Нравственность. Нравственность Кант. Нравственная философия Канта
Скачать 14.77 Kb.
|
Эссе на тему: «Нравственная философия Канта» По «Лекции по этике» Иммануила Канта. Лекции по этике – сочинения Иммануила Канта. Философ уделил наибольшее внимание нравственности, а его этническая развитая концепция является разработанной, систематической и завершенной. Он поставил целый ряд критических проблем, связанных с определением понятия нравственности. Иммануил Канта отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что я должен делать? Практическая философия Канта оказала огромное воздействие на следующие за ним поколения философов. По Канту нравственные понятия не выводятся из опыта, а изначально закладываются в разум человека. Он не исследует истоки происхождение морали, которая возникла вместе с обществом и с ним трансформировалась, он исследует только нравственный статус индивида. В лекциях по этике моральный поступок выглядит как результат внутреннего повеления человека, зачастую идущего вразрез с аморальной практикой окружающей действительности. Строго говоря, любой поступок человека императивен. Но Кант различает императивы: 1. Гипотетический императив – поступки, направленные на достижение определенной цели. Их цели могут быть двоякими. В первом случае человек ясно знает, что ему нужно, и речь идет только о том, как осуществить намерение. Хочешь стать врачом – изучай медицину. Императив в этом случае выступает правилом умения, которое не определяет: хороша ли, разумна ли поставленная цель. Оно говорит лишь о том, что нужно делать, чтобы её достичь. Предписания для врача, чтобы вылечить пациента, и для отравителя, чтобы наверняка его убить, здесь равноценны, поскольку каждое из них служит для того, чтобы осуществить задуманное. Это зависит лишь от того, какова цель данного поступка. 2. Категорический императив – поступки, которые не обусловлены достижением определенной цели. Моральный поступок является следствием категорического императива. Это означает, что во время поступка человек не стремится достичь никакой цели, он ценен сам по себе. В этом случае цель имеется, но она туманна. Прочной опорой нравственности, единственным истинным источником категорического императива является долг, который придает поступку моральный характер. В этике долга самым важным является - видеть в другом человеке личность, уважать его права и не нарушать границы, относится к нему как к цели, а не как к средству. Категорический императив Канта в окончательной формулировке звучит следующим образом: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству». Исходя из этой формулировки, мое видение таксиста как того, кто просто довезет меня до места, или татуировщика, как того, кто сделает мне татуировку, есть плохо. Так как я вижу в них только средство, которое поможет мне достичь цели: доехать до места или наличие татуировки. Если видеть в этих людях личность, которая имеет свое настроение, потребности, семья, человека, который тоже имеет плохие дни – это хорошо. Иммануил Кант пишет, что человек не должен соглашаться быть средством, иначе, он не ценит собственной человечности, человечности в самом себе. Я считаю, что я не должна видеть в человеке средство для достижения своих собственных целей, ведь это означает, что я не вижу в них личность, не думаю о том, что за их половой принадлежностью, социальным статусом или внешностью – имеется личность, которая является главным в любом человеке. Я хочу закончить данное эссе следующими словами: «Поступай так, чтобы всегда уважать человеческое достоинство, как в твоем собственном лице, так и в лице всякого другого человека, и чтобы всегда относится к личности как к цели, а не как к средству». |