Направление
| Период
| Представители
| Основные идеи
| Достоинства
| Недостатки
|
эволюционизм
| 50-е года XIX в.
| Фридрих Клемм, Эдуард Тейлор, Л. Морган и Дж. Фрэзер.
| человеческий род един, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в сходных ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения, что в свою очередь определяет единообразие культуры на сходных ступенях развития
| существование универсального закона общественного развития, заключающегося в эволюции культуры от низших форм к высшим, от дикости к цивилизации и т. д.
| к концу XIX века все в большей мере стали проявляться слабые стороны эволюционизма, вступившие в противоречие с фактами реальной жизни
|
диффузионизм
| конец XIX нач.XX в.
| Фридрих Ратцель, Лео Фрабениус, Фриц Гребнер, Тур Хейердал
| развития культуры народа является восприятие этим народом культурных достижений других народов
| Культура распространяется либо вместе с людьми либо посредством контактов и взаимодействия разных народов, распространение культур и их элементов должна изучать этнография
| Считается ложной попытка диффузионизма связывать одинаковые явления культуры, которые пространственно могут находиться даже в разных частях света, общностью географического происхождения
|
социологическая школа
| конец XIX нач.XX в.
| Эмиль Дюркгейм, М. Мосс, Леви-Брюль
| главный предмет этнографии- человеческое общество
| происхождение религии Э. Дюркгейм видит в обществе, общественной среде, бог — выражение сил, которым надо подчиняться, не понимая их происхождения ( власть царей, князей и т. д.)
| религиозное мировоззрение делит мир на 2 половины: «мир священный» и «мир обыденный», между которыми есть непереходимая граница.
|
американская историческая школа Боаса
| сер. 30-х г. XX века
| Франц Боас, А. Кребер, А. Гольденвейзер, Р. Лоуи, Л. Уайт.
| Франц Боас считал, что нужно составить историю человечества, для чего надо сначала изучить историю каждого отдельного народа, открытие законов управляющих деятельностью человеческого ума, а также реконструкция человеческой истории и культуры
| Введено понятие «языковой союз» т. е. теория о смешанности многих неродственных языков.
| отрицания любых закономерностей в развитии той или иной области культуры
|
этнопсихологическая школа
| 30-е г. XX в
| А. Кардинер, М.Мид и Б. Рут
| найти закономерности, но в отличие от эволюционистов не в быте (общности материальной культуры), а в психологии
| Главным понятием является индивид — личность. Именно с него и следует начать изучать те или иные народы.
| социально-экономический фактор, стал основой для обособления культуры людей
|
культурный релятивизм
| сер. 50-х г. XX в.
| М. Херсковиц, А. Кребер, Р. Бенедикт
| нельзя вмешиваться в жизнь («культуру») других народов, «здесь велика роль этнографии, которая должна защищать право каждого народа на самостоятельное развитие».
| Несмотря на некоторые различия, у всех народов есть «универсалии» — черты, одинаковые для всех человеческих культур. Например, народное творчество проявляется по-разному, но цель его одна — стремление к красоте.
| Вполне признавая принцип равноправия народов, мы едва ли можем требовать уважения к таким «культурным ценностям», как обычай охоты за головами на Новой Гвинее, гладиаторские бои в Древнем Риме, костры инквизиции в средние века, концентрационные лагеря в фашистской Германии и т. п. «Ценность» ценности все-таки рознь.
|
функционализм
| 20-е г. XX века
| Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун
| Задача этнографа заключается не в том, чтобы выяснить историю происхождения тех или иных институтов, а чтобы показать их значение в данном обществе и показать это с определенной целью
| понять мировоззрение аборигена, его отношение к жизни, изучить его взгляды на мир
| большей частью избегал жизненных проблем: она пыталась укрыться за китайской стеной антикварных интересов.
|
неоэволюционизм
| сер.50-х г. XX в до н. в.
| Лесли Уайт, Джулиан Стюард
| рассматривали историю общества как совокупность замкнутых систем, развивающихся в разных направлениях. Такое развитие являлось результатом приспособления человека к различнымэкологическим средам
| они отвергали однолинейность развития культуры, предлагая несколько концепций эволюции.
| Концепция однолинейной эволюции требует наличия универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем — таких, например, как «дикость — варварство — цивилизация». В настоящее время она не применяется
|