Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ Дисциплина

  • Глава 1. Философия в системе науки и философские знания 1.1 Философия как наука

  • 1.2 Особенности философских знаний

  • Глава 2. Предмет философии 2.1 Становление философии

  • 2.2 Специфика философского мышления

  • Список использованной литературы и источников

  • ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1Мировоззрение

  • Философия (исправленное1). Предмет философии и специфика философского мышления


    Скачать 33.37 Kb.
    НазваниеПредмет философии и специфика философского мышления
    Дата09.02.2019
    Размер33.37 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия (исправленное1).docx
    ТипРеферат
    #66955

    Негосударственное образовательное учреждение высшего

    Профессионального образования

    «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

    РЕФЕРАТ

    Дисциплина: Философия

    Тема: Предмет философии и специфика философского мышления

    Выполнил: студент группы УПС-118(2)

    Фараджова Т.В.

    Город: Норильск

    Омск 2019

    Введение
    Современное состояние духовной жизни российского общества характеризуется его радикальным обновлением, переоценкой всего доставшегося нам наследия. Именно в такие переломные эпохи обостряется потребность в философском осознании как мира в целом, так и общественной жизни человека, смысла его жизни. Поэтому интерес к философии усиливается, в различных слоях населения начинаются поиски новых ценностей и идеалов, которые могли бы способствовать выведению страны из затянувшегося кризиса [1, с. 17].

    Сегодня значимость философии все чаще оценивается по той мировоззренческой и методологической роли, которую она выполняет в приобщении человека к пониманию его как родового существа, живущего в сложном и стремительно изменяющемся мире. Именно эта роль философии всегда обусловливала ее первостепенное значение в системе социально-гуманитарного образования молодого поколения.

    Развитие философии рассматривается как сложный, многолинейный процесс, который осуществляется в конкретных культурах, создаваемых различными историческими народами. История философии убедительно показывает, что развитие философского знания тесно связано с жизнью этих народов, с их взлетами и падениями в различные эпохи. Так, многие философские концепции, особенно на востоке, явились основой государственного устройства и управления [1, c. 18].

    Одной из самых значимых и определяющих функций философии является мировоззренческая и гуманистическая функции. Богатейший по своей глубине и самоценности историко-философский материал позволяет получить не только информацию о сущности тех или иных философских учений, но и формирует наше мировоззрение.

    При изучении каждой темы мы будем обращать внимание на творческую и творящую природу человека, причем каждого. Конструирование мира представляет собой особенность каждой личности [5].

    Цель – комплексное изучение философии и философского мышления.

    Для достижение поставленной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

    • изучить философия как науку;

    • раскрыть предмет философии;

    • охарактеризовать специфику философского мышления.

    Актуальностью данной темы является то, что сегодня уже не только отдельные народы, но и мировое сообщество в целом как никогда нуждается в философии и в философском осмыслении себя, своего места и предназначения в жизни. Подтверждением тому являются и ежегодно проводимые во всем мире дни философии ЮНЕСКО, и последние Всемирные философские конгрессы, которые акцентируют внимание, как правило, на самых актуальных, жизненно важных для современного мира вопросов.

    Глава 1. Философия в системе науки и философские знания
    1.1 Философия как наука
    В истории философии, как особой сферы научного знания, обнаруживается три главных значения понятия философии: староантичное, традиционное и современное. У своих истоков философия была синкретическим знанием о природе, бытии, космосе. Она только начинала отделяться от обыденного знания и мифологии, но еще не разошлась с зарождающимся научным познанием мира. Поэтому первое понимание философии было связано с историческим отделением совокупного философско-научного знания или «протознания» от мифологии в античном мире и от богословия в эпоху Возрождения. Такого понимания философии придерживались Аристотель, а позднее Бэкон и Декарт. Распространенность этого взгляда, вплоть до начала XIX века, сказывалась в том, что философией назывались специальные науки. Так, сочинение И. Ньютона по механике озаглавлено «Математические начала натуральной философии», а книга Ж.Б. Ламарка по биологии – «Философия биологии [2, c. 36].

    Традиционное понимание философии как учения о всеобщем встречается еще у Аристотеля, хотя и не имеет соответствующего обоснования. Его «первая философия», противостоящая частным наукам, получила впоследствии название «метафизика», то есть стоящая после физики. Это понимание философии как науки довольно сильно выражено в немецкой философской традиции. Если Кант лишь ставил вопрос о том, как возможна метафизика в качестве науки, то Гегель обстоятельно доказывал, что философия является наукой, более того «наукой наук». Позже Энгельс рассматривал философию прежде всего с точки зрения диалектики как науки.

    К современному понятию философии ближе не «протознание», а понятие «метафизика», хотя оно и не сводится к нему. Формирование нового понимания философии обусловлено не только окончательным размежеванием философии и частных наук в теоретической сфере, но и с обретением ими собственного предмета, проблематики и категориального аппарата. Современная философия уже не может претендовать на роль «науки наук», включающей в себя все знание. Тем не менее связь философии с наукой не только не прерывается, но все более усиливается, хотя и на новой, более адекватной им основе [2, c. 37].

    Философия, претендующая на научность, испытывает сильное воздействие на нее крупных научных открытий, что способствует ее развитию. Этому содействовали успехи естествознания в Новое время и в конце XIX – начале ХХ вв. Сегодня этому служат достижения в таких междисциплинарных интегративных научных направлениях как кибернетика, системный подход, синергетика. Существует и обратное мировоззренческое и методологическое влияние философии на частные науки, способствующее их интенсивному развитию [2, c. 38].

    В современном обществе, в связи с провозглашением отдельными мыслителями беспредельного мировоззренческого плюрализма, возникает опасность победы суеверия над научным мировоззрением. Опасные социальные последствия этого могут оказаться весьма тяжелыми. Историческими примерами такого рода последствий могут служить инквизиция, религиозный фанатизм и фундаментализм, фашизм, а также гонения на кибернетику, генетику и так далее. В связи с этим перед представителями научной философии стоит задача распространения научного мировоззрения, всемерное отстаивание своих мировоззренческих позиций [3].
    1.2 Особенности философских знаний
    В первобытном обществе знание не было разделено на отдельные ветви. Только постепенно из единого знания о мире стали выделяться научное, религиозное, художественное, техническое и другие виды знания. В отличие от восточной философии, тесно связанной с религиозными или этическими учениями, философия западного мира стала развиваться именно в качестве науки, т.е. в качестве систематизированного, рационального свода знаний о мире. В европейской традиции философия выступила как «царица наук», направляющая общий ход развития научного познания [4, c. 84].

    Однако философия - это не только наука, «она больше, чем наука», утверждают ученые. По уровню духовного освоения действительности философию часто соотносят с такими наиболее общими формами духовной жизни общества, как религия, искусство, наука в целом.

    В философских категориях отражены особенности не отдельных (частных), а самых общих сторон существования мира. Так, например, категории биологии – наследственность, клетка, ген – отражают научные представления о существовании живых организмов; категории истории –феодальная раздробленность, гражданская война, просвещенный абсолютизм – отражают определенные особенности развития человеческого общества. Категории философии – бытие, материя, сознание, сущность, явление, развитие, человек, общество, природа, познание, истина, добро, зло –заключают в себе представления о наиболее общих аспектах существования мира [9].

    Философские знания только тогда являются научными, когда они объединены в систему (от греч. sistema - целое, составленное из частей), то есть в такую совокупность, все части которой взаимосвязаны. «Философствование без системы не может иметь в себе ничего научного», – утверждал Гегель. Философские системы – это философские учения, способные объяснить мир в целом, а также любую его часть. Крупнейшими философскими системами являются учения Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Канта, Гегеля, Маркса и Энгельса [6].

    Глава 2. Предмет философии
    2.1 Становление философии
    В отличие от мифологии и религии, которые опираются на веру в сверхъестественное, вообще – на веру, философия основным принципом своего существования объявляет мышление. Многочисленные мировоззренческие вопросы философия группирует и пытается решить с помощью разума, опираясь на понятия и суждения. Философия претендует на всеобщее знание, ибо вопросы на которые она пытается дать ответы – также всеобщие [7, c. 15].

    По легенде термин «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (580-500 года до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Слово философия состоит из двух – «любовь» и «мудрость», то ест означает любовь к мудрости. Пифагор имел ввиду то, что он сам не мудрец, то есть не обладает мудростью, он только стремится к ней, любит ее, почитает. Нечто схожее позднее выскажет Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Интересно, что с точки зрения современной гносеологии эти позиции можно определить как агностицизм (ибо полное обладание мудростью невозможно) или, если быть менее радикальным, как предвосхищение диалектического учения об Абсолютной и Относительной истине [7, c. 18].

    Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении. Первые философы живо интересовались всем многообразием мира. Недаром философию называют матерью всех наук, ибо изначально философы одновременно были математиками, лингвистами, логиками, астрономами, риторами и так далее. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством.

    Философия – это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.

    Мировоззрение – система устойчивых взглядов человека на мир и свое место в нем. В широком смысле – это все взгляды, в узком – самые важные из числа наиболее общих [10].

    Можно представить в виде пирамиды, в основании которого лежит знание, а на верху находится идеал (см. приложение 1).

    Философия – это теоретический уровень мировоззрения, его ядро. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Философия – мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на теоретические методы исследования, использовать логический инструментарий для обоснования своих положений, выработать достоверные, общезначимые принципы и положения.
    2.2 Специфика философского мышления

    Специфичность философии состоит в ее форме универсального теоретического познания. Философия – это форма познания наиболее общих, а точнее, всеобщих оснований бытия. Специфика философии состоит в том, что в ней объединены два способа человеческой жизнедеятельности: научно-теоретический и духовно-практический [14, c. 27].

    Теоретический характер философии заключается в следующем. Философское обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Наука замкнута в рамках опыта, ограничена им. Философия есть такой способ мышления, при котором нет никаких опытных ограничений. Философия поистине универсальна, ибо открывает такие законы Бытия, которые проявляются во всех сферах жизни. С другой стороны, философия по своему характеру субстанциональна (от лат. substantia – сущность, нечто лежащее в основе). Субстанция – это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивостьих свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Универсализм и субстанционализм как принципы тесно связаны друг с другом, ибо предельное обобщение выявляет субстанцию. Универсализм и субстанционализм характеризуют особенность философии как теоретической формы освоения действительности [14, c. 28].

    Специфичность философии заключается и в способе мышления. Для философской позиции характерно сомнение, которое, впрочем, не носит негативный характер. Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько прочны человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, а также те, которые выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент знания. Другими словами, сомнение стимулирует развитие. Это не всегда и не всеми принимается. Таким образом, философия с самого начала своего существования имеет духовно-практическую направленность.

    Философия – это не только способ мышления, это еще и наука. Как и у всякой науки философия обладает своим предметом, своим понятийным аппаратом, своей структурой [11].

    Предмет философии – весь мир в его многообразии и взаимодействии всех его частей. Это бытие в полной форме своего выражения: реального или абстрактного, рационального или иррационального, объективного или субъективного. Для философии одинаково (если подходить принципиально) важны и бред сумасшедшего, и законы химии, и историческое движение, и способы закалки стали и так далее. Важной чертой предмета философии является то, что он может быть абсолютно умозрительным. Понятно, что философ не может один объять весь мир в его целостности. Поэтому философия разделяется на ряд отделов, каждый из которых в свою очередь может делиться дальше [13, c. 24].

    Онтология (от греч. ontos «сущее» и logos «понятие, разум») – отдел философии, изучающий основания мира, учение о Бытии как таковом. Выявляет и изучает наиболее общие сущности, предельные основания, фундаментальные принципы существования всего.

    Гносеология (от греч. gnosis «знание») – отдел философии, изучающий природу познания, его формы, механизм, сущность.

    Эпистемология (от греч. episteme «знание») – теория познания, отдел философии, изучающий проблему научного знания.

    Аксиология (от греч. axia «ценность») – отдел философского знания, изучающий природу ценности, механизм ее проявления, функционирования.

    Логика (от греч. logos «понятие, разум») – в философии – наука о правильном мышлении, учение о мышлении в понятиях. Служит повышению формальной точности сознания и выражения содержания мышления.

    Эстетика (от греч. aisthetikos «чувствующий, чувственный») – учение о прекрасном, о законах и формах прекрасного, о его типах, его отношению к природе и искусству, о сущности прекрасного.

    Этика (от греч. ethos «обычай, нравственный характер») – учение о нравственности, морали, о человеческом поведении, сообразуемом нравственными нормами, о характере этих норм и так далее. Термин впервые употреблен Аристотелем [13, c. 28].

    Антропология (от греч. anthropos «человек») – наука о человеке, о его происхождении и эволюции. С точки зрения естествознания антропология изучает отличия человека от других живых организмов, изучает его телесную организацию на анатомическом, физиологическом, расовом уровнях. Философская антропология охватывает реальное человеческое существования во всей его полноте, определяет его место и отношение к окружающему миру.

    История философии – отдел философии, изучающий становление философского знания, его формы, открытия. Осмысляет философию с точки зрения ее процессуальности. С одной стороны, история философии знакомит человека с философским опытом прошлого, с другой стороны, дает огромный материал для критического осмысления этого прошлого с целью дальнейшей успешной разработки тех или иных проблем.

    Философия истории – философская дисциплина, изучающая сущность и типы исторического движения человеческого общества [13, c. 33].

    Развитие философского мышления, в конце концов, определило главный, или основной вопрос философии. Он в свою очередь делится на два.

    Первая сторона вопроса выглядит следующим образом: что первично, а что вторично – бытие или мышление, природа или дух. В зависимости от решения этого вопроса все философы разделились на два лагеря:материалистови идеалистов. Материалисты утверждают первичность, самодостаточность материи. Весь мир, бытие объясняется ими как продукт саморазвития материи. Этот мир несотворим, вечен, бесконечен и постоянно развивается. Идеалисты же в качестве первоначала всего сущего называют духовное начало – личностное или безличностное (Бог). Те из идеалистов, которые в качестве первичного начала называют личностное, индивидуальное сознание, мышление, именуютсясубъективными идеалистами, а те, кто понимают духовное начало как надличностное – объективными идеалистами.

    Вторая сторона основного вопроса философии формируется как вопрос о принципиальной познаваемости мира, то есть может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь Бытие, отразить в понятиях все многообразие универсума. Большинство философов отвечают на этот вопрос положительно, в той или иной форме признавая возможность познания бытия. Здесь возникает проблема Абсолютности и Относительности истины, четко сформулированной в диалектике. Те же из философов, которые отрицают принципиальную возможность познания бытия, называются агностиками (от греч. gnosis – знание и отрицательной приставки) [8].

    Этот вопрос имеет для философии универсальное значение и присутствует в том или ином модифицированном виде при решении множества иных философских проблем.

    С одной стороны, философия, как уже говорилось, сама является наукой. С другой стороны, философия является методологической базой всякой науки. Философия шире любой науки. Вместе с тем они не существуют по отдельности: напротив, научные достижения необходимы для философа как материал для дальнейшего обобщения. С другой стороны, философская концепция служит методологической базой научного знания [12].

    Заключение
    Мировоззрение – это сложное духовное образование, включающее представления и понятия о мире и месте человека в нем, о смысле человеческой жизни. В нем содержится в органическом единстве эмоциональная, волевая и рациональная сферы сознания и оно представляет собой как бы «результирующую» этих аспектов.

    Философия является специфическим видом мировоззрения, представляющим собой многомерное духовное образование. Эта многомерность выражается прежде всего в наличии таких уровней отражения мира в сознания общественного человека как миросозерцание и теоретическое мировоззрение. Миросозерцание представлено следующими формами: мироощущение, миропредставление и мировосприятие. В теоретически оформленное философское мировоззрение входят мирознание, миропонимание, мирооценка.

    В истории философии имели место три основных подхода к определению предмета философии: старо-античный, традиционный, современный.

    Можно выделить три «части» предмета философии:

    1 Мир в целом (объективная реальность), его категориальная структура (объективная система категориальных определений мира);

    2 Человек и общество (субъективная реальность);

    3 Деятельность, взаимодействие субъект, а с объектом способы и направления деятельности (мышление, познание, практика, искусство).

    Соответственно трем «частям» предмета можно выделить три «части» философии:

    1 Учение о мире в целом и его категориальной структуре – мировоззренческая «часть»;

    2 Учение о человеке и обществе – философская антропология и социальная философия»;

    3 Учение о нормах и методах – методологическая «часть».

    Список использованной литературы и источников
    1 Антонов Е.А. Философия. – Белгород, 2014. – с 127.

    2 Библер B.C. Что есть философия. – М.: Кнорус, 2015. – с 321.

    3 Бошно С.В. Становление философии как науки. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://scibook.net (дата обращения: 03.02.2019).

    4 Бобков А.Н. Современные подходы к пониманию мировоззрения

    5 Беляева Г.С. Основные разделы философии. 2017 [Электронный ресурс]. URL: https://mydocx.ru (дата обращения: 04.02.2019).

    6 Варламова Н.В. Философские методы. 2016 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://greatp.ru (дата обращения: 03.02.2019).

    7 Зотов А. Феномен философии: О чем говорит плюрализм философских учений //Вопросы философи

    8 Кашанина Т.В. Структура философского знания. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://libsib.ru (дата обращения: 05.02.2019).

    9 Кузьмина М.В. Особенности философских знаний. 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.livelib.ru (дата обращения 04.02.2019).

    10 Огнева М.В. Философия как особая форма общественного сознания. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://fil.wikireading.ru (дата обращения 06.02.2019).

    11 Осипов М.Ю. Предмет, структура и функции философии. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://studydoc.ru (дата обращения 06.02.2019).

    12 Потапов М.Г. О предмете философия. 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://5fan.ru (дата обращения: 07.02.2019).

    13 Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 1996. – Тема 1-2.

    14 Спиркин А.Г. Философия. – М.: Кнорус, 2014. – с 11.

    15 Соколова М.А. Философия как наука. 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://scicenter.online (дата обращения: 07.02.2019).


    ПРИЛОЖЕНИЕ


    Приложение 1

    Мировоззрение



    Этапы

    Формы

    Содержание

    Мироощущение (мировоззрение)

    Мифология

    Аниматизм, тотемизм, фетишизм

    Миропредставление

    Религия

    Вера (слепая), авторитет

    Мировосприятие

    Наука

    Власть разума


    написать администратору сайта