Главная страница
Навигация по странице:

  • Билет 16 Вопрос 1

  • Билет 17 Вопрос 1

  • Билет 18 Вопрос 1

  • Билет 19 Вопрос 1

  • Вопрос 2 Философия марксизма.

  • Билет 20 Вопрос 1

  • Философия. Билет 1 Вопрос 1


    Скачать 57.17 Kb.
    НазваниеБилет 1 Вопрос 1
    АнкорФилософия
    Дата12.06.2022
    Размер57.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаBilety_po_filosofii.docx
    ТипДокументы
    #586050
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    Вопрос 2

    Философия эпохи Возрождения. Натурфилософия. Пантеизм.

    . Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой. Представители натурфилософии:

    • обосновывали материалистический взгляд на мир;

    • стремились отделить философию от теологии;

    • формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

    • выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Кос­мос едины, а Земля не является центром Вселенной);

    • считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму Одним из первых подошёл к пантеизму Николай Кузанский. Рассматривая бога как "бесконечный максимум" и приближая его к природе как "ограниченному максимуму", он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Наш мир, утверждает Кузанский, не бесконечен, но его нельзя считать и конечным, потому что он не имеет границ, между которыми может быть заключен. Человека Кузанский характеризует как существо «конечно-бесконечное»: он конечен как телесное земное существо и бесконечен как существо духовное. Иначе говоря, человек, согласно Кузанскому, пытается воплотить и заключить в себе всеобщие определения бесконечного Бога. Человеческая природа, согласно Кузанскому, как бы стягивает в себе всю Вселенную.

    Николай Коперник (1473 — 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

    • Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);

    • Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;

    • все космические тела движутся по собственной траектории;

    • космос бесконечен;

    • процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

    Джордано Бруно (1548 — 1600) развил и углубил философ­ские идеи Коперника:

    • Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;

    • Вселенная не имеет центра и бесконечна;

    • Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);

    • звезды — небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;

    • число миров во Вселенной бесконечно;

    • все небесные тела — планеты, звезды, а также все, что име­ется на них, обладают свойством движения;

    • не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог — одно целое.

    Оформлению пантеистической натурфилософии во многом способствовало зна­ комство Дж. Бруно с воззрениями Николая Кузанского: Бруно усматривал цели философии в познании не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах».

    Галилео Галилей (1564 — 1642) на практике подтвердил пра­вильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

    • изобрел телескоп;

    • с помощью телескопа исследовал небесные тела;

    • доказал, что небесные тела движутся не только по траекто­рии, но и одновременно вокруг своей оси;

    • обнаружил пятна на Солнце и разнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне;

    • открыл спутники вокруг других планет;

    • исследовал динамику падения тел;

    • доказал множественность миров во Вселенной.

    Билет 16

    Вопрос 1

    Философия Средневековья. Патристика.

    патристика (II -VII в.);

    схоластика (IX — XIV вв.).

    Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику — Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Патристикой была создана традиция, которая нашла свое продолжение в схоластике. Это предоставляет возможность рассматривать патристику и схоластику как явления однопорядковые, во-первых, в силу общего для них способа философствования, а во-вторых, вследствие опоры на одни и те же принципы, опосредующие содержание философских сочинений.

    На этапе патристики большой вклад в развитие философии внесли такие отцы христианской церкви, как Августин Блаженный (354 — 430) и др.

    Человеческая деятельность и свобода оказались подчинены воле всевышнего. Ответственность перед людьми опосредуется ответственностью перед Богом. Именно перед Богом и придется отвечать грешникам.

    Решение основной проблемы отношения человека к внешнему миру, к Богу и другим людям требовало философского анализа и других проблем. Приоритет отдавался вере. При этом знание часто рассматривалось как средство для укрепления веры. Другая важная проблема, обсуждавшаяся в период патристики и позже, — это проблема о свободе воли. Свобода воли рассматривается как источник греха. Избавить от греха может познание сотворенного Богом мира. Еще один широко обсуждавшийся круг проблем относился к этике. Одной из них была проблема добра и зла в мире. Многие христианские философы периода патристики считали, что зло в мире своим источником имеет дела людей, являющиеся реализацией их свободной воли, пораженной заблуждениями. Другие мыслители видели источник зла в происках дьявола.

    Вопрос 2

    Русская философия 18 века.

    * Петровские реформы – западное влияние:

    * XVII в. – немецкое – технические удобства;

    * XVIII в. – французское – идеи Просвещения.

    * Начало светского образования.

    * Появление светской интеллигенции.

    * Идеал: Царство Божие на земле.

    * Влияния философской литературы Запада.

    * Идея мирного согласования веры и знания.

    * Идея Великой России: «Москва – третий Рим».

    * Среди философских тем на первом месте – проблемы МОРАЛИ, в частности, СОЦИАЛЬНАЯ тема.

    * Общий АНТРОПОЦЕНТРИЗМ мысли.

    * Слабо выражен интерес к натурфилософии.

    учение Ломоносова – начало светской натурфилософии в России;

    * гипотеза об эволюции растительного и животного мира;

    * материя – основа природных явлений;

    * основные свойства материи – протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение;

    * считал материю вечной, формулирует закон сохранения материи;

    * природа не нуждается в божественном вмешательстве.

    * в теории познания отводил большое место опыту;

    * к истине может привести соединение эмпирических методов с теоретическими обобщениями;

    * уделял внимание логике; писал об объективном содержании логических форм;

    * уделял много внимания этике, морали, нравственности;

    * считал: улучшить жизнь общества можно посредством совершенствования нравов.

    * отделяет мир разума от мира веры

    Радищев

    * предмет философии – мир в целом (космос, Вселенная);

    * задача философии – выработать представление о материальности, сознании;

    * материалистический монизм иногда сочетался с элементами деизма и дуализма, пантеизма;

    * центральная проблема – человек;

    * главная особенность человека – способность оценки;

    * очень высоко ставит, вопреки Руссо, – социальные движения в человеке;

    * естественная социальность – основа его морали;

    * «человек есть существо сочувствующее и подражающее»;

    * оправдывает все подлинно естественное в человеке

    * Идея единства природы:

    * «Человек единоутробный сродственник всему, на земле живущему, не только зверю, птице... но растению, грибу, металлу, камню, земле»;

    * Но и подчеркивал особенность человека: Принципиальным отличием человека от прочих живых существ является наличие у него разума, благодаря которому тот «имеет силу о вещах сведому». Но еще более важное отличие заключается в способности человека к моральным действиям и оценкам.

    Радищев остался верен своему натуралистическому гуманизму, признавая неразрывность связи природного и духовного начал в человеке, единство тела и души

    Билет 17

    Вопрос 1

    Философия П.Я. Чаадаева. Славянофилы и западники.

    Жизнь человека включает два начала:

    * природное (животное)

    * социальное (разумное).

    Социальное общение – духовное начало; через социальную среду хранится и передается свет разумности. Мысль человека есть мысль рода человеческого; индивидуальный разум зависит от «всеобщего» (социального)

    чаадаев развивал религиозно-философскую линию. Он утверждал, что лишь под влиянием религии человечество может исполнить свое предназначение.

    Основная идея гносеологии Чаадаева – объективная обусловленность сознания. Разум, познающий мир, сам подчинен законам этого мира. Главными средствами познания физического мира являются опыт, рассуждение и интуиция. законы духовного мира могут быть поняты только путем Божественного откровения.

    В области антропологии Чаадаев обосновывал концепцию родовой сущности человека. Человеческий дух есть дух рода человеческого, и в мире сознания нет ничего совершенно обособленного. Человек становится человеком только через включение в человеческую культуру. Главные темы произведений чаадаева – судьба России и философия истории. Основным условием развития культуры Чаадаев считает религию

    Проблемами истории, выбора исторического пути для России занимались представители философских направлений

    ЗАПАДНИКИ и СЛАВЯНОФИЛЫ

    Западники

    Отдельного от остальной цивилизации, «уникального» исторического пути России нет.

    Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.

    Благо для России — освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.

    * Согласно славянофилам, основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада

    (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыручка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада).

    Вопрос 2

    Философия эпохи Возрождения. Гуманизм.

    Эпоха Возрождения (XIV—XVII вв.) — переход от средневековья к Новому времени. Средневековая философия оформила принцип абсолютной личности — Бога; земная жизнь человека — подготовка к загробной под руководством церкви. Переход к городскому образу жизни, развитие промышленности выявляют значимость человека, его творческую активность.

    Знаменитые гуманисты эпохи: Данте, Петрарка, Боккаччо, Фацио, Лоренцо Валла, Пико делла Мирандола, Манетти, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело (Италия); Монтень, Рабле (Франция), Шекспир, Бэкон (Англия), Л. Вивес, Сервантес (Испания), Гуттен, Дюрер (Германия), Эразм Роттердамский.

    Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Открытие человеческой индивидуальности. Ценность отдельного человека возрастает, формируется характерное для современной западной культуры индивидуально-личностное начало. Ренессансный идеал личности: разносторонность, самостоятельность, активность, свобода, творчество и универсальность. Человек, осознающий себя творцом собственной жизни и судьбы, неограниченным господином природы, культивирует активно-преобразующее отношение к миру

    Утверждается, что Бог не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает. Прославляя мощь человека и его величие, восхищаясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения неизбежно приходили к сближению человека с Богом. Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем -- человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.

    Билет 18

    Вопрос 1

    Средневековая арабская философия складывается, с одной стороны, в ходе размышления над Кораном, а с другой — в процессе осмысления и интерпретации античного философского наследия. Размышления над Кораном привели к развитию исламской теологии, известной как калам. Группа теологов, получивших название мутазилитов, наряду с вопросами калама интересовалась и собственно философскими вопросами, например, о человеческой свободе, о способности человека знать нормы морали независимо от откровения и т. д.

    В числе наиболее видных представителей арабской философии следует назвать Аль-Фараби (870-950), Ибн-Рушда, Ибн-Сину (Авиценну) (ок. 980-1037).

    Следует сказать, что для названных мыслителей характерно то, что они не столь радикально проводят принцип креационизма: материю они считают началом несотворенным, существующим вечно, как и Бог. Ибн-Рушд рассматривает материю как вечное, несотворенное начало, противостоящее Богу. По мнению Авиценны, если Бог вечен, то вечна также и материя, поскольку причина и следствие связаны друг с другом. Это учение является пантеистическим(отождествляющим бога и мир) и напрямую противоречит принципу креационизма(бог создал из ничего), характерному также и для мусульманской теологии. Характерно, что в отличие от западноевропейских схоластов, которые интерпретировали и дополняли Аристотеля, интерес мыслителей арабского Востока состоял в том, чтобы восстановить его оригинальное учение. Если христианский мыслитель предполагает бессмертие индивидуальной души, то Ибн-Рушд и Аль-Фараби отрицали это положение. Опираясь на идеи Аристотеля, Ибн-Рушд считал бессмертным только единый, универсальный мировой разум, Аль-Фараби полагал, что душа возникает и погибает вместе с телом.

    В теории познания арабские философы подчеркивали важную роль чувственного опыта. Авиценна рассматривал познание как процесс отражения предметов в чувствах и разуме познающего. Ибн-Рушд доказывал, что познание отдельных вещей, их сторон и качеств, предшествует образованию понятий, которые формируются разумом на основе чувственного опыта.

    В целом следует сказать, что арабская философия средневековья менее зависима в своем содержании от теологии и поэтому в ней сильны тенденции материализма, пантеизма и эмпиризма.

    Вопрос 2

    Философия Просвещения. Вольтер. Руссо.

    1688 – 1799

    Вольтер - не атеист, он деист, а это означает, что Бог признается творцом мира, но отвергается его участие в жизни общества. Вольтер выступает сторонником «естественной религии». Под естественной религией он понимает принципы морали, общие для всего человечества. Содержание морали Вольтер интерпретирует рационалистически. Главнй принцип морали, считает Вольтер, сформулирован уже муцдрецами древности: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».

    Он считал, что историю делают не боги, а именно люди.

    В философских трудах Вольтер выражал одно из основных требований восходящей буржуазии о равенстве людей. Однако в отличие от Ж. Ж. Руссо он признавал лишь равенство перед законом и правом.

    Руссо считал наилучшим дообщественное состояние людей, когда все люди, по его мнению, были добры и свободны, не знали ни законов, ни собственности, ни власти. Равенство людей определяется самой природой. Первоначальной же причиной существующего неравенства Руссо считал установление частной собственности: тот, кто первый оградил свой участок земли, является, по мнению Руссо, истинным основателем гражданского общества. Действительной основой государства, по Руссо, является свободная воля человека.

    Билет 19

    Вопрос 1

    Философия Нового времени. Р. Декарт.

    Р.Декарт, в отличие от Ф.Бэкона, считается основателем рационализма, согласно которому главную роль в познании играют не опытные данные, а деятельность рацио.

    Основная тема философии Декарта – поиск несомненного, очевидного, достоверного, то есть«первых истин».«Первые истины»извлекаются из человеческой души. Это истины о самом человеке, его устройстве и предназначении.

    Согласно Декарту, мышление – это удивительная способность человека, которая не является производной от чувств. Понятие – продукт мышления.

    Декарт делит сущее на:

    субстанция бесконечная (Бог);

    субстанция конечная (созданное Богом)

    (вещь мыслящая) (вещь протяжённая)

    За человеком закрепляется статус субъекта как существа мыслящего и выступающего основанием мыслимого (subjectumс лат.- основание).

    Общие выводы по философии Р.Декарта:

    Центральной темой для Декарта является человеческий разум. Декарт признает творение, то есть признает Бога в качестве источника человеческого разума. Декарт удерживает мысль о постоянной связи человека и Бога: «какая-то причина порождает и создает меня сызнова. Идея Бога в философии Декарта не есть результат веры, то есть свободной устремленности человека к Богу. Тем самым Декарт фактически закладывает основания для последующего замещения Бога идеей Бога .

    Вопрос 2

    Философия марксизма.

    Философия марксизма была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в 40-е годы 19 века. и является составной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику и социально-политическую проблематику.

    Идейные источники марксистской философии -диалектика Гегеля, материализм Фейербаха. Марксизм стоит на позиции материализма, т. е. считает бытие, материю первичной, а сознание, мышление — вторичными. Сознание — свойство высокоорганизованной материи отражать действительность, поэтому само оно, как свойство, не является материей и не сводится ни к одному из материальных процессов, лежащих в его основе.

    В марксизме диалектика — это наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления(высшей формы развития):

    1. Единство и борьба противоположностей. Развитие вызывается внутренними противоречиями, которые неизбежно содержатся во всех объектах и явлениях природы, внутренняя борьба между ними является сущностью развития.

    2. Переход количественных изменений в качественные. Развитие природы — это процесс, в котором в результате малых, незаметных и постепенных количественных изменений, внезапно происходит скачок в новое качество (качественный скачок), перерыв в постепенности.

    3. Отрицание отрицания. Каждый новый этап развития характеризуется отрицанием пройденного этапа, но таким отрицанием (диалектическим отрицанием, снятием, которое сохраняет черты прошлого этапа, связь, единство с ним.

    Диалектический материализм – это наука, которая изучает вопросы соотношения материи и сознания и общие законы развития природы, общества и мышления.

    - Материя существует независимо от сознания и находится в постоянном движении, изменении и развитии, Материя никем не сотворена, она существует вечно.

    В основе происхождения и развития общества лежит производственная деятельность, которая преобразовывает не только окружающий мир, но и самого человека.

    Также производство не только облагораживает окр мир и человека, в зависимости от деятельности формир. Отношение к людям и мировоззрение

    - На каждом этапе общественного развития люди вступают в не зависящие от их воли производственные отношения.,

    Значение

    - Научность: единство материализма и диалектики(развитие всего сущего);

    - К. Маркс и Ф. Энгельс соединили материализм с диалектикой;

    - Материалистическое объяснения как природы, так и общества;

    - Диалектический и исторический материализм открыли необходимость формирования всесторонне развитой личности, преодоления социальной противоположности между умственным и физическим трудом.

    Билет 20

    Вопрос 1

    Философия Нового времени. Ф. Бэкон.

    Ф.Бэкон считается основателем эмпиризма в философии

    Цель философии и науки, с точки зрения Ф.Бэкона –достижение истинного знания. Истинное знание 1) доступно изучению опытным путем, следовательно, наука должна быть не только теоретической, но и экспериментальной; 2) открыто всеобщему контролю и сотрудничеству, не является тайным; 3) приносит пользу людям: «знание – сила».

    Условие достижения истинного знания–освобождение от идолов(ложных понятий и мыслей). Ф.Бэкон различает 4 вида идолов:

    1. Идолы рода – заблуждения, свойственные человеческому роду в целом

    2. Идолы пещеры – индивидуальные заблуждения

    3. Идолы площади (рынка) – заблуждения, зависящие напрямую от внешних контактов людей.

    4. Идолы театра – С точки зрения Бэкона философия прошлого – бесплодна и многословна, все философские системы – сказки, предназначенные для разыгрывания на сцене.

    Цель науки для Бэкона–открытие форм. Открыть форму – это значит понять структуру явления и закон его протекания.

    Путь подлинного ученого для Бэкона – отличен от пути эмпириков и от пути рационалистов. Путь подлинного ученого – это путь пчел, которые и собирают нектар (факты) и вырабатывают мед (законы и теории, основывающиеся на фактах). Отсюда метод индукции (движение мысли от частного к общему) является, по Бэкону, основным в науке.

    Вопрос 2

    Экзистенциализм– это иррационалистическое направление в современной философии, возникшее в начале ХХ века и стремившееся постигнуть бытие как непосредственную нерасчлененную целостность субъекта и объекта

    Предшественниками экзистенциализма считаются датский философ и теолог XIXвека Кьеркегор и немецкий философФ.Ницше

    Экзистенциализм возник в начале ХХ века в России (Бердяев, Шестов), после первой мировой войны получил распространение в Германии, а во время второй мировой войны перешел во Францию. Известно два направления экзистенциализма – религиозное и атеистическое.

    Существование понимается в экзистенциализме как непосредственное единство субъекта и объекта, направленность субъекта вовне, открытость перед иным и движение к этому иному. В религиозном варианте экзистенциализма этим иным является Бог, к нему движется личность в своей свободе.

    Экзистенция человека – это нечто вроде его души. Экзистенция неуловима и не может быть познана: чем больше ее изучаешь, тем труднее ее понять. В силу своей иррациональности человек никогда не знает, чего он хочет; он не может понять себя и других и вследствие этого всегда одинок. Жизнь человека полна трагизма.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта