает свою школу в 310 г. до н. э. сначала в Колофоне, а затем, в 306 г. до н. э., переносит её в Афины. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо: · отсутствие телесного страдания; · невозмутимость души (атараксия); · дружба. Философское учение Эпикура предназначено было для поддержания удовольствия.Это и будет счастьем. Эпикур различал три вида удовольствий: - природные и необходимые для жизни; - природные, но для жизни не необходимые; - не необходимые для жизни и неприродные. Мудрец должен стремится только к первым и воздерживаться от всех остальных.Эпикур разделяет удовольствия на динамические и статические. а) Динамические наслаждения состоят в достижении желанной цели, причем предшествующее этому желание и действие должно сопровождаться страданиями (например, утоление голода). б) Статическое наслаждение – состояние равновесия, отсутствие желаний (например, состояние сытого человека). Статическое наслаждение важнее, поскольку оно не содержит страданий. Идеалом является тихая радость, состояние отсутствия голода (наличие хлеба и воды). Наслаждаться жизнью людям мешает страх, считал Эпикур. Есть три главных страха, от которых люди должны избавиться. Первый страх — это страх перед богами. Но богам нет до людей никакого дела. Учение эпикура шло вразрез с традициями греческой мифологии, утверждавшей, что бог танатос подвергал мучениям умирающих и уже расставшихся с жизнью из-за тех грехов, которые они совершили при жизни. второй страх, который портит людям жизни — страх смерти. Его Эпикур объявлял бессмысленным Со смертью все ощущения прекращаются, значит, это ни хорошо, ни плохо.Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы живы, смерти еще нет, когда она приходит, то нас уже нет» (Эпикур). Последнее, от чего нужно избавиться мудрому человеку — страх перед судьбой, которая в любой момент может вознести на вершину или, наоборот, низвергнуть в пропасть. Эпикур доказывал, что судьбы, то есть предопределения, не существует, потому что высшие силы не участвуют в человеческой жизни и не влияют на нее. В физике Эпикур является горячим сторонником идеи Демокрита об атомах. Зарождение душ происходит по тем же законам, что и зарождение миров, в результате столкновения атомов. При этом каждый атом может отклониться от своей траектории. То же касается и человеческой жизни: человек может изменять свою судьбу. Вопрос 2 Проблема человека. Индивид, личность, индивидуальность. Индивид – это единичный представитель человеческого рода хомо сапиенс, биологический организм Личность-это социальная характеристика человека, это совокупность социально значимых качеств человека. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях. Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Индивидуальность-это неповторимость и уникальность каждого из нас. Индивидуальность бывает как физическая, но главное - социально-духовная индивидуальность. Именно на этом уровне рождаются таланты и гении. Проблема человека была обозначена уже в философии древнего мира. Все существующее рассматривалось как единый и необъятный Космос, а человек мыслился как его органическая часть. Идеальное существование человека – жизнь в согласии с этим миром. Билет 13 Вопрос 1 Философия эллинизма. Стоики. Первое выступление относят к 5 веку до н.э. Идеал стоиков — это мудрец, невозмутимый, свободный от страстей и мужественно принимающий все удары жизни. Свое философское учение Зенон делил на три части: логику, физику и этику.Физика стоиков занималась изучением законов и явлений микро- и макрокосмоса. Логика была своего рода психологией, изучала скрытые механизмы человеческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые явления в Природе и в Космосе.Этика являлась философией жизни, или практической мудростью, то есть учением о морали. Цель жизни, считали они, — достигнуть гармонии с космическим законом, который является добродетелью. Любой добрый и нравственный поступок увеличивает общее благо, любое аморальное действие его разрушает. Стоики признают четыре основных добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Главной добродетелью в стоической этике является умение жить в согласии с разумом. Человек — часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам. Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира.Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом — значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним. Основными задачами стоической философии были: Воспитание внутренне свободного человека, не зависящего от внешних обстоятельств. Воспитание внутренне сильного человека, способного выстоять в хаосе окружающего мира. Пробуждение в человеке голоса Совести. Воспитание веротерпимости и любви к людям. Воспитание чувства юмора. Ход мировых событий и личных судеб предрешен заранее, человек практически ничего не может изменить. Единственное, что ему остается, — сохранять мужество, спокойствие и невозмутимость, то есть достичь состоя- ния блага внутри себя. В этом случае внешние события не будут иметь значения. Достижению блага мешают четыре эмоции: страх, удовольствие, вожделение и отвращение. Их нужно избегать, руководствуясь разумом. Стоики уделили внимание учению о категориях, которые считали субъективными. Они выделили всего четыре категории: субстанция, качество, состояние и отношение. Вопрос 2 Философия общества. Социальная философия изучает общество (по лат. societas– общество,socialis– общественный). Осмысливая окружающий мир, люди, а потом уже и философы древности пытались понять и объяснить не только мир в целом, природу, но и общество. Анализируя общественные явления, они интересовались вопросами, почему и когда возникает общество, есть ли некий высший смысл в развитии общества, существуют ли некие законы общественного развития или это есть результат спонтанной деятельности правителей, личностей, лидеров. уже в древнем мире были сформулированы многие положения социальной философии. Философы Древней Греции в вопросе о происхождении государства придерживались религиозно-мифологических воззрений, согласно которым в обществе, как и в природе, господствует круговорот. Уже Демокрит определял историю человечества как естественный процесс, а переход людей от дообщественного состояния к общественному – “нуждой”, которая ставила их на путь приобретения знаний, обеспечения средствами существования и т.д. Платон в своих диалогах “Законы” и “Государство”, выстраивая теорию идеального государства, полагал, что отдельному человеку сложно удовлетворять все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. Человеку сложно поодиночке выживать – вот почему возникает государство, в основе которого лежит исходное неравенство людей. От природы каждый человек, по мнению Платона, несовершенен, и в этом земном мире только государство как высшая форма объединения людей реализует идею справедливости. Для Аристотеля необходимой предпосылкой происхождения государства явилось стремление людей к совместной жизни и политическому общению. Согласно его взглядам, человек есть политическое, общественное, социальное животное и несет в себе инстинктивное стремление к совместному существованию. Правда, Аристотель еще не отделял общество от государства, он выводил политичность человека из его природы, а не наоборот – природу человека из его деятельности в обществе. Для большинства античных философов была близка мысль о том, что поступки людей подчиняются воле судьбы и богов, что всё в человеческой истории рано или поздно повторяется, а решающим фактором человеческого поведения являются неизменные по своей природе страсти и воля вождей, героев и политических деятелей. В современной социальной философии, социологии существуют различные подходы к социальной структуре общества (теория классов, теория социальной стратификации, социальной мобильности, социального конфликта), улавливающие многообразие и многомерность социальной дифференциации в обществе. Известно, что в обществе на протяжении тысячелетий сохраняется социальное неравенство. Оно выражается прежде всего в том, что различные социальные группы имеют неравный доступ к материальным и духовным ценностям. Слои населения, различавшиеся по имущественному положению в Древнем Риме, стали называть классами (от лат. classis– разряд). Билет 14 Вопрос 1 Немецкая классическая философия. И. Кант. Немецкая философия XIX ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Канта, И Фихте, Фридриха Шеллинга, Гегеля, Людвига Фейербаха. В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления: 1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения; 2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат; 3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности. Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докритический» и «критический». В «докритический» период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Теория развития И. Канта базируется на космологической гипотезе, согласно которой Земля и другие планеты возникли естественным путем из первичной туманности. Природа находится в постоянном изменении и развитии. Все живое на Земле, в том числе и человек – результат естественной биологической эволюции. В то же время Кант признает первоначалом Бога, приводящего в действие силы природы. Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка Социально – политические взгляды И. Канта базируются на следующих постулатах. Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону Вопрос 2 Понятие истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Критерий истины. Имеются разные понимания истины "Истина - есть соответствие знания действительности". "Истина - это опытная подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний", "Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его эффективность" Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты характеристики: 1. Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в которую входит - объективная реальность, субъективная реальность она - в связи с предметно-чувственной деятельностью человек, с практикой она - в независимости содержания истины от отдельных людей 2. Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме (например, всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря Ньютону) 3. Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна. Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного этапа развития науки не уточняется и не дополняется; это идеал, который не может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности истины. Это означает, что любое истинное знание определяется 1. характером объекта к которому относится; 2. условиями места, времени; 3. ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение. Субъективные критерии истины: * критерий верификации – сведение утверждений к конечным основам вещи; * фальсификация – истинное утверждение только то, которое содержит в себе исключения из данного правила; * непротиворечивость утверждений, логичность анализа. Билет 15 Вопрос 1 Немецкая классическая философия. Гегель. Немецкая философия XIX века ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга,Гегеля, Людвига Фейербаха. В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления: 1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения; 2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат; 3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности. К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа», «Энциклопедия философских наук», «Наука логики» В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием: все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие – «абсолютную идею» (мировой дух). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способностью творить. Человек в онтологии Г. Гегеля играет особую роль. Он носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека – частица мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: * субъективный дух – душа, сознание отдельного человека; * объективный дух – следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское общество, государство; * абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются: искусство, религия, философия. |