Главная страница
Навигация по странице:

  • Теория государства и

  • Всеобщие методы

  • Теория государства и права как наука. Место ТГП в системе юридических наук. Теория государства и права

  • Признаки науки теории государства и права

  • Функции теории государства и права.

  • Теория государства и права теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками.

  • Основные теории происхождения государства

  • Материалистическая теория

  • Ирригационной (гидравлической) теории

  • ЗАЧ ТГП ОТВЕТЫ. Предмет и методы теории государства и права Теория государства и


    Скачать 101.62 Kb.
    НазваниеПредмет и методы теории государства и права Теория государства и
    Дата18.01.2018
    Размер101.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗАЧ ТГП ОТВЕТЫ.docx
    ТипДокументы
    #34565
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    1. Предмет и методы теории государства и права

    Теория государства и права – это наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

    Отсюда предметом теории государства и права будут выступать основные государственно-правовые закономерности, а именно:

    -возникновение государства и права;

    -смена их исторических типов;

    -развитие их сущности;

    -эволюция форм государства и права;

    -построение системы органов государства и системы права;

    -осуществление функций государства и права;

    -пределы регулирующего взаимодействия государства и права на общественные отношения;

    -расширение о обогащение прав личности и усиление их защиты;

    -укрепление принципов демократии, законности и правопорядка;

    -развитие правосознания и правовой культуры граждан, должностных лиц, всего общества;

    -соблюдение, исполнение, использование и применение норм права;

    -развитие самой юридической науки.

    Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых обучающийся постигает предмет, получает новые знания. Метод - это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины. Учение же о самих методах, об их классификации и эффективном применении, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности принято называть методологией.

    1) Всеобщие методы - это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления: метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм

    2) Общенаучные методы - это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.

    Анализ означает условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Так, многие категории теории государства и права формируются путем раскрытия их существенных признаков, свойств, качеств.

    Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве.

    Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем. Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования.

    3) Частнонаучные методы - это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.

    Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере. Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д

    Кибернетический метод - это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления. Математический метод - это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками.

    4) Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.

    Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Его специфической чертой является отвлечение от сущностных сторон. Он дает возможность детально изучить технико-юридическую и нормативную стороны права и на этой основе профессионально заниматься юридической деятельностью.

    Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы - законы, юридическую практику и т.д. - в целях выявления их общих и особенных свойств.

    1. Теория государства и права как наука. Место ТГП в системе юридических наук.

    Теория государства и права - это система общественных знаний об основных и общих закономерностях государства и права, об их сущности, назначении и развитии в обществе.

    Признаки науки теории государства и права:

    - это общественная наука, предмет которой - право и государство;

    - это политико-юридическая наука, изучающая общественные явления, относящиеся к области политики, властной деятельности государства;

    - общественная наука, изучающая явления государства и права в целом;

    - наука философского характера;

    - творческая наука.

    Функции теории государства и права.

    Система науки определяет состав, складывающийся в соответствии с потребностями практики и юридического образования.

    В соответствии с предметом можно выделить следующие функции:

    - теоретико-познавательная;

    - идеологическая;

    - практически прикладная

    Теория государства и права теснейшим образом взаимосвязана с другими юридическими науками. Существует именно система, множество юридических наук. Это объясняется тем, что государство и право—явления сложные и многогранные. Изучить их в рамках одной науки невозможно.

    На этой основе происходит классификация юридических наук по определенным отраслям знания о государстве и праве.

    Юридические науки можно подразделить на следующие виды:

    теория государства и права;

    историко-правовые науки (история государства и права, история политических и правовых учений);

    отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное, уголовное, финансовое, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное право и т.п.);

    прикладные науки (криминалистика, криминология, судебная статистика, судебная медицина, судебная психология, правовая кибернетика и т.п.).

    Все отраслевые юридические науки – государственное (конституционное) право, административное, трудовое, гражданское, гражданский процесс и др. – руководствуются разработанными теорией государства и права положениями о сущности, типе, формах и функциях государства и права, общими понятиями государства, органа государства, государственного механизма (аппарата), права, нормы права, нормативного акта, отрасли права, правового института, акта применения права, правоотношения, субъективного права и юридической обязанности и т.д.

    В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место. Общность теории государства и права и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом, как бы не имея границ во времени в познавательной деятельности. Различие выражается в том, что историко-правовые науки изучают процесс развития государственно-правовых форм в хронологическом порядке, т.е. применяют преимущественно исторический метод. Теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность государства и права, закономерности их функционирования и т.п., т.е. применяет преимущественно логический метод (логический метод - это тот же исторический метод, но освобожденный от всего случайного и несущественного).

    По отношению к отраслевым юридическим наукам теория государства и права выступает как обобщающая категория.

    Во-первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права.

    Во-вторых, теория государства и права исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность и т.д.).

    В-третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции в целом.

    Вместе с тем теория государства и права формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них, призвана обобщать отраслевую научную информацию.

    Тесно соотносится теория государства и права с международным правом и другими науками о государстве и праве.

    Теория государства и права органически взаимосвязана не только со всеми отраслями правоведения, но и со многими гуманитарными науками. Прежде всего, она связана с историей, изучающей прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

    1. Основные теории происхождения государства

    Основные теории происхождения государства - теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная..

    Теологическая теория происхождения государства получила распространение во времена средневековья. Ее основателем обычно считается Фома Аквинский (1225 - 1274), (Ж. Маритен, Ж. Дабен, Й. Месснер и др.).

    государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления продолжателю на земле власти Бога. Придавая государству и государям (как представителям и выразителям божественных велений) ореол святости, идеологи теологической теории поднимали и поднимают их престиж, способствовали и способствуют утверждению в обществе порядка, согласия, духовности. Особое внимание здесь уделяется "посредникам" между Богом и государственной властью - церкви и религиозным организациям.

    Вместе с тем данная доктрина умаляет влияние социально-экономических и других материальных и духовных отношений на государство и не позволяет определить, как совершенствовать форму государства, как улучшать государственное устройство

    Патриархальная теория (Аристотеля, Р. Фильмер, Н.К. Михайловский и др.)

    Эти ученые обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. Таким образом, государство - продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья.

    Отсюда власть государя есть продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая является неограниченной. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота монарха способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

    Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается, не назначается и не смещается подданными, ибо они - его дети.

    Вместе с тем представители теории патриархального происхождения государства упрощают процесс возникновения государственности.

    Договорная теория происхождения государства( в XVII - XVIII вв. Г. Гроция, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др). По их мнению, государство возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в "естественном", первобытном состоянии. Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.Так, государство имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но в то же время обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., но, в свою очередь, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - расторгнуть договор с ними даже путем свержения.

    С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание.С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы на определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями.

    Теория насилия ( в XIX в. в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др.)

    Причину происхождения государственности они видели в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

    С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности нельзя полностью отвергать. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих. С другой - важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. К тому же военно-политические факторы во многих регионах играли в основном вторичную роль, уступая первенство социально-экономическим.

    Органическая теория происхождения государства (во второй половине XIX в. в трудах Г. Спенсера, Вормса, Прейса). Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Ч. Дарвином.

    государство - это организм, постоянные отношения между частями которого аналогичны постоянным отношениям между частями живого существа. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).

    Подобно тому как среди биологических организмов в результате естественного отбора выживают наиболее приспособленные, так и в социальных организмах в процессе борьбы и войн (также естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления. Таким образом, государство практически "уравнивается" с биологическим организмом.

    Материалистическая теория происхождения государства(. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина.) Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами.

    Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, к специальной категории управляющих. Для защиты своих экономических интересов они создают новую политическую структуру - государство, которое служит прежде всего как инструмент проведения воли имущих.

    Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

    Вместе с тем в данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке этнических, религиозных, психологических, военно-политических и других факторов, влияющих на процесс происхождения государственности.

    Психологической теории происхождения государства можно выделить Л.И. Петражицкого, Г. Тарда, З. Фрейда и др. Они связывают появление государственности с особыми свойствами человеческой психики: потребностью людей во власти над другими людьми, стремлением подчиняться, подражать.

    Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др. Именно из власти, приписываемой этой элите, и возникает власть государственная.

    Государство, по мнению представителей данной теории, - продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к подражательным действиям, исполняющим данные решения.

    Однако роль психологических свойств личности (иррациональных начал) не следует преувеличивать в процессе происхождения государства.

    Патримониальной теории происхождения государства выступает К.Л. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, является частной собственностью правителя. Патримониальная теория объясняет происхождение государства земельной собственностью. Подобные правители господствуют над территорией в силу своего "исконного" права на собственность. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства.

    Действительно, государство может считаться собственностью определенного правителя, ведь он в какой-то мере владеет, пользуется и распоряжается (особенно в эпоху абсолютизма) практически всем, что находится на территории данной конкретной страны, в том числе и государственным аппаратом, обладающим силовыми свойствами. Однако в период своего возникновения государственные институты далеко не всегда реально находятся в полном распоряжении правителя. В рамках данной теории в процессе происхождения государственности преувеличена роль частной собственности на землю и одновременно недооценено влияние на него военно-политических, этнических, религиозных и иных факторов.

    Ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является современный немецкий ученый Э. Виттфогель. Он связывает процесс возникновения государственности с необходимостью строительства ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопровождается ростом числа чиновников, государевых людей, обеспечивающих эффективное использование данных сооружений и эксплуатирующих остальных граждан.

    Государство, вынужденное проводить в подобных условиях жестко централизованную политику, выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора

    Однако в рамках данной теории излишне категорично выделены отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регионов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недооценивают социально-экономические, военно-политические, психологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности
    1.   1   2   3   4   5


    написать администратору сайта