Главная страница
Навигация по странице:

  • 23 Бытие как фундаментальная категория философии. Основные формы бытия.

  • Бытие человека

  • Категория материи и ее методологическое значение. Понятие субстанции. Основные типы материальных систем и структурных уровней материи.

  • Системы материи можно классифицировать следующим образом

  • Современной науке известны следующие типы материальных систем

  • Атрибуты материи: движение, пространство, время.

  • Диалектика как учение и метод, ее структура и функции.

  • Основные функции диалектики: 1. Онтологическая

  • 2. Гносеологическая

  • 5.Мировоззренческая

  • Диалектика и метафизика, их историческое место и значение.

  • Законы диалектики.

  • Сознание, его сущность и происхождение. Идеальное и материальное.

  • Структура и функции сознания. Сознание и мышление. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.

  • Предмет философии. Роль философии в жизни общества и человека


    Скачать 134.41 Kb.
    НазваниеПредмет философии. Роль философии в жизни общества и человека
    Дата21.02.2023
    Размер134.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаfilosofia.docx
    ТипДокументы
    #949562
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Диалектический материализм

    Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс свое учение диалектическим материализмом не называли. Они пользовались понятиями «современный» или «новый» материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей. Термин диалектический материализм введен русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856—1918) и закреплён Лениным как официальное название философского компонента советской системы марксизма-ленинизма.

    Центральным понятием философии марксизма как учения о диалектическом процессе является понятие всеобщности развития. В «Антидюринге» Энгельс высказывает мысль, что диалектика рассматривает законы мышления, в «Диалектике природы» подчеркивается, что «диалектические законы являются действительными законами развития природы».

    Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии.

    Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство». Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.

    Коммунизм, по мнению Маркса[источник не указан 966 дней], — необходимый этап закономерного развития общества. Степень развития производительных сил определяет ступень, до которой могут развиться общественные отношения. По мере развития производительных сил общество получает все больше ресурсов, может «позволить» себе и отдельным своим членам все больше свободы, и таким образом перейти на более высокую ступень общественных отношений.

    В ряде государств в течение тех или иных исторических периодов у власти находились различные политические партии и движения называющие себя марксистскими, или находившиеся под влиянием марксизма. Марксизм в этих странах зачастую объявлялся официальной государственной идеологией или был таковой де-факто.

    23 Бытие как фундаментальная категория философии. Основные формы бытия.

    Бытие́ — в самом широком значении — существование.

    Понятие бытия — центральное философское понятие. Бытие — предмет изучения онтологии. В более узком значении, характерном для фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, понятие «бытие» фиксирует аспект существования сущего в отличие от его сущности. Если сущность определяется вопросом: «Что есть сущее?», то бытие вопросом: «Что значит, что сущее есть?». Понятие бытия в русский философский язык вводит Григорий Теплов в 1751 году как перевод латинского термина «ens».

    Поскольку бытие может пониматься как единственное, постольку термин «бытие» часто используют для обозначения мира как целого. Предмет изучения онтологии. Противоположные понятия — «небытие» и «ничто». Существенные философские проблемы — соотношение бытия и мышления, соотношение бытия и времени, соотношение бытия и небытия.

    Принято выделять ряд различающихся и в то же время взаимосвязанных основных форм бытия:

    Бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие «второй природы», то есть вещей и процессов, произведенных человеком.

    Бытие человека — как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие.

    Бытие духовного (идеального) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

    Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

    1. Категория материи и ее методологическое значение. Понятие субстанции. Основные типы материальных систем и структурных уровней материи.

    Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).

    Методологическое значение философской категории материи и разработки этой категории Лениным для развития естествознания особенно ощутимо в борьбе материализма против физического идеализма в XX в.

    В конце прошлого столетия, воспользовавшись тем, что метафизический материализм был господствующим мировоззрением физиков и не мог объяснить суть новых открытий в области, главным образом, учения о материи и ту ломку понятий, которую вызвали эти открытия, идеалисты подхватили гносеологически неудачное выражение физиков «материя исчезает», «материя сводится к электричеству» и т.п. и пытались раздуть его в целую систему взглядов о том, что «материя устарела», «материя исчезла», материализм якобы опровергнут, а идеализм получил научное обоснование в новых открытиях физики.

    Ленинский анализ материи как философской категории сыграл огромную роль в материалистическом обобщении новых открытий физики, которые в свою очередь способствовали выработке более точного определения самой категории материи как теоретической и методологической базы учения естествознания, а также имел большое значение в идейном разгроме идеализма, паразитирующего на этих открытиях. Ленин показал, что гносеологическими корнями идеалистического вывода об «исчезновении материи» являлось метафизическое положение, что с понятием материи связано признание неделимости атома, постоянства массы и т.д. Он указывал, что открытия делимости и изменчивости атома, новых видов материи (в данном случае электронов и других элементарных частиц), новых физико-химических свойств материи лишь свидетельствуют о том, что знание углубляется и; что механика Ньютона, основанная на представлении о неизменной массе и отражающая свойства и законы медленных движений, не распространяется на физические тела, двигающиеся с быстротой, приближающейся к скорости света.

    Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего.

    Системы материи можно классифицировать следующим образом:

    материальные и знаковые;

    • простые и сложные;

    • естественные и искусственные;

    • активные и пассивные;

    • открытые и закрытые;

    • детерминированные (жесткие) и стохастические (мягкие).

    Современной науке известны следующие типы материальных систем и соответствующие им структурные уровни Материя: элементарные частицы и поля; атомы, молекулы, макроскопические тела различных размеров, геологические системы, Земля и другие планеты, звёзды, внутригалактические системы, Галактика, системы галактик, Метагалактика, границы и структура которой пока ещё не установлены.

    1. Атрибуты материи: движение, пространство, время.

    Необходимо учитывать, что бытийствование мира демонстрируется не только в бесчисленном множестве его конкретных форм и свойств, но и в атрибутивных проявлениях: движении, пространстве, времени.

    Движение — способ существования мира. Быть, бытийствовать, существовать — значит пребывать в движении. Оно внутренне присуще миру, универсально, его сущность состоит в зависимости от материальной основы, т.е. движение неразрывно с материей. Движение противоречиво (прерывно и непрерывно), многообразно: имеет формы (по степени возрастания сложности) — механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Формы движения — это группы изменений, объединенных общностью своего подчинения. Так, механическая — пространственные передвижения, физическая — тепловые процессы, радиоволны, ток и т.д.; химическая — изменение молекулярного состава, превращение одних атомов в другие; биологическая — процессы в биосфере; социальная — самая сложная из всех форм, обозначает общественные трансформации, взаимодействие общественных систем.

    Все последующие формы внутренне содержат предыдущие, взаимопереходят друг в друга. Движение конкретизируется через пространственно-временные координаты.

    Время — форма бытия мира, обозначающая последовательность его состояний. Проявляется через ритмичность, длительность, необратимость: от прошлого через настоящее к будущему.

    Если время характеризует изменчивость связей, то пространство — их устойчивость.

    Пространство — координация расположения предметов, их всеобщая форма существования. Оно трехмерно (высота, длина, ширина).

    1. Диалектика как учение и метод, ее структура и функции.

    Диалекгику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.

    Диалектика — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефлексивного теоретического мышления, имеющего своим предметом противоречие мыслимого содержания этого мышления.

    Диалектика есть открытая органическая система, совокупность устойчивых отношений и связей, между элементами которой образует структуру диалектики. Ее элементы — это категории, законы и принципы, которые в своем единстве отражают единство, целостность развивающегося реального мира II его всеобщих характеристиках.

    Категории диалектики — формы мышления, которые отражают наиболее общие и существенные стороны, свойства и отношения реальной действительности и познания на основе чувственно-материальной деятельности людей, общественной Практики. Основные категории — материя, сознание, развитие, качество и количество, противоречие, необходимость и случайность, причина и следствие и др.

    Основные функции диалектики:

    1. Онтологическая: нацеленность теории диалектики преимущественно на выявление и изучение диалектики вещей, реальной диалектики природы и общественного бытия в их всеобщих, универсальных характеристиках.

    2. Гносеологическая: изучение закономерностей познавательного процесса в целом, а не только отдельных его форм, видов и уровней.

    3. Логическая: исследование всеобщих форм мышления, принципов, категорий в их развитии и взаимосвязи с точки зрения содержательного отражения в них всеобщих закономерностей объективной действительности.

    4. Методологическая: разработка на основе объективных всеобщих законов действительности системы универсальных регулятивных принципов (норм, предписаний, правил), направляющих познавательную и практическую деятельность людей.

    5.Мировоззренческая: определение социальной ориентации субъектов с точки зрения собственного содержания диалектики, выраженного в системе всех ее элементов.

    6.Праксеологическая (социально-преобразующая): не только «объяснение» мира, но и «участие» вето изменении — опосредованно, в соответствии с диалектическими представлениями о нем.

    1. Диалектика и метафизика, их историческое место и значение.

    Диалектика (от греч. Диалектике) значит искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика — это теория и способ познания реальности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

    Антиподом диалектики является МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ способ. Термин «метафизика» (от лат. Та мета та физика — практически «то, что следует после физики) был введен в 1 в. До н. Э. Комментатором Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегреческого мыслителя, он расположил «после физики» те из них, где речь шла об общих вопросах бытия и познания, о «первой философии» , В различие от «второй философии» — частно-научного знания.

    ПОНЯТИЕ «МЕТАФИЗИКА» ИМЕЕТ ТРИ главных ЗНАЧЕНИЯ:

    1. ФИЛОСОФИЯ КАК НАУКА О ВСЕОБЩЕМ, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля о «первых родах сущего». Так, большой германский философ XX в. М. Хайдеггер разглядывал её как «род познания, имеющий предметом сущее в целом». Главные её категории — это предельные понятия, «охватывающие» сразу и объект, и субъект познания.

    2. Особая философская наука — ОНТОЛОГИЯ, УЧЕНИЕ О БЫТИИ КАК ТАКОВОМ, независимо от его частных видов и в отвлечении от вопросов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошедшем (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), Так и в реальном, в особенности в современной западной философии.

    3. ФИЛОСОФСКИЙ метод ПОЗНАНИЯ (МЫШЛЕНИЯ) И деяния, противостоящий диалектическому способу как своему антиподу. Конкретно об этом аспекте понятия «метафизика» (антидиалектика) ниже и будет идти речь.

    1. Законы диалектики.

    закон единства и борьбы противоположностей;

    Закон единства и борьбы противоположностей раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие.

    Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут сущ. друг без друга, взаимно дополняют друг друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).

    Сущность: Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета.

    закон перехода количественных изменений в качественные и обратно

    Любой предмет и явление обладают как количеством, так и качеством.

    Качество –

    1. свойство предмета - такие черты и особенности предмета, которые характеризуют его способность взаимодействовать с другими предметами.

    2. структура предмета, то из чего состоит предмет, из каких элементов

    3. функции предмета, т.е. то, для чего предмет предназначен.

    4. место предмета, т.е. является он исходным пунктом или его результатом, находится он в развитом или неразвитом состоянии.

    Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

    закон отрицания отрицания

    Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определенный исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, который также имеет определенный результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место.

    Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на базе старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени, некоторые положительные черты, присущие старому.

    Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета.

    1. Сознание, его сущность и происхождение. Идеальное и материальное.

    Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

    Сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.

    Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, нейробиологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у сильно больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как его можно измерить; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

    Сознание — это способность субъекта соотносить себя с миром, вычленять себя из мира и противопоставлять себя ему. В этом случае возникает разговор о соотношении субъекта и объекта, сознания и мира.

    1 из основных вопросов философии: отношение духа к природе, сознания (идеального) к материальному. Этот вопрос имеет две стороны. Первая из них – вопрос о том, что является определяющим, первичным в мире – материальное или духовное (идеальное, сознание)? Первичное существует лично, является основой, началом, творцом всего существующего. Энгельс (1820-95) писал: «Философы разделились на два больших лагеря... Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма». Материальное отличается от идеального тем что материальное отражается органами чувств или приборами, а идеальное не отражается.

    1. Структура и функции сознания. Сознание и мышление. Сознание и самосознание. Сознание и бессознательное.

    Структура сознания:

    1. Мышление (см. Гносеологию)

    2. Воля - это способность сознательно действовать для реализации поставленной цели.

    3. Эмоции (самостоятельно)

    4. Самосознание (это представление о собственном я, восприятие себя, во всем многообразии своих свойств, отличие себя от других)

    5. Память-это способность сохранять, воспроизводить и перерабатывать некоторую информацию.

    6. Воображение-это способность представлять отсутствующий предмет или реально несуществующий предмет, мысленно манипулировать с ним.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта