Главная страница

сравнение русской и европейской философии. Представители Блаженный Августин, Фома Аквинский


Скачать 33.86 Kb.
НазваниеПредставители Блаженный Августин, Фома Аквинский
Анкорсравнение русской и европейской философии
Дата25.09.2022
Размер33.86 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файласравнение русской и европейской философии.docx
ТипДокументы
#694558







Европа

Россия

Средние века

Теоцентризм ( в центре – Бог)

Представители:Блаженный Августин, Фома Аквинский

Центральные идеи: Отношение к природе, человек – это образ и подобие Бога, проблема души и тела, проблема самопознания( разума и воли).


Принцип соборности (единство людей на основе их любви к Богу).

Представители: Кирилл и Мефодий, Антоний и Феодосий, Илларион.

Центральные идеи: затронуть умы и сердца слушателей. «Слово о законе и благодати», где рассматривается христианство

Вывод: совпадает с европейской

Возрождение

Гуманизм-общественно-философское движение, рассматривавшее человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность, как высшую ценность.

Представители: Арнольфо ди Камбио, Николло Пизано, Джованни Пизано, Джотто, Пьетро Каваллини, Пьетро Лоренцетти.

Центральные идеи: новые тенденции нашли свое наиболее радикальное выражение в итальянской культуре и искусстве.

Сохранение русской духовности, христианство борьба за освобождение от татаро-монгольского ига, устроиство государства.

Представители: Максимильян Грек, Иоанн Златоуст, Василий Великий

Центральные идеи: отстаивание морально-нравственных ценностей, лучшие качества: скромность, аскетизм, говорит о заботе о народе, справедливости.

Вывод не совпадает с европейской

17век -18 век (Новое время Просвещение)

Эмпиризм ( в центре – в основе познания лежит исключительно опыт). Деизм( взаимосвязанностью и равноправием материализма и идеализма)

Представители: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Готфрид Лейбниц, Джон Локк.

Центральные идеи: помогать человеку добиваться практических результатов в его деятельности, отвергали идею личного Бога.

Вывод: не совпадает с Российской.

Петровские реформы( новая образованность, познание), императорская власть, ее божественность, нерушимость, права императора( казнить, миловать), война и мир.

Представители: Петр1, Дмитрий Ростовский, Ломоносов, Радищев.

Центральные идеи: механистический материализм, государство возникло, когда возникла частная собственность и образовалось как следствие этого неравенство между людьми.

19 век

Рационализм, оптимизм( в центре –машины).

Представители: Дж.Уатт, С.Морзе, А.Бэлл, братья Люмьер, М.Фарадей, Д.Максвелл, П.Кюри и М.Склодовская-Кюри.

Центральные идеи: вера в безграничный прогресс, добрую природу человека.

Вывод: частично совпадает с Российской частично только в нравственных целях человечества

Декабристская философия, Славянофильство, Неоплатонизм, Философия всеединства

Представители: П.Я Чаадаев, Ф.М Достоевский, Л.Н Толстой, В.С. Соловьев.

Центральные идеи: Выступают за отмену крепостного права, Историческое провидение – не чистый разум и не воля, а целостный дух, имеющий единство через нравственное начало. Россия универсальная страна, т.к православие универсально, применимо к любой классовой, расовой принадлежности, и в судьбе каждого человека должна сыграть религия Человечество – участник не только истории, но и космического процесса, смысл его существования в служении добру, установления нравственного порядка.

Современная философия

Феноменология, герменевтика, аналитическая философия, постмодернизм (анализу языка, логики, науки).

Представители: Роберто Эспозито, Жак Деррида и тд.

Центральные идеи: стремление к истине есть эгоистичное и ложное проявление разума, человек столько познает мир, сколько переживает

Вывод: совпадает с Российской

Философия персонализма, проблемы сознания и психики, социальная философия, Русский космизм.

Представитель: Николай Бердяев, Иван Ильин, Алексей Лосев, В.И. Ленин и тд.

Центральные идеи: мира: сознательное управление эволюцией природных сил и физической природы человека. Смысл существования личности – в свободе и творчестве.


Вывод: Русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто внутреннее, интуитивное, чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям и определениям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности. Наша философия отличается очень многим, в этом она и прекрасна, она настолько глубока и безгранична, что в этом её основная особенность. Наша философия – есть философия нашей души
Карточка 4.  Русская философия.  

Задание1. – выше 

Задание 2. Рассуждения. Использовать знания по истории страны 

 

С. Л. Франк в известной работе «Смысл жизни» пишет, что этот «проклятый вопрос» «о смысле жизни» волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время, даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и земных успехах…. но жизнь уже так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек … Этот вопрос - не теоретический, не предмет праздной умственной игры; этот вопрос есть вопрос о смысле самой жизни, он  даже страшен – и, собственно, говоря еще гораздо более страшнее, чем при тяжкой нужде вопрос о куске хлеба для утоления голода…».  

 1.Что же такое «смысл жизни»? 

смысл жизни это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её».

2. Какие мнения есть по этому вопросу среди а)философов,б) теологов, в)ученых? 

Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям.

Серафим Саровский же так определил смысл жизни христианской: «Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого».

3. Зачем человеку нужно прояснить его для себя?  

Не имеющий смысла жизни, человек не может ощущать себя живым, он несчастен и ведет бесцельное существование. Главный вопрос, который волнует каждого человека - это вопрос о смысле жизни. Поиск ответа на этот вопрос значит очень многое для человека.

4.Почему С. Л. Франк называет его практическим вопросом, вопросом всей жизни?  

Философ убеждён, что поиск ответа на данный вопрос важнее, чем поиск хлеба для утоления голода, ведь поиск смысла своего существования, поиск себя важен для человечества. Благодаря таким раздумьям человек может найти свой путь.

5. В чем Вы видите смысл своей жизни. Ответ аргументируйте. 

Смысл моей жизни, перенять опыт прошлых поколений, обучиться навыкам и знаниям и впоследствии внести свой положительный след в жизнь, для будущих поколений. Я считаю, что жить нужно, чтобы сделать добро, которое будет тянутся через поколения и будет приносить пользу.



написать администратору сайта