Главная страница

Человек как проблема философии. Предметная область философской антропологии. Доклад Человек как проблема философии. Предметная область филосо. Предметом философской антропологии является человек во всей своей целостности


Скачать 11.16 Kb.
НазваниеПредметом философской антропологии является человек во всей своей целостности
АнкорЧеловек как проблема философии. Предметная область философской антропологии
Дата25.09.2021
Размер11.16 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад Человек как проблема философии. Предметная область филосо.docx
ТипДокументы
#236860

Философия обращается к непреходящим ценностям и вечным вопросам, постигаигает предельные основания бытия. Тайна человека принадлежит к кругу вечных проблем.Поэтому в истории философии проблема человека — ключевая.Крайне сложно вычленить собственно антропологическую тему в комплексе гуманитарного знания.

Предметом философской антропологии является человек во всей своей целостности.

Три значения:

Общее содержание понятия едино — философская антропология направлена на постижение феномена человека. Но при этом философская антропология толкуется как особая сфера философского знания, как специфическое философское направление и как уникальный метод постижения бытия.
Пожалуй, приоритет в постановке этого вопроса принадлежит И.Канту. Он первым в европейской философии пришёл к убеждению, что о человеке как уникальном существе можно философствовать отдельно и особо. Человек — предельно захватывающий и загадочный объект философского умозрения. Для раскрытия его тайны нужны самостоятельные и нетривиальные средства
Желание глубже и основательнее изучить биологическую природу человека привело в 20-х гг. XX столетия к возникновению нового философского направления, представленного такими мыслителями, как Макс Шелер (1824 1928), Арнольд Гелен (19041976), Гельмут Плеснер (1892 1985). Эти философы не только пытались вслед за Кантом выделить и представить в некоей целостности накопленные философией прозрения и интуиции о человеке. Они непосредственно обратились к человеку как природному созданию.
В современной литературе рождается ещё одно (третье) понятие философской антропологии — как метода постижения бытия. Методология толкования человека имеет свои особенности. При осмыслении того или иного вопроса в центр внимания ставится человек. Стало быть, философская антропология — многозначное понятие. Будучи целостным в стремлении истолковать человека, оно, тем не менее, толкуется по-разному — как специфическая область философского знания, как философское направление и как метод постижения бытия. Несомненно, сегодня философская антропология стала специфической отраслью философской рефлексии
Школы
В традиционной философской антропологии, которая охватывает время от Канта до середины XX в. человек, — это особый род сущего, субъект социального процесса, творец культуры, исторического развития. Человек — биосоциальное существо (представитель homo sapiens), генетически связанное с другими формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, создавать символы, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. Традиционная философская антропология выделяла существенные черты, отражающие своеобразие человека как земного творения: его бытие социально; он обладает разумом и представлениями о ценностях; он постоянно развивается; взаимоотношение между сознанием и бессознательным достигает в нём драматического напряжения; ему присуща общительность; он возвышается над природным царством. Человеческая природа в классической философии воспринимается как универсальная, постижимая, обладающая набором стойких особенностей. Классическая философия в целом наделена объективностью, пониманием мира как разумно упорядоченного целого, стремлением к систематичности, вниманием ко всем сферам бытия, признанием силы духовного мира в жизни человека, природы и общества. Эта философия проповедует идеал царства разума

Под человеческой природой чаще всего в философской антропологии понималась совокупность стойких, неизменных черт, общих задатков и свойств, выражающих особенности человека как живого существа и присущих человеку разумному во все эхвремена независимо от биологической эволюции и исторического процесса. Раскрыть эти признаки — значит выразить человеческую природу. Та черта, которая оценивается как главная, определяла в традиционной философской антропологии сущность человека.Идентичность - выражает представление человека о самом себе, содержит внутренне устойчивый образ индивида.Все его попытки найти в себе специфически человеческое свойство или дать автохарактеристику отражают, в конечном счёте, действие механизма идентизаци.Но это — удел избранных. Индивид, заброшенный в мир таинственных вещей и явлений, просто не в состоянии самостоятельно осознать назначение и смысл окружающего бытия. Он нуждается в системе ориентации, которая дала бы ему возможность отождествить себя с неким признанным образцом. Фрейд рассматривал идентификацию как попытку ребёнка (или слабого человека) перенять силу отца, матери (или лидера) и тем самым уменьшить чувство страха перед реальностью. Ведь эти чувства по самому своему определению «открыты», «направлены» на иной объект. Следовательно, по самому своему назначениюлубинная потребность человека состоит в том, чтобы постоянно видеть перед собой какие-то персонифицированные образцы.

Постмодермодернистская концепция

Классическая философская антропология подвергалась радикальному переосмыслению в постмодернизме. Представители этого направления заговорили о неоспоримом крахе классического антропологического дискурса.

Один из пороков современной философии Фуко усмотрел в том, что она навевает «антропологический сон». Он показывал, что наше восприятие мира во многом галлюцинаторное, сходное с «покрывалом майи». В наше восприятие входит только то, что мы способны воспринять. Поэтому мир скорее предстает как копия наших душевных состояний. Внутренний мир человека закрыт для новых впечатлений. расстаться с остовом философской антропологии — представлением о том, что человек имеет некую сущность.

Скорее, о том, что тема человека оказалась призрачной. Человек не сводится к своей биологической природе, как полагал Ницше. Но его нельзя понять и в русле социальной истории, на что надеялся К.Маркс. Представление о биосоциальной природе человека тоже не ухватывает существо вопроса. Неклассическая философская антропология утверждает, что неопределённость и неуловимость человека в процессе его постижения, парадоксальность его природы и ставит вопрос о том, как эта неопределённость может быть помыслен.

Целостность человека как некое антропологическое свойство устарела. Человек превратится в деталь сконструированного суперорганизма, Стойкая человеческая природа, невосприимчивая к пересотворениям..Маячит перспектива уникальной специализации индивида.

дентичность как способ сохранения самотождественности? Анахронизм. Зачем техноиду мучиться в поисках личностного ядра. Гибкость

Компьютерная революция сопряжена с наступлением на человеческое тело

Например Тимоти Лири видит будущее в симбиотической связи с компьютером.Маячит перспектива уникальной специализации индивида.
В этих условиях философская антропология пережила множество неожиданных превращений. В ней, прежде всего, произошёл галактический взрыв: она «распалась» на необозримое число «антропологий»: политическая, культурная, социальная, педагогическая, религиозная. Этот процесс не получил завершения. Нет никаких оснований ставить вопрос о полном отречении от классических парадигм мышления. Но можно говорить о нарождающейся плодотворной перекличке новейших философско-антропологических конструкций с классическими философскими подходами.Сегодня часть исследователей полагает, что только биология способна определить основные признаки и достояния человека.Разумеется, он выделяется из природного царства, но вовсе не становится при этом особым родом сущего.нового натурализм. Другая тенденция связывает толкование человеческой природы с достижениями структурной антропологии и лингвистики. Ж.Лакан исходил из того, что бессознательное структурировано как язык. Задача структурного психоанализа — восстановить понятие либидо как воплощения творческого начала в человеческой жизниУтрачивая хаотичность, бессознательное становится окультуренным, что и позволяет преобразовывать пульсации в произведении искусства и другие явления культуры, источника плодотворных конфликтов, двигателя человеческого прогресс.

Кризис современной философской антропологии, скорее всего, пауза перед её новым ренессансом.

Наконец, набирает обороты тенденция, связанная с феноменом трансцендентности. По словам Н. А. Бердяева, духовное начало в человеке имеет трансцендентное основание. Иначе говоря, оно не выводится из природы, из окружающего мира. Недовольство человека конечным, устремлённость к бесконечному обнаруживает божественное в человеке. Самодостаточность невозможна.


написать администратору сайта