Предмет и цели изучения истории. Исторические источники и литература. Периодизация истории России
Скачать 0.68 Mb.
|
Внутренняя политика: Избранная рада (1549-1560); первый Земский собор (1549); формирование приказов, приказная система управления; военная реформа (1550), стрельцы, Уложение о службе; новый Судебник (1550), в нем есть «Юрьев день» и пожилое (как и в Судебнике 1497), появился круг государственных служащих (боярин, окольничий, дворецкий, дьяк); реформирование церкви, Стоглавый собор (1551); отмена кормлений (1556) стали избирать старост и глав; земщина и опричнина (1565-1572); единый налог с сохи, единая рублевая пошлина; борьба с Новгородом (1568-1570), гибель трети города от опричников; строительство городов, мануфактур и церквей (собор Василия Блаженного); первая печатная книга (1564); заповедные лета (1581) — временная приостановка (фактический запрет) «Юрьев дня». Внешняя политика: присоединение Казанского (1552) и Астраханского ханств (1556); вхождение в состав России — Чувашии и Башкирии (1557); Ливонская война (1558-1583); оборона Пскова при вторжение Польши и Швеции (1580); 2 набега крымского хана Девлет-Гирея (1571, 1572), разбит Воротынским; завоевание Западной Сибири (поход Ермака 1581-1585, окончательное присоединение будет в 1598 г.); оживились торговые отношения с Англией и другими. Иван IV, впоследствии прозванный Грозным, продолжил завоевательную политику своих предков. Ему удалось захватить Казанское и Астраханское царство, при нем территория Московского царства расширилась до Сибири — началось ее освоение. Некоторые ханы сами решили стать частью могучего государства, другие были сломлены. В 1598 году Ермак со своим войском окончательно разбил степняков, и захватил Западную Сибирь. Русь в XVI веке, кратко говоря, была чрезвычайно агрессивным государством. На западе Москва снова проявила агрессию по отношению к Литве. В ходе Ливонской войны был уничтожен Ливонский орден, однако в войну включилось сразу четыре государства — Польша, Литва, Дания и Швеция. Агрессия была остановлена, и для Москвы это поражение обернулось тяжким кризисом. Смутное время в России. 1598-1613 гг. Смутное время (1598 — 1613) — это полномасштабный кризис государственности, вызванный пресечением правящей династии Рюриковичей, и выразившийся в появлении самозванства, гражданской и крестьянской войны (под предводительством Болотникова), в децентрализации государственной власти и иностранной интервенции. Причины Первая (и основная) в пресечении династии потомков Ивана Калиты, правящей ветви рюриковичей. Последний царь этой династии — Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного — умер в 1598 году, и с этого же времени начинается период Смутного времени в истории России. Вторая причина — больше причина интервенции в этот период — что по завершении Ливонской войны Московское государство заключило не мирные договоры а лишь перемирия: Ям-Запольское — с Польшей и Плюсское со Швецией. Отличия перемирия от мирного договора в том, что первое является лишь перерывом в войне, а не ее завершением. Смутное время началось непосредственно со смертью Федора Иоанновича. Потому что это период «бескоролевья», бесцарствия, когда правили самозванцы и люди в общем-то случайные. Однако в 1598 году был созван Земский собор и к власти пришел Борис Годунов — человек, который долго и упорно шел к власти. Правление Бориса Годунова продолжалось с 1598 года по 1605 год. В это время произошли следующие события в начале 17 века: Страшный голод 1601 — 1603 годов, следствием которого было восстание Хлопка Косолапа, и массовое бегство населения на юг. А также недовольство властью. Выступление Лжедмитрия первого: с осени 1604 года по июнь 1605 года. Правление Лжедмитрия Первого продолжалось один год: с июня 1605 по май 1606 года. В его царствование продолжались следующие процессы: Рост недовольства его правлением у боярства, так как Лжедмитрий не уважал русских обычаев, женился на католичке, стал раздавать русские земли в вотчины польскому дворянству. В мае 1606 года самозванца свергли бояре во главе с Василием Шуйским. Правление Василия Шуйского продолжалось с 1606 года по 1610 год. Шуйский даже не был избран на Земском соборе. Его имя просто «прокричали», так он «заручился» поддержкой народа. К тому же он дал так называемую крестоцеловальную клятву, что будет во всем советоваться с боярской думой. В его правление произошли следующие события: Крестьянская война под предводительством Ивана Исаевича Болотникова: с весны с 1606 года по конец 1607 года. Иван Болотников выступил как воевода «царевича Дмитрия», Второго Лжедмитрия. Поход Лжедмитрия Второго с осени 1607 года по 1609 год. В ходе похода самозванец не смог взять Москву, поэтому сел в Тушино. Появилось двоевластие в России. Ни одна сторона не имела средств, чтобы одолеть другу сторону. Поэтому Василий Шуский нанял шведских наёмников. Разгром «Тушинского вора» войсками шведских наемников во главе с Михаилом Васильевичем Скопиным-Шуйским. Интервенция Польши и Швеции в 1610 году. Польша и Швеция находились в это время в состоянии войны. Так как в Москве оказались шведские войска, пусть и наемников, Польша получила возможность начать открытую интервенцию, посчитав Московию союзницей Швеции. Свержение Василия Шуйского боярами, вследствие чего появилась так называемая «семибоярщина». Бояре де-факто признали в Москве власть польского короля Сигизмунда. Далее возникает период хаоса и анархии, конец которому положило Второе ополчение во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским в конце октября 1612 года. Итоги для истории России Первым итогом Смуты стало избрание новой царствующей династии Романовых, которая правила с 1613 года по 1917 год, которая началась Михаилом и закончилась Михаилом. Вторым итогом стало отмирание боярства. Весь 17 век оно теряло свое влияние, а вместе с ним и старое родовое начало. Третий итог — разруха, хозяйственная, экономическая, социальная. Ее последствия были преодолены только к началу царствования Петра Великого. Четвертый итог — вместо боярства, власть сделала опору на дворянство. Так завершилась Смута в 1613 году. Русская культура XVI в. Укрепление центральной власти, придание ей самодержавных черт потребовали соответствующего оформления столицы Российского государства. Со всех концов страны в Москву переселялись лучшие мастера. Появились специальные органы, занимавшиеся вопросами архитектурного облика столицы, — Городовой приказ, Приказ каменных дел. Москва становится центром русского зодчества. Здесь появляются новые архитектурные стили и направления. На вкусы Москвы ориентируются даже самые отдаленные города. Изменился внешний облик Московского Кремля. С его территории были выведены почти все боярские усадьбы, выселены ремесленники и торговцы. Кремль стал административным и духовным центром Российского государства. Здесь появились торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения — Печатный и Посольский дворы, здания приказов. Особенно ярко художественные достоинства архитектуры России в XVI в. проявились в церковных постройках. Выдающимся памятником шатровой архитектуры стала церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, воздвигнутая в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника — будущего царя Ивана Грозного. Вершиной русского зодчества по праву считается возведенный в 1555–1560 гг. на Красной (тогда Торговой) площади, в непосредственной близости от Кремля Покровский собор (его называют также храмом Василия Блаженного, по имени знаменитого московского юродивого, погребенного в одном из приделов). Русская живопись, как и в предшествующие века, развивалась в основном в рамках иконописи и храмовой росписи. Главным местом, где рождались новые идеи и приемы живописи, стал Московский Кремль. Крупнейшим представителем московской школы живописи конца XV в. — начала XVI в. был бывший князь, ставший монахом, — Дионисий. Он написал часть икон и фресок для Успенского собора Московского Кремля. На иконах Дионисия святые изображались в обрамлении жанровых сцен, иллюстрирующих отдельные эпизоды их жизни. В период правления Ивана IV в религиозную живопись все чаще включались сюжеты, отражающие реальные исторические события. В середине XVI в. в Москве была написана огромная, размером в 4 м, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе в 1551 г. было принято решение открыть в Москве и других городах при церквях и монастырях училища, «чтобы священники и дьяконы и все православные христиане в каждом граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма». Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые за «кашу да гривну денег» учили грамоте в течение двух лет. Крупнейшим событием русской культуры середины XVI в. стало возникновение книгопечатания. Оно началось по инициативе царя Ивана Грозного и при поддержке церкви. В 1564 г. в Москве на Печатном дворе Иван Фёдоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую датированную книгу. Она называлась «Апостол». В 1565 г. был издан «Часословец» — первая русская книга для обучения грамоте. Проблема укрепления государственной власти, ее авторитета как внутри страны, так и за ее пределами занимает в XVI в. русское общество. Это привело к появлению нового литературного жанра — публицистики. Одним из самых интересных публицистов XVI в. был Иван Семенович Пересветов. В своих челобитных, адресованных Ивану Грозному, он предложил проекты реформ, которые должны были укрепить самодержавную власть царя, опирающегося на дворянство. Вопросы о характере царской власти и ее взаимоотношениях с подданными были основными в переписке между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Свои взгляды Курбский изложил в «Истории о великом князе Московском» и посланиях Ивану Грозному. Народный быт в XVI в. в основном сохранял прежние черты. Русские люди искренне исповедовали христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Самым почитаемым праздником была Пасха. Этот праздник посвящался воскресению Иисуса Христа и праздновался весной. Однако помимо церковных праздников в народной среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались 12 дней между Рождеством и Крещением. И если церковь призывала проводить эти «святые дни» в молитвах и песнопениях, то по языческим традициям они сопровождались своеобразными обрядами и игрищами (у древних римлян — январские «календы», отсюда русская «коляда»). Православная церковь боролась с этими языческими обычаями. Так, Стоглавый собор в 1551 г. строго запретил «эллинское беснование, игры и плескания, празднование календы и переодевание». В крестьянском земледельческом календаре был запримечен почти каждый день в году и почти каждый час в течение дня, объяснено появление каждого облака, дождя, снега, их свойства. Использование земледельческого календаря позволяло проводить сельскохозяйственные работы исходя из природных условий каждой конкретной местности. Особенности социально-экономического и политического развития России в XVIIв. «Соборное уложение». Церковный раскол Особенности экономики Восстановлениесельского хозяйства, так как после смуты было разорение. Постепенно земледелие росло за счет увеличения пахотных земель.Урожайность увеличивается медленно. Распространяется трехполье. Излишки хлеба стали продавать. Поиски усовершенствованных сельскохозяйственных орудий: появляется соха-косуля. Изменяется ситуация вживотноводстве: выращивают мясомолочные породы коров – холмогорскую и ярославку. В Поволжье появилась порода романовских овец. Социальные потрясения. 17 век называют «бунташным». Городские восстания: «Соляной бунт», 1648 Восстания во Пскове и Новгороде,1650 «Медный бунт», 1662 Казацко-крестьянская война под предводительством Степана Разина, 1670-1671. Эти события выдвинули перед центральной властью задачу: идти по линии расширения демократических тенденций в управлении страной или резко усилить роль центральной власти. Выбран путь – утверждение царской власти. Соборное уложение 1649 года В 1649 году был принят важнейший документ в истории Русского государства — Соборное уложение. К середине XVII века страна жила по царским указам, которые часто противоречили друг другу: длить эту ситуацию было нельзя. Кроме того, царю Алексею Михайловичу пришлось пойти на уступки участникам случившегося в 1648 году «Соляного бунта», потребовавшим созыва Земского собора и принятия нового свода законов. К январю 1649 года документ подготовили. Основные положения Соборного уложения 1649 года: Закрепление наследственной самодержавной власти царей из династии Романовых в России. Крестьянам запретили переход от одного помещика к другому Выработали целую систему наказаний за те или иные преступления — убийство, грабеж, мошенничество, взяточничество, измену государству и православию и т. д. В ряде случаев в качестве наказания полагалась смертная казнь, в других— телесные наказания или штрафы Документ также регулировал имущественные и хозяйственные отношения. Примечательно, что Русское государство существенно опередило Европу по срокам принятия столь всеобъемлющего документа. В подавляющем большинстве европейских стран подобные кодексы появились только в XVIII веке. Соборное уложение стало первым печатным сводом русских законов. До этого все законы оглашались на торговых площадях и в храмах. Уложение привело в порядок огромное количество всевозможных законодательных актов, разрозненных и зачастую противоречивших друг другу. Надо отметить, что интересы церкви Соборное уложение несколько «прищемило» — запретив, в частности, монастырям иметь свои слободы на посадах. Это (да и не только это) приводило в негодование патриарха Никона. Обращаясь по поводу Уложения к руководившему законотворческой работой князю Н.И. Одоевскому, Никон гневно называл его «богоборцем» и «беззаконником». Соборное уложение действовало вплоть до 1832 года, когда ему на смену пришел Свод законов Российской империи. Церковь на Руси с первых лет принятия христианства играла важную политическую и духовную роль в стране. К 17 веку в ней возникли противоречивые процессы, которые привели к тому, что патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича, предложил провести реформу. Цели реформы: унификация церковной жизни повышение роли церкви в государстве борьба с явлениями, которые подрывали авторитет церкви, например, стяжательство, неграмотность, пьянство священников борьба с проникновением светских начал в духовную жизнь общества Стремление укрепить международный авторитет русской православной церкви, чему способствовала идея « Москва – третий Рим». С целью унификации церковной жизни было проведено: приведение к единому образцу богослужение и церковные правила установление единого общерусского свода святых приведение к единообразию текстов священных книг по греческим образцам, все старые тексты уничтожались Церковный раскол Церковный раскол – это появление в обществе представителей духовенства и мирян, не согласных с изменениями, проводимыми по церковной реформе. Людей, отстаивающих прежние положения церкви, называли раскольниками или старообрядцами. Во главе старообрядцев был протопоп Аввакум. Причина церковного раскола Изменение устоявшихся многовековых традиций и обычаев, несогласие части верующих на изменения в богослужении, обрядах, в переписывании книг по греческому образцу, а не по древнеславянскому. Итоги церковной реформы Унификация церковных книг, обрядов Борьба противников реформы привела к расколу, появлению раскольников. Спор между светской и церковной властью был решён в пользу власти царя, положено начало постепенному подчинению церкви государству. Русская культура XVII в. В XVI-XVII вв. начинается обмирщение культуры, усиление в ней светского направления при сохранении сильных позиций Церкви. Развитие культуры народов России XVI-XVII века: Литература. В 1532 г. были написаны Великие Четьи-Минеи (составитель митрополит Макарий). И. Пересветов написал светскую повесть «Сказание о Магмете-салтане» (1547). В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец в первой русской типографии издали первую русскую книгу «Апостол», затем славянскую «Азбуку» (1574), первую полную славянскую Библию («Острожская библия») (1580-1581). Руководство морального характера — «Домострой» — был составлен протопопом Сильвестром. Симеон Полоцкий, воспитатель детей царя Алексея Михайловича, кроме богословских сочинений, писал стихотворения и пьесы. Жанр автобиографии представлен «Житием» протопопа Аввакума (1672-1675). Жанр сатиры проявился в «Повести о Горе-Злосчастии», повести о Фроле Скобееве. Образование. Первую русскую Грамматику составил выходец из греческих земель Максим Грек. В 1687 г. — Букварь (автор В.Ф. Бурцов-Протопопов). В 1687 г. братья, греки по происхождению Иоанникий и Софроний Лихуды основали первое высшее общеобразовательное заведение — Славяно-греко-латинскую академию. Архитектура. В ознаменование взятия Казани был построен Покровский собор, что на рву (Храм Василия Блаженного) (1555— 1561, зодчие Барма и Постник). В XVII в. в архитектуре утвердился московский шатровый стиль, который получил яркое воплощение в церкви Вознесения в Коломенском под Москвой (1532). Позже формируется стиль нарышкинского (московского) барокко — церковь Покрова в Филях (1693) |