философия. Представление о Боге и человеке в русской философии
Скачать 15.67 Kb.
|
Тема: «Представление о Боге и человеке в русской философии». Главное содержание религии составляет вера в Бога. Однако Бог является не только предметом религиозной веры, но и философского мышления. Именно философия религии стремится постигнуть рациональный смысл идеи Бога. Для русской философии человек является высшей ценностью, сущностью бытия, средоточием культуры, единством внутреннего и внешнего, доброго и злого. «Человек совмещает в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной великой противоположности между безусловным и условным, между абсолютною и вечною сущностью и преходящим явлением или видимостью. Человек есть вместе и божество, и ничтожество», - В. Соловьев выражает направленность всей русской философии. Постижение человека как божества и ничтожества в рамках антропологической парадигмы было и остается великой задачей русской философии. Также в русской философии человек рассматривается в его двойном триединстве: «человек как тело, душа, дух» и «человек как индивид, индивидуальность, личность». При этом акцент делается на внутреннем бытии человека, на его духовности, тайне его души, что является еще одной важной и характерной чертой русской философской мысли. По мнению философа Н. Бердяева, человек является абсолютным центром не только данной замкнутой планетной системы, но и центром всего бытия: "Всё внешнее, предметное, материальное есть лишь символизация совершающегося в глубине духа, в Человеке". Идее личности, считает Бердяев, должно принадлежать центральное место в новом религиозном сознании. Стремясь возвысить человека и ограничить роль Бога, Бердяев доказывает, что само творение человека явилось результатом двух источников: Бога и свободы. Человек, согласно Бердяеву, дитя не только Бога-создателя, но и Бога-свободы - ничто, небытия. Отсюда вывод, что Бог не властен над человеком, над мерой в нем добра и зла, он не всемогущ и не всеведущ, а может лишь помочь людям устремлять свою волю к добру и отвращать их от зла. Право свободного выбора остается за человеком. Также по словам Ф.М. Достоевского, хитрый, лукавствующий ум человеческий склонен приписывать Богу свои весьма ограниченные понятия и представления. Но Бог выше всяких человеческих понятий и представлений. Вот почему смирение является главной моральной и гносеологической добродетелью христианства. И, напротив, самое большое зло в жизни и познании - это гордыня всезнайства. Бог - это сверх-совершенство. Только Ему следует поклоняться, только на Него возлагать свои самые заветные упования. У Ф.М. Достоевского есть такая фраза: “Если Христос не Истина, то я скорее останусь с Христом, нежели с Истиной”. Смысл этого высказывания заключается в том, что история знает много учений, претендовавших быть Истиной, но в итоге оказавшимися ложными утопиями, порабощающими человека, потому что их творцы и создатели были несовершенными, а то и вовсе порочными людьми. Только поклоняющийся абсолютному Совершенству является подлинно свободным существом. “Господь есть Дух, а где Дух Господень, там свобода” Для Достоевского нет ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может, нет и ничего страшнее человека. Человек - загадочен, соткан из противоречий, но он является в то же время - в лице самого даже ничтожного человека - абсолютной ценностью. Поистине - не столько Бог мучил Достоевского, сколько мучил его человек, - в его реальности и в его глубине, в его роковых, преступных и в его светлых, добрых движениях. Основная тайна человека, по Достоевскому, состоит в том, что он есть существо этическое, что он неизменно и непобедимо стоит всегда перед дилеммой добра и зла, от которой он не может никуда уйти: кто не идет путем добра, тот необходимо становится на путь зла. Эта этическая сущность человека, основная его этическая направленность не предвзятая идея у Достоевского, а вывод из его наблюдений над людьми. Таким образом, как у современного человека, так и у человека первобытного представления и понятия, в том числе представления и понятия о Боге, были и есть непосредственным продуктом его духовной, разумной, интеллектуальной деятельности. С этой точки зрения представления понятия о Боге являются продуктом исключительно сознания человека. В самом деле: представления и понятия о Боге зарождаются и живут в сознании человека; вне сознания человека нет понятий о Боге, вне сознания человека нет веры в Его существование. |