Главная страница

Предмету литература. Тема проекта Памятники литературным героям. Опыхтина Алёна Александровна 11 класс


Скачать 1.91 Mb.
НазваниеПредмету литература. Тема проекта Памятники литературным героям. Опыхтина Алёна Александровна 11 класс
Дата18.10.2021
Размер1.91 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаALENA.docx
ТипЛитература
#250406




1
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа №2 р. п. Тумботино

Павловский район Нижегородская область.
Итоговый проект

по учебному предмету литература.

Тема проекта:

«Памятники литературным героям».


Выполнила:

Опыхтина Алёна Александровна 11 класс.

Руководитель: учитель русского языка и литературы Усова Елизавета Николаевна.

р. п. Тумботино, 2021.


2
Оглавление.

Введение …………………………………………………………. ……….….. 4

Произведение М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»…………………………6

Запрещённый памятник героям Булгакова. 8

Памятник Мастеру и Маргарите…………………………………………………9

Памятник машине с грачом 10

Памятники Коровьеву и Бегемоту 11

Памятник М.А.Булгакову 13

Заключение 14

Список литературы 15

Приложения …………………………………………………………………….16

Мои любимые литературные герои!
Вы - с самых ранних лет всегда со мной
В библиотеке, — среди книжного покоя
Знакомился  я, с Вами, той порой

Вот книга первая моя - «Живая шляпа»
Незнайка рядом, где-то на Луне
Тут Чук и Гек играют вместе с папой
А мушкетёры снова на войне

На полке следующей — герои Жюля Верна
Почти что все... — плюс Крузо Робинзон
Ещё приплюсовал бы к ним, наверно
Я — Гулливера, но лишь первый том

Чуть старше став — уже другие полки
Джек Лондон в этих полках правит бал
Здесь Соллекс, Белый Клык, другие волки
Аляска... Океан... Боксёрский зал

Правей от них — герои дяди Генри
Без них, наверно, жизнь - была скучна
А следующим стоит — товарищ Бендер
Он в Рио хочет... Не везёт — пока!

Толстого вижу — но лишь Алексея
Там Пётр царь и Алексашка вместе вновь
Куприн, Набоков, Бунин — по «аллеям»
Своим героям будоражат кровь

А вот и - три товарища Ремарка
И перемен на фронте никаких
И Лис здесь с Принцем и Корчагин Павка
Героев много... Всех не вместит стих

И я быть может пропустил кого-то
Но вы добавьте — будет хит-парад
Что любите того-то и за что-то
Да напишите — буду очень рад! Серик Марденов


Введение.



2015 год-это год Литературы в России. Русские писатели внесли огромный вклад в мировую культуру. Роль русской литературы очень трудно переоценить. Эта роль многогранна, как и сама литература.

Люди ценят литературных героев не меньше, чем настоящих, вероятно, потому что многие из этих персонажей сделали для нас очень многое. Они дарят каждый день читателям всего мира счастье, учат нас быть верными и добрыми, благородными и мужественными.

В мире существует немало литературных произведений, героям которых посвящены памятники. Это особенные памятники. Они изображают героев, которые никогда не жили на свете, лишь существуют в нашем воображении на страницах любимых книг. Это памятники литературным героям – плодам писательской фантазии. Существуя лишь в вымышленном мире художественного произведения, литературные персонажи обладают порой силой воздействия на умы и сердца живых людей, заставляют нас плакать или смеяться, восхищаться или негодовать, думать о них и о нашей жизни.

На всей территории России очень много памятников самым разным людям и даже животным, однако мало кто знает, что есть памятники литературным героям, памятник тому, кого и вовсе не было на этом свете. Поэтому у меня появилась идея сравнить персонажей с их скульптурами, которые разбросаны по всей России. Персонажей я буду брать из книги М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Почему именно эта книга? Это просто, памятников этим героям очень много и сравнить их будет проще. А так как в 11 классе мы будем проходить это произведение, то актуальность этого проекта для меня и моего класса несомненно есть. Также я смогу больше разобраться в памятниках и помогу в этом остальным.

Цель: сравнение памятников литературным героям произведения «Мастер и Маргарита» и их описание в книге.

Задачи:

  • Узнать больше о произведении М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

  • Сравнить памятники и их текстовое описание

  • Создать памятные буклеты о памятниках литературным героям произведения М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»



Памятник устанавливают дл я сохранения памяти о человеке, предмете, событии, животном и литературном герое. Увидеть памятник можно практически везде, даже в некоторых отдалённых деревушках.

Больше всего памятников героям Великой Отечественной войны.

Вторыми по популярности идут памятники великим людям всех профессий и возрастов. Ставят их в людных местах, в основном это площади, парки или какие-либо здания.

Самое интересное – это за что можно воздвигают памятник, если ты, конечно, не сам его себе строишь. Первое, что приходит в голову – это великие дела, например, правитель или учёный, а так же писатели и другие люди, которые смогли как-то отличиться. Однако не все памятники посвящены великим людям или событиям. Памятники животным, предметам и литературным героям тоже присутствуют, приведу по одному примеру. Из них самые известные: статуя собаки Хатико в Токио (Япония) (приложение 1), памятник шпротам в Мамоново (Россия) (приложение 2) и памятник русалочке в Копенгагене (Дания) (приложение 3). А если ещё посмотреть, то можно увидеть очень много самых разных памятников, в существование которых сложно поверить. Например, есть памятник человеку - невидимке (приложение 4).

Произведение М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Немного о самом произведении. «Мастер и Маргарита» — роман Михаила Афанасьевича Булгакова, работа над которым началась в декабре 1928 года и продолжалась вплоть до смерти писателя. Роман относится к незавершённым произведениям; редактирование и сведение воедино черновых записей осуществляла после смерти мужа вдова писателя — Елена Сергеевна. Первая версия романа, имевшая названия «Копыто инженера», «Чёрный маг» и другие, была уничтожена Булгаковым в 1930 году. В последующих редакциях среди героев произведения появились автор романа о Понтии Пилате и его возлюбленная. Окончательное название «Мастер и Маргарита» — оформилось в 1937 году.

Первая публикация произведения в сокращённом виде была осуществлена в 1966—1967 годах. Первое полное издание книги на русском языке вышло в 1967 году. В СССР книжный вариант без купюр увидел свет в 1973 году.

Произведение неоднократно экранизировано и инсценировано.

Произведение мне очень понравилось. Перечитав много произведений из русской и зарубежной литературы, я запомнила особенно это. В нем есть много и странных, и комичных ситуаций. Говоря о главной паре этого романа, можно сказать, что любовная тема раскрыта ярко.

Безусловно, это Мастер и Маргарита. Мастер – персонаж без имени, начинающий поэт, и как пишут эксперты, в нём он описал часть себя и своей внешности. На создание образа Маргариты, по мнению исследователей, повлияли как литературные источники, так и реально существовавшие женщины, в том числе из окружения писателя.

Отдельная группа персонажей это Мессир и его свита.

И начнём с главного – Воланд. Он предстаёт перед нами в роли Сатаны, очень похож на короля с его свитой. Активных действий он не предпринимает, однако все относятся к нему с опаской. Как пишут исследователи, образ героя Булгаков собирал из множества источников, хотя если и посмотреть на все сцены с ним, то видно, что он просто наблюдатель всего происходящего вокруг.

Азазелло – это персонаж, наделённый «разбойничьей прямотой», образ которого корнями уходит в мифологию. Обычно в его задачи входит простая работа с людьми, не требующая умственных размышлений, но размахивать пистолетом в неё входит.

Кот Бегемот – персонаж шут. Часто в романе дурачится и всячески развлекает читателя. Как говорят исследователи, внешность он во многом позаимствовал из книги Михаила Орлова «История сношений человека с дьяволом», только не слон, а кот.

Коровьев или же Фагот – это один из первых персонажей, появившимся в начале романа. В романе он часто меняет свой образ под ситуацию. Также он хорошо изменяет свой голос и имитирует чужие. Так же, как и Бегемот, он часто устраивает всякие шалости, однако очень редко отходит от Воланда.

И последний персонаж свиты – это Гелла. Рыжеволосая служанка Воланда хороша собой; единственное, что портит её внешность – «причудливый шрам на шее». В романе она самая незаметная слуга Воланда, которая, судя по описанию, работает по дому: убирает, готовит, стирает. Возможно, это незаконченность романа или намеренное упускание из виду, но в последней сцене полёта её не было.

Можно было бы уделить внимание персонажам из романа мастера, но я просто назову их имена: Понтий Пилат, Иешуа Га-Ноцри и Левий Матфей.

Запрещённый памятник героям Булгакова.


Согласно проекту Рукавишникова, памятник Булгакову на Патриарших прудах должен был быть расположен вдоль аллей, параллельных Малой Бронной и Большому Патриаршему переулку. Именно в этом месте

Патриарших прудов и пили Иванушка с Берлиозом абрикосовую и там же встретили Воланда. Но этому проекту не суждено было состояться. Это место хорошо подходило для такого памятника, а если быть точнее,

комплекса разных статуй, включая и самого М.А.Булгакова. Примерный вид планировки (приложение 5) я расположила в приложении.

Причиной отмены строительства на Патриарших прудов стал примус.

Изначально он планировался высотой в 12 метров, тогда и начались протесты. После этого было принято решение уменьшить примус в 3 раза, до 3-4 метров, но и это не понравилось горожанам. Из-за этого пришлось отказаться от идеи примуса, который бы подсвечивался ночью, и заменили его машиной с грачом, на которой Маргариту доставили на бал. Однако и это не помогло и проект вскоре прикрыли. Одно время памятник этот хотели перенести на Воробьевы Горы, но там уже вознегодовала православная церковь - рядом находится Андреевский монастырь. Но это и неудивительно, памятник рассказу о дьяволе, да и в непосредственной близи к религиозному месту для церкви был просто немыслим. По этой причине памятник так и не увидел света и его части разбросали по Москве.

Однако, несколько композиций всё же было создано. К ним относятся М.А.Булгаков (но только небольшой макет), Мастер и Маргарита, автомобиль с грачом и Коровьев с Бегемотом, которые должны были стоять на Воробьёвых горах, вместо других из макета.

Памятник Мастеру и Маргарите.


Первым в нашем сравнении пойдёт скульптура Мастера и Маргариты (приложение 6).

Начало проекта по созданию памятника было в 1998 году, но когда работа началась над этой скульптурой достоверно найти мне не удалось. Проект полностью был заброшен в 2003 году. Где она находилась в период с 2003 по 2013 год узнать не удалось, но предположительно она была у самого скульптора. На самой же выставке к ней была прикреплена такая табличка (приложение 7), на которой крупно написано: «Фрагмент запрещённого памятника.». После выставки она стояла рядом с галереей "Дом Нащокина", до воссоединения с автомобилем. На сегодняшний день его можно увидеть совместно с машиной и грачом, на котором Маргарита полетела обратно в Москву. Для удобности поиска я напишу координаты: 55°44.940N, 37°39.384E.

К сожалению, сравнить оригинальное описание героев со скульптурой не выйдет так хорошо, как планировалось, потому что лиц героев невидно. Но по внешнему виду я определила из какой это сцены. После разговора с Воландом и встречи Маргариты с Мастером в подвале Мастера. Одеты они так же как описано в романе, Маргарита в одном чёрном шелковом плаще и Мастер, одетый так же, как в больнице.

Мне очень понравилась это скульптура, так как она полностью повторяет сцену из книги, из-за чего смотрится ещё лучше.

Памятник машине с грачом.


Далее в нашем сравнении идёт памятник машине с грачом (приложение 8), на которой Маргарита возвращалась в Москву на бал Сатаны.

В отличие от скульптуры Мастера и Маргариты, машина до её установки летом в 2015 году, но пока ещё без своих пассажиров. Но всё это время её можно было увидеть в Москве по адресу улица Большая Молчановка, 10.

Когда же они воссоединились (приложение 9) мне найти не удалось. Но сегодня их можно найти по тем же координатам: 55°44.940N, 37°39.384E. Отмечу, что машина с грачом последней покинула мастерскую

Рукавишникова, тем самым открылся последний фрагмент незаконченного памятника.

Однако сравнить машину будет в разы сложней, так как это всё её описание:

«буланая открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и в перчатках с раструбами.»

Это описание автор учёл, однако просто скопировать автомобиль тех лет он не стал и добавил к нему изюминки. Конечно, лучше увидеть её вживую и детально рассмотреть, но отмечу ее особенности. Первое – это шины автомобиля, на которых рисунок выполнен в виде карточных мастей. Далее стёкла автомобиля, а точнее швейные машинки, замещающие их. А так же задние фары, вместо которых рука с лампочками. Автомобиль вышел внушительным, 7 метров в длину, и, как по мне,

получился очень эффектно.

Памятники Коровьеву и Бегемоту.


Этим героям можно увидеть больше памятников, чем остальным. Думаю это связано с харизмой героев. Но и сравнивать их будет проще, так как они изображены лицом к прохожим.

Первым я рассмотрю скульптуру Коровьева и Бегемота, которая установлена во дворе дома по Садовой, где расположена «нехорошая квартира» и Музей- театр «Булгаковский дом».

Перейдём непосредственно к сравнению. Эти герои взяты из эпизода

«последние похождения Коровьева и Бегемота». Описание главы гласит: «длинный гражданин в клетчатом костюме и с ним черный крупный кот». Позже кот стал: «толстяк в рваной кепке, действительно, немного смахивающий рожей на кота. В руках у толстяка имелся примус»

Немного дополнительного описания из той же главы: «задребезжал длинный, сверкая глазом из разбитого пенсне», «Бегемот, приложив грязный продранный рукав к глазу». Это почти всё описание из этой главы, остальное только повторяет вышесказанное. Добавлять описание из других глав я не стану, так как этого описания нам вполне хватает, чтобы утверждать, что и скульптор использовал именно это описание, ведь в других главах романа Бегемот в виде кота.

И это описание совпадает с действительностью. Но есть два отличия, одно – от автора, другое – от зрителей. Первое – это рукав Бегемота, который в романе подранный, но возможно это рукав правой руки, которого не до конца видно. А второе – это пенсне, то есть очки Коровьева. Их нет скорее всего из-за людей, так как мне удалось найти фотографию и с ними, но скорее всего кем-то временно надетыми. Думаю, это изначально так планировалось, так как отлить пенсне вместе со скульптурой было бы сложно, да и если бы получилось, то кто-нибудь да оторвал бы их, почему-то я в этом уверена.

Второй памятник Коровьеву и Бегемоту (приложение 11).

Они поселились в 2006 году во дворе дома №13 по улице Советской Армии. Выпускница отделения дизайна педагогического колледжа Любовь Миросенко создала фигуры Коровьева и Бегемота из искусственного мрамора и усадила их на скамейку. Булгаковские мотивы присутствуют и в оформлении территории для сбора мусора, стилизованной под трамвай, обезглавивший Берлиоза (приложение 12). Стены тепловой подстанции были расписаны сюжетами из романа: тут тебе и Воланд с Коровьевым, и аж три кота (приложение 13), и сам Мастер - Булгаков, присевший на скамью (приложение 14).

Трудно предположить из какой главы взят эпизод, но по примусу в руках бегемота я предположу, что это та же глава, что и в первом случае.

Дублировать описание героев я не буду и сразу же начну со сравнения.

Первое, что хочу заметить, так это наличие пенсне у Коровьева. Разбито оно, сказать не могу, думаю это просто рамка от него. Костюм у него всё так же клетчатый, но брюки не в клетку, как у первого памятника. Про кота и говорить нечего, просто крупный кот с примусом. Еще хочу добавить, что лица у Коровьевых очень похожи, возможно выпускница руководствовалась скульптурой Рукавишникова.

Мне эта скульптура тоже нравится, но на неё пока не удастся посмотреть. Кто-то говорит, что она сломалась, другие что убрали, но вроде как с 2010 года её больше не видели.

Памятник М.А.Булгакову.


Самый интересный памятник М.А.Булгакову (приложение 16), на мой взгляд, это памятник, установленный на Большой Пироговской. Почему я выбрала именно этот памятник Булгакову? Нет, не из-за сходства с писателем и не за папиросу в зубах, а за книгу, на которой он стоит. Памятник установлен в начале ноября 2018 года. Официальное открытие наметили на 21 ноября, но перенесли. Все окончательные заграждения сняли 27 ноября.

Рассмотрим книгу со всех сторон (приложение 17-18). При первом просмотре казалось, что картинок на страницах в разы больше, но их всего 4. Но начнём мы с другой детали. В самом низу есть кошачьи следы и след от рельсов трамвая, которым и отрубило голову Берлиозу.

Перейдём к страницам. Самая верхняя иллюстрация это полёт Маргариты.

Почему взят этот фрагмент неизвестно, но некоторые говорят, что это

символический намёк на дьявольщину в жизни писателя. Далее идёт сцена разговора Понтия Пилата и Иешуа. Думаю, это был тот суд и люди, которые были свидетелями. Так же видно 3 креста. На последней части этого листа изображено что-то отдалённое от нашего романа, скорее всего это сцена медицинской операции из другого его произведения. Ещё одна деталь, которая мне интересна, почему одна его часть пустует. Если так посмотреть, то для полноты картины там не хватает фрагмента. Возможно, нарочно его не сделали, а возможно, просто что-то не получилось и оставили так как есть. На обратной стороне изображена финальная сцена полёта на лошадях. Я считаю, что , только тогда Полностью увидеть эту страницу можно, если рассматривать её вживую . Ну и конечно же, подписи авторов находятся сзади.

Я видела очень много памятников разным людям, знаменитым и неизвестным, но этот памятник выделяется на их фоне своей оригинальностью.

Заключение.



Я рассмотрела много памятников в этой работе, о некоторых просто упомянула, а какие-то разобрала подробно. Была проделана большая работа по сбору информации, а также по сравнению персонажей из книги и памятников, воздвигнутых этим героям. И как показали исследования, памятники, в большинстве случаев, полностью копируют как внешность людей, так и описание героев из книг. Последним завершающим фактором стало создание буклета «Памятники М А.Булгакову и героям его романа «Мастер и Маргарита».


Список использованной литературы:

  1. М А.Булгаков .«Мастер и Маргарита». Москва «Современник»1987.

  2. Барков А. Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»: альтернативное прочтение.

3. Воронов Н. Люди. События. Памятники / Н.Воронов.-М.:Просвещение,1984.-208с.:ил..

https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник https://ru.wikipedia.org/wiki/Памятник_(значения) https://ru.wikipedia.org/wiki/Мастер_и_Маргарита https://alienordis.livejournal.com/56653.html https://vladimirdar.livejournal.com/258752.html?media.


1. 2.

3. 4.


5.

6. 7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.


написать администратору сайта