Главная страница

Снимок. Снимок экрана 2023—04—01 в 09.01.09. Предмет, система и задачи науки криминалистик Предмет, задачи и методы криминалистики. Современные тенденции её развития


Скачать 1.6 Mb.
НазваниеПредмет, система и задачи науки криминалистик Предмет, задачи и методы криминалистики. Современные тенденции её развития
АнкорСнимок
Дата04.05.2023
Размер1.6 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаСнимок экрана 2023—04—01 в 09.01.09.pdf
ТипДокументы
#1107931
страница8 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9
II. Национальность ( тип лица )
IV. Анатомические признаки
Функциональные признаки(Осанка . Походка. Жистикуляция )
58.
Носители информации о признаках внешности человека, способствующие установлению конкретного лица. Правила составления розыскной ориентировки.
Носителями информации о внешнем облике человека являются:
• o люди, в памяти которых отобразился мысленный образ увиденного ими человека;
• o документы, составленные должностными и частными лицами и содержащие отражение признаков внешности;
• o труп и костные останки человека;
• o наглядные изображения человека (фотоснимки, видеозаписи, киноленты, типографические репродукции, субъективный портрет, рентгеноснимки и флюорограммы, маски с лица умершего).
Основные правила описания внешности по методу словесного портрета:
+описание осуществляется последовательно сверху вниз, от общего к частному;
+описание осуществляется с максимальной полнотой и всесторонностью;
+при описании используется унифицированная терминология (например, элементы внешности по форме описываются с использованием названий геометрических фигур);
+внешность человека (и отдельные ее элементы) характеризуются по различным критериям, таким как форма, величина, положение, количество, цвет и т.д.;
+голова человека как наиболее заметный и запоминающийся элемент описывается в анфас и профиль.

59.
Субъективные портреты (понятие, виды). Методика изготовления субъективных портретов.
Эффективным методом собирания информации о внешнем облике человека и наглядного его изображения является изготовление субъективных портретов (воссоздание изображения лица, фигуры человека на основе мысленного образа по памяти очевидца). При изготовлении всех видов субъективных портретов пользуются общей методикой.
Субъективные отображения - это мысленные образы (которые могут быть использованы непосредственно, например, при опознании потерпевшим напавшего на него преступника), а также описание, субъективный портрет, реконструкция лица по черепу.
Описание заключается в указании признаков внешнего облика человека. Оно может быть: произвольным (дается в словах и выражениях, используемых в обыденной речи);
Виды субъективных портретов:
- рисованный. В качестве рисованных портретов используются штриховые и полутоновые рисунки лица, фигуры человека, создаваемые профессиональными художниками со слов свидетелей-очевидцев и потерпевших.
- рисованно-композиционный. Рисованно-композиционные портреты составляют из типизированных рисунков элементов лица, включенных в специальные комплекты. Рисунки элементов головы и лица (прически, брови, глаза, носы, губы,
подбородки, ушные раковины, морщины и складки кожи, а также сопутствующие элементы (головные уборы и очки) изготовлены на прозрачных пленках (диапозитивах). Их изображения выбираются из комплекта и вносятся в портрет по указаниям очевидца.
- фотокомпозиционный. Фотокомпозиционные портреты монтируют из снимков конкретных лиц, не причастных к событию преступления, и из фрагментов этих снимков. В завершенном виде такие портреты выглядят как обычные фотоизображения.
- комплексный или «живой» (по показаниям очевидцев гримируется похожий на разыскиваемого человек, затем фотографируется или снимается на видеопленку).
Прежде всего, при собеседовании или допросе изучаются все субъективные и объективные факторы возникновения, формирования и сохранения мысленного образа у очевидца, который привлечен к созданию портрета: его психофизические данные, условия наблюдения лица, портрет которого создается, и т.д. Затем очевидец описывает внешний облик человека с использованием вспомогательных материалов: рисунков, фрагментов фотоснимков с различными вариантами элементов внешности, среди которых он находит наиболее подходящие. Окончательный вариант портрета удостоверяется очевидцем.
При наличии нескольких очевидцев с каждым из них отдельно составляется несколько портретов, из которых впоследствии отбирается наиболее сходный с оригиналом. Субъективный портрет может быть нарисован художником или составлен из элементов внешности (композиционный) с применением технических средств типа «ИКР-2», «Портрет», «Фоторобот», которые сейчас заменяются компьютерными аналогами.
Криминалистическая документология
60.
Понятие и классификация документов в криминалистике.
Док-т – деловая бумага подтверждающая право на что-либо
Док-т - материальные объекты, которые содержат инфу, относящ.к обстоят-вам сов-ного П, причем данная инфа имеет определ.смысловое содержание и мб выполнена печат.или пропис.буквами, цифрами, символами.
Классифик.: 1. по способу фиксации (Письм, графические, фонограммы, фото- видео-фиксация). 2. по процессуальной природе (письм.док-ва(по содержанию) и вещ-ные док-ва(средства сов.П, предметы на к-рых выявлены следы, средство сокрытия П, средство уст.факта обстоят-в П и виновных в нем лиц)) 3.по происхождению (частные, официальные) 4.по мат.-правовой природе (подлинные – реквизиты и содержание соответ.действит-ти; поддельные – не соотв.дейст-ти).
Поддельные: 1.интеллектуальные(с формальной стороны составлен и выдан правильно, но содерж.не соотв-ет) и 2. материальный (изменение содержание подлинного док-та). Поддельнае также бывают: частично и полностью.
61.
Правила обращения с документами – вещественными доказательствами. Последовательность осмотра документов.
Правила работы с док-тами: 1) нельзя делать на них к-л записи; 2)не следует при предварит.исследов. применять хим., терм. И иные ср-ва разрушающ.хар-ра; 3)не рекомендуется складывать и сминять док-т; 4)нельзя ветхие док-ты наклеивать на подложку; 5)нельзя док-т подшивать в дело,их надо хранить в отдельном конверте; 6) при перевозке док-ты следует помещать в плотный конверт между листами белой бумаги.7)разорванные или сожженные док-ты помещаем между 2-х стекол.
Правила след.осмотра док-та: 1)целесообразно при дневном освещении и применять необход.тех.ср-ва; 2)к началу осмотра иметь образец аналогичного док-та; 3)сначала изучается содержание док-та и его форма; 4)проверить тождественность подписи на док-те с подписью соответ-щего ДЛ; 5)смотрим на состояние бумаги (на просвет); 6)исследовать оборотную сторону док-та с целью выявления признаков, свидетельствующ.о подделки; 7)проверить правильность размещения машинопис.текста, печатей и штампов; 8)проверяется наличие необход.реквизитов.
Порядок: сфотографировать, исследование материалов письма, анализ содержания док-та, выявление фиксация и изъятие следов рук. Далее составляется розыскная таблица(анализ признаков пис речи, общие и част признаки почерка)
62.
Понятие письма и почерка. Идентификационные признаки почерка.
Письмо- средство запечатления и передачи мыслей с помощью письменных знаков. В письме 2 стороны (смысловая – все что относится к содержанию и графическая – почерк). Почерк – зафиксированная в рукописи система привычных движений и иных приемов, с помощью к-рых выполнена рукопись в основе формирования к-рой лежит письменно-двигательный язык. Признаки: индивидуальность, относительная устойчивость. Общие признаки: 1)хар-щие движение в
пространственной ориентации (красная строка(ср.знач =3); размещение самост элементов; поля (ср.знач = 1-3см), форма линий полей –прямая,линейная, выпуклая и вогнутая, направление линий полей – право и лево наклонное и без наклона.; размер интервалов между строками(с.з.=по высоте 2-х букв); размер интервалов между буквами(с.з=по ширине размера 2-х букв); форма линий письма в строке(дуговая, ступенчатая, извилистая); положение строк относ.горизонта)
2)признаки хар-щие степень сформир письменно-двигательного навыка (степень выработанности-обладание навыками письми и сформир.почеркав целом(маловарыб,средневыраб,высоковыраб.)) 3)хар-щие структуру движений по
траектории (нажим; преоблад.форма движений(угловатая,дуговая,петлевая); преоб направление движений(право и лефо окружные); наклон; размер почерка – высота строчных элементов(с.з.= 2-4 мм); степень связности движений).
Частные: относительно стандартных букв алфавита. 1)сложность движений(простые, упрощенные, усложн.)-в пунктир; 2)форма движений; 3)направление движений(прямолинейное и криво линейное -отностительно линии письма)- стрелкой;
4)протяженность движений – стрелкой; 5) вид соединение (интервальный и слитный); 6) кол-во движений (увеличенное и уменьшенное); 7)последовательность движ.-цифрами;
63.
Подготовка, назначение и возможности почерковедческой экспертизы. Виды образцов для сравнительного исследования, требования предъявляемые к ним.
Проводиться для получения инфы для распознания личностных св-в исполнителя рук.текста, а также обстоятельст выполнения док-та.
ПЭ : для ее проведения в распоряж эксперта предоставляется исслед.док-т и сравнительные образцы(свободные, условно-свободные, эксперементальные). Свободные –до ВУД, вне связи с событием(заявление, дневники) Условно-свободные
ВУД, но образцы отобраны не спец.для экспертизы (объяснение, жалоба) Экспериментальные – спец.для экспертизы(под диктовку). Требования: объем больше чем исслед.текст 5-6 листов; дб написаны на чистых белых листах а4
соответствующ.красителем.
объекты(пис док-ты, материалы из к-рых они выписаны, остатки травящ вещ-в используемые для удаления текста)
Вопросы: кем выплнен рукописный текст(этим лицом или нет),кем выполнена подпись, выполнен мужчиной или женщиной.
64.
Идентификационные признаки письменной речи. Подготовка, назначение и возможности автороведческой экспертизы.
Письмо- средство запечатления и передачи мыслей с помощью письменных знаков. В письме 2 стороны (смысловая – все что относится к содержанию и графическая – почерк).
Общие признаки пис.речи: 1)степень развития стилистич.навыков- характер-ет язык текста и стиль изложения(Индивидуальный стиль- тема док-та, наличие абзацев,длина предлож-й,символы сокращений; Функциональный
науч.,публицист.,разговор.,бытовой, хар-ный для прест-ний.) 2)Степень развития лексических навыков –использование языковых ср-в речи, т.е словарный запас (архаизмы, профессиональзмы, неологизмы,фразеологизмы,
вульгаризмы(грубые слова), слова-паразиты) 3)степень развития грассатических навыков письма (высокая – отсутствие ошибок или 1-2 орфогр.или пункт.ошибок; средняя – не > 4; низкая – 6 и >). Частные: относятся к конкретному чел-ку:
1.Грамматические – неправильное употребление глагольных форм, местоимен.,дееприч.оборота и т.п. 2.Лексико-фразеологический – неверное употребление слов в силу непонимания их значения, повторение одних и тех же слов, тавтология.
3.стилистические навыки – устойчивое нарушение форм лексической стилистики.
АЭ – может установить конкретное автора док-та; установить к какой группе относится автор в зависимости от образования,профессии и т.п; установ.факта преднамеренного искажения пис.речи. Необходимо представить образцы(Свободные
до ВУД, вне связи с событием(заявление, дневники) Условно-свободные – ВУД, но образцы отобраны не спец.для экспертизы (объяснение, жалоба) Экспериментальные – спец.для экспертизы(под диктовку). Требования: объем больше чем исслед.текст 5-6 листов; дб написаны на чистых белых листах а4 соответствующ.красителем.) дБ подобрана тематика близкая к исходной и объем 5-6 листов. Вопрос: является ли автором пис текста….
65.
Способы печати полиграфической продукции. Признаки полной подделки документов и способы их выявления
Печат форма – поверхность пластины, бумаги или форменного цилиндра, изготовленных из самых разных материалов, к-рая обеспеч.перенос краски на бумагу только на участках изображения. Высокая печать – пердечатекста или изображ- ния на запечатываемый материал осущ-ся с печатной формы, на которой печатные элементы расположены выше пробельных элементов(деформ. Бумаги, неравномер распред красителя, бортик красочный). Глубокая печать – передающие элементы ниже пробельных и представляют собой ячейки или углубления в виде штрихов разной формы и величины(знач слой краски, вытеканием краски). Трафаретный способ - перенос изображения на запечатывемый материал производится с печатной формы, представляющ-ей собой сетку.сквозь ячейки с помощью ракеля продавливается краска(знач слой краски). Ирисовая- цвет.печать несколькими красками одновременно из одного красоч.ящика с одной печат.формы при использовании раскатных валиков с небольшим фиксированным осевым перемещением(плавные изменение цвета).
Пол.подделка: неточность воспроиз.водяных знаков или их отсутствие; неточ.изображ-ния защитной сетки,эмблемы; негерламент-ный цвет красящ. Вещ-в; отличие бумаги по кач-ву; наличие ошибок; недостаточная четкость мелких штрихов;
наличие точек-марашек.
66.
Виды и признаки частичной подделки документов, способы и средства их выявления.
Травление (смывание)- обесцветивиние и разрушение красящего вещ-ва химикатами(изменение цвета бумаги, хрупкость, расплывы красителя). Подчистка – механич. Удаление знаков док-та в целях изменения его первонач.содержания
(нарушение поверхностного слоя бумаги, расплыв красителя при повторном нанесении). Дописка(допечатка) – изменения первонач док-та внесением на свободные места новых записей(различие по цвету, разный почерк, различная проходящая основа в УФ лучах). Замена листов – (несоотв размеру,серии,номера,страницы, наличие доп отверстий для скоб). Замена фото – полная или частичная переклейка(клей,наруш.защитной сетки,наличие признаков дорисовки).
Подделка оттисков печатей - влажное копирование, рисование, клише.
67.
Способы подделки печатей и штампов. Признаки, свидетельствующие о способах их подделки.
1) Влажное – использование мат-лов обладающ хорошим копировал. Свойством. 2) Клише – (плоск.печать – матовость штрих,отсутствие ддеформ бумаги; высок.печать –незначит деформ бумаги, красочный бортик; глуб.печать – знач.слой краски, рельефность штрихов; вручную –нестандартность штрихов, искажение элементов.) 3) рисование – нестандартность штрихов, искажение линий,разное начертание одноимен.букв, зеркальность букв, грамматич ошибки.
68.
Способы защиты и подделки денежных билетов. Признаки, свидетельствующие о способах их подделки.
Банкноты, ценные бумаги снабжаются дополнит средствами защиты от подделки: водяными занаками, защитными волокнами, защитными нитями
Водяной знак- простое и уникальное средство защиты. Способы: -тиснение бескрасочной печатной формы (наблюдаются только более светлые его участки)
-надпечатка краской на одну из сторон бланка документа (проявляет в УФ-лучах)
-надпечатка краской между слоями бумаги
-надпечатка маслянистыми вещ-ом (пропитка)
Микроволны: -дорисовка
-дорисовка бесцветным люминофором (в УФ-лучах)
-надпечатка
-припрессовка
-приклейка
-неумышленная имитация
Защитные нити:
-надпечатка (рисовка) краской на одну из сторон купюры
-надпечатка текста защитной нити с последующим закрашиванием с оборотной стороны банкноты краской белого цвета
-надпечатка текста нити на внутреннюю поверхность одного из листов бланка документа, ценной бумаги, банкнот
-вклейка полимерной ленты
-припрессовка или приклейка
К наиболее распространенным способам подделки денежных знаков относятся:
1) рисование
2) способы полиграфической печати (офсетный, фотоцинкографский способ, фототипия);
3) способы копирования;
4) фотографические способы;
5) комбинированный способ. Современные способы подделки документов - проблемы распознавания и исследования // Х Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области: Право и юриспруденция. Тезисы докладов:
г. Волгоград, 8-11 ноября 2005 г.. Вып. 2. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. - С. 287.
Довольно известным способом фальшивомонетничества является рисование денежных знаков. Он может показаться примитивным, ибо не требует сложных приспособлений. Однако, доступен лишь лицам, владеющим высокой техникой рисунка, оформительской графики, обладающим большим художественным дарованием.
Различается три вида рисования:
с натуры по контурным линиям;
предварительно полученным путем перевода с банкноты государственного образца;
с использованием трафаретов.
Подделка денег полиграфическим способом заключается в изготовлении специальных печатных форм и получении с них оттисков.
Изготовление форм для полиграфической подделки денежных знаков осуществляется различными способами: офсетным, фотоцинкографским, фототипией.
При изготовлении денежных знаков офсетным способом печатающие и непечатающие элементы клише лежат в одной плоскости, однако печатающие воспринимают типографскую краску, а пробельные, после увлажнения их водой или специальными растворами, краску отталкивают. Затем краска с печатающих частей клише сначала переносится на резиновый валик (при этом получается «зеркальный» оттиск), а уже с него на бумагу.
Признаки офсетной печати:
отсутствие сгущения краски по краям штрихов и деформации бумаги;
менее четкое изображение деталей.
При фотоцишидтафском способе клише банкнот изготавливаются на цинковых, медных, латунных пластинах путем копирования с фотонегатива, после чего пробельные элементы вытравливаются различными кислотами.
Признаки фотоцинкографского способа:
деформация бумаги;
неравномерное распределение красителя в штрихах;
утолщение красящего слоя по краям штрихов, более интенсивная его окраска;
неровные края штрихов.
При фототипии клише также изготавливаются с помощью фотонегатива, но на пластинах, покрытых слоем желатина.
Характерные признаки применения этого способа:
отсутствие четкости изображения;
сдвоенность и смазанность линий,
деформация мелких элементов и букв;
бледность окраски.
Признаки копировально-множительной техники:
зернистое изображение штрихов;
блеск красителя в штрихах;
наличие точек на пробельных участках и фоне банкнот;
поверхностное наложение красителя в штрихах
Подделка денег фотографическим способом часто сопровождается последующей раскраской цветными красителями. Этот способ требует навыков в области черно-белой и цветной фотографии.
69.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта