Главная страница
Навигация по странице:

  • КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

  • РАДИКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.

  • Деятельность народников.

  • РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

  • Социал-демократы.

  • Просвещение и образование.

  • Просветительская деятельность.

  • Предмет и цели изучения истории. Исторические источники и литература. Периодизация истории России


    Скачать 0.68 Mb.
    НазваниеПредмет и цели изучения истории. Исторические источники и литература. Периодизация истории России
    Дата16.01.2022
    Размер0.68 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_ekzamen_zima0.docx
    ТипЛитература
    #332228
    страница5 из 10
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

    ИДЕЙНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В РОССИИ.В пореформенной России окончательно оформились три направления в общественном движении — консерваторы, либералы и радикалы. У них были разные политические цели, организационные формы и методы борьбы, духовные и морально-этические позиции.

    КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.Крупнейшие представители консерватизма — государственные деятели, литераторы и философы К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский, А.А. Фет, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев.

    В основе идеологии консерваторов лежала теория официальной народности. Ключевыми положениями теории были укрепление самодержавия, поддержка дворянства в качестве его опоры, сохранение единой и неделимой России, господство православия, поощрение русификации инородцев, необходимость корректировки реформ 1860—1870-х гг. в интересах дворянства. Консерваторы имели поддержку среди всех слоёв общества.

    ЛИБЕРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ.Деятелями либерализма в России были в основном историки, юристы, литераторы: Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, А.М. Унковский, И.С. Тургенев, И.И. Петрункевич, А.С. Муромцев, Д.Н. Шипов. Свои идеи они публиковали в журналах «Русский вестник», «Русская беседа», «Вестник Европы», «Отечественные записки».

    Продолжалась деятельность славянофилов и западников. Появился новый социальный слой — разночинцы. Сторонники либерального направления выступали за расширение прав земств и создание центральных представительных учреждений, введение гражданских свобод.

    РАДИКАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. НАРОДНИЧЕСТВО.Многие либеральные деятели отвернулись от правительства после реформы 1861 г. и ослабления цензуры. В городах создавались кружки наиболее радикально настроенных представителей земского либерального движения. Влияние на них оказывали статьи Н, Г. Чернышевского, А. И. Герцена и Н. П, Огарёва (газета «Современник»). Чтобы поднять крестьян на восстание, они распространяли прокламации, в которых призывали к всеобщему и немедленному бунту.

    Радикалы развивали идеи народничества, представленного либеральным и революционным направлениями.

    Сторонники либерального направления народничества (Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов) проводили пропаганду мирных путей общественного преобразования, выступали за введение всеобщего начального образования, отмену телесных наказаний, высказывали мнение, что интеллигенция должна помочь русскому народу избавиться от бедности и невежества. В среде либеральных народников господствовало мнение о важности культурной работы в народе.

    Теории революционного народничества:

    • анархистское (М.А. Бакунин): Крестьяне готовы к революции. Государство — источник эксплуатации, поэтому его надо уничтожить. Вместо него — союз самоуправляющихся общин.

    • пропагандистское (П.Л. Лавров — хождение в народ): Крестьяне не готовы к революции. Надо усилить пропаганду, для её успеха создать революционную организацию.

    • заговорщицкое (П.Н. Ткачев — террор): Крестьяне не готовы к революции, пропаганда не даст быстрых результатов. Надо создать тайную организацию, которая осуществит захват власти.

    Деятельность народников.1861 — 1864 гг. Деятельность тайного общества «Земля и воля» . Распространение идей нигилизма (мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности, культуры)

    1860—1880-е гг. Возникновение революционных народнических кружков, члены которых выступали против капитализма, видели будущее России за социализмом, планировали построение нового общества в результате революции.

    1874-1875 гг. Хождение в народ окончилось провалом.

    1876 г. Создана организация «Земля и воля» (М.А. Натансон, Г.В. Плеханов, А.Д. Михайлов, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская), члены которой выступали за передачу земли крестьянам, свободу слова и печати, вели пропаганду идей социализма среди крестьян.

    2 апреля 1879 г. Совершено покушение на Александра II.

    1879 г. Произошёл раскол организации «Земля и воля» на «Чёрный передел» (1879— 1882), куда вошли Г. В. Плеханов, В. И. Засулич, и «Народную волю» (1879—1881) во главе с А. И. Желябовым и А. Д. Михайловым. Участники «Чёрного передела» выступали за длительную революционную пропаганду. В 1883 г. ими создана группа «Освобождение труда». Члены «Народной воли» ратовали за индивидуальный террор. Итогом их деятельности стали несколько покушений и убийство Александра II 1 марта 1881 г.

    1883 г. Разгром «Народной воли», арест большинства её руководителей.

    РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.Начало массового рабочего движения. В разные годы существовали:

    • «Южно-российский союз рабочих», лидер Е.О. Заславский (1875-1876);

    • «Освобождение труда» — Г.В. Плеханов, В.И. Засулич, П.Б. Аксельрод (1883);

    • «Северный союз русских рабочих» — В.П. Обнорский, С.Н. Халтурин (1878- 1881);

    • «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» — В.И. Ленин (Ульянов), Ю.О. Мартов (Цедербаум) (1895-1898).

    С конца 1880-х гг. в России появляются марксистские кружки:

    Марксизм - это философское, политико-экономическое учение, у истоков которого стояли К.Маркс и Ф.Энгельс. Выступает идеологией левых сил, которые ведут борьбу за реализацию интересов пролетариата, противодействуют эксплуатации труда капиталом и отстаивает идею социального равенства.

    •1883 г. — группа Дмитрия Благоева в Петербурге;

    •1885 г. — кружок П. В. Точисского «Товарищество санкт-петербургских мастеровых»;

    •1899 г. — группа М. И. Бруснева «Социал-демократическое общество» и кружок Н. Е. Федосеева в Казани.

    Задачи кружков: изучение марксизма и пропаганда его среди рабочих, студентов и мелких служащих. Среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни во главе с В. И. Ульяновым (Лениным) выступали за создание политической партии, осуществление социалестичесой революции и установление диктатуры пролетариата, другие, отрицая революционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда рабочего класса России.

    Социал-демократы. 1898 г. I съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии) в Минске.

    1903 г. II съезд РСДРП в Лондоне, приняты устав и программа. Выступали за свержение самодержавия и установление диктатуры пролетариата. Раскол на большевиков (В. И. Ульянов) и меньшевиков (Л. Мартов).

    Эсеры.1902 г. Создание партии социалистов-революционеров (эсеров).

    Опирались на крестьян. Лидер — В. М. Чернов. Выступали за уничтожение частной собственности на землю, раздачу её крестьянам. Тактика борьбы — террор.

    Либералы.Центром формирования либеральной оппозиции являлись земства и городские думы.

    1902 г. Издание за границей нелегального журнала «Освобождение» (руководитель — П. Б. Струве).

    1903 г. Возникновение первых либеральных организаций (участники: П. Н. Милюков, Н. А. Бердяев и др.). Программы союзов предусматривали умеренные политические преобразования: конституционная монархия и демократические свободы. Они заложили основу для создания в 1905 г. партии кадетов.

    1. Экономическое развитие России в пореформенный период. Контрреформы Александра III

    Трагическая гибель отца в глазах Александра III означала пагубность либеральной политики. Такое заключение предопределило переход к реакционной политике. Злым гением царствования Александра III стал Победоносцев К. П., обер-прокурор Святейшего синода.Победоносцев К.П. вырабатывает позицию, отрицающую демократию и современную ему западноевропейскую культуру. Он не признавал европейский рационализм, не верил в добрую природу человека, был яростным противником парламентаризма, называя его "великой ложью нашего времени", считая, что парламентские деятели в большинстве принадлежат к самым безнравственным представителям общества. Победоносцев К.П. ненавидел печать, которая, по его убеждению, вторгается с собственным мнением во все уголки жизни; навязывает читателю свои идеи и воздействует на поступки людей самым вредным образом. По мнению Победоносцева К.П., общество держится на "натуральной силе инерции", основанной не на знании, а на опыте. В политическом отношении это означало уважение к старым государственным учреждениям. Противопоставление рациональной мысли и традиционного быта было очень желанным для консерваторов выводом, но опасным для общественного прогресса. На практике реализация этих сложных правовых идей осуществлялась при помощи насаждения псевдонародных взглядов, идеализации старины, поддержки национализма. Александр III одевался в одежды народного покроя; даже в архитектуре официальных зданий господствовал псевдорусский стиль. Период царствования Александра III отмечен серией реакционных преобразований, получивших название контрреформ, направленных на пересмотр реформ предшествующих десятилетий.

    В год двадцатилетия крестьянской реформы было запрещено даже простое упоминание об отмене крепостного права.12 июля 1889 появился закон о земских участковых начальниках. В губерниях создавались 2200 земских участков. Во главе участков ставились земские начальники с широким кругом полномочий: контроль за общинным самоуправлением крестьян, рассмотрение судебных дел, ранее совершавшееся мировым судом, решение земельных вопросов и т.д. Должности земских начальников могли занимать лица только дворянского происхождения, обладавшие высоким земельным цензом. Особый статус земских начальников означал произвольное усиление власти дворянства.

    В 1892 появилось новое положение о городах.Городское самоуправление уже не могло действовать самостоятельно.Правительство получило право не утверждать законно избранных городских голов.Для избирателей повышался имущественный ценз.В результате число избирателей сократилось в 3-4 раза.Так, в Москве количество избирателей уменьшилось с 23 тыс.до 7 тыс.человек. Фактически от городского управления были отстранены служащие и трудовая интеллигенция. Управление всецело оказалось в руках домовладельцев,промышленников, торговцев и трактирщиков.

    В 1890 права земств были ещё более ограничены. По новому закону за дворянами в земствах сохранялось 57% гласных. Председатели земских управ подлежали утверждению администрацией,а в случаях их неутверждения они назначались начальством.Сокращалось число гласных от крестьян,вводился новый порядок выборов гласных от них. Сельские сходы выбирали только кандидатов, причём на каждое место не менее двух-трёх,из которых губернатор назначал гласного.Разногласия между земствами и местной администрацией решались последней.

    В 1884 был введён новый университетский устав,отменявший внутреннюю автономию университетов.Преподаватели, избранные на свои должности учёными советами, должны были пройти процедуру утверждения министра просвещения.Повысилась плата за обучение. Ограничивались льготы по призыву в армию лиц с образованием.Применительно к средней школе был издан печально известный циркуляр о "кухаркиных детях", рекомендовавший ограничить поступление в гимназии "детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей,детей коих, за исключением разве одарённых необычайными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат".

    1. Русская культура второй половины XIX в.

    Просвещение и образование. В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Поэтому правительство пошло расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения с 7% примерно до 30%.

    Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2—3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Несмотря на усилия правительства Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось.

    Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания.

    Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге, Москве и других городах.

    Просветительская деятельность. В пореформенной России и в начале XX в. особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование.

    Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них устраивались публичные лекции и театрально-концертные представления.

    Во второй половине XIX — начале XX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом). Особо следует отметить деятельность И. Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф. Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию».

    Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинции. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П. М. и С. М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве.

    Наука. Во второй половине XIX — начале XX в. углубился процесс дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Потребности индустриального развития России и новые попытки философского осмысления соотношения природы и общества накладывали особый отпечаток на состояние естественных и гуманитарных наук.

    В естественных науках крупнейшее значение имело открытие Д. И. Менделеевым Периодического закона химических элементов. Классическую теорию химического строения органических тел создал А. М. Бутлеров.

    Фундаментальное и прикладное значение имели исследования математиков П. Л. Чебышева, А. М. Ляпунова области теории чисел, теории вероятностей и ряда разделов математической физики

    Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. «Отцом русской авиации» Называют Н. Е. Жуковского — основоположника современной гидроаэродинамики. Энциклопедические труды В. И. Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиологии и разработке современных экологических представлений. Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. Русские географы и этнографы продолжили исследование малоизвестных регионов Земли.

    Одновременно большое распространение в России получил марксизм как философская основа познания и преобразования общества (Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов-Ленин). Он привлекал своей кажущейся универсальностью и простотой в объяснении общественно-исторических процессов.

    Во второй половине XIX — начале XX в. в связи с необходимостью понимания современных процессов и будущего России чрезвычайно вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый С М. Соловьев написал множество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд «История России с древнейших времен».

    Литература. Художественная литература второй половины XIX — начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л. Н, Толстого, который был мировым лидером критического направления в литературе.

    Более глубокий интерес к личности, се внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм — все это вызвало появление модернизма в литературе и искусстве. В нем существовали многие течения. Отличия определялись разницей философских, этических и эстетических позиций, которыми обусловливался выбор стилистика и языковых средств. Общим было новаторство, воспевание свобода личности, культ красоты и экзотики, звучность и сочность выражений, неожиданность рифм и образов. Эстетические принципы символистов были сформулированы Д. С. Мережковским, А. А. Блоком К. Д. Бальмонтом и В. Я. Брюсовым. Среди поэтов-акмеистов наибольшую известность приобрели Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам. К футуристам принадлежали В. В. Хлебников В. В. Маяковский. Творчество блестящего созвездия русских поэтов начала XX в. позволило назвать это время «серебряным веком» русской поэзии.

    Театр. Во второй половине XIX — начале XX в. активно развивалось театральное искусство. Репертуар формировался в основном на национальной основе, на драматических произведениях классиков русской литературы — А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького.

    Кино. На рубеже XIX—XX вв. в России появилось киноискусство, сразу получившее особую популярность. Первая демонстрация кинофильма состоялась в России в мае 1896 г.

    В 90-х годах в России начали снимать документальные фильмы. В 1908 г. была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». В 1911—1913 гг. в России был создан первый в мире объемный (кукольный) фильм.

    Хотя в основе многих фильмов лежали произведения А. С. Пушкина («Пиковая дама», «Домик в Коломне»), Ф.М. Достоевского («Бесы»), Л. Н. Толстого («Отец Сергий»), художественный уровень большинства картин оставался крайне низким. Ставились, как правило, мелодрамы и примитивные комедии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


    написать администратору сайта