уууу. Реферат семинар 1. Предназначение и смысл философии
Скачать 30.02 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛНР «ЛУГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ВЛАДИМИРА ДАЛЯ» ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ Реферат по дисциплине «Философия» на тему: «Предназначение и смысл философии» Выполнил: студент 2 курса, группы ИФ-601с Каткат А.А.И Проверил: проф. Шелюто В.М Луганск 2022 Содержание: Введение________________________________________________3 Место философии в системе наук и культуры_______________4 Основные разделы философии____________________________ 7 Мировоззренческая, методологическая, рефлексивно-критическая и интегративная функции философии______________________8 Заключение______________________________________________12 Список литературы_______________________________________14 Введение Каждая наука - это своего рода обрывок знаний, а все науки в простом сложении - это сумма обрывков. Философия дает систему знаний о мире в целом. Он не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, принимая их в наиболее общем виде и, опираясь на этот интеграл, выстраивает систему знаний о мире в целом, об отношениях человека. в мир, т.е. о разуме, о знаниях, о морали и т. д. Задача философии - не одна сторона существующего, а все сущее, весь мир во всей полноте его содержания и смысла; он стремится не определять точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, но понимать их внутреннюю связь и единство. В связи с этим возникает необходимость определить предмет философии и его функции. Место философии в системе наук и культуры Термин философия возник от сочетания двух греческих слов филео - любовь и софия - мудрость и означает любовь к мудрости. Философия как метод и форма духовной деятельности зародилась в Индии и Китае, но достигла своей классической формы в Древней Греции. Термин философия впервые был использован Платоном для обозначения особой области знания. Вначале философия включала в себя все знания о мире. Растущая потребность в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали увеличение их объема и разнообразия и привели к дифференциации знаний, выраженной в возникновении различных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся в период античности, не означало исчезновения философии. Напротив, возникла потребность в особом разделе знаний, способном действовать как средство интеграции знаний и как способ разработки наиболее общих принципов и норм познавательной и преобразующей деятельности людей. Постепенно философия сосредоточила свое внимание на теоретизировании наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о целях и значении существования общества и личности. На эти вопросы, возникающие в исторически специфических условиях жизни, подходящих для всех времен и для всех народов, невозможно дать ответы. Люди, задающие мировоззренческие вопросы, стремились получить на них ответы, соответствующие их потребностям и уровню интеллектуального развития. Более того, в разных исторических условиях меняется не только набор мировоззренческих вопросов, но и трансформируется сама их иерархия, а также характер желаемых ответов на них. Это закладывает основу для специфики понимания предмета философии и ее содержания. Следует отметить, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки в целом, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались как составные части философии. Такая ситуация сохранялась до 18 века. Однако на переднем плане философствования различные мыслители выделяли те грани предмета философии, которые были для них предметом первостепенного интереса. Часто отдельные мыслители ограничивали предмет философского исследования лишь несколькими, которые казались им наиболее важными. Другими словами, следует иметь в виду, что предмет философии, как и представления о нем, формируется с развитием научного знания, то есть информация о нем формируется в процессе трансформации самой философии. Например, из истории философии известно, что мир природы был предметом философии для первых древнегреческих философов, а позже для Аристотеля весь мир действовал в этом качестве. Для эпикурейцев и поздних стоиков предмет философии в основном очерчивается кругом проблем, связанных с человеком в мире. Христианские философы средневековья сводили предмет философии к отношениям между человеком и Богом. В наше время проблемы познания и методологии выдвигаются на первый план в структуре предмета философии. В эпоху Просвещения для многих европейских философов предметом размышлений снова становится человек со всеми его многочисленными отношениями. В девятнадцатом и двадцатом веках. разнообразие школ и идей в мировой философии соответствует богатству представлений о природе ее предмета. В наше время природный и социальный мир является предметом философских размышлений, как и человек в нем как многомерная и многоуровневая система во всем обилии связей. Философия изучает самые общие аспекты, свойства, тенденции развития мира, раскрывает общие принципы самоорганизации, существования и развития природы общества, человека и его мышления, раскрывает цели и смысл существования человека в Мир. В то же время современная философия основывает свои выводы на обобщении данных отдельных наук. Предмет философии также включает рассмотрение вопросов о том, как сама философия возникает, развивается и трансформируется, как она взаимодействует с различными формами общественного сознания и практики. Другими словами, вся совокупность самых общих вопросов, касающихся взаимоотношений человека и мира, рассматривается как предмет философии, ответ на который позволяет человеку оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов. Основные разделы философииВ рамках собственно философского знания его дифференциация началась уже на ранних этапах его формирования, в результате чего возникли такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно сформировались следующие разделы философского знания: онтология - учение о бытии, о происхождении всего сущего, о критериях существования, общих принципах и законах существования; эпистемология - раздел философии, изучающий проблемы природы знания и его возможностей, отношения знания к действительности, выявляющий условия достоверности и истинности знания; аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в действительности, соотношении ценностей; праксиология - учение о практических отношениях между человеком и миром, активности нашего духа, целеполагании и человеческой эффективности; антропология - философское учение о человеке; социальная философия - раздел философии, описывающий особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и цель истории человечества. Эти разделы не сводятся друг к другу, но тесно связаны. Мировоззренческая, методологическая, рефлексивно-критическая и интегративная функции философииВыполнение своей цели философией предполагает выполнение ряда взаимосвязанных функций, посредством которых ее цель реализуется. Наиболее значимыми из них являются: идеологический, гносеологический, методологический, информационно-коммуникативный, ценностно-ориентированный, критический, интегрирующий, идеологический, образовательный, прогностический, дизайн. Функции философии - это основные области применения философии, посредством которых реализуются ее цели, задачи и цель. Обозначим некоторые из функций: Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В нем проявляется способность философии выступать в качестве основы мировоззрения, представляющего собой целостную устойчивую систему представлений о мире и законах его существования, о явлениях и процессах природы и общества, важных для поддержания жизни людей. общество и человек. Мировоззрение человека выступает как совокупность чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека играют представления о принципах, определяющих его отношение к миру, обществу и самому себе. Мировоззрение по своей форме может быть: мифологическим, религиозным, философским. Это зависит от основы, на которой он основан - на мифологических, религиозных или философских представлениях. В основе мифологического мировоззрения лежат мифы, то есть фантастические рассказы о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественного и эмоционального переживания мира или из социальных иллюзий. Религиозное мировоззрение - следующий этап в развитии взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и священное. Обладатели такого мировоззрения считают, что всемогущая творческая сила - Бог выше природы и вне ее. В центре любого религиозного мировоззрения - идеи высших ценностей и способы их приобретения. Он основан на вере, которая не терпит сомнений и ставит взгляды человека в зависимость от религиозных догм. В отличие от него философское мировоззрение способно основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезированные в представлениях о научной картине мира. Часто в современных условиях мировоззрение отдельных людей одновременно сочетает мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают специфичность мировоззрению конкретных людей. Мировоззрение людей как система взглядов формируется на основе разнообразных знаний, но окончательный вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем взгляды и развивает чрезвычайно общие принципы обоих познание, понимание и преобразование мира. Информация о нормативных образованиях, опосредующих его ориентацию и придающих ему действенность, является основой мировоззрения. Философия - это средство формирования и обоснования содержания наиболее общих, фундаментальных и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле его оправдано рассматривать как основу мировоззрения, которое человек использует в своих взаимодействиях с миром, и наделить его мировоззренческой функцией. Методологическая функция. Метод в самом общем виде означает такое знание и основанную на нем систему действий, с помощью которой можно получить новое знание. У философии есть свои особые методы и свой язык. Язык философии - это язык категорий, тех чрезвычайно общих понятий (дух - материя; необходимость - случай; добро - зло; прекрасное - уродливое; истина - заблуждение и т. д.), На которых лежат его вечные окончательные вопросы и рациональные ответы. дано им. Любая наука в любой исторический период использует категории количества и качества, причины и следствия, сущности, закона и т. д., Сознательно или бессознательно заимствуя их категориальные значения из философии. Благодаря системе своих универсальных категорий философия помогает наукам осмысливать и, главное, целенаправленно формировать собственные философские основы, адекватные их предмету и задачам. Один из важнейших и древнейших методов философии - диалектический. Диалектика - это способность постичь объект в его целостности и развитии, в единстве его основных противоположных свойств и тенденций, в разнообразных связях с другими объектами. Диалектика неотделима от философского диалога, от умения слушать и учитывать мнение как коллег, так и оппонентов. К важнейшим методам философии могут относиться также метод философской рефлексии, как сосредоточение мысли на собственных имплицитных основаниях, герменевтические методы адекватной интерпретации философских текстов и чужих смыслов, феноменологический метод изучения сознания, а также систематическое использование всего арсенала общелогических методов познания - индукции, дедукции, аналогии, формально-логического анализа терминов, логических схем и контекстов рассуждений. Напомним, что многие философские произведения написаны в диалогической форме, в частности, большинство произведений великого Платона. Рефлексивно-критическая функция. С этим направлением реализации одной из целей философии связано проявление другой ее цели, выражающейся в выполнении рефлексивно-критической функции. В рамках оценки осуществляется философия происходящего в мире на основе философии, содержащейся в общих представлениях о здоровье и болезнях, процессах и явлениях действительности, человека. Критическое отношение философии к тому, что негативно оценивается в духовной и материальной жизни, способствует выработке мер, направленных на преодоление того, что человеку не подходит, кажется ему патологическим и потому достойным трансформации. Критическая функция философии может проявляться не только в отношении людей к миру, но и в ходе самооценки специалистами собственного содержания. Таким образом, критическая функция философии может быть реализована как с точки зрения стимулирования развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и с точки зрения улучшения содержания самой философии. Рефлексивно-критическая функция философии состоит в том, что она критически осмысливает существующую культуру и состояние, в котором находятся общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает устаревшие формы жизни, подготавливает общественное сознание к необходимости перемен, пытается ответить на фундаментальные вопросы жизни. Интегративная функция состоит в том, что с помощью философии реализуется органическое сочетание всех компонентов содержания человеческой культуры - онтологического, гносеологического, логического, этического, эстетического, аксиологического, жизненно-практического. Именно с помощью философии человек вырабатывает общие принципы понимания и объяснения природы человека и мира в целом, создает предельно обобщенные идеи и представления о бытии. Философия объединяет всю духовную культуру в некое целостное единство в рамках данной исторической эпохи. Таким образом, философия обобщает знания, накопленные человечеством, систематизирует и интегрирует их в единую систему, вырабатывает критерии их подчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию. Кроме того, философия формулирует предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношению человека к миру, обществу и самому себе. Будучи освоен в процессе воспитания, став собственностью разных людей, эти принципы обеспечивают их формирования позиций закрытия содержания, что способствует интеграции социального сообщества в единое целое. Это раскрывает другой план реализации интегрирующей функции философии. ЗаключениеФилософия - это средство самопознания и самосознания человека, которое является высшим звеном космической эволюции. Философия помогает человеку осознать уникальность своего существа, раскрыть высшие ценности своей жизни и на этой основе сформулировать свои представления о смысле жизни, о своей судьбе, о свободе, истине, добре, творчестве., красота, счастье. В философии умственное развитие личности находит свое логическое завершение, выражается суверенитет человеческого интеллекта, который благодаря философии приобретает права законодателя человеческой жизни. Без философии невозможно стать высокообразованным человеком с тонким интеллектом. Философия формирует у человека универсальную широту кругозора, уверенность в своих духовных силах, склонность к критическому анализу и постоянному творческому поиску. Каждому нужна философия для самореализации как разумного существа, единственного носителя и субъекта духовности в материальном мире. Философия - интеллектуальное и духовное ядро культуры. Философия обеспечивает полноту интеллектуального потенциала личности. Список литературы Барковская А.В.. Философия: Ответы на экзаменационные вопросы / AV. Барковская, EV. Хомич. - 2-е изд. - Минск: Терра-Системс, 2008 Стрельник С.Е. Философия: конспект лекций. - М:. Юрайт Издательский дом ; И.Д. Юрайт, 2011 Основы философии: Краткие лекции. 2001 Философия как культурный феномен. Основные разделы и функции философского знания. 200 Философия, учебник. Руководство / ВO. Бернацкий ; под итог. изд. NP. Махова. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2001 Алексеев П.В.. Панин А.В.. Панин. - 3-е изд., Проспект, 2006 История и философия науки: учебник. пособие для аспирантов / под ред. AS. Мамзина. - СПб.: Питер, 20150. - 261 с. История мировой культуры: Учебник. пособие / Зав. ред. Коллективный L.T. Левчук. - Киев: Лыбидь, 2004 Кармин А.С.. Философия: учебник. для школ / AS. Кармин, GG. Бернацкий. - СПб.: Питер, 2010 |