Главная страница
Навигация по странице:

  • История развития научной педагогики.

  • Педагогика. Предметнопроблемное поле современной педагогики


    Скачать 52.92 Kb.
    НазваниеПредметнопроблемное поле современной педагогики
    АнкорПедагогика
    Дата31.08.2022
    Размер52.92 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаreferat1.docx
    ТипДокументы
    #657406
    страница1 из 2
      1   2



    "Предметно-проблемное поле современной педагогики."


    .

    Москва

    2013

    ОГЛАВЛЕНИЕ

    Введение.
    Важнейшим условием прогрессивного развития человеческой цивилизации является передача накопленного опыта познания мира и средств самопознания.

    Важная часть общего социального прогресса - это развитие способов и форм передачи социокультурного опыта.

    На начальных этапах социального становления люди стремились передавать своим детям знания об окружающей природе в виде эмпирически обнаруженных связей между предметами и явлениями. Это заложило основы существующей и сегодня бытовой (житейской) педагогики, знания которой кристаллизуются в так называемой народной педагогике и передаются «из уст в уста» в виде сказок, пословиц, поговорок, легенд и т. п.

    На дальнейших этапах развития цивилизации, в первую очередь в связи с появлением письменности, появилась возможность фиксировать и сохранять наиболее ценный опыт, передавать культурные послания не только следующему поколению, но и далеким потомкам.

    И наконец, в связи с техническим прогрессом (в первую очередь возникновением средств массовой информации) появились возможности быстрого широкомасштабного информационного обмена не только внутри единого культурального пространства, но и между различными культурами. Стремительно нарастающий объем информации, включающий в себя мировые цивилизационные ценности и достижения, уже не может быть целиком усвоен современным поколением. В передаче социокультурного опыта акцент смещается с информации на способы работы с информацией. Процесс воспитания и обучения сегодня настоятельно требует профессионализма, а создание эффективных моделей образования - научного подхода.

    Бытовая (житейская) педагогика и научная педагогика существуют параллельно. Они имеют разные задачи и обеспечивают выполнение разных социальных ролей: родителя и профессионального педагога.

    Способ получения житейских педагогических знаний - опыт проб и ошибок, в процессе которого может не осознаваться причинно-следственный характер тех или иных явлений. Способ приобретения научных педагогических знаний - выдвижение словесно формулируемых гипотез и проверка логически вытекающих из них следствий. Методы получения знаний в житейской педагогике ограничиваются наблюдениями и рассуждениями, в научной педагогике к этим методам добавляется эксперимент..

    Житейские педагогические знания конкретны и ситуативны, они носят интуитивный характер и часто эмоционально окрашены. Научные педагогические знания носят обобщенный характер, они рациональны и осознаны, в них отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и отношения. Житейские и научные понятия часто совпадают по внешней форме (выражаются одними и теми же словами). Однако содержание этих понятий различно. Кроме того, в научной педагогике оно более точное и менее контекстное, чем в житейской педагогике В научной педагогике накоплен обширный и разнообразный фактический материал, который дифференцируется отдельными отраслями педагогики, что позволяет системно познавать педагогическую реальность. В житейской же педагогике отсутствует отраслевая структура педагогического знания.

    Способы передачи знаний житейской педагогики весьма ограничены. Каждый конкретный человек учится в первую очередь на собственном опыте, отчасти ориентируясь на фрагментарное восприятие опыта окружающих людей. В научной же педагогике знания кристаллизуются в понятиях и законах, передаются с помощью вербальных средств и являются основой формирования профессиональной позиции и исследовательской направленности педагога-ученого.

    История развития научной педагогики.

    Слово «педагогика» происходит от греческого paidagogike, что означает буквально «детоведение, детовождение».

    Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении многих столетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии. Впервые педагогика была вычленена из системы философских знаний в начале ХVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского. К современному времени педагогика стала многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

    Существование общества, его функционирование и развитие возможно только потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало социальным опытом предков, обогащало, приумножало и передавало его в более развитом виде своим потомкам. Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки, называемой педагогикой.

    Педагогика прошла длительный и сложный путь поисков истины, раскрытия закономерностей обучения, воспитания и превратилась в научно обоснованную систему знаний, а на практике - в искусство использования этих закономерностей, т. е. в искусство обучения и воспитания многих поколений людей.

    В Древней Греции педагогом называли раба, который сопровождал ребенка своего хозяина в школу, прислуживал ему на занятиях и вне их. С развитием общества роль педагога существенно изменилась, переосмыслилось и само понятие, оно стало употребляться в более широком смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни - обучать, воспитывать, развивать духовно и физически.

    Элементы педагогики появились с зарождением воспитания на раннем этапе развития общества. Возникли педагогические заповеди как результат оформления педагогической мысли. До нас они дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. С появлением письменности народные суждения стали носить характер советов, правил и рекомендаций. Так зародилась народная педагогика, включающая педагогические представления, взгляды, идеи, наиболее полно проявляющиеся в обычаях, трудовой деятельности, традициях, устной народной речи.

    Вначале педагогические знания являлись элементом философии. С накоплением фактов были предприняты попытки обобщения опыта воспитания, выделения теоретических начал и сделаны первые педагогические обобщения, давшие начало педагогике как науке. Ее теоретиками были крупные древнегреческие мыслители Сократ 469-399 гг. до н. э., Платон 427-347 гг. до н. э., Аристотель 384-322 гг. до н. э., в трудах которых отражены идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности.

    Сократом был разработан и широко внедрен в практику один из первых методических приемов обучения и воспитания - метод вопросно-ответного обучения «сократический метод».

    Сократический метод развил до совершенства талантливый ученик Сократа выдающийся философ Платон. В трактате «О государстве» Платон разработал систему образования и воспитания, которая должна была служить укреплению «идеального государства». В соответствии с концепцией Платона все люди делились на три сословия касты. Задача системы воспитания и обучения состояла в том, чтобы обеспечить каждому сословию наилучшее выполнение ее функций. [10с.103]

    Педагогические взгляды Платона нашли дальнейшее развитие в трудах Аристотеля, уделявшего большое внимание воспитанию этических добродетелей. Он считал, что добродетель не дается людям от природы, хотя природа способствует этому. Осуществляется эта возможность через усилия самого человека, его деятельность и общение. В целом Аристотель рассматривал воспитание как единство физического, нравственного и умственного совершенствования человека.

    Своеобразным итогом развития античной педагогической мысли стал трактат «Об образовании оратора» римского философа и педагога Квинтилиана 35-96. Труд Квинтилиана долгое время был основной книгой по педагогике, наряду с сочинениями Цицерона его изучали во всех школах риторики.

    В период Средневековья церковь монополизировала духовную жизнь общества, придав воспитанию религиозную направленность. Религиозное мировоззрение пронизывало все сферы личной и общественной жизни. Воспитание и образование носило конфессиональный характер. Идея о всестороннем развитии личности, выдвинутая в античный период, была предана забвению

    Основной формой воспитательного воздействия стала церковная проповедь. Проповедническую деятельность вели священнослужители. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, такие как Августин 354-430, теолог Фома Аквинский 1225-1274 и др., создавшие педагогические труды, педагогическая теория незначительно обогатилась новыми идеями.

    Значительный этап в развитии педагогической мысли связан с эпохой Возрождения ХIV-ХVI вв.. В это время происходит поворот педагогической мысли к освоению наследия античности, к возрождению античной культуры. Педагогика эпохи Возрождения была нацелена на восстановление классического образования, на новую оценку человека, его возможностей, способностей. Гуманисты эпохи Возрождения полны веры в безграничные возможности человека, в педагогике этого периода акцент вновь делается на физическое развитие человека.

    Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Большой вклад в углубление педагогической мысли внесли итальянец Витторино да Фельтре 1378-1448, француз Франсуа Рабле 1494-1553, англичанин Томас Мор 1478-1535 и др., которые систематизировали знания о том, как обучать и воспитывать детей, высказывались за всеобщее, равное общественное воспитание, за всестороннее развитие личности и соединение обучения с трудом.

    Мишель Монтень 1533-1592 в своем знаменитом сочинении «Опыты» скептически оценивает религиозное учение о божественном провидении и выражает уверенность в неисчерпаемых возможностях человека. Монтень рассматривает ребенка не как уменьшенную копию взрослого, а как природную индивидуальность, которая от рождения обладает первозданной чистотой. Ребенок превращается в личность по мере развития способности к критическому суждению.

    Голландец Эразм Роттердамский 1467-1536 в педагогическом трактате «О первоначальном воспитании детей» пишет о необходимости сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов. Немецкий педагог Вольфганг Ратке 1571-1635 одним из первых в Европе написал учебники для детей и методические пособия для учителей.

    На дальнейшее развитие педагогической мысли большое влияние начинают оказывать зарождающиеся капиталистические общественные отношения. Потребности капиталистического производства коренным образом изменили отношение людей к науке, целям и значению познания и образования. Если в Средние века главные усилия ученых были направлены на обоснование существования Бога и доказательства величия его творения, то в эпоху нарождающегося капиталистического производства знания рассматривались как полезнейшие инструменты созидания и преобразования мира.

    Педагогика ХVII в. испытала значительное воздействие идей английского философа Френсиса Бэкона 1561-1626. Его афоризм «Знание - сила», акцент на опыт, эмпирическое познание реального мира дали толчок для развития прикладных аспектов образовательных методик.

    Особое место среди теоретиков педагогики Нового времени занимает великий чешский педагог Ян Амос Коменский 1592-1670. С его именем связано выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку. В трудах Я. А. Коменского впервые определены предмет, задачи и основные категории педагогики, сформулирована и раскрыта идея всеобщего обучения всех детей независимо от социального положения родителей, пола, религиозной принадлежности. Призывая к формированию человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы, Я. А. Коменский особое внимание уделял вопросам воспитания.

    Английский философ и педагог Джон Локк 1632-1704 сосредоточил главное внимание на теории воспитания. Отрицая наличие врожденных качеств у детей, он уподобляет их «чистой доске», на которой можно писать что угодно, указывая тем самым на большую силу воспитания.

    Передовые французские мыслители Д. Дидро 1713-1784, К. Гельвеций 1715-1771, П. Гольбах 1723-1789, Ж.-Ж. Руссо 1712-1778, швейцарский педагог И. Г. Песталоцци 1746-1827 вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой в педагогике, выдвинули положения о решающей роли воспитания и среды в формировании личности.

    Жан-Жак Руссо явился основоположником теории «свободного воспитания», основанной на уважении к личности ребенка. Он исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не должно мешать развитию этого совершенства, а потому следует предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. В основе педагогической теории Ж.-Ж. Руссо лежит принцип естественного воспитания, т. е. воспитания в соответствии с требованиями природы человека.

    Ж.-Ж. Руссо разработал стройную программу формирования личности, предусматривающую умственное, физическое, нравственное, трудовое воспитание. Его педагогическая теория была радикальна для своего времени. Иоганн Генрих Песталоцци, развивая прогрессивные идеи своих предшественников, выступал за соединение обучения с трудом. Он утверждал, что цель обучения состоит в гармоничном развитии всех сил и способностей человека, при определении основ образования следует опираться на знание человеческой психики.

    На развитие педагогической мысли огромное влияние оказали также взгляды русских мыслителей, философов, педагогов. Педагогическая мысль Киевской Руси зародилась при взаимодействии славянской языческой традиции и восточного православного христианства. Проблемы познания и обучения разрабатывались и другими древнерусскими мыслителями Иоанн Златоуст, Кирилл Туровский, Симеон Полоцкий и др..

    Огромный вклад в развитие педагогической мысли внес великий русский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Он был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний. По его инициативе и проекту был открыт Московский университет. Заметный след в российской педагогике оставили Н. И. Новиков 1744-1818 и А. Н. Радищев 1749-1802.

    Николай Иванович Новиков издавал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он впервые в русской педагогической литературе педагогику объявил наукой.

    Александр Николаевич Радищев связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Он настаивал на гражданском воспитании, требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян.

    Широко известны также труды русских мыслителей, философов и писателей В. Г. Белинского 1811-1848, А. И. Герцена 1812-1870, Н. Г. Чернышевского 1828-1889, Н. А. Добролюбова 1836-1861. Гуманистические идеи разделяли выдающиеся педагоги К. Д. Ушинский 1824-1870, Н. И. Пирогов 1810-1881, Л. Н. Толстой 1828-1910, К. Н. Вентцель 1857-1947 и др.

    Русские социал-демократы предложили миру свое видение целей воспитания. Виссарион Григорьевич Белинский выступал против крепостничества и царизма и в этом видел цель воспитания. Александр Иванович Герцен был убежден, что цель воспитания - подготовка свободной, гуманной, деятельной, всесторонне развитой личности, борющейся с общественным злом.

    Николай Гаврилович Чернышевский считал человека высшим созданием природы, деятельность и воспитание которого обусловлены прежде всего социальной средой. Взгляды Н. Г. Чернышевского на воспитание и образование разделял Николай Александрович Добролюбов. Он критиковал ущемление права на образование в тогдашней России, стоял на демократической позиции и видел идеал воспитания в удовлетворении естественных стремлений человека «чтобы всем было хорошо».

    Значительный вклад в развитие педагогической науки внес Николай Иванович Пирогов, выступивший с передовыми идеями о сущности и назначении общечеловеческого воспитания.

    Константина Дмитриевича Ушинского по праву считают основателем научной педагогики в России. Он продолжил традицию русского просветительства, направленную на поиск педагогических решений социально-политических проблем. К. Д. Ушинский стоял за демократизацию образования, за равные права на образование всех слоев обществаВ воспитании личности К. Д. Ушинский большое значение придавал труду. Особое значение К. Д. Ушинский придавал нравственному воспитанию, основой которого считал религию. Религию он понимал прежде всего как залог нравственной чистоты. Им созданы капитальный труд по педагогике «Человек как предмет воспитания», учебники для начальной школы «Родное слово» и «Детский мир», методические пособия для учителей. Яркими представителями теории и практики свободного воспитания в России были Лев Николаевич Толстой и Константин Николаевич Вентцель. Л. Н. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, задачами которой было развитие самостоятельности, творческой и познавательной активности ребенка. Им написаны увлекательные детские книги для чтения «Азбука» и «Новая азбука».

    Среди имен педагогов ХХ столетия, обогативших отечественную теорию обучения и воспитания, следует выделить П. Ф. Каптерева учение о педагогическом процессе, С. Т. Шацкого социальная педагогика, Н. К. Крупскую организация внеклассной воспитательной работы, пионерского движения, А. С. Макаренко учение о коллективе, Л. В. Занкова и Д. Б. Эльконина теория развивающего обучения, П. Я. Гальперина теория поэтапного формирования умственных действий, И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина теория содержания образования и методов обучения, Ю. К. Бабанского теория оптимизации учебного процесса и др.

    Первыми авторами учебных пособий «Педагогика», в которых ставились и решались задачи социалистической школы, были П. П. Блонский 1884-1941 и А. П. Пинкевич 1884-1939.

    Новые явления в педагогической теории и практике возникли в период «хрущевскойоттепели» второй половины 50-х - начале 60-х гг. В этот период развернулась новаторская деятельность педагогов, обогативших образовательно-воспитательную практику. Существенный вклад внесли В. А. Сухомлинский, И. П. Иванов, Э. Г. Костяшкин, К. Н. Волков, С. А. Гуревич, позднее И. П. Волков, Ш. А. Амонашвили, Н. П. Гузик и др.

    Василий Александрович Сухомлинский 1918-1970 исследовал моральные проблемы воспитания молодежи. Многие его дидактические советы сохраняют свое значение в настоящее время при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и образования.

    Перестройка, начатая в нашей стране в 80-е гг., затронула все сферы человеческой деятельности: политическую систему, государственное устройство, нравственные ценности, правовые нормы, культурное наследие, международные отношения, народное образование.
      1   2


    написать администратору сайта