Этносоциология-тема 1. Предмет Термин этносоциология
Скачать 32.87 Kb.
|
Предмет Термин «этносоциология» впервые появился в трудах немецкого ученого Рихарда Турнвальда, который обосновал необходимость сочетания этнологического и социологического знания и формирования нового научного направления, изучающего структуры и процессы, происходящие как внутри этнических групп, так и между ними. В самом широком смысле этносоциология является, с одной стороны, рациональным социологическим способом изучения этнонациональной структуры общества, а с другой стороны теоретическим выражением множества концепций, отражающих различные позиции и взгляды на эти самые социологически значимые связи, явления, процессы, взаимодействия, которые трактуются как биологические, психологические, социальные или политические реальности. Главный предмет этносоциологии составляет «современная жизнь народов: их социальная структура и мобильность, перемещения, социальные аспекты их трудовой, культурной и бытовой жизнедеятельности, этнические особенности психологии и межнациональные отношения». Новый, более конкретизированный ответ на вопрос, что составляет предмет этнической социологии, уже известные нам ученые Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева и А.А. Сусоколов дают в книге «Этносоциология. Предметная область этносоциологических исследований весьма широка, что предмет этносоциологии - это «изучение социальных аспектов развития и формирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды». Предметом этносоциологии являются социологически релевантные связи, отношения, структуры, существующие внутри этнических общностей и при их взаимодействии. Этносоциология изучает человека как носителя этничности, взаимодействующего с социальной средой. Этносоциология изучает коммуникации homo ethnikos (человека этнического) и общества, взаимосвязь этнической идентичности и социального поведения человека. Проблематика В структуру этносоциологии как социологической теории среднего уровня входят проблемы этнической идентификации и стратификации, социология этноса как социокультурной коммуникативной системы, социологическое изучение этнических и национальных меньшинств, взаимодействия этнических общностей, социология этнонациональных конфликтов и этнического насилия (как социальной аномии), анализ всего комплекса социологически значимых проблем этноцентризма, национализма, расизма как социальных фобий, вопросы социальной адаптации в иной этнокультурной среде, социология межэтнических семейно-брачных отношений, изучение проблем межэтнической толерантности. Методы Этносоциология основывается на общих аналитических методах, наиболее широко применяемых социологией. Это проведение системного анализа, формирования информационной базы, создание модели изучаемого объекта и сравнение полученного результата с гипотезой, выработка практических предложений и рекомендаций. В прикладных исследованиях могут использоваться такие методы, как исторические, лингвистические, археологические, так и «включенное наблюдение». Это и кросс-культурный анализ, опросы, анкетирование, статистика, контент-анализ прессы и литературы, математическо-статистические методы и т.д. В этносоциологических исследованиях объект изучается через личность, включенную в этническую группу. Как и в исследованиях других направлений социологии, этносоциологи стремятся осуществить комплексный подход, т.е. учитывать особенности не только макросреды - социально-политические и экономические условия в стране, но и мезо- и микросреды - конкретную обстановку в республиках, этнокультурную специфику контактирующих групп и уровень их общения (теоретическую вероятность контактов и характер расселения), различия по типу городов и сел, их этническому составу, а также особенности производственных коллективов, типы семьи и т.д. Этносоциология - междисциплинарное научное направление, и это усложняет методологию этносоциологических исследований. Каждый раз приходится соотносить методологические принципы, позволяющие изучать закономерности общественного развития, развития этнической группы и личности. При таком варианте наиболее общим принципом является принцип деятельности. Деятельность в социологии рассматривается как способ существования человеческого общества, как реализация социальных законов, которые и проявляются через деятельность людей. Через деятельность личность включается в систему общественных отношений. Внутриэтнические и межэтнические отношения являются одним из их видов и сопряжены со всей системой общественных отношений. Такой подход близок к функционализму Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, которые считали, что общественные явления можно объяснить, анализируя их функции в общественной системе. Применяя принцип деятельности к изучению личности, включенной в этническую группу, этносоциологи, как и социологи, работающие в других направлениях, используют ряд социологических подходов для изучения и объяснения различных фактов. Совокупность таких подходов составляет методологию, применяемую в данной области знания. Один из них - культурологический, согласно которому поведение людей рассматривается и объясняется через господствующие в той или иной культуре ценности и правила поведения. Например, в обществе, где человеческая жизнь ценится очень высоко, террор и убийства будут осуждаться, в то время как среди чеченцев террор может рассматриваться как героическое достижение целей. Другой подход - рассмотрение фактов через совместную социальную деятельность людей, в ходе которой возникают особые коммуникативные связи. Н. Смелзер называет этот подход <коллективистским>. Он помогает понять, как люди, связанные представлениями об общем происхождении, образуют группу с целью защиты своих интересов. С помощью этого подхода анализируют соперничество, конкуренцию и конфликты. Понять поведение людей в сферах, затрагивающих этнические стороны их бытия, помогает также подход, который выявляет взаимоотношения. Согласно данному подходу, взаимодействия людей друг с другом обусловлены ролями. Например, когда началось Карабахское движение за отделение от Азербайджана, армяне ожидали его поддержки от своих соплеменников, где бы они ни жили. Наконец, очень важный подход - психологический. Он объясняет поведение людей как личностей, т.е. не просто как индивидов, а людей, включенных в этническую группу в том смысле, что в их представлениях или поведении присутствует в той или иной мере этничность. С точки зрения этого подхода, этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки, ценностные ориентации понимаются как результат взаимодействия личности и общества, влияния среды, в том числе этнической, на личность в процессе ее социализации и деятельности. Задачи Этносоциология рассматривает этнические общности как систему и ставит задачу изучения всех социологически значимых связей и отношений внутри системы и за ее пределами. Важным методологическим моментом такого понимания предмета этносоциологии является изучение того фона, на котором функционирует эта система, а именно- эволюцнонно-экологический аспект, т.е. проблема цикла развития системы, опосредованная средой существования. Функции Важнейшая функция этносоциологии заключается в обнаружении и изучении способов рационализации социальной жизни обществ с любой степенью этнической сегментности и управления межэтническими конфликтами. Ее называют социально-инженерной или практико-преобразовательной функцией. Реализация теоретико-познавательной функции предполагает учет так называемых «фоновых» знаний, исторических, социально-экономических, культурологических данных. Прогностическая функция этносоциологии особо актуализируется в периоды, когда общество пребывает в переходном состоянии. Выполнению данной функции способствуют постоянные этносоциологические мониторинги. Гуманитарно-просветительская функция этносоциологии имеет чрезвычайно важное значение. Этносоциологические знания могут встать на пути радикализма и экстремизма, основанных на этническом признаке,способствовать демонтажу «образа врага». Этносоциология способна быть не «разъединяющей», а «помогающей» наукой. 3.М. Вебер об этническом и этнических отношениях Ключевые направления теоретического исследования этнических отношений:
Сам М. Вебер весьма скептически относился к возможности точной и четкой дефиниции такого социального образования, каковым является этническая группа. «Целостная концепция этнической группы, — пишет он в «Хозяйстве и обществе», — столь сложна и неопределенна, что было бы хорошо вовсе от нее отказаться». Тем не менее он не только не отказался от этого понятия, но и сам пытался выявить его сущностные характеристики. В результате он сформулировал определение этнической группы, которое в принципе разделяется до сих пор современными исследователями. М. Вебер определил этническую группу как «группу людей (отличающуюся от родственных групп), которые сохраняют веру в свое общее происхождение таким образом, что это обеспечивает основу для создания общности». [10] В этом определении он выделил в качестве фундаментальной характеристики этнической группы систему верований, разделяемых ее членами, а не какие-либо иные, так называемые «объективные» черты группового членства — общий язык, религию, территорию, биологические особенности и т. п., — с которыми часто ассоциируется повседневное понимание этничности. Основными факторами преобразования общности в этническую, как считал М. Вебер, являются:
Фактически в определении Вебера подчеркнуто, что главное различие между родственной и этнической группами состоит в предполагаемой идентичности, а не реальном родстве. Такое представление об этничности предполагает взгляд на нее как социальный конструкт, используемый в политических или экономических целях. Внимание исследователей сконцентрировано не столько на «объективных» элементах этничности, сколько на тех процессах и механизмах, которые превращают этнические характеристики в сформировавшиеся сообщества и организации. Таким образом, простое на первый взгляд определение М. Вебера ставит перед исследователями ряд нетривиальных вопросов, имеющих принципиальное значение для изучения этничности: Чем определяется возрастание роли этнического фактора в тот или иной исторический момент? Что обусловливает выбор конкретных этнических маркеров в качестве решающих для образования группы и формирования этнической идентичности? Как устанавливаются и поддерживаются этнические границы? Каким образом эти границы могут меняться или вообще разрушаться вследствие процессов ассимиляции и образования новых социальных группировок? и т. д. М. Вебер рассматривал национализм как политическое «продолжение» этнического сообщества, поскольку его члены и лидеры пытаются найти для этого сообщества единственно подходящую политическую структуру путем образования независимого национального государства. Хотя М. Вебер специально не занимался изучением развития западного национализма, тем не менее именно он первым начал обсуждать важную проблему соотношения этничности и национализма, которая стала ключевой для многих современных концепций. Вебер поставил вопрос о групповой «социальной закрытости». Исследуя основные причины образования монополий и олигополий на более широкий круг социальных явлений, он обнаружил интересную тенденцию образования этнических сообществ. Такие исторические события, как завоевания, добровольные и недобровольные миграции, имеют в качестве своих следствий контакты и взаимодействия различных по своим характеристикам групп, оказавшихся в непосредственной близости друг с другом. Это, в свою очередь, создает условия для появления у наиболее сильной группы стремления укрепить свое господствующее положение с использованием максимально возможного количества экономических, политических и идеологических ресурсов. Это становится особенно очевидным, когда конкуренция за ресурсы возрастает настолько, что «одна группа конкурентов принимает какую-либо внешне идентифицируемую характеристику другой группы реальных или потенциальных конкурентов — расовые признаки, язык, религию, территориальное или социальное происхождение, местопребывание, и т.д. — как предлог для того, чтобы вытеснить ее. Неважно, какая именно характеристика выбирается в каждом конкретном случае: это зависит от того, какой проще всего воспользоваться... Целью этой монополизации... всегда является закрытие социальных и экономических возможностей для посторонних». Ввел М. понятия статусной группы как важного элемента системы общественной стратификации, что имело большое значение для понимания особого социологического статуса этнической группы. Пример белых бедняков в южных штатах США неоднократно приводился им для иллюстрации динамического отношения между низким экономическим классом и высоким этническим статусом, которое имеет важное значение для современных этнических и расовых исследований. М. Вебер заявлял, что белые бедняки намного враждебнее относились к неграм, чем плантаторы-рабовладельцы. Отмечая отсутствие классового антагонизма между плантаторами, имевшими фактических рабов, и белыми бедняками, у которых не было возможности эксплуатировать чужой труд, 4. Основные понятия этносоциологии. Основные понятия этносоциологии – «этничность», «этническая общность», «этническая идентичность», «этническая стратификация», «нация», «раса», «демос», «этноцентризм», «национализм», «этническое меньшинство», «этнический конфликт» - выступают общими категориями для целого ряда наук, предметом которых служит изучение этничности, этнических процессов. Конечно же, этнические общности, нации не создаются кровью, как утверждают примордиалисты расово-биологического направления; классовой борьбой, как считают примордиалисты социо-исторического направления; интеллектом, согласно конструктивистам; архетипом или мобилизацией, как представляют суть дела различные инструменталистские концепции. Сопоставление подходов позволяет сформулировать важные для понимания этничности в рамках этносоциологии тезисы: 1) однозначные биологические, идеалистические, социально-классовые, психологические, гедонистические (термин С.В. Соколовского), дискурсивные интерпретации этноса и этничности контрпродуктивны; 2) признание всеобщности этничности и возрастание ее роли отражают специфические структуры, инклюзии нашего современного социального существования; 3) этнические общности не есть вечные и неизменные единства, э то референтные группы, которые объединены общей историей, культурным наследием и солидарностью. Понятие «этноцентризм» должно было объяснять борьбу между этническими группами, их конкуренцию и конфликты. Этноцентризм стал свойством группового сознания, которое признает свою этническую группу эталонной, а другие враждебными. Понятие «этническое меньшинство» не тождественно понятию этническая группа. Это группа людей, которая не только отличается от этнического большинства, но и часто находится в «уязвимом» положении. Этнические группы в социологическом понимании - это сегменты, части общества, члены которых осознают себя (или считаются с точки зрения других) носителями общей культуры и обладают чувством солидарности. «Этнический конфликт» - это конфликт, в котором стороны мобилизованы по этническому признаку, это столкновение различных «интересов», «ценностей», «идентичностей». Понятие «этническая стратификация» связано с проблематикой социальной стратификации и социальной мобильности, но точкой отсчета здесь берется этническая или расовая принадлежность. Этот термин служит для изучения влияние этничности на разделение труда, образ жизни, формирование статусных рангов. Используемые этносоциологией категории и понятия в определенной мере обладают многообразием смыслов, но они помогают анализировать социальную практику и формировать теоретические концепции, они также существуют не сами по себе, а скрепляют научные парадигмы. Нация – суверенно независимое государство, самостоятельный политический организм. Этнос – социокультурный аспект (Этногенез – процесс образования этноса.). Демос– территориальный признак. Раса – биологический признак (антропологический). Национальное меньшинство – есть свое государство (евреи, молдоване). Этническое меньшинство – нет государства (курды, цыгане). Этноцентризм – своя группа - эталон. Межэтнический конфликт – конфликт по этническому признаку. Ксенофобия – нетерпимость, боязнь другого человека (гомосексуалиста…). Расизм – одновременно и идеология, и нетерпимость по физиологическому признаку. Этническая идентичность – когда представитель этноса причисляет себя к этому этносу. |