Главная страница

контрольная работа 1. Предмет и система римского права


Скачать 18.27 Kb.
НазваниеПредмет и система римского права
Дата19.02.2021
Размер18.27 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаконтрольная работа 1.docx
ТипДокументы
#177728

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА РИМСКОГО ПРАВА

Публичное право (ius publicum) – совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (относится к положениям Римского государства). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов (Ульпиан). К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатусконсультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей.

Частное право (ius privatum) – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Цивильным правом в тесном смысле считалась закрепленная законами узко национальная система частного права. В более широком смысле, цивильное право обнимало также и все разъяснения и комментарии к цивильным законам, дававшиеся римскими юристами применительно к системе изложения в XII таблицах. К концу республики существовало несколько таких комментариев. Для юристов эпохи принципата и домината ius civile было одновременно и совокупностью норм действующего права и наукой права; большая часть старых законов была даже заслонена учениями и толкованиями юристов. В законодательство империи ius civile вошло в качестве древнейшей части римского права.

КВИРИТСКОЕ ПРАВО (лат. jus Quiritium) - система древнейшего римского права, прекратившая существование в период республики. К. п. получило название от племени квиритов (сабинян), которые считали своим покровителем бога Квирина (понятие квиритов распространилось на граждан римской общины).

Магистратское право ( jus honorarium) — система римского права, возникшая во второй половине II в. до н. э., представляющая собой совокупность новшеств, введенных преторами и эдилами в правопорядок и объявленных в их эдиктах. Совокупность форм судебной и административной защиты, процессуальных норм, принципов и правил.

Преторское право (Jus praetorium) — система римского права, возникшая во второй половине II в. до н. э., представляющая собой совокупность новшеств, введенных преторами и эдилами в правопорядок и объявленных в их эдиктах. Так как эта совокупность форм судебной и административной защиты, процессуальных норм, принципов и правил была создана практикой должностных лиц.

Право народов (ius gentium)- разновидность римского гражданского права; право, единообщее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. Право народов возникло позже цивильного и было более прогрессивным. Оно отличалось большей свободой и упрощением формы. Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права

Правовой институт

Публичное и частное. Как определял это разделение юрист III в. Ульпиан, «публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное – которое относится к пользе отдельных лиц». К публичному праву обычно относились нормы, определявшие правовое положение государства, органов государственной власти и должностных лиц. Оно было направлено на защиту интересов государства и общества в целом. Частное же право стояло на страже интересов отдельного лица в его взаимоотношениях с другими лицами.

Институционная система права

-это Институционная система, основанная на системе «институций» римского юриста Гая, предполагает последовательное деление гражданского (частного) права на три раздела: – правовое положение субъектов (лица);
– объекты права и соответствующие имущественные правомочия (вещи);
– способы их реализации и защиты (иски), которые включали правила обязательственно-правового и процессуально-правового характера.

Пандектная система права.

-это принцип построения нормативно-правовых актов (кодексов, законов, ГОСТов), при котором общая и особенная части выделяются в отдельные разделы. Ей противостоит институционная система, воплощённая в Кодексе Наполеона. пандектная характерна для Дигест (Пандектов) Юстиниана. Состоит из:— общего раздела; — специальных разделов: вещное право, обязательственное право, семейное право и наследственное право.

ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

источник права (fons iuris)- употребляется в различных значениях: 1) как источник содержания правовых норм; 2) как способ (форма) образования норм права; 3) как источник познания права. Институции Га я к источникам права относят: законы, сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов, деятельность юристов. В этом перечне указанные источники раскрывают способ (форму) возникновения норм права. Следовательно, источник права понимался в Риме как способ (форма) образования права.

Обычай- правило поведения, сложившееся на основе постоянных и единообразных повторных каких-либо действий. Именно обычай являлся древнейшим источником информации о надлежащем поведении в том или ином социуме.


написать администратору сайта