Главная страница
Навигация по странице:

  • Структура социологического знания

  • Научная картина мира (НКМ)

  • Сферы жизнедеятельности общества и социальные институты

  • Основные функции социальных институтов

  • Признаки общества Э. Шилза

  • Гражданское общество как реальность и как идеал

  • Признаки тоталитарного общества

  • Реформа

  • билеты по социологии. билеты социология. Предмет и объект социологии уровни и типы определения предмета социологии


    Скачать 31.16 Kb.
    НазваниеПредмет и объект социологии уровни и типы определения предмета социологии
    Анкорбилеты по социологии
    Дата03.06.2022
    Размер31.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлабилеты социология.docx
    ТипДокументы
    #567849

    1. Предмет и объект социологии: уровни и типы определения предмета социологии.

    Под объектом понимают ту сферу реальности, которая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно, объектом социологии, является общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При этом каждая из названных общественных наук выделяет свои специфические аспекты, свойства объекта, которые и становятся предметом ее исследования.

    Предмет социологии- это совокупность основных понятий и проблем, при помощи которых описывается социальная реальность и которые выступают темами эмпирических исследований, т.е. с помощью понятий мы описываем социально реальность, а проблемы указывают на темы эмпирических исследований.

    На протяжении всей истории развития социологии представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета своей науки.

    Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии являются законы общественного развития, которые подобно естественным законам в природе должны распространять свое влияние на человеческое общество.

    Французский социолог Эмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделял социальные факты, под которыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д.

    Немецкий социолог Макс Вебер предмет социологии видел в так называемых социальных действиях, т.е. таких действиях, которые ориентированы на действия (ожидания) других людей.

    Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смысле предмет социологии — это комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.
    Нужно различать два типа определения предмета социологии - экстенсивный и интенсивный.

    Экстенсивное надо понимать как расширительное, связанное с увеличением, сбором и распространением фактов.

    Интенсивное, напротив,- углубленное, появляющееся за счет внутренней организации теоретического знания.

    Под экстенсивным определением предмета социологии понимается совокупность всех тем социологических исследований, которые в данный исторический момент предпринимаются научным сообществом.

    Тематическое (проблемное) поле социологии, то есть совокупность всех исследований, задает определение предмета социологии на самом низком - эмпирическом - уровне знания. Такой способ дефиниции мы называем экстенсивным.

    Среди основных понятий социологии выделяют понятия общества и личности, социального пространства и времени, социальной структуры и стратификации, социальных институтов, статусов и ролей, социального контроля, социализации и др. Совокупность таких категорий и понятий, так же как и тематика эмпирических исследований, сгруппированных в разделы социологии, составляет концептуальное определение предмета социологии.

    Кроме двух указанных существует третий уровень определения предмета социологии - категориальный. Этот самый общий уровень определяется одним или несколькими предложениями. Когда спрашивают, что такое социология, то коротко отвечают: это наука об обществе (поведении больших социальных групп, социальных институтах, социальных отношениях и т.д.). Самое краткое и самое общее определение может заканчиваться данной фразой, но может дополнительно содержать некоторую расшифровку, к примеру, социология - это наука об обществе, изучающая его строение и динамику, взаимодействие социальных групп и классов, закономерности развития общества, становление и функционирование социальных институтов.

    Определение предмета социологии как науки разворачивается на трех уровнях - эмпирическом, концептуальном и категориальном. Первый связан с экстенсивным, а два других - с интенсивным типом определения предмета. При экстенсивном определении перечисляются все темы эмпирических, теоретических и прикладных исследований, при интенсивном определении, которое разворачивается на двух уровнях - концептуальном(понятийном) и категориальном, - дается спецификация аналитической мощи социологии. На концептуальном уровне составляется список всех понятий и категорий, при помощи которых социология способна описывать и анализировать объективную реальность. Рассматривая такой список, методолог может выявить, как и в случае эмпирической тематики, серьезные пробелы в функционировании теоретического знания социологии, нехватку понятий и абстрактных конструктов, их дублирование, противоречивость и т.д.

    Итак, предмет социологии определяется на трех уровнях обобщения: всеобщем, частном и единичном.

    1. На всеобщем уровне социология- это наука об обществе.

    2. На частном уровне социология - это наука о поведении людей как представителей больших социальных групп и функционировании социальных институтов Когда мы начинаем расшифровывать, что такое большие социальные группы и институты, то обязательно всплывают все другие фундаментальные категории социологии: статусы и роли, социальные структуры, социальная стратификация и т.д. Итак, если мы расшифровываем частное определение социальных групп и институтов, у нас всплывают другие фундаментальные категории, которые описывают эти два понятия. Таким образом, на частном уровне мы выявляем предмет социологии как взаимосвязанную систему основных понятий.

    3. На единичном уровне мы получаем очень широкое определение социологии как совокупности всех тем эмпирических исследований. При помощи этого те-матического перечня проводимых исследований мы определяем, насколько полно описана социальная реальность, на что был направлен исследовательский ин-терес ученых, какова плотность достигнутых результатов.

    Социология в целом - это наука, изучающая отношения между группами людей, занимающих различное положение в обществе, принимающих неодинаковое участие в экономической, социальной и политической жизни, различающихся не только уровнем, но и источником своих доходов, структурой потребления, образом, качеством и стилем жизни, а также структурой ценностных ориентаций, мотивами и типом поведения.


    1. Структура социологического знания

    Структура социологического знания – это определенная упорядоченность знаний об обществе, как динамично функционирующей и развивающейся социальной системе. Она предстает как система взаимосвязанных представлений, понятий, взглядов, теорий о социальных процессах разных уровней, будь то жизнедеятельность отдельных людей, социальных групп или общества в целом. Социологическая структура знания формируется в зависимости от двух основных факторов: от круга изучаемых социологией объектов и от глубины научных обобщений и выводов, делаемых в рамках социологических теорий.

    Исходным моментом структуры социологического знания выступают знания об обществе как целостном социальном организме. Это есть знания о системе общественных отношений, их содержании и механизме их взаимодействия. Знания об обществе включают в себя понимание объективных законов его развития, представления об основных сферах жизни общества и их взаимодействии, о взаимовлиянии материальной, политической и духовной культуры. Другим элементом структуры социологического знания выступают представления о функционировании и развитии отдельных сфер общественной жизни, в том числе экономической, социальной, политической, духовной. Важным элементом ССЗ являются знания о социальном составе населения страны и социальной структуре общества. Речь идет о классах, больших и малых социальных группах, их месте и взаимодействии в системе экономических, социальных и политических отношений. Речь идет также о нациях, народностях, других этнических группах и их отношениях между собой. Еще одним элементом ССЗ являются представления, взгляды, теории, относящиеся к так называемой политической социологии. Здесь главное внимание социолога направлено на уяснение реального положения различных социальных групп общества в системе политических отношений и прежде всего в системе отношений власти. Следующим элементом ССЗ выступают научные представления и выводы социологов о деятельности существующих в обществе социальных институтов, таких как государство, право, церковь, наука, культура и т.д.

    В ССЗ можно выделить отдельные уровни, исходя из того, насколько масштабны отражаемые в социологических взглядах и теориях общественные явления и насколько глубоко они осмыслены. Выделяют следующие уровни:

    -общесоциологические теории или общетеоретическая социология

    -специальные социологические теории, которые нередко характеризуются как частные

    -конкретные социологические исследования

    Общесоциологические теориикасаются, как правило, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом, исторического процесса. На этом уровне формируются теории общественной, прежде всего, производственной деятельности людей, выявляется роль труда в развитии человеческого общества.

    Специальные социологические теории касаются отдельных сфер общественной жизни, социальных групп и социальных институтов. Познавательный ракурс этих теорий намного уже и ограничен, как правило, теми или иными подсистемами общества.

    Конкретные социологические исследования проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Они могут проводится в рамках социологии, экономических, правовых и других наук с целью получения объективных данных о различных сторонах социальной действительности: об отношении населения к тем или иным событиям, для изучения общественного мнения и т.д.

    Однако кроме горизонтального строения социология, как и любая другая наука, имеет еще вертикальный срез.

    1 – Научная картина мира

    2 – Общая теория

    3 – Частные теории

    4 – Эмпирические исследования

    5 – Прикладные исследования

    Верхний этаж - это научная картина мира (философские предпосылки), четвертый - общая теория, включающая категории самого абстрактного уровня, третий - частные, или специальные, теории, обычно формализованные, логически компактные и конкретные модели социальных процессов.

    Второй этаж представлен эмпирическими исследованиями - сравнительными, крупномасштабными, репрезентативными исследованиями, соответствующими самым строгим требованиям науки и способствующими приращению нового знания. Основное предназначение эмпирических исследований - не просто собрать и обработать факты, а обеспечить надежную проверку теории, ее верификацию.

    Нижний этаж - это прикладные исследования, маломасштабные и нерепрезентативные, призванные изучить конкретную социальную проблему и разработать практические рекомендации для ее решения. К прикладной социологии относятся все политические опросы, изучение общественного мнения, маркетинговые исследования, управленческое консультирование, деловые игры и ряд других направлений, которые не ориентированы на проверку фундаментальной теории и приращение нового знания. Четыре верхних уровня социологического здания представлены фундаментальной социологией, а нижний, пятый - прикладной.

    Эмпирические и прикладные исследования - разные типы социологического исследования, у них разные методологии и технологии. Существуют две отличительные черты, которые позволяют их разграничить.

    1. Приращение новых знаний. Эмпирические исследования, нацеленные на приращение знаний, либо подтверждают, либо опровергают какую-то частную теорию. Прикладные исследования не нацелены на приращение новых знаний, и они используют частные теории, т.е. прикладывают их к конкретному объекту.

    2. Репрезентативность. Эмпирические исследования обязательно должны быть репрезентативными. У них множество объектов, например средние города в разных регионах. Прикладное исследование не обязано быть репрезентативным оно проводится на одном объекте (одно предприятие).

    Научная картина мира (НКМ) в социологии - это совокупность самых общих представлений, часто носящих философский характер, о том, как устроена и каким законам подчиняется социальная реальность, в которой существуют общество и образующие его индивиды. НКМ управляет и регулирует процессом создания общей социологической теории (OCT), а последняя влияет на образование частных теорий. НКМ напоминает компас, который помогает ориентироваться ученому в законах социального познания. Компас указывает только общее направление, а конкретную карту местности ученому дают общая и частные социологические теории. В НКМ включены основные понятия, которые описывают социальная реальность.

    Научные картины мира интегрированы в культуру некоторой эпохи и цивилизации. Картина мира помогает вписать добытые теорией и эмпирией точные знания в абстрактный и неточный мир культурных ценностей.

    Центральным элементом в системе теоретического знания, занимающего три верхних этажа в иерархии, выступает не научная картина мира, а научная теория, которая подразделяется на два уровня - общая теория и частная теория.

    1. Сферы и институты общества

    Институты общества (социальные институты) — в социологии это модели социальной организации, которые существуют для удовлетворения основных человеческих потребностей.

    -это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности, регулируемая нормами и направленная на удовлетворение фундаментальных потребностей человека и общества.

    Обычно к основным социальным институтам относятся:

    • институт семьи — выделяется как один из основных социальных институтов и имеет функцию воспроизводства членов общества;

    • институт образования — имеет различные функции по отношению к новым членам общества: передать им накопленные обществом знания, их развитие в духовном и интеллектуальном плане, социализация и обучение социальным взаимодействиям;

    • институт государства — функции распределения и потребления материальных благ, обеспечение стабильности, безопасности и защиты прав членов общества;

    • институт права — регулирование поведения членов общества и социальных групп (соблюдение правовых и моральных норм данного общества, применение санкций при необходимости).

    Иногда эти два института также причисляют к основным:

    • институт науки — социокультурный институт с функциями: познание, передача этого познания новым поколениям и трансформация общества;

    • институт церкви — религиозный институт, который выполняет духовные функции объединения членов общества.

    Сферы жизнедеятельности общества и социальные институты

    Социальные институты являются ключевыми элементами каждой сферы жизнедеятельности общества. Всего таких сфер четыре:

    • экономическая- удовлетворяет материальные потребности и средства к существованию

    • политическая- удовлетворяет потребность в стабильности, безопасности и порядке в обществе

    • социальная- потребность в общении и объединении

    • духовная- потребность к созданию, созиданию доброты, творчества и религиозной веры.

    Основные функции социальных институтов

    Чаще всего встречаются эти функции:

    • обеспечивать удовлетворение важных общественных потребностей;

    • вносить гармоничность в действия членов общества и регулировать отношения между ними;

    • координировать и объединять деятельность членов общества;

    • контролировать поведение людей в соответствии с определёнными социальными нормами и при необходимости применять наказание;

    • способствовать большей стабильности социума и предсказуемости поведения членов общества.

    Сферы общества можно расположить на плоскости таким образом, что все они будут равны между собой, т.е. находиться на одном горизонтальном уровне. Но их можно выстроить и в вертикальном порядке, определив для каждой из них собственную, не похожую на другие, функцию или роль в обществе.

    1. Признаки общества Э. Шилза

    Шилз Эдвард Алберт- амер. социолог.

    В социологии Шилз - сторонник концепции равновесия, в соответствии с которой общество рассматривается как система, восстанавливающая "соц. порядок" в условиях нарушения его равновесия. Шилз - один из ярых приверженцев концепции деидеологизации. Именно он дал название этой концепции, выдвинув лозунг "конец идеологии" как попытку обоснования чистой, свободной от ценностных суждений, социальной науки.

    Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

    1. Оно не является органической частью какой-либо более крупной системы

    2. Браки заключаются между представителями данной общности

    3. Оно пополняется за счет детей тех люде, которые являются членами данной общности

    4. Оно имеет свою территорию

    5. У него есть самоназвание и своя история

    6. Оно обладает своей системой управления

    7. Оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида

    8. Его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.


    1. Гражданское общество как реальность и как идеал

    Выделим два главных значения этого понятия: 1) гражданское общество как отражение реальности, существующей независимо от нашего сознания, и 2) гражданское общество как идеал, к претворению которого в жизнь стремились многие прогрессивно мыслящие люди разных эпох.

    В первом значении гражданское общество охватывает всю совокупность неполитических отношений. Иными словами, все многообразие общественных отношений, взаимодействий, статусов, ролей, институтов, исключая те, что относятся к политической сфере, называется в социологии гражданским обществом. Гражданское общество охватывает семейные, кровнородственные, межнациональные, религиозные, экономические, культурные, отношения, отношения между классами и слоями общества, его демографический состав, формы общения людей и т.д. - иными словами, все то, что неподконтрольно государству. Нетрудно увидеть, что гражданское общество, понимаемое так, и является предметом социологии.

    Во втором значении понятие гражданского общества выступает в качестве идеологического понятия. В этом значении понятие подразумевает ту идеальную реальность, к которой направлены устремления прогрессивно мыслящих людей. Речь здесь идет, в сущности, об идеале или лозунге. И в качестве идеала олицетворяет собой идеальное общество - общество свободных, суверенных личностей, наделенных самыми широкими гражданскими и политическими правами, активно участвующих в управлении государством, свободно выражающих свои мысли, беспрепятственно удовлетворяющих разнообразные потребности: создающих любые организации и партии, нацеленные на защиту интересов этих личностей. В экономическом плане идеал означает многообразие форм собственности, свободный рынок, свободное предпринимательство, в духовном - идейный плюрализм, свободу слова и печати, независимость всех средств массовой информации, свободу вероисповедания, короче говоря, идеал демократического общества.

    Итак, сделаем вывод: в понятии «гражданское общество» четко различаются два - иногда противостоящих - значения, два смысла: социологический и идеологический (а есть еще юридический).

    В первом смысле гражданское общество появилось на свет раньше государства. Оно было у первобытных охотников и собирателей, тогда как государство возникло много позднее.

    Гражданское общество как реальность совпадает с гражданским обществом как идеалом только в том случае, если устанавливается правовое государство. Оно основано на верховенстве права в обществе, свободе людей, их равенстве в правах, понимаемом как прирожденное свойство человека. Члены общества добровольно принимают на себя определенные ограничения и обязуются подчиняться общим законам. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество. Оно определяет собой государство, а не наоборот. При таком положении дел личность имеет приоритет над обществом.


    1. Правовое и тоталитарное государство. Специфика социальных изменений в обществе.

    Тоталиторизм— политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. Тоталитарному государству были свойственны неограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих.

    Признаки тоталитарного общества:

    Наличие одной всеобъемлющей идеологии

    Крайне высокая роль государственного аппарата

    Жёсткая идеологическая цензура

    Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур.

    Стремление стереть все границы между государством, гражданским обществом и личностью

     

    Социальные изменения подразумевают не любые изменения, происходящие в какой-либо сфере (экономической, политической, духовной), а изменения социальных систем, социальной стратификации, социальных общностей, социальных процессов, институтов, организаций, их взаимодействий.
Таким образом, понятием «социальные изменения» обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами.

    Изменения могут осуществляться на следующих уровнях:

    На уровне межличностных отношений (либерализация половой морали).

    На уровне организаций и институтов (изменение существующих социальных институтов).

    На уровне малых и больших социальных групп (появление фермеров, предпринимателей).

    На социетальном и глобальном уровнях (экономическое развитие одних стран, застой и кризис в других).

    Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй - революционным.

    Реформа - частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.

    Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя. Она носит скачкообразный характер и представляет собой переход общества из одного качественного состояния в другое.

    Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общества или тех сторон общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, здоровье, участии в общественной жизни, доступе к социальным благам. Это введение всеобщего среднего образования, медицинского страхования, пособий по безработице или новой формы социальной защиты населения не просто затрагивают наши интересы. Такие реформы касаются социального положения многочисленных слоев населения, ограничивают или расширяют доступ миллионам людей к социальным благам - образованию, здравоохранению, занятости, гарантиям.

    Наряду с социальными выделяют экономические и политические реформы. Переход экономики на рыночные отношения, приватизация, закон о банкротстве предприятий, новая налоговая система - примеры экономических реформ. Изменение конституции, формы голосования на выборах, расширение гражданских свобод, переход от монархии к республике - примеры политических реформ.

     


    написать администратору сайта